ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И РАЗГОНА В СТРАТОСФЕРЕ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Российский патент 2015 года по МПК B64C37/02 B64D5/00 B64C39/04 B64C39/08 

Описание патента на изобретение RU2548829C2

Изобретение относится к авиационной технике и, в частности, к самолетам для транспортировки и разгона в стратосфере земли ракет космического назначения. Самолет может быть также использован для перевозки крупногабаритных тяжелых народнохозяйственных грузов и т.д.

Одной из важнейших характеристик ракетных систем для вывода в космос космических объектов является экономичность запуска космических объектов, показателем которой является стоимость вывода в космос 1 кг полезного груза, которая в настоящее время составляет 10…40 тыс.$ США [Ж. «Новости космонавтики» №3. 2009 г., стр.71.]. Там же отмечается, что «все современные «тяжеловесы» выводят на низкую околоземную орбиту полезные грузы массой около 20-25 т».

Существенное снижение стоимости запуска в космос одного килограмма полезного груза (до 2000 $ США) предполагается получить с помощью многоразовой авиационно-космической системы (МАКС) [Там же, стр.72.].

Известна [ВИКИПЕДИЯ] «Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) - проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, состоящего из самолета-носителя (Ан-225 «Мрия»), на котором устанавливается орбитальный самолет-космоплан с одноразовым внешним топливным баком. Орбитальный самолет может быть как пилотируемым, так и беспилотным. Вариант системы допускает также установку вместо многоразового орбитального самолета одноразовой грузовой ракетной ступени». В вариантах с космопланом полезный груз на низкую орбиту составляет 7 тонн, с ракетной ступенью - 18 тонн. Стартовая масса ракетной системы - 275 тонн.

Основным недостатком этого самолета является возникающий в полете момент силы сопротивления ракетно-космической ступени относительно плоскости крыльев, что существенно ухудшает управляемость самолетом и аэродинамические характеристики самолета.

Известен также самолет Stratolaunch (США) [Википедия]. Он будет состоять из двух фюзеляжей, соединенных перегородкой (центральным крылом), на которой будет располагаться ракета, таким образом он будет выглядеть как самолет-катамаран, в середине которого находится ракета. Размах его крыльев составит около 126 (114?) метров, что превышает размер футбольного поля, а поднимать в воздух эту конструкцию будут шесть двигателей от Боинга-747, закрепленных на боковых консолях крыла. У этого самолета фюзеляжи, двигатели и ракетная ступень находятся примерно в одной горизонтальной плоскости. Этим устраняется основной недостаток вышерассмотренного самолета (Ан-225). При размахе крыльев 126 (114?) м он может поднять ракету массой 220 т, выводимая в космос полезная нагрузка которой 6,1 т. Можно утверждать, что этот вес полезной нагрузки практически предельный для такой конструкции (для увеличения этого параметра потребуется увеличить размах крыла, а это сделать практически невозможно). Такая ограниченность по величине полезной нагрузки является ее существенным недостатком.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в разработке самолета, позволяющего значительно увеличить массу выводимых в стратосферу земли ракет космического назначения, улучшить управляемость самолета и снизить удельную стоимость выведения в космос полезных грузов.

Это достигается тем, что в транспортном самолете, содержащем в своем составе два фюзеляжа, шасси, кили, хвостовое оперение, прикрепленное к фюзеляжам состоящее из двух консолей и центральной части крыло, а также установленные на консолях крыла двигатели, согласно изобретению кили фюзеляжей выполнены в виде удобообтекаемых стоек, на верхнем торце которых закреплено дополнительное крыло с двигателями на его консолях, выполняющее в том числе функции хвостового оперения, а задние части фюзеляжей связаны удобообтекаемой перемычкой и при этом на верхних поверхностях центральной части крыла и перемычки закреплены ложементы - направляющие для закрепления грузов, например ракет космического назначения. Эти ложементы используются также как рельсовые направляющие.

Фактически рассматриваемый самолет может быть использован в качестве воздушного стартового комплекса для ракет космического назначения с автономной системой подготовки, измерения и управления процессом запуска ракеты.

Этот транспортный самолет может быть выполненным с прижатыми друг к другу и закрытыми удобообтекаемой оболочкой фюзеляжами, т.е. фактически с одним широким фюзеляжем повышенной вместимости.

Для увеличения массы выводимого в космос полезного груза шасси самолета можно выполнить в виде легко отсоединяемой самоходной платформы, подобной, например, электровозу железной дороги.

