ФигЛ
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетостроению.
Цель .изобретения - создание самолета короткого взлета и посадки с использованием отклонения газовой струи. Задача решается устройством в крыле подъемно-маршевых двигателей со стабилизаторами, в которых устроены реактивные закрылки с внутренним соплом и поворотными щитками, расположенными на нижней поверхности хвостовой части.
Использование отклонения газовой струи в подъемно-маршевых двигателях реактивными закрылками способствует увеличению подъемной силы самолета при взлете и торможению при посадке, а также улучшению управления самолета, так как реактивные управляемые закрылки устроены непосредственно в корпусе стабилизатора двигателя. Это позволяет управлять самолётом реактивной струей, истекающей из реактивных закрылков подъемно-маршевых двигателей. Освобождение крыла от закрылков дает возможность увеличить объем баков с горючим, устроенных в корпусе крыла, что способствует увеличению радиуса дальности .полета самолета.
На фиг.1 представлен самолет, вид сбоку ; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.З - то же, вид спереди ; на фиг.4 - подъемно- маршевые двигатели; на фиг.5 - то же, контурный разрез; на фиг.6 - схема работы закрылка; на фиг.7 - схема уборки закрылка.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с высоко располо- женнымкрылом умеренной стреловидности. Самолет содержит фюзеляж, в котором устроено крыло 2, в задней части фюзеляжа 1 устроен маршевый двигатель 4, на котором устроено хвостовое оперение 3. В нижней части фюзеляжа 1 укреплены гондолы 5. в корпусе которых устроены шасси 6. В нижней носовой части фюзеляжа 1 устроено носовое управляемое шасси 7, а в центральной носовой части крыла 2 устроены подъемно маршевые двигатели 8.
Двигатели содержат корпус 9, который заканчивается реактивным соплом 10, к корпусу 9 укреплен стабилизатор 11, в корпусе сопла 10 устроена заслонка 12, в корпусе которой устроена газовая камера 13, соединенная с газовым каналом 14. Газовый канал 14 выходит в струйное реактивное сопло 15, которое заканчивается поворотным щитком 16. Газовый канал 14, струйное реактивное сопло 15 и поворотные щитки 16 устроены в корпусе реактивного закрылка 17. Гидромеханизм 18, соединенный через тягу 19 с рычагом 20 и валом 21, который
вращается в подшипниках 22, помещены в корпусе стабилизатора 11. Во внутреннем корпусе двигателя 9 устроено внутреннее реактивное сопло 23.
Подъемно-маршевый двигатель содержит корпус 9, реактивное сопло 10, заслонку 12, газовую камеру 13, газовый канал 14, внутреннее реактивное сопло 23.
Схема работы закрылка и щитка содержйт газовый канал 14, струйное реактивное сопло 15, поворотный щиток 16, реактивный закрылок 17, гидромеханизм 18, тяга 19, соединительный рычаг 20, вал 21, подшипник 22.
Схема уборки закрылка содержит гидромеханизм 18, тяга 19, соединительный рычаг 20, вал 21, подшипник 22, шкив 24, ролик 25, ролик 26, газовый канал 14, струйное реактивное сопло 15, поворотный щиток
16, реактивный закрылок 17, ролик 28, трос 29.
Устройство работает следующим образом.
Для взлета самолета запускается маршевый двигатель 4 и подъемно-маршевые двигатели 8. После того, как аппаратура дает показания о температуре и оборотах двигателей 4 и 8, пилот увеличивает обороты маршевого двигателя 4 и подъемно-маршевых двигателей 8, переводя их на взлетный режим. При движении самолета на взлет пилот отклоняет реактивные закрылки подъемно-маршевых двигателей 17 (фиг.4), одновременно поворачивается щиток 16 (фиг.6),
заслонка 12 (фиг.5), закрывает внутреннее сопло 23, Газовый поток устремляется по газовому каналу 14 (фиг.4, 5). Затем газовый поток поступает и движется в струйное реактивное сопло 15 (фиг.6). Газовый поток,
обтекая поверхности щитка 16, выходит в атмосферу, увеличивая тягу подъемно-маршевых двигателей 8 и создавая ускоренный взлет самолета.
При посадке самолета реактивный закрылок 17 отклоняется под соотв.етствую- щим углом для посадки. Газовый поток при выходе из сопла 15 придает торможение самолету.
Управление самолета осуществляется следующим образом. Путевая устойчивость самолета создается килем хвостового оперения 3.
Горизонтальное управление самолета
осуществляется реактивными закрылками 17 подъемно-маршевых двигателей 8 и рулями высоты хвостового оперения 3. Подъемно-маршевые двигатели 8 совместно с хвостовым оперением 3 обеспечивают путе- вую и горизонтальную устойчивости и управляемость самолета на всех режимах полета.
Формула изобретения Самолет короткого взлета и посадки, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, подъемно-маршевую силовую установку и реактивные закрылки с внутренним каналом, отличающийся тем, что реактивные закрылки установлены на стабилизаторах, закрепленных на корпусе подъемно-маршевой силовой установки, и снабжены поворотными щитками, расположенными на нижней поверхности их хвостовой части.
Изобретение относится к авиационной технике. Целью изобретения является сокращение длины разбега и пробега, а также улучшение управляемости. Самолет короткого взлета и посадки содержит фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, подъемно-маршевую силовую установку и реактивные закрылки 17 с внутренним каналом. Цель достигается тем, что реактивные закрылки 17 установлены на стабилизаторах, закрепленных на корпусе 9 подъемно-маршевой силовой установкой снабжены поворотными щитками 16, расположенными на нижней поверхности их хвостовой части. 7 ил.
фиг.
Хофер К | |||
и Закс Г | |||
Техника вертикального взлета и посадки | |||
М.: Мир, 1985, с | |||
Котел | 1921 |
|
SU246A1 |
Техническая информация, ЦАГИ, 1972, № 15, с | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-03-23—Публикация
1991-02-15—Подача