Способ визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА) (изобретение) относится к оптической навигации с применением лазерных источников излучения и может быть использован для определения положения ЛА относительно плоскости глиссады и посадочного курса, определения соответствия текущей скорости ЛА заданной и управления ЛА для обеспечения заданного режима полета на завершающем этапе посадки, воспринимаемого пилотом ЛА, и повышения тем самым безопасности при посадке летательных аппаратов.
Известен способ ориентации в пространстве движущегося транспорта по световому лучу и устройство для его реализации [1] (патент РФ № 2322371, МПК B64F1/18; G01S17/50). Способ заключается в том, что в заданную зону пространства в определенном направлении посылают лазерный луч, положение проекции которого с помощью оптической системы формируют на видеоэкране и сравнивают с направлением движения транспорта, а скорость на траектории снижения определяют по показаниям внутрикабинного прибора.
Недостатком способа [1] является снижение концентрации при переключении внимания на контроль скорости по внутрикабинному прибору на завершающем этапе посадки ЛА.
Известен способ визуальной ориентации пилота ЛА по лазерным ориентирам [2] (Зуев В.Е., Фадеев В.Я. Лазерные навигационные системы. М.: Радио и связь, 1987. с. 89-90), суть которого заключается в том, что после вывода ЛА в посадочный коридор определяют положение летательного аппарата относительно плоскостей глиссады и посадочного курса по внекабинным ориентирам (по лазерным ориентирам), а соответствие текущей скорости ЛА заданной скорости для обеспечения заданного скоростного режима посадки - по показаниям внутрикабинного прибора.
Недостатком способа [2] является необходимость переключения внимания пилота с визуальных ориентиров (по лазерным лучам) контроля курса и глиссады снижения на контроль посадочной скорости по внутрикабинному прибору, что приводит к снижению безопасности совершения посадки из-за потерь времени на адаптацию зрения.
Целью предлагаемого способа посадки является повышение безопасности посадки ЛА, за счет выполнения контроля и скорости, и положения ЛА на завершающем этапе посадки по визуальным внекабинным ориентирам.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе посадки ЛА [2] контроль соответствия или отклонения текущей скорости ЛА от заданной определяют по виду лазерного луча, который направляют под углом к плоскости глиссады сбоку от ЛА и изменяют угловое положение луча в функциональной зависимости от заданного скоростного режима посадки.
Способ визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА) отличается от известного технического решения, заключающегося в выводе ЛА в посадочный коридор, определении положения относительно плоскостей глиссады и посадочного курса, определении соответствия текущей скорости ЛА заданной и обеспечении заданного режима посадки тем, что соответствие текущей скорости ЛА заданной определяют по виду лазерного луча, который направляют под углом к плоскости глиссады сбоку от ЛА и изменяют угловое положение луча в функциональной зависимости от заданного скоростного режима посадки.
Совокупность существенных признаков, отличающих изобретение от известных технических решений, при реализации позволяет:
- обеспечить одновременный контроль положения ЛА относительно глиссады и курса и соответствие текущей скорости ЛА заданной по внекабинным ориентирам;
- повысить безопасность посадки ЛА.
Сущность способа визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА) поясняется рисунками фиг.1, фиг.2 и фиг.3. На фиг.1 изображена схема посадки летательного аппарата по заявляемому способу. На фиг.2 - взлетно-посадочная полоса (ВПП) и вид лазерного луча из кабины ЛА. На фиг.3 - схема расчета функциональной зависимости угла между лазерным лучом и плоскостью ВПП от времени и заданной посадочной скорости.
На рисунках фиг.1, фиг.2, фиг.3 приняты следующие обозначения:
1 - плоскость ВПП; 2 - лазер; 3 - лазерный луч; 4 - плоскость перемещения лазерного луча; 5 - плоскость глиссады; 6 - траектория снижения ЛА; 6* - проекция траектории снижения ЛА на плоскость перемещения лазерного луча (4); O - начальная точка пересечения плоскости глиссады лазерным лучом; O* - проекция точки O на траекторию снижения ЛА (6); 7 - линия на плоскости глиссады, проходящая через точки O - O*;
8 - летательный аппарат (ЛА); 9 - линия пересечения плоскости перемещения лазерного луча с плоскостью ВПП (1); 10 - ось ВПП; 11 - линия пересечения плоскости глиссады (5) с плоскостью ВПП (1); 12 - точка приземления ЛА; - заданная скорость посадки ЛА; - угол наклона плоскости глиссады к плоскости ВПП; - начальный угол между лазерным лучом и плоскостью ВПП; - высота (заданная) начала визуальной индикации заданной скорости ЛА; А - точка пересечения лазерного луча (3) с плоскостью ВПП (1); В - проекция точки приземления ЛА (12) на плоскость перемещения лазерного луча (4); D - проекция точки O на плоскость ВПП; - расстояние от места установки лазера (2) до линии пересечения плоскости глиссады с плоскостью ВПП (11);
o- расстояние от линии пересечения плоскости глиссады с плоскостью ВПП до проекции точки O на плоскость ВПП.
На рисунке фиг.2 дополнительно введены следующие обозначения:
а - вид лазерного луча при текущей скорости ЛА меньше заданной;
б - вид лазерного луча при текущей скорости ЛА равной заданной;
в - вид лазерного луча при текущей скорости ЛА больше заданной.
На рисунке фиг.3 дополнительно введены следующие обозначения:
I - текущая точка пересечения плоскости глиссады лазерным лучом;
C - проекция на плоскость ВПП текущей точки пересечения плоскости глиссады лазерным лучом;
3* - лазерный луч (текущее положение);
i - текущее расстояние от линии пересечения плоскости глиссады с плоскостью ВПП до проекции точки I на плоскость ВПП;
- текущее значение угла наклона лазерного луча к плоскости ВПП;
hi - текущая высота ЛА над плоскостью ВПП.
