КАТАМАРАН НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Российский патент 2015 года по МПК B60V3/06 B63B1/38 

Описание патента на изобретение RU2548213C1

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, в частности к строительству транспортных, спортивных и других судов типа катамарана.

Известен катамаран, выполненный в виде двух параллельных корпусов, соединенных в верхней части палубой с надстройкой и двигательным комплексом, содержащим установленный ниже ватерлинии движитель. В качестве последнего применен двухроторный нагнетатель Дизеля, который расположен перпендикулярно стенкам противолежащих корпусов и прикреплен к ним /патент РФ №2351500, м. кл. B63B 1/10, 2009/.

Известный катамаран обладает хорошей скоростью, однако и пониженной проходимостью над препятствиями опорной поверхности из-за расположения движителя ниже ватерлинии.

Другой аналог заявляемого изобретения - средство передвижения на воздушной подушке с килем в середине днища, содержащее вентиляционную установку, подающую сжатый воздух с одной стороны в камеры для создания воздушной подушки и с другой стороны в воздушные каналы создания реактивной тяги. Выходные отверстия воздушных каналов размещены в кормовой части корпуса средства передвижения /патент СССР №499790, м. кл. B60V 1/18, 1976/.

Недостаток устройства по этому патенту заключается в том, что при эффективном использовании воздушного потока вентиляционной установки для создания реактивной тяги значительная часть энергетических затрат приходится на создание воздушной подушки, что отрицательно сказывается на скоростных характеристиках судна.

Наиболее близким аналогом предлагаемого технического решения по технической сущности и достигаемому результату является катамаран на воздушной подушке, содержащий два параллельных корпуса с элементами их соединения, вентиляционную установку с приводом и каналы подачи воздуха от установки. Катамаран способен нести большой груз и много людей, развивать скорость до 110 км/час. Основание каждого корпуса этого катамарана имеет каверны, в которые нагнетается воздух, создавая подъемную силу и скорость хода /патент США №6948439, м. кл. B63B 1/38, н. кл. 114/67A, 2005/.

Воздушный поток, создаваемый вентиляционной установкой, смешивается с воздухом воздушной подушки, что препятствует более полному использованию потока воздуха для создания реактивной тяги и ограничивает скоростные возможности катамарана.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение скоростных возможностей катамарана.

Другой технический результат, получение которого может обеспечить предлагаемое техническое решение по сравнению с наиболее близким аналогом, заключается в снижении энергетических затрат на режим движения судна над водой.

Поставленная задача достигается тем, что известное устройство содержит два параллельных корпуса с элементами их соединения, вентиляционную установку с приводом и каналы подачи воздуха от установки, а согласно изобретению оба корпуса изготовлены плоскодонными, а выходные концы каналов направлены к днищу корпуса под острым углом, при этом выходные отверстия каналов выполнены в днище в виде расположенных равномерно по длине днища поперечных щелей или рядов отверстий.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен вид катамарана сбоку с вырывом по диаметральной плоскости и вырывом в одном из корпусов судна; на фиг.2 - вид снизу на фиг.1 с поперечными щелями в днище корпусов; на фиг.3 - вид снизу на фиг.1 с поперечными рядами отверстий в днище корпусов; на фиг.4 - вид по стрелке A на фиг.1.

Предлагаемый катамаран на воздушной подушке содержит параллельные друг другу плоскодонные корпусы 1 и 2, соединенные между собой спереди, а в верхней части - палубу 3 с надстройкой 4. В носовой части катамарана смонтирована вентиляционная установка 5 с приводом /на фиг. не показан/ и каналами 6 подачи воздуха от установки 5 в оба корпуса 1 и 2. Выходные отверстия каналов 6 выполнены в днище в виде поперечных днищу щелей 7 или поперечных днищу рядов отверстий, которые расположены равномерно по длине корпусов 1 и 2. Выходные концы 9 каналов 6 направлены к днищу под острым углом α в сторону кормовой части корпусов 1 и 2. Для обеспечения управляемости катамарана при движении в каналах 6 установлены поворотные заслонки и система управления /на фиг. не показаны/. С их помощью регулируется скорость хода, крен и дифферент судна в режиме висения и движения над водой.

