Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам механизации крыла самолета короткого взлета и посадки, и может быть использовано в конструкции создаваемых самолетов.
Известна конструкция крыла с однощелевым закрылком, установленным на поворотных качалках, жестко соединенных с закрылком и установленных на кронштейнах навески механизации [1].
Недостатком данной конструкции является невысокая эффективность самого закрылка, обеспечивающего вполне определенное приращение подъемной силы, зависящее от приращения площади и кривизны крыла, получаемой при отклонении закрылка конкретной хорды.
Известна конструкция двухщелевого закрылка [2] с системой установки на крыле и уборки - выпуска во взлетно-посадочное положение.
Недостатком данного технического решения является относительно невысокая эффективность, зависящая от конкретных параметров звеньев закрылка, параметров аэродинамической щели, величины приращения площади крыла (при выпуске закрылка) и угла установки во взлетно-посадочном положении.
Наиболее близким но технической сущности к заявленному объекту является крыло с закрылком Фаулера, установленного посредством кареток и роликов на рельсах, обеспечивающих значительный выход закрылка в ноток, существенно увеличивая подъемную силу за счет увеличения площади и кривизны крыла [3].
Недостатком данной конструкции является невысокая жесткость хвостовой части крыла, обусловленная размещением закрылка Фаулера, и ограниченная параметрами аэродинамической щели эффективность.
Изобретение направлено на повышение эффективности закрылка крыла самолета короткого взлета и посадки.
Это достигается тем, что в верхней части основного звена закрылка с дефлектором подвижно установлены по направляющим жесткие панели, к которым шарнирно закреплены тяги, а сами тяги. через качалки привода панели и промежуточные тяги, шарнирно соединены с рычагами поворотного щитка, при этом последний шарнирно установлен в носовой части основного звена закрылка, а рычаги поворотного щитка, через поворотные тяги, шарнирно связаны с механизмом уборки-выпуска.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено крыло при виде сверху на крейсерском режиме полета; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1 (закрылок убран); на фиг.3 - сечение А-А на фиг.1 (закрылок выпущен); на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1 (закрылок убран); на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.1 (закрылок выпущен); на фиг.6 - узел К на фиг.4; на фиг.7 - узел И на фиг.5; на фиг.8 - сечение В-В на фиг.1; на фиг.9 - сечение Г-Г на фиг.5; на фиг.10 - сечение Д-Д на фиг.5; на фиг.11 - сечение Е-E на фиг.8.
Закрылок 1 крыла 2 самолета короткого взлета и посадки состоит из основного звена 3 и дефлектора 4. Битовой механизм 5 уборки-выпуска закрылка 1 через поворотную тягу 6 соединен подвижно с жестким рычагом 7 поворотного щитка 8, установленного шарнирно в носовой части основного звена 3. При этом рычаг 7, через промежуточную тягу 9, соединен подвижно с плечом качалки 10 привода панели 11. Другое плечо качалки 10, через тягу 12 панели, шарнирно связано с носовой частью подвижной панели 11, которая установлена по направляющим в верхней части основного звена 3 закрылка 1 посредством вертикальных верхних роликов 13 и нижних 14, а также горизонтальных роликов 15. Закрылок 1 установлен подвижно по рельсам 16 при помощи кареток 17 с верхними роликами 18 и нижними роликами 19.
В крайнем положении режимов взлета и посадки, поворотный щиток 8 имеет ограничительный упор 20, определяющий и фиксирующий необходимый угол поворота щитка 8 и величину смещения подвижной панели 11 (фиг.5; 7).
Кроме того, закрылок 1, в крайнем положении взлетно-посадочных режимов, ограничен в перемещении по рельсам 16 упорами 21 (фиг. 8), взаимодействующими с каретками 17 закрылка 1.
Закрылок самолета короткого взлета и посадки работает следующим образом.
На режимах взлета и посадки двухщелевой закрылок 1 выдвинут винтовыми механизмами 5 по рельсам 16 до крайнего положения, ограниченного упорами 21 кареток 17 закрылка 1.
