Изобретение относится к газотурбостроению и предназначено для определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта газотурбинных двигателей (ГТД) на малоразмерной стендовой установке в заводских (цеховых) условиях без дорогостоящих опытно-промышленных испытаний двигателей.
Известно устройство и способ влажной очистки проточного тракта ГТД (патент GB 1258315, МПК F01D 25/00, опубл. 30.12.1971), выполненное в виде кольцевого коллектора, расположенного снаружи воздухозаборника двигателя и снабженного рядом форсунок. При этом сопла форсунок для впрыска жидкости-очистителя расположены радиально внутрь или в направлении вдоль канала по потоку воздуха.
Такое расположение сопел форсунок не обеспечивает требуемой эффективности и приемлемой экономичности очистки. Дело в том, что указанное расположение приводит к неравномерному распылу жидкости-очистителя по всему сечению проточного тракта; участки лопаток, расположенные ближе к втулочной части ротора и сама втулочная часть остаются неочищенными. Давление подачи промывочной жидкости должно быть существенным для того, чтобы «прошить» перпендикулярно весь воздушный поток в воздухозаборнике, что обусловливает большой расход жидкости. Кроме указанного устройство по патенту GB 1258315 имеет и другой недостаток - оно приводит к увеличению радиальных размеров воздухозаборника ГТД и его массы.
Указанных недостатков не имеет способ (Авт. св. СССР №1244994, МКИ F02C 7/00, опубл. 10.07.2004). В данном способе очистку проточного тракта ГТД осуществляют струей сжатого воздуха и жидкостью-очистителем. Направление выходных сопел форсунок, через которые подают жидкость-очиститель кольцевого контура связанно с высотой h воздушного тракта на входе в двигатель и длинной 1 расположения форсуночных отверстий от лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) посредством угла наклона α упомянутых сопел форсунок к образующей проточного тракта.
Величина угла α зависит от скорости жидкости Vж с учетом направления и величины вектора скорости Vв воздушного потока.
Данному способу влажной очистки присущ один существенный недостаток, заключающийся в том, что для определения рациональных параметров режимов проведения очистки необходимы предварительные дорогостоящие опытно-промышленные испытания натурных двигателей, при которых должны определяться основные ее параметры: давление подачи (или перепад давления) жидкости-очистителя, время проведения очистки, эффективность применяемых для очистки жидкостей, расход жидкостей и некоторые другие параметры.
Задача изобретения - определить рациональные параметры режимов влажной очистки проточного тракта ГТД простым и недорогим способом на малоразмерной стендовой установке в цеховых (заводских) условиях с тем, чтобы исключить дорогостоящие опытно-промышленные испытания натурных двигателей, проводимые для указанных целей.
Решение указанной задачи достигается тем, что в способе определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД, включающем обдувку струей сжатого воздуха и подачу жидкости-очистителя, согласно изобретению, определение параметров проводят на малоразмерной стендовой установке при очистке реальных деталей, например, кассеты образцов в виде сектора лопаток, взятых из направляющего аппарата компрессора, с предварительным закреплением их на торце смесительной камеры установки, имитирующей проточную часть двигателя, при этом обдувку воздухом образцов осуществляют со скоростью, равной скорости воздушного потока в проточной части двигателя на режиме его работы, принятом для проведения очистки, с одновременной подачей в смесительную камеру жидкости-очистителя.