При работе привода воздух от вентиляционной установки 5 подается по каналам 6 и их концам 9 под избыточным давлением и через щели 7 или отверстия 8 выбрасывается под днище под острым углом к нему и по всей ширине щелей в направлении кормовой части обоих корпусов 1 и 2. Струи воздуха создают избыточное давление под днищами, поднимая катамаран над опорной поверхностью. Потоком воздуха создается реактивная подушка, позволяющая осуществлять форсированные режимы по тяге для получения подъемного и тягового усилия, обеспечивающего высоту полета и маневр катамарана.

Изготовлен опытный образец спортивного катамарана с поперечными рядами отверстий в днище корпусов, который успешно проходит испытания.

Таким образом, в предлагаемом техническом решении эффективно используется воздушный поток от вентиляционной установки для создания реактивной тяги и повышения быстроходности катамарана.

Похожие патенты RU2548213C1

название год авторы номер документа
Подводное крыло 2017
  • Кожевин Виталий Валериевич
RU2668347C1
Импеллер для транспортного средства 2018
  • Кожевин Виталий Валериевич
RU2721205C1
Пульсирующий реактивный двигатель 2016
  • Кожевин Виталий Валериевич
RU2672240C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОВОЙ СМАЗКИ ДЛЯ БЫСТРОХОДНОГО СУДНА НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ ПОД ДНИЩЕ 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2737559C1
Устройство для снижения гидродинамического сопротивления днища корпуса судна на сжатом пневмопотоке 2019
  • Рудомин Евгений Николаевич
  • Голубенко Михаил Иванович
  • Рудомин Сергей Евгеньевич
  • Биленко Виктор Алексеевич
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2713320C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2016
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2614367C1
СПЛОШНАЯ НОСОВАЯ ЧАСТЬ ДНИЩА СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2003
  • Демарко Питер К.
RU2303551C2
СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2019
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2720381C1
ЛОДКА С ДВУМЯ ДВИЖИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА 2023
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2823963C1
АСИММЕТРИЧНОЕ СУДНО 2015
  • Тапхаев Владимир Николаевич
RU2629637C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 548 213 C1

Реферат патента 2015 года КАТАМАРАН НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Изобретение относится к судостроению и касается катамаранов на воздушной подушке. Катамаран на воздушной подушке содержит два параллельных корпуса с элементами их соединения, вентиляционную установку с приводом, смонтированную в носовой части катамарана, и каналы подачи воздуха от установки. Оба корпуса изготовлены плоскодонными. Выходные концы каналов направлены к днищу корпуса под острым углом, при этом выходные отверстия каналов выполнены в днище в виде расположенных равномерно по длине днища поперечных щелей или рядов отверстий. Достигается повышение скоростных возможностей и снижение энергетических затрат на режиме движения судна над водой. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 548 213 C1

Катамаран на воздушной подушке, содержащий два параллельных корпуса с элементами их соединения, вентиляционную установку с приводом, смонтированную в носовой части катамарана, и каналы подачи воздуха от установки, отличающийся тем, что оба корпуса изготовлены плоскодонными, а выходные концы каналов направлены к днищу корпуса под острым углом, при этом выходные отверстия каналов выполнены в днище в виде расположенных равномерно по длине днища поперечных щелей или рядов отверстий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2548213C1

УКЛАДКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ПАКЕТЫ 0
SU271372A1
DE 4412504 A1, 19.10.1995
Катер на воздушной подушке 1989
  • Франко Солари
SU1695824A3
JP H07156791 A, 20.06.1995

RU 2 548 213 C1

Авторы

Кожевин Виталий Валериевич

Даты

2015-04-20Публикация

2013-11-15Подача