СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГЛАЗ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОСЛЕПЛЕНИИ СВЕТОМ ФАР ВСТРЕЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2015 года по МПК A61B3/10 A61B5/476 

Описание патента на изобретение RU2541035C2

Предлагаемое техническое решение относится к области защиты глаз от ослепления встречным светом и может быть использовано в транспортных средствах для защиты глаз водителей от ослепления светом фар встречных транспортных средств, а также солнца, ярких уличных фонарей и иных источников ослепления (в т.ч. и от ослепления лазером).

Из уровня техники известно решение по патенту RU 2444345, где защита достигается с помощью «изменения пропускания части стекол очков в зоне вероятного прохождения траекторий света фар левее оси зрения». Эта зона фиксированная, она определена заранее изготовителем очков. Таким образом, затемняется не только источник ослепления, но и другие объекты, попавшие в эту зону, что может в некоторых ситуациях не повысить, а снизить безопасность. Кроме того, не затемняются источники ослепления, не попавшие в эту зону, например, уличные фонари и солнце. Отличием заявленного решения является то, что в нем затемняются те (в сумме - существенно меньшие) области прозрачного дисплея, которые соответствует фактическим текущим положениям источников ослепления. Т.е.: а) не затемняются лишние участки прозрачного дисплея, б) затемнение возможно в любом месте прозрачного дисплея, а не только в заранее выделенной зоне, благодаря чему осуществляется защита и от солнца, и от ярких уличных фонарей и т.п.

Известен патент на изобретение RU 2274439, согласно которому «затемняющие полупрозрачные экраны нанесены на левые половины стекол со стороны встречного транспорта». Решению присущи те же недостатки, что и в предыдущем случае, причем зона затемнения: а) еще больше - половина стекла, б) действует постоянно, а не становится темной только при ослеплении, что еще больше снижает безопасность. Дополнительный недостаток - водитель должен совершать некоторые движения головой. Известен патент на полезную модель RU 92789U - система для защиты глаз водителя при ослеплении светом фар встречного транспортного средства, содержащая экран, фотокамеру, устройство, которое определяет координаты пересечения оптической оси глаза с экраном, блок управления на основе программно-аппаратного комплекса, выполненного с возможностью периодичного считывания координат положения глаз водителя с датчика по определению координат положения каждого глаза человека относительно экрана, отличающаяся тем, что экран выполнен в виде прозрачного или частично-прозрачного защитного полимерного жидкокристаллического экрана низкого разрешения матричного типа и закреплен на лобовом стекле автомобиля или между лобовым стеклом и водителем, и функцией которого является соразмерное свету фар встречного транспортного средства формирование затемнения в той части экрана, которое необходимо для защиты глаз водителя транспортного средства от ослепления светом фар встречного транспортного средства, а блок управления выполнен с возможностью периодичного считывания изображения света фар встречного транспортного средства с фотокамеры.

По сравнению с данным аналогом, предлагаемая система проще, дешевле и надежнее, т.к. она не содержит ни «устройства для определения координат положения каждого глаза человека относительно экрана», ни «датчика по определению координат положения каждого глаза человека относительно экрана», ни «устройство, которое определяет координаты пересечения оптической оси глаза с экраном». Эти устройства становятся ненужными, т.к. в предлагаемой системе прозрачный дисплей зафиксирован на голове водителя, т.е. положение дисплея относительно каждого глаза остается неизменным и может быть учтено один раз при настройке системы.

Наиболее близким решением является патент JP 6225905. Для сравнения с ним сначала отметим, что возможны два способа защиты (водителя) от ослепления с помощью ЖК-дисплеев, зафиксированных на голове (в частности, встроенных в очки):

1) использовать ЖК-дисплеи обычные, не прозрачные (или слабо прозрачные), известные с 60-70-х годов прошлого века, и выводить на них позитивное (обычное) изображение. В этом случае водитель видит не реальную обстановку, а ее изображение на дисплее. При любом нечаянном смещении очков относительно их исходного положения водитель будет воспринимать искаженную ситуацию. Отрицательные, вплоть до катастрофических, последствия этого очевидны;

2) использовать ЖК-дисплеи прозрачные (транспарентные), появившиеся в самые последние годы (серийный выпуск ф. Самсунг с апреля 2011 г.), и выводить на них максимально контрастное негативное изображение (с настраиваемым порогом «белое-черное»), благодаря чему источники ослепления на дисплее превращаются в темные пятна, а остальная поверхность дисплея (фон) остается прозрачной. В этом случае водитель видит сквозь прозрачный дисплей реальную обстановку, а не ее изображение. При случайном смещении очков на голове может нарушиться защита от ослепления, но водитель все равно будет видеть реальную обстановку, а не ее смещенное изображение. Т.о., данный способ лишен недостатка первого способа.