Для повышения продольных устойчивости и управляемости при перевозке длинномерных тяжелых грузов, например ракет с продольной компоновкой ступеней, его крыло может быть выполнено с обратной стреловидностью

На фиг.1 показан вид на самолет в плане (сверху). На фиг.2 показан вид в сечении А-А фиг.1. На фиг.3 показан вид на самолет спереди. На фиг.4 показан вид на самолет спереди для случая, когда центральная часть крыла закреплена у нижней части фюзеляжа. На фиг.5 показан вид в сечении А-А для варианта выполнения самолета с отсоединяемым перед моментом взлета шасси, которое на рисунке выполнено в виде высокоскоростного электровоза. На фиг.6 показан вид в сечении А-А для варианта перевозки ракеты космического назначения с продольной компоновкой ступеней ракеты. На фиг.7 показан вид в плане на вариант самолета с прижатыми друг к другу фюзеляжами. На фиг.8 показан вид спереди на вариант самолета с прижатыми друг к другу фюзеляжами. На фиг.9 показан вид сверху на вариант самолета с крылом обратной стреловидности.

Самолет содержит фюзеляжи 1, шасси 2, кили 3, состоящее из центральной секции 4 и консолей 5 крыло 6, закрепленные на консолях крыла 6 двигатели 7, фюзеляжи 1 в задней части связаны удобообтекаемой перемычкой 8. Эта перемычка и центральная часть крыла 4 служат опорой для ложементов-направляющих 9. Ложементы 9 в свою очередь служат опорой для перевозимых грузов, например ракет 10, и одновременно могут служить рельсовыми направляющими при запуске этих ракет. Для создания дополнительной подъемной силы на верхних торцах килей 3 закреплено дополнительное крыло 11, на консолях 12 которого закреплены двигатели 7. Если самолет не предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на наружной поверхности фюзеляжей, эти фюзеляжи 1 могут быть прижаты друг к другу и укрыты для уменьшения лобового сопротивления оболочкой 13, как показано на фиг.7 Для уменьшения массы самолета он может быть выполнен без шасси, как показано на фиг.5. В этом случае в качестве шасси используется самоходное транспортное средство, например выполненный в виде плоской платформы электровоз 14 железной дороги 15. Для повышения продольной устойчивости и управляемости самолета он может быть выполнен с крылом обратной стреловидности как показано на фиг.9

Работает рассматриваемый самолет следующим образом.

На ложементы-направляющие 9 укладывают ракету 10, соответствующим образом закрепляют ее, заправляют компонентами топлива и по готовности к старту запускают все двигатели 7 самолета и направляют его на взлет. По достижению самолетом заданной высоты и скорости полета запускают двигатели ракеты и по выходу двигателей ракеты на расчетный режим работы отключают ракету от ложементов-направляющих и направляют ее в космос. После отлета ракеты самолет направляют к месту старта.

Самолет фактически выполняет функцию стартового комплекса для ракет космического назначения. При этом он, практически, не имеет проблем с защитой ракеты и стартового комплекса от воздействия газодинамических, акустических, ударно-волновых и тепловых нагрузок.

Вариант самолета, представленный на фиг.4, позволяет приподнять ракету над центральной секцией 4 крыла 6, что облегчает защиту этой секции от высокотемпературных струй стартующей ракеты 10.

Представленный на фиг.5 вариант самолета с отсоединяемым шасси позволяет существенно уменьшить массу поднимающегося в воздух самолета и за счет этого увеличить массу ракеты и соответственно массу полезного груза.

Показанный на фиг.5 самолет работает следующим образом. Предварительно установленный и закрепленный на самодвижущейся платформе (электровозе) 14 самолет подвозят на старт, закрепляют на нем ракету 10 и по готовности ракеты к старту запускают на холостые обороты двигатели 7 самолета. После этого приводят в движение электровоз, разгоняют его до взлетной скорости, например 300-500 км/час, переводят на штатный режим работы двигатели самолета, отключают самолет от платформы и переводят его в набор высоты, а платформу в режим торможения и возврата на место старта. После запуска ракеты самолет возвращается к месту старта. При приближении самолета к земле платформу 14 разгоняют до посадочной для самолета скорости, после чего самолет ее догоняет, зависает над ней и мягко опускается. После этого в автоматическом режиме он фиксируется на этой платформе, а платформа останавливается и после этого возвращается на место старта.

Работа самолета, показанного на фиг.7 и 8, принципиально ничем не отличается от работы современных транспортных самолетов.

Работа самолета, показанного на фиг.9, принципиально ничем не отличается от работы самолета, показанного на фиг.1.

Оценим эффективность рассматриваемого изобретения.

В качестве наиболее близкого по техническим характеристикам возьмем вышеупомянутый самолет Ан-225. Этот самолет с одним создающим подъемную силу крылом и шестью закрепленными на нем двигателями имеет подъемную массу ~600 т и позволяет вывести на околоземную орбиту полезный груз массой ~18 т.