Для обеспечения требуемой скорости воздушного потока в смесительной камере стендовой установки, воздух в нее подают под перепадом давления, определяемым из соотношения
а жидкость-очиститель - под перепадом давления, рассчитываемым по зависимости
Подвод сжатого воздуха в смесительную камеру установки осуществляют через форсунку с диаметром проходного сечения, определяемым из соотношения
а подачу жидкости-очистителя в смесительную камеру производят через форсунки в количестве, рассчитываемом по зависимости
и с диаметром проходного сечения, определяемым по формуле
В расчетных зависимостях (2)…(6) имеем:
ρв и ρж - плотность воздуха и жидкости-очистителя, соответственно, кг/м3;
µв и µж - коэффициент расхода воздуха и жидкости, соответственно;
φс=0,70…0,96 (см., например, Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. Учеб. пособие. 2-е изд., исправл. - М.: Машиностроение, 2003. - с.105);
Vв(i) - скорость воздушного потока в воздухозаборнике двигателя на i-м режиме его работы, м/с;
Gв(i) - массовый расход воздуха через двигатель на i-м режиме его работы, кг/с;
dв и dж - диаметр проходного сечения форсунок для подачи в смесительную камеру, соответственно, сжатого воздуха и жидкости очистителя, м;
Fв и FS - площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя и смесительной камеры стендовой установки, соответственно, м2;
h и l - высота омываемой поверхности образцов лопаток и расстояние от кассеты образцов до оси жидкостных форсунок, соответственно, м;
n - количество жидкостных форсунок;
td=(0,8÷1,5)·10-3 м/с - динамический слой жидкости-очистителя (см. например, Силаев Б.М., Мальцев Е.H. Теоретическое обоснование конструктивной схемы устройства для промывки газовоздушного тракта ГТД/Вестник СГАУ, №3(19), 4.2 - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2009 - С.167-171);
γк - угол сектора кассеты образцов-лопаток;
γф=10°-20° - угол распыла струйной форсунки (см. например, А.П.Васильев, В.М.Кудрявцев и др. «Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей», М.: «Высшая школа», 1967 г., стр.228);
Расчетные соотношения (2)…(4) и (6) получены на основе совместного решения уравнений неразрывности потоков в воздухозаборнике двигателя и в смесительной камере стендовой установки. Зависимость (5) получена из условия охвата всей очищаемой площади лопаток впрыскиваемой в воздушный поток жидкостью.
Изобретение поясняется чертежом - фиг.1, где представлена принципиальная конструктивная и пневмогидравлическая схема малоразмерной стендовой установки, с помощью которой реализуется способ.
Установка включает смесительную камеру 1, на торце которой закреплена кассета образцов - лопаток 2, другой торец смесительной камеры образует форсунку 3. Пневмосистема состоит из форсунки 3 и измерительно-регулировочной аппаратуры, содержащей кран регулировочный 4, фильтр 5, влагомаслоотделитель 6 и кран перекрывной 7, датчик давления 16. На стенке камеры закреплены форсунки 8. Гидросистема установки состоит из насоса 9, бака 10 с жидкостью, электронагревателя 11, фильтров 12, редукционного клапана 13 и двухпозиционного крана 14; контроль давления жидкости перед форсунками осуществляется датчиком давления 15. Установка снабжена датчиками 17 и 18, а также вентилятором 19.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. На торец смесительной камеры 1 закрепляют кассету образцов-лопаток 2; с другого ее торца подводится сжатый воздух через пневмосистему. Для обеспечения требуемой скорости воздушного потока в смесительной камере 1 стендовой установки, воздух в нее подают под перепадом давления, определяемым из соотношения (2), через форсунку 3 с диаметром проходного сечения, рассчитываемым по формуле (4).
Через форсунки 8 осуществляют подвод жидкости-очистителя в камеру 1 под перепадом давления, определяемым по зависимости (3), при этом диаметр форсунки рассчитывают по формуле (6), с учетом зависимости (1), а количество форсунок 8 определяют по соотношению (5).
В зависимости от расхода воздуха, имитирующего любой из возможных режимов работы двигателя, например холодные прокрутки, режим «малый газ», номинальный режим и др., изменение подачи жидкости-очистителя осуществляется через гидросистему установки. Контроль давления в смесительной камере на входе и перед лопатками осуществляют датчиком давления 16. Для оценки влияния температуры жидкости-очистителя на продолжительность и степень очистки предусмотрен нагрев жидкости в баке 10 с помощью электронагревателя 11, при этом контроль температуры в баке производят датчиками 17, а воздуха и воздушно-жидкостного потока - датчиками 18. При работе стендовой установки воздушно-жидкостная среда с частицами пленки загрязнений в процессе очистки удаляется вентилятором 19.
Таким образом, предлагаемый способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта газотурбинных двигателей - давление подачи (или перепад давления) жидкости-очистителя, время (продолжительность) проведения очистки, эффективность применяемых для очистки жидкостей и их расход - при выполнении указанной операции на малоразмерной стендовой установке устраняет проблему получения данных по очистке путем проведения дорогостоящих опытно-промышленных испытаний натурных двигателей, что в конечном счете принесет помимо технического, существенный экономический эффект.