В рассматриваемом патенте JP 6225905 в материалах изобретения нигде не сказано, что ЖК-панели (по сути - дисплеи) - прозрачные. Кроме того, в разделе (0014) сказано: «можно также использовать устройства снятия изображения 6а и 6b для работы в цвете, как и жидкокристаллические панели 4а и 4b» (т.е. видеокамеры и ЖК-панели могут быть цветными). Исходя из этого можно предположить, что на ЖК-панели выводится изображение, а не создается прозрачный фон, т.е. используется первый из рассмотренных способов.

В заявленном решении предлагается второй способ, основанный на использовании прозрачных дисплеев. Кроме того, предлагается использовать не две видеокамеры, как в прототипе, а одну, что, очевидно, дешевле.

Технический результат заявленного изобретения заключается в существенном повышении эффективности защиты от ослепления встречным светом.

Также обеспечивается вывод на дисплей максимально контрастного негативного изображения, считанного с камеры и вывод на дисплей изображения, считанного с камеры, с постоянным коэффициентом масштабирования (с постоянным масштабированием).

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ защиты глаз водителя при ослеплении светом фар встречного транспортного средства, характеризующийся использованием: прозрачного дисплея, на котором формируют соразмерные свету фар встречного транспортного средства участки затемнения; цифровой камеры; определением координат пересечения с плоскостью дисплея прямых, соединяющих центр глаза с каждым источником ослепления, отличающийся тем, что камеру закрепляют на голове водителя, а дисплей располагают на голове водителя перед его глазами - между ними и источниками ослепляющего света.

Предпочтительно на прозрачный дисплей выводят максимально контрастное негативное изображение, считанное с камеры и включающее изображения источников ослепления. Предпочтительно, что на прозрачный дисплей выводят изображение, считанное с камеры и пропущенное через пороговый формирователь с инверсией яркости, причем величину порога задает пользователь.

Предпочтительно, что степень прозрачности участков затемнения задает пользователь. Предпочтительно, что установку порога и степени затемнения выполняют в одном из трех режимов по выбору пользователя: ручном, автоматическом либо комбинированном.

Изобретение может быть реализовано следующим образом.

Формируют систему, состоящую из элементов: прозрачный дисплей, цифровая фото или видеокамера, блок управления, выполненный на основе микропроцессора или микроконтроллера (к блоку управления подключены дисплей и видеокамера). Блок управления может быть структурно и конструктивно объединен с микропроцессором (микроконтроллером), входящим в состав камеры и управляющим ее работой.

В данной системе предполагается фиксация как прозрачного дисплея, так и камеры на голове водителя. Дисплей по размерам и весу аналогичен дисплеям сотовых телефонов, фотоаппаратов, навигаторов, видеорегистраторов и т.п. Фиксация дисплея может быть достигнута путем его конструктивного выполнения либо в виде очков, либо в виде насадки на очки, либо в виде общего дисплея на оба глаза, закрепленного на шлеме или другом головном уборе (например, на козырьке бейсболки), либо аналогично медицинскому зеркалу. Соответственно камера, по размерам и характеристикам аналогичная камерам, применяемым в тех же устройствах, может быть установлена либо на оправе очков, либо на головном уборе, на котором закреплен дисплей, либо на самом дисплее, либо на обруче, надеваемом на голову, если дисплей выполнен аналогично медицинскому зеркалу.

Представляется целесообразным интегрирование предлагаемой системы (в качестве дополнительной функции) в «интеллектуальные очки», или «очки дополненной реальности», создаваемые, например, компаниями Google, Microsoft, Olympus, Oakley, т.к. эти многофункциональные устройства уже содержат в себе прозрачный дисплей (все) и камеру (очки Google и Microsoft).

Работа предлагаемой системы поясняется фиг. 1 (для исполнения дисплея в виде очков или насадок на очки, дисплей состоит из двух одинаковых частей), фиг. 2 (для исполнения дисплея в виде общего экрана на оба глаза).

