СИСТЕМА ИНЕРТНОГО ГАЗА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОВОЗГОРАНИЯ НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА НА СУДНЕ Российский патент 2015 года по МПК A62C2/00 

Описание патента на изобретение RU2553047C1

Изобретение относится к системе инертизации грузовых трюмов в целях предотвращения самовозгорания груза в рейсе на действующих и проектируемых балкерах и сухогрузах, перевозящих склонные к самовоспламенению навалочные грузы, такие как железо прямого восстановления в виде мелочи, окатышей и брикетов, уголь и т.п.

Известна система пожаротушения инертным газом для снижения опасности возгорания и тушения пожара в защищенном помещении (RU 2506105, A62C 99/00, опубликовано 10.02.2014). Данная система содержит по крайней мере один газгольдер высокого давления, в котором хранится кислородовытесняющий газ. Газгольдер соединяется с магистральным трубопроводом через быстрооткрывающийся клапан, и при этом дополнительно имеется трубопровод для пожаротушения, который, с одной стороны, соединяется с магистральным трубопроводом через редукционное устройство, а с другой стороны - с форсунками для пожаротушения.

Недостатком этого устройства при применении в трюмах судов, перевозящих склонные к самовоспламенению навалочные грузы, является то, что среда с пониженным содержанием кислорода создается только в верхней части трюма. Поскольку азот имеет меньший, чем кислород, удельный вес, проникновение азота в толщу груза не происходит. Вместе с тем, нагревание и последующее тление и/или загорание происходит именно в толще груза. Кроме того, предлагаемая система предназначена для снижения концентрации кислорода до уровня, обеспечивающего не возникновение пламенного горения (от 11% объемных). В случае перевозки самовозгорающихся грузов важно предотвратить не только загорание, но и их тление. При этом должна обеспечиваться концентрация кислорода в объеме груза 5% и менее.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению является система подачи и удаления инертного газа в грузовых трюмах (US 7004095, B63B 25/12, B63B 57/04, опубликовано 11.08.2005) (прототип), представляющая собой систему поддержания инертной среды в верхней области судовых цистерн, содержащих сырую нефть. В качестве инертной среды выступают выхлопные газы энергетической установки. Система включает трубопровод подачи инертного газа, имеющий выходные отверстия, сообщающиеся с каждой из цистерн. Система также включает вытяжной трубопровод с отверстиями, сообщающимися с каждой из цистерн. Каждый раз, когда нефть выкачивается из цистерны и ее уровень падает, инертный газ подается в цистерну с целью поддержания в ней газового давления, что препятствует притоку воздуха, а следовательно, и кислорода. Каждый раз, когда нефть поступает в цистерну и ее уровень в цистерне повышается, некоторое количество газа, присутствующего в цистерне, выпускается из нее через вытяжной трубопровод, после чего поступает в атмосферу или сжигается факелом.

Недостатки этой системы те же, что и отмеченные выше для системы пожаротушения инертным газом для снижения опасности возгорания и тушения пожара в защищенном помещении (RU 2506105). Кроме того, данная система приводит к повышению избыточного давления в трюме. В случае перевозки навалочных грузов необходимо осуществлять герметизацию трюма, которая выполняется с помощью строительной пены и липкой ленты. Данный способ герметизации предназначен для предотвращения попадания воды внутрь трюма в ходе рейса, но не обеспечивает герметичность при внутреннем избыточном давлении. Таким образом, известная система не позволяет качественно и надежно защитить навалочный груз от самовозгорания.

Задачей изобретения является создание в объеме загруженного трюма газовоздушной среды с содержанием кислорода менее 5% после погрузки навалочного груза и постоянное поддержание указанного содержания кислорода в ходе рейса, что позволит повысить надежность и качество защиты навалочного груза.

Это достигается тем, что, как и в прототипе, система инертного газа для предотвращения самовозгорания навалочного груза на судне включает в себя соединенные последовательно генератор инертного газа, компрессор, ресивер, блок управления генератором инертного газа и компрессором, а также трубопровод с разветвлением в трюме, установленный непосредственно на судне.

Отличие состоит в том, что она дополнительно содержит расходомер газа и два редукционных клапана, первый из которых установлен на трубопроводе после ресивера, для снижения давления инертного газа до безопасной величины, а второй редукционный клапан, предназначенный для понижения давления инертного газа до величины допускаемого давления в трюме, снабжен блоком управления давлением и расходом инертного газа и установлен на трубопроводе перед расходомером газа, который расположен на трубопроводе перед разветвлением в трюме, а управляющий вход первого редукционного клапана соединен через блок управления закрытием первого редукционного клапана с трюмом.

Отличие состоит также в том, что генератор инертного газа, компрессор, ресивер и первый редукционный клапан расположены в мобильном модуле, размещенном на судне в съемном морском контейнере и подключаемом к системе трубопроводов, установленных непосредственно на судне.