Сущность способа визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА) заключается в следующем:
На некотором расстоянии L (фиг.1) от линии пересечения 11 плоскости глиссады 5 с плоскостью ВПП вблизи от боковой границы ВПП устанавливают лазер 2 с возможностью изменения углового положения луча 3, который в исходном состоянии установлен под начальным углом и пересекает плоскость глиссады на заданной высоте .
Выполнение посадки осуществляют следующим образом.
После захода на посадку и вывода ЛА в посадочный коридор по штатному навигационному оборудованию, пилот на высоте переходит к управлению ЛА, используя визуальные ориентиры. В этот момент, по команде диспетчера посадки (или автоматически), начинают изменять угловое положение луча 3 по зависимости, функционально связанной с заданной скоростью конкретного типа ЛА, совершающего посадку. При этом точка пересечения лазерного луча с плоскостью глиссады начинает перемещаться по плоскости глиссады в сторону ВПП со скоростью, равной скорости, заданной для конкретного ЛА. Видимая пилотом проекция луча 3 на фронтальную плоскость представляет собой визуальный линейный ориентир (отрезок линии) и, в момент начала индикации (при нахождении ЛА сбоку от точки пресечения О), имеет горизонтальное положение. В дальнейшем, в зависимости от текущей скорости ЛА конфигурация (вид) отрезка может изменяться и принимать положения, указанные на рисунке фиг.2 поз. а, б или в, по которым пилот определяет соответствие или отклонение текущей скорости ЛА от заданной. Для выполнения посадки ЛА с заданной скоростью пилоту достаточно поддерживать горизонтальное положение отрезка луча (поз. б фиг.2) средствами управления ЛА.
Для определения функциональной связи между угловым перемещением лазерного луча и заданной скоростью посадки ЛА рассмотрим плоскость перемещения лазерного луча, ограниченную треугольником AOD (фиг.1, фиг.3). На указанной плоскости (фиг.3) показано два положения лазерного луча. В первом положении луч 3 пересекает плоскость глиссады в точке O - начала индикации заданной скорости посадки. Во втором - луч 3* пересекает плоскость глиссады в текущей точке I пересечения плоскости глиссады лазерным лучом по истечении времени .
Решая уравнение движения, получим зависимость =f( , ) изменения углового положения лазерного луча от времени начала индикации заданной посадочной скорости в виде:
- текущее время с момента перехода пилота ЛА к ориентации по виду лазерного луча;
, , , , , - соответствуют условным обозначениям на фиг.1 и фиг.3.
Полученная зависимость подтверждает функциональную связь между угловым перемещением лазерного луча и заданной скоростью посадки.
Заявленное изобретение “Способ визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА)” предоставляет возможность пилоту ЛА, по внекабинному ориентиру - виду лазерного луча, получать информацию о заданной посадочной скорости. Таким образом, в самое напряженное время полета (при выполнении посадки) пилот ЛА получает информацию не только о положении летательного аппарата с помощью штатных визуальных ориентиров, но и о текущей скорости ЛА (относительно заданной) по визуальной внекабинной информации и концентрирует свое внимание на основных факторах, способствующих обеспечению безопасной посадки.
Источники информации
1. Патент РФ № 2322371, МПК B64F1/18; G01S17/50).
2. Зуев В.Е., Фадеев В.Я. Лазерные навигационные системы. - М.: Радио и связь,
1987. - 160 с. (прототип).
3. Басов Ю.Г. Светосигнальные устройства. - М., Транспорт, 1993.- С. 111.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ЛА) | 2014 |
|
RU2575554C2 |
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ЛА) НА МАЛОРАЗМЕРНЫЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ (ВПП) | 2013 |
|
RU2547157C2 |
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ЛА) НА МАЛОРАЗМЕРНЫЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ (ВПП) | 2012 |
|
RU2494018C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ЛА В СЛОЖНЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ И СИСТЕМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2015 |
|
RU2601511C1 |
СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2011 |
|
RU2483986C2 |
Способ ориентации по лазерному лучу | 2015 |
|
RU2607723C2 |
СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2009 |
|
RU2397115C1 |
СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ ДВИЖУЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ (ВПП) | 2010 |
|
RU2434791C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ АЭРОДРОМ | 2013 |
|
RU2549145C1 |
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2007 |
|
RU2369532C2 |
Способ визуальной посадки летательного аппарата (ЛА) заключается в выводе ЛА в посадочный коридор, определении положения ЛА относительно плоскости глиссады и посадочного курса, определении соответствия текущей скорости ЛА, заданной по виду лазерного луча, направленного под углом к плоскости глиссады сбоку от ЛА. Угловое положение луча меняется в зависимости от заданного скоростного режима посадки. Обеспечивается безопасность посадки за счет визуализации информации о скорости снижения. 3 ил.
Способ визуальной посадки летательного аппарата (ЛА), заключающийся в выводе ЛА в посадочный коридор, определении положения относительно плоскостей глиссады и посадочного курса, определении соответствия текущей скорости ЛА заданной скорости и обеспечение заданного режима посадки, отличающийся тем, что соответствие текущей скорости ЛА заданной определяют по виду лазерного луча, который направляют под углом к плоскости глиссады сбоку от ЛА и изменяют угловое положение луча в функциональной зависимости от заданного скоростного режима посадки.
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2007 |
|
RU2369532C2 |
US 6126299 A, 03.10.2000 | |||
DE 19930096 A1, 04.05.2000 | |||
DE 3631321 A1, 17.03.1988 |
Авторы
Даты
2015-04-10—Публикация
2013-09-02—Подача