При этом через поворотные тяги 6, жесткие рычаги 7 щитка 8, промежуточные тяги 9, качалки 10 и тяги 12, подвижная панель 11 (фиг.5; 7) выдвинута по направляющим основного звена 3 закрылка 1, посредством вертикальных верхних роликов 13, нижних - 14 (фиг.9) и горизонтальных роликов 15 (фиг.10), в крайнее (взлетно-посадочное) положение, увеличивая хорду и кривизну крыла. Одновременно с этим, поворотный щиток 8, установленный шарнирно в носовой части основного звена 3 закрылка 1, развернут до необходимого положения, открыв аэродинамический канал между основным звеном 3 и дефлектором 4 закрылка 1, изменив геометрию данного канала и увеличив его эффективность. При этом существенно увеличена скорость потока на выходе из аэродинамического канала между основным звеном 3 и дефлектором 4 закрылка 1.
Таким образом, на режимах взлета и посадки, за счет выдвижения в поток подвижной панели 11 и отклонения поворотного щитка 8 до необходимого положения, увеличена хорда и кривизна крыла, а также увеличена скорость потока между основным звеном 3 и дефлектором 4, что способствует существенному увеличению циркуляции скорости вокруг крыла 2, а следовательно, значительному увеличению подъемной силы крыла 2 на данных режимах.
Источники информации
1. Житомирский Г.И. «Конструкция самолетов». М.: Машиностроение, 1991, с.134, рис. 4.5 (ж).
2. Патент RU 2187445 С1, 20.08.2002.
3. Житомирский Г.И. «Конструкция самолетов». М.: Машиностроение, 1991, с.133, рис. 4.4 (б).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРЫЛО САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2013 |
|
RU2562005C2 |
ТРЕХЩЕЛЕВОЙ ЗАКРЫЛОК САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2017 |
|
RU2684206C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2008 |
|
RU2385261C1 |
Щелевой закрылок самолета короткого взлета и посадки | 2017 |
|
RU2679746C1 |
ЩЕЛЕВОЙ ЗАКРЫЛОК | 2003 |
|
RU2261821C2 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ ВЕЕРНОГО ТИПА КРЫЛА САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2539018C1 |
Устройство управления закрылками крыла самолёта | 2021 |
|
RU2764335C1 |
Самолет короткого взлета и посадки | 1991 |
|
SU1804412A3 |
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ С ШАССИ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2226470C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ ШАССИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОДЪЕМА В ВОЗДУХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2588198C2 |
Изобретение относится к авиационной технике. Закрылок самолета короткого взлета и посадки содержит основное звено, дефлектор, каретки с опорными роликами, направляющие рельсы перемещения закрылка. В верхней части основного звена подвижно установлены жесткие панели, к которым шарнирно закреплены тяги, соединенные подвижно с рычагами поворотного щитка через качалки привода напели и промежуточные тяги. Щиток шарнирно установлен в носовой части основного звена закрылка, а рычаги поворотного щитка, через поворотные тяги, шарнирно связаны с механизмами уборки - выпуска. Изобретение направленно на повышение подъемной силы. 11 ил.
Закрылок самолета короткого взлета и посадки, содержащий основное звено, дефлектор, каретки с опорными роликами, направляющие рельсы перемещения закрылка, механизмы уборки-выпуска, отличающийся тем, что в верхней части основного звена закрылка с дефлектором по направляющим подвижно установлены жесткие панели, а к последним шарнирно закреплены тяги, а сами тяги, через качалки привода панели и промежуточные тяги, шарнирно соединены с рычагами поворотного щитка, при этом сам щиток подвижно установлен в носовой части основного звена закрылка, а рычаги поворотного щитка, через поворотные тяги, шарнирно связаны с механизмами уборки-выпуска.
УСТРОЙСТВО ВЫДВИЖЕНИЯ ЗАКРЫЛКА | 1992 |
|
RU2072944C1 |
SU 1047076 A1, 27.12.2004; | |||
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
Авторы
Даты
2015-04-27—Публикация
2013-05-27—Подача