Отличие состоит также в том, что генератор инертного газа выполнен в виде генератора азота мембранного типа.

Сущность изобретения поясняется Фиг. 1, где представлена структурная схема механической части системы инертного газа (СИГ) для предотвращения самовозгорания навалочного груза на судне.

СИГ включает в себя соединенные последовательно генератор инертного газа, например азота 1, компрессор 2, ресивер 3, а также блок 4 управления генератором инертного газа и компрессором. СИГ содержит также расходомер 5 газа и два редукционных клапана 6 и 7, первый 6 из которых установлен на трубопроводе после ресивера 3 для снижения давления инертного газа до безопасной величины, а второй редукционный клапан 7, предназначенный для понижения давления инертного газа до величины допускаемого давления в трюме, снабжен блоком 8 управления давлением и расходом инертного газа и установлен на трубопроводе перед расходомером 5 газа, который расположен на трубопроводе перед разветвлением 9 в трюме 10. СИГ содержит также блок 11 управления закрытием первого редукционного клапана 6 от величины давления (концентрации инертного газа) в трюме 10.

В качестве инертного газа можно использовать азот, вырабатываемый из окружающего воздуха генератором мембранного типа, что обеспечивает независимость системы от работоспособности энергетической системы судна, т.е. повышает надежность системы.

Генератор инертного газа 1, компрессор 2, ресивер 3 и первый 6 редукционный клапан могут быть расположены в мобильном модуле, размещенном на судне в съемном морском контейнере и подключаемом к системе трубопроводов, установленных непосредственно на судне.

В связи с тем что при загрузке трюма часть перфорации может быть забита мелкодисперсной фракцией груза, на трубопроводной системе установлен расходомер 5 газа, задачей которого является выдача сигнала через блок 8 управления давлением и расходом инертного газа на второй редукционный клапан 7 для увеличения давления в системе для поддержания постоянного расхода, а следовательно, и требуемого времени заполнения трюма при перевозке груза с различным удельным весом, насыпной плотностью и дисперсностью.

Для оптимизации параметров трубопроводной системы установлено два редукционных клапана. Первый 6 установлен непосредственно после ресивера 3 и обеспечивает снижение давления азота до безопасной величины 5-10 кг/см2. Второй 7-на входе в трюм, который понижает давление азота до величины допускаемого давления в трюме (порядка 0,1-0,3 избыточной атмосферы).

Система работает следующим образом.

Генератор инертного газа 1, например, мембранного типа вырабатывает азот из воздуха, который поступает на вход компрессора 2, повышающего его давление до требуемой величины. Компрессор 2 подает азот в ресивер 3. Блок управления 4 выключает компрессор 2 и генератор инертного газа 1 при достижении заданного давления в ресивере 3 и включает их при снижении давления на определенную величину (например, это может быть 10% от заданного давления). Азот из ресивера 3 подается на первый редукционный клапан 6, на выходе которого поддерживается постоянное давление. После этого клапана азот поступает на второй редукционный клапан 7, который понижает давление до необходимого для раздаточного трубопровода. После этого клапана азот, проходя через расходомер 5 газа, поступает на разветвление труб 9 в трюме 10. Здесь предусмотрен блок управления 8, который по сигналу с расходомера 5 газа регулирует давление после второго редукционного клапана 7, обеспечивая постоянный расход азота. Как вариант можно установить расходомер 5 газа не после, а перед вторым редукционным клапаном 7. В этом случае расходомер 5 газа будет работать на среде с постоянным давлением. В СИГ предусмотрен блок 11 управления закрытием первого редукционного клапана который подает сигнал на закрытие первого редукционного клапана 6 в случае достижения необходимой концентрации азота в трюме 10 (если этот клапан не запорный, то необходимо ввести еще дополнительный запорный клапан) и выключение всех работающих элементов.

Для экономии ресурса предусмотрена возможность подачи азота в трубопроводную систему, минуя высоконапорный компрессор 2 от стороннего источника азота при нахождении судна в порту погрузки.