Изобретение относится к газотурбостроению и предназначено для определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта газотурбинных двигателей (ГТД) на малоразмерной стендовой установке в заводских (цеховых) условиях. Способ включает обдувку струей сжатого воздуха и подачу жидкости-очистителя. Рациональные параметры определяют на малоразмерной стендовой установке, помещая реальные образцы в смесительную камеру, например, кассеты образцов в виде сектора лопаток, взятых из направляющего аппарата компрессора, с предварительным закреплением их на торце смесительной камеры, имитирующей проточную часть двигателя, при этом обдувку воздухом образцов осуществляют со скоростью, равной скорости воздушного потока в проточной части двигателя на режиме его работы, принятом для проведения очистки, с одновременной подачей в смесительную камеру жидкости-очистителя. Технический результат - упрощение способа, исключающего дорогостоящие опытно-промышленные испытания натурных двигателей. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД, включающий обдувку струей сжатого воздуха и подачу жидкости-очистителя, отличающийся тем, что параметры определяют на малоразмерной стендовой установке, помещая реальные образцы в смесительную камеру, например, кассеты образцов в виде сектора лопаток, взятых из направляющего аппарата компрессора, с предварительным закреплением их на торце смесительной камеры, имитирующей проточную часть двигателя, при этом обдувку воздухом образцов осуществляют со скоростью, равной скорости воздушного потока в проточной части двигателя на режиме его работы, принятом для проведения очистки, с одновременной подачей в смесительную камеру жидкости-очистителя.
2. Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД по п.1, отличающийся тем, что воздух в смесительную камеру подают под перепадом давления, определяемым из соотношения
а жидкость-очиститель - под перепадом давления, рассчитываемым по зависимости
где
ρв и ρж - плотность воздуха и жидкости-очистителя, соответственно, кг/м3;
φс - коэффициент потерь скорости в смесительной камере, равный 0.70..096;
Vв(i) - скорость воздушного потока в воздухозаборнике двигателя на i-м режиме его работы, м/с;
Gв(i) - массовый расход воздуха через двигатель на i-м режиме его работы, кг/с;
Fв и FS - площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя и смесительной камеры стендовой установки, соответственно;
h и l - высота омываемой поверхности образцов лопаток и расстояние от кассеты образцов до оси жидкостных форсунок, соответственно, м.
3. Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД по пп.1 или 2, отличающийся тем, что подвод воздуха в смесительную камеру установки осуществляют через форсунку с диаметром проходного сечения, определяемым из соотношения
а подачу жидкости-очистителя в смесительную камеру производят через форсунки в количестве, рассчитываемом по зависимости
и с диаметром проходного сечения, определяемым по формуле
В приведенных расчетных зависимостях параметры имеют следующие значения:
ρв и ρж - плотность воздуха и жидкости-очистителя, соответственно, кг/м3;
µв и µж - коэффициент расхода воздуха и жидкости, соответственно;
φс - коэффициент потерь скорости в смесительной камере, равный φс=0,70…0,96;
Vв(i) - скорость воздушного потока в воздухозаборнике двигателя на i-м режиме его работы, м/с;
Gв(i) - массовый расход воздуха через двигатель на i-м режиме его работы, кг/с;
dв и dж - диаметр проходного сечения форсунок для подачи в смесительную камеру, соответственно, сжатого воздуха и жидкости очистителя, м;
Fв и FS - площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя и смесительной камеры стендовой установки, соответственно, м2;
h и l - высота омываемой поверхности образцов лопаток и расстояние от кассеты образцов до оси жидкостных форсунок, соответственно, м;
n - количество жидкостных форсунок;
td=(0,8÷1,5)·10-3 м/с - динамический слой жидкости-очистителя;
γк - угол сектора кассеты образцов-лопаток;
γф=10°÷20° - угол распыла струйной форсунки;
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОМЫВКИ ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1984 |
|
SU1244994A1 |
Устройство для контактной точечной сварки | 1984 |
|
SU1258315A3 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОМЫВКИ ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2311551C1 |
RU2000458C1,07.09.1993 | |||
Способ промывки газовоздушного тракта газотурбинного двигателя | 1991 |
|
SU1776846A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ СИЛЫ ИНТРАОКУЛЯРНОЙ ЛИНЗЫ | 2002 |
|
RU2229861C2 |
Авторы
Даты
2015-02-10—Публикация
2012-07-02—Подача