Основу системы составляет прозрачный дисплей 1. Он обладает следующим свойством: светлые (белые, если дисплей цветной) фрагменты выводимого на дисплей изображения, яркость которых превышает некий порог, превращаются в прозрачные.

Прозрачный дисплей зафиксирован на голове водителя перед его глазами 4, т.е. между ними и источниками 5 ослепляющего света. Блок управления 3 периодически (с частотой порядка 30 Гц или более) считывает с камеры 2, также закрепленной на голове водителя, изображения источников ослепления 5 и формирует на прозрачном дисплее 1 темные участки (пятна) 6 как раз в тех местах, где они заслоняют собой источники ослепления 5. Соответственно каждому источнику ослепления 5 блок управления 3 формирует два темных пятна 6 - по одному для каждого глаза 4. При этом остальной дисплей остается прозрачным.

В предлагаемой системе задается и при необходимости корректируется порог защиты, т.е. значение относительной яркости (для исходной картинки, воспринимаемой камерой), выше которого яркость считается ослепляющей и требует защиты.

Сущность формирования «картинки», выводимой на прозрачный дисплей, заключается в следующем: на прозрачный дисплей выводится максимально контрастное негативное изображение, считанное с камеры; иначе говоря: на прозрачный дисплей выводится изображение, считанное с камеры и пропущенное через пороговый формирователь с инверсией яркости (пороговый формирователь является аппаратной или программной частью блока управления).

Другими словами, каждый пиксель изображения, выводимого на дисплей, формируется по следующей логике: если яркость пикселя исходного изображения, считываемого с камеры, ниже порога защиты, то соответствующий пиксель на дисплее формируется как максимально яркий, а потому (согласно указанному свойству прозрачного дисплея) - как прозрачный; если яркость пикселя исходного изображения, считываемого с камеры, выше порога защиты, то соответствующий пиксель на дисплее формируется как максимально темный, а потому - непрозрачный.

Таким образом, каждому источнику ослепления 5 соответствуют на дисплее темные пятна 6, а остальной дисплей остается прозрачным.

Благодаря столь простой логике перевод изображения, считываемого с камеры, в изображение, выводимое на дисплей, может быть реализован блоком управления без какой-либо ощутимой задержки.

Расстояния от глаз 4 до камеры 2 (десятки миллиметров) существенно меньше, чем расстояния от глаз 4 и камеры 2 до источников ослепления 5 (десятки и сотни метров). Поэтому глаза 4 и камера 2 считывают практически одну и ту же «картинку» в части расположения источников ослепления 5. При перемещениях источников ослепления 5 относительно системы «глаза - камера - прозрачный дисплей» (вследствие движения своего транспортного средства и/или встречного) блок управления 3 перемещает на прозрачном дисплее 1 темные пятна так, как перемещаются изображения источников ослепления 5 на «картинке», считываемой камерой 2. Но, как указано выше, эта «картинка» практически совпадает с «картинкой», воспринимаемой глазами 4. В результате каждый глаз 4 по-прежнему остается загороженным от переместившегося источника ослепления 5 переместившимся на дисплее 1 темным пятном 6.

Благодаря жесткой фиксации дисплея 1 и камеры 2 на голове водителя, случай поворота или смещения головы равносилен (для системы «глаза - камера - прозрачный дисплей») случаю перемещения источников ослепления 5, рассмотренному выше. Таким образом, и в случае движения головы глаза 4 водителя остаются защищенными от источников ослепления 5.

Поскольку указанной системой по сути осуществляется затемнение 6 ярких источников света 5, которые в ночное время суток или во время тумана показывают водителю о приближающемся встречном автомобиле, информированность водителя о приближающемся авто, его размерах и расстоянии снижается. Для устранения этого недостатка предлагается затемнение источников ослепления 5 делать не полным, а частичным, так чтобы наблюдаемые водителем через прозрачный дисплей 1 источники ослепления 5 превратились не в абсолютно черные, а в серые пятна 6 (на общем прозрачном фоне). Проходящий через них свет от источников ослепления сделает их светлыми, но не слепящими.

Степень прозрачности участков затемнения (далее - степень затемнения), т.е. уровень черноты защитных темных пятен 6 (уровень черного) в предлагаемой системе задается и при необходимости корректируется.

Видя на месте источников ослепления светлые (но не ослепляющие!) пятна, водитель не теряет информацию о приближающихся транспортных средствах.