Похожие патенты RU2553047C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗГОРАНИЯ НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА 2014
  • Буров Олег Николаевич
  • Глебова Мария Александровна
  • Иванов Юрий Михайлович
RU2555678C1
Способ подготовки и активации тяжелых моторных топлив и мазутов для дизеля 1990
  • Авласович Юрий Прокофьевич
  • Саунин Олег Павлович
SU1824498A1
Судовая воздухоразделительная рециркуляционная установка 1990
  • Мащенко Вениамин Алексеевич
SU1773803A2
Судовая воздухоразделительная рециркуляционная установка 1989
  • Мащенко Вениамин Алексеевич
  • Афанасьева Евгения Александровна
  • Чередниченко Сергей Иванович
SU1662898A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ПРИЕМА И СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОЙ РЫБЫ НА РЫБОЛОВНОМ СУДНЕ 1992
  • Кощер И.М.
RU2027358C1
Судовая газоразделительная установка 1988
  • Мащенко Ваниамин Алексеевич
  • Сакир Олег Евгеньевич
SU1544634A1
УСТАНОВКА ДЛЯ СЛИВА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ (СУГ) ИЗ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ, СПОСОБ СЛИВА СУГ ИЗ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕГАЗАЦИИ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ, СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, А ТАКЖЕ СПОСОБ СЛИВА И ДЕГАЗАЦИИ СУГ ИЗ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТИХ УСТАНОВОК 2014
  • Вишнивецкий Иван Яковлевич
  • Давлетукаев Руслан Махамшерипович
  • Каминский Юрий Степанович
  • Лихачев Андрей Борисович
  • Томм Павел Владимирович
  • Трубецкой Николай Андреевич
RU2553850C1
Способ инертизации грузового помещения судна 1989
  • Гордеев Игорь Константинович
  • Барановский Мечеслав Евгеньевич
SU1752656A1
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО 2005
RU2297942C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КИСЛОРОДА ИЗ ВОЗДУХА 2021
  • Гулянский Михаил Александрович
  • Потехин Сергей Владимирович
  • Романов Александр Николаевич
  • Полковников Михаил Владимирович
RU2760134C1

Реферат патента 2015 года СИСТЕМА ИНЕРТНОГО ГАЗА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОВОЗГОРАНИЯ НАВАЛОЧНОГО ГРУЗА НА СУДНЕ

Изобретение относится к системе инертизации грузовых трюмов для предотвращения самовозгорания груза в рейсе на действующих и проектируемых балкерах и сухогрузах, перевозящих склонные к самовоспламенению навалочные грузы, такие как железо прямого восстановления в виде мелочи, окатышей и брикетов, уголь и т.п. Система инертного газа для предотвращения самовозгорания навалочного груза на судне состоит из стационарной системы трубопроводов, установленной непосредственно на судне и предназначенной для подачи азота в толщу груза, и мобильного модуля, обеспечивающего генерацию азота и управление работой системы. Система предназначена для создания во всем пространстве трюма, включая перевозимый груз газовоздушной среды с содержанием кислорода менее 5%. Для управления расходом азота и обеспечения требуемого времени создания в трюме безопасной газовоздушной среды при перевозке грузов с разной плотностью, дисперсностью и высотой загрузки на трубопроводной системе установлен расходомер газа, задачей которого является выдача сигнала на редукционные клапаны с целью увеличения или уменьшения давления в системе. Использование изобретения позволит исключить возможность тления и загорания перевозимого опасного навалочного груза. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 553 047 C1

1. Система инертного газа для предотвращения самовозгорания навалочного груза на судне, включающая в себя соединенные последовательно генератор инертного газа, компрессор, ресивер, блок управления генератором инертного газа и компрессором, а также трубопровод с разветвлением в трюме, установленный непосредственно на судне, отличающаяся тем, что содержит расходомер газа и два редукционных клапана, первый из которых установлен на трубопроводе после ресивера, для снижения давления инертного газа до безопасной величины, а второй редукционный клапан, предназначенный для понижения давления инертного газа до величины допускаемого давления в трюме, снабжен блоком управления давлением и расходом инертного газа, и установлен на трубопроводе перед расходомером газа, который расположен на трубопроводе перед разветвлением в трюме, а управляющий вход первого редукционного клапана соединен через блок управления закрытием первого редукционного клапана с трюмом.

2. Система инертного газа для предотвращения самовозгорания навалочного груза на судне по п. 1, отличающаяся тем, что генератор инертного газа, компрессор, ресивер и первый редукционный клапан расположены в мобильном модуле, размещенном на судне в съемном морском контейнере и подключаемом к системе трубопроводов, установленных непосредственно на судне.

3. Система инертного газа для предотвращения самовозгорания навалочного груза на судне по п. 1, отличающаяся тем, что генератор инертного газа выполнен в виде генератора азота мембранного типа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2553047C1

СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ И ВЗРЫВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ МАТЕРИАЛОВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХ ВОДОРОД ИЛИ ВОДОРОДОСОДЕРЖАЩУЮ ГАЗОВУЮ СМЕСЬ 2009
  • Невзоров Владимир Александрович
  • Краев Василий Сергеевич
  • Щербина Александр Николаевич
  • Азатян Вилен Вагаршович
RU2409403C1
US 6012533 A, 11.01.2000
ФЕРРОЗОНДОВЫЙ МАГНИТОМЕТР 2006
  • Клюшкин Павел Александрович
  • Гаспаров Петрос Меликович
  • Синица Виктор Николаевич
  • Желтаков Андрей Владимирович
  • Васильева Любовь Романовна
RU2330303C2
WO 2011091377 A1, 28.07.2011

RU 2 553 047 C1

Авторы

Жаренков Виктор Федорович

Шедько Сергей Владимирович

Большаков Андрей Викторович

Буров Олег Николаевич

Даты

2015-06-10Публикация

2014-05-15Подача