В рассматриваемом изобретении ничто не мешает в качестве дополнительного крыла закрепить крыло, подобное основному крылу, с теми же шестью двигателями. В этом случае очевидно, что этот самолет может иметь подъемную массу ~1200 т и сможет вывести на ту же земную орбиту полезный груз массой ~36 т. Еще большую массу полезного груза можно поднять, если использовать показанный на фиг.5 самолет с шасси в виде электровоза скоростной железной дороги (в этом случае не нужно поднимать в воздух многотонное шасси).

Об эффективности самолета, показанного на фиг.7 и 8, можно сказать следующее. При одинаковых с обычным самолетом размахе крыльев и длине фюзеляжа он сможет, благодаря в двое большей площади крыльев и количеству двигателей, поднимать и перевозить грузы с примерно в два раза большей массой.

Похожие патенты RU2548829C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫВОДА В КОСМОС КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ МНОГОРАЗОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМА ДЛЯ МНОГОРАЗОВОГО ВЫВОДА В КОСМОС КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 2010
  • Нарижный Александр Афанасьевич
  • Нарижный Георгий Александрович
  • Нарижная Татьяна Михайловна
  • Нарижный Евгений Александрович
RU2432303C1
СПОСОБ ВЫВОДА В КОСМОС КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ МНОГОРАЗОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМА ДЛЯ ВЫВОДА В КОСМОС КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 2010
  • Нарижный Александр Афанасьевич
  • Нарижный Георгий Александрович
  • Нарижная Татьяна Михайловна
  • Нарижный Евгений Александрович
RU2454355C1
СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ ПО ВОЗДУХУ И СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ ПО ВОЗДУХУ 2012
  • Нарижный Александр Афанасьевич
  • Нарижный Георгий Александрович
  • Нарижная Татьяна Михайловна
  • Нарижный Евгений Александрович
RU2549728C2
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1993
  • Буланов Вячеслав Васильевич
  • Коваль Александр Денисович
RU2087389C1
СУПЕРТЯЖЕЛОГРУЗНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БЕЛОВИЦКОГО (СТЛАБ) 2006
  • Беловицкий Иосиф Иванович
RU2312042C2
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ И МНОГОРАЗОВЫЙ СОСТАВНОЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ-НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА " НУР-САИД") 2001
  • Гашимов Мирсултан Исмаил Оглы
RU2232700C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ В СТРАТОСФЕРУ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2018
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2730300C2
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ТЯЖЕЛЫХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ САМОЛЕТОВ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ, СУПЕРТЯЖЕЛЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ДЛЯ НЕЕ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАПУСКА 2008
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Фортинов Леонид Григорьевич
  • Гломбинский Евгений Николаевич
RU2397922C2
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2342288C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ В СТРАТОСФЕРЕ 2021
  • Сейфи Александр Фатыхович
  • Лиманский Адольф Степанович
RU2758725C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 548 829 C2

Реферат патента 2015 года ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И РАЗГОНА В СТРАТОСФЕРЕ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Изобретение относится к авиационной технике. Транспортный самолет для перевозки и разгона в стратосфере ракет космического назначения содержит два фюзеляжа, шасси, кили, двигатели, крыло, состоящее из центральной части и двух консолей, на которых установлены двигатели, и ложементы-направляющие для крепления упомянутых ракет. Он снабжен дополнительным крылом с двигателями на консолях, которые закреплены на верхних торцах килей. Задние части фюзеляжей связаны удобообтекаемой перемычкой. Ложементы-направляющие закреплены на верхних поверхностях центральной части крыла и перемычке. Изобретение направлено на увеличение массы выводимых в стратосферу земли ракет космического назначения и улучшение управляемости. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 548 829 C2

1. Транспортный самолет для перевозки и разгона в стратосфере ракет космического назначения, содержащий два фюзеляжа, шасси, кили, двигатели, крыло, состоящее из центральной части и двух консолей, на которых установлены двигатели, и ложементы-направляющие для крепления упомянутых ракет, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным крылом с двигателями на консолях, которые закреплены на верхних торцах килей, а задние части фюзеляжей связаны удобообтекаемой перемычкой, при этом упомянутые ложементы-направляющие закреплены на верхних поверхностях центральной части крыла и перемычке.

2. Транспортный самолет по п.1, отличающийся тем, что шасси выполнено в виде легко отсоединяемой самоходной платформы.

3. Транспортный самолет по п.1, отличающийся тем, что его крыло выполнено с обратной стреловидностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2548829C2

АВИАЦИОННЫЙ ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС 1997
  • Петраков В.М.
  • Круглов В.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Зинченко А.И.
  • Галяев В.И.
RU2129508C1
US 5000398 A1, 19.03.1991
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер 1923
  • Иссерлис И.Л.
SU2003A1

RU 2 548 829 C2

Авторы

Нарижный Александр Афанасьевич

Нарижный Георгий Александрович

Нарижная Татьяна Михайловна

Нарижный Евгений Александрович

Даты

2015-04-20Публикация

2013-03-13Подача