Для задания и корректировки порога защиты и степени затемнения в предлагаемой системе предусмотрены три режима: ручной, автоматический и смешанный (комбинированный). В ручном режиме оба параметра задает пользователь в соответствии с дорожной обстановкой, общей освещенностью, временем суток, временем года, погодными условиями, особенностями своего зрения и пр. В автоматическом режиме эти функции выполняет блок управления 3. В смешанном режиме оба параметра также задаются автоматически блоком управления 3, но могут быть дополнительно откорректированы пользователем исходя из его индивидуальных особенностей.

Похожие патенты RU2541035C2

название год авторы номер документа
ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩИЕ ОЧКИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ 2010
  • Студенцов Александр Сергеевич
  • Брежнев Алексей Владимирович
RU2444345C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЗРЕНИЯ ОТ ОСЛЕПЛЕНИЯ 1995
  • Григорьев Владимир Николаевич
  • Роом Илья Михайлович
  • Хюппенен Александр Петрович
RU2093874C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА САМОДВИЖУЩЕМСЯ ТЕХНИЧЕСКОМ СРЕДСТВЕ, ЛАЗЕРНЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2492120C2
ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩИЕ ОЧКИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ 1994
  • Лиходеевский Александр Вячеславович
RU2088190C1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОЧКИ 2023
  • Кнолл Ралф Г.Я.
RU2806339C1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОЧКИ 2020
  • Кнолл Ралф Г.Я.
RU2741488C1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОЧКИ 2022
  • Кнолл Ралф Г.Я.
RU2792656C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГЛАЗ ОТ СВЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 1998
  • Орешков О.В.
RU2164703C2
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОЧКИ 2015
  • Кнолл Ралф Г.Я.
RU2721308C2
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОЧКИ 2021
  • Кнолл Ралф Г.Я.
RU2781236C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 541 035 C2

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГЛАЗ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОСЛЕПЛЕНИИ СВЕТОМ ФАР ВСТРЕЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в области гигиены труда и профессиональных заболеваний. На голове водителя перед его глазами и источником ослепляющего света закрепляют цифровую камеру. Определяют координаты пересечения с плоскостью дисплея прямых, соединяющих центр глаза с каждым источником ослепления. На дисплее формируют соразмерные свету фар встречного транспортного средства участки затемнения. На прозрачный дисплей выводят считанное с камеры максимально контрастное негативное изображение источников ослепления. Способ повышает эффективность защиты глаз водителя от ослепляющего света фар встречного транспорта, что достигается за счет вывода на дисплей максимально контрастного негативного изображения участков, соответствующих ослепляющему свету фар. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 541 035 C2

1. Способ защиты глаз водителя при ослеплении светом фар встречного транспортного средства, характеризующийся использованием: прозрачного дисплея, на котором формируют соразмерные свету фар встречного транспортного средства участки затемнения; цифровой камеры; определением координат пересечения с плоскостью дисплея прямых, соединяющих центр глаза с каждым источником ослепления, отличающийся тем, что камеру закрепляют на голове водителя, а дисплей располагают на голове водителя перед его глазами - между ними и источниками ослепляющего света, а на прозрачный дисплей выводят максимально контрастное негативное изображение, считанное с камеры и включающее изображения источников ослепления.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на прозрачный дисплей выводят изображение, считанное с камеры и пропущенное через пороговый формирователь с инверсией яркости, причем величину порога задает пользователь.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что степень прозрачности участков затемнения задает пользователь.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что установку порога и степени затемнения выполняют в одном из трех режимов по выбору пользователя: ручном, автоматическом либо комбинированном.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2541035C2

JP 6225905 A, 16.08.1994
US 20120242678 A1, 27.09.2012
ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩИЕ ОЧКИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ 2010
  • Студенцов Александр Сергеевич
  • Брежнев Алексей Владимирович
RU2444345C2
ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩИЕ ОЧКИ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ 2004
  • Коротаев Николай Васильевич
RU2274439C1
Устройство для выравнивания импульсного падения скорости двигателя постоянного тока 1950
  • Гейлер Л.Б.
SU92789A2
Способ обработки закаленных и твердых сталей и чугуна с подачей к рабочей части инструмента травильного раствора 1938
  • Забываев Б.И.
SU61308A1
US 2004129478 A1, 08.07.2004

RU 2 541 035 C2

Авторы

Левин Анатолий Арьевич

Левин Александр Арьевич

Даты

2015-02-10Публикация

2013-02-06Подача