ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2015 года по МПК H02N1/00 H02N1/08 H02K5/22 

Описание патента на изобретение RU2553470C1

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в исследованиях электростатических сил по электростатике, а также в практических целях как двигатель небольшой мощности.

Известны варианты электростатических двигателей (Патент РФ №2225066, кл. H02N 1/00, 2004 г.), содержащих тело вращения из диэлектрика, расположенное на оси, относительно тела вращения установлены прямые металлические электроды с размерами не больше радиуса тела вращения. По первому варианту каждый электрод перпендикулярен радиусу тела вращения, составляет с касательной к окружности угол α и расположен над диэлектриком с зазором. Согласно второму варианту каждый электрод перпендикулярен радиусу тела вращения, составляет с касательной к окружности угол α, расположен над диэлектриком с зазором и металлическая ось тела вращения является дополнительным электродом. Согласно третьему варианту в электростатическом двигателе, содержащем тело перемещения из диэлектрика, относительно тела перемещения установлены прямые металлические электроды, которые расположены в плоскости параллельно телу перемещения и наклонены к нему под углом α с зазором в сторону, противоположную направлению движения.

Недостатком таких двигателей является невозможность регулирования величины воздушного зазора между подвижным элементом и электродами статора.

Известна конструкция (патент РФ №2198409, кл. G01R 5/28, 15/00, 19/00, бюл. №4, 2003), состоящая из диэлектрического корпуса, подвижного элемента в виде цилиндрического диэлектрика, выполненного из фибры, расположенного на оси, которая закреплена с возможностью вращения в подшипниках, при этом ось с одного конца связана с корпусом посредством спиральной пружины. Электроды установлены под углом относительно нормали к поверхности подвижного элемента, теоретически и экспериментально выбранного для фибры равным 50°. Отсчетное устройство состоит из круговой шкалы, нанесенной на торец подвижного элемента, световода отсчета с неподвижным указателем и световода подсветки шкалы, торец которого освещен миниатюрной лампой накаливания. Выводы электродов соединены с измерительными клеммами.

Недостатками такой конструкции являются невозможность регулирования угла наклона электродов относительно нормали к поверхности подвижного элемента и ограниченные функциональные возможности.

Известна конструкция (патент РФ №2198409, дата публикации 10.02.2003, кл. G01R 5/28, 15/00, 19/00, бюл. №4, 2003), состоящая из диэлектрического корпуса, подвижного элемента в виде цилиндрического диэлектрика, выполненного из фибры, расположенного на оси, которая закреплена с возможностью вращения в подшипниках, при этом ось с одного конца связана с корпусом посредством спиральной пружины. Электроды установлены под углом относительно нормали к поверхности подвижного элемента, теоретически и экспериментально выбранного для фибры равным 50°. Отсчетное устройство состоит из круговой шкалы, нанесенной на торец подвижного элемента, световода отсчета с неподвижным указателем и световода подсветки шкалы, торец которого освещен миниатюрной лампой накаливания. Выводы электродов соединены с измерительными клеммами.

Недостатками такой конструкции являются невозможность регулирования угла наклона электродов относительно нормали к поверхности подвижного элемента и ограниченные функциональные возможности.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является емкостный двигатель (патент РФ №2330374, кл. H02N 1/08, публикация патента: 27.07.2008, содержащий диэлектрический корпус, вал, закрепленный с возможностью вращения в подшипниках, на котором расположен диэлектрический подвижный элемент, выполненный из фибры, металлические электроды, установленные под углом относительно нормали к поверхности подвижного элемента, диэлектрический подвижный элемент имеет возможность линейного перемещения и выполнен в виде конуса, установленного внатяг на вал, который при помощи болтов и подшипников входит в подвижную стойку, скользящую по общему основанию, при этом металлические электроды расположены радиально, а их стержни с одного конца закреплены внатяг в первом диэлектрическом фланце, а другой конец каждого стержня проходит сквозь второй диэлектрический фланец, в котором, а также в диэлектрическом корпусе при помощи подшипников установлен вал с размещенным внатяг зубчатым колесом для изменения угла наклона металлических электродов относительно образующей поверхности подвижного элемента.

Недостатком ближайшего аналога являются сложность, ненадежность конструкции.

Задача изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, снижение массогабаритных показателей.

Технический результат - регулирование угла наклона электродов относительно касательной к поверхности подвижного элемента, регулирование рабочего зазора между электродами и подвижным элементом.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в емкостном двигателе, содержащем подвижный элемент в виде полого диэлектрического цилиндра, металлические электроды, расположенные вокруг ротора, введены кольца регулирования зазора, имеющие сквозные дугообразные пазы, установленные на подшипниковых щитах и защищенные от внешних воздействий крышками подшипников, соединенные между собой планками, а также кольцо регулирования наклона электродов, установленное на переднем подшипниковом щите.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображена схема устройства, на фиг. 2 изображено сечение А-А, иллюстрирующее конструкцию колец регулирования зазора, на фиг. 3 показаны регулируемый угол α наклона электродов и угол β поворота кольца регулирования угла наклона электродов α.

Емкостный двигатель с диэлектрическим ротором содержит подвижный элемент в виде полого диэлектрического цилиндра 1, металлические электроды 2 (фиг. 1), расположенные вокруг ротора, оси которых располагаются в направляющих отверстиях подшипниковых щитов, кольцо регулирования наклона электродов 3, установленные на подшипниковых щитах 4, 5 кольца регулирования зазора 6 (фиг. 1), 7 (фиг. 2) (имеющие сквозные дугообразные пазы), соединенные между собой планками 8, диэлектрический корпус 9 (фиг. 1).

Двигатель работает следующим образом. На электроды 2 подается высоковольтное напряжение переменного тока. В результате в рабочем пространстве емкостного двигателя возникают тангенциальные силы, действующие на ротор 1, находящийся в электрическом поле, создаваемом множеством зарядов и распределенном в воздушном зазоре произвольно сложной формы. Кроме того, в рабочем пространстве емкостного двигателя создается вращающее электрическое поле, являющееся источником дополнительных вращающих сил, имеющих определенное направление действия. Таким образом приводится во вращение подвижный элемент.

Достоинством конструкции разрабатываемого емкостного двигателя является возможность регулирования зазора 5 между электродами 2 и ротором 1, что позволяет регулировать крутящий момент на валу емкостного ЭМПЭ, а также угла α поворота электродов по отношению к поверхности ротора, что в свою очередь позволяет регулировать скорость вращения ротора и обеспечивать реверс.

Зазор δ=(0,5…1,5) мм между электродами 2 и ротором 1 обеспечивается поворотом пары колец 6 и 7 на угол γ=(60…105)°. Угол α=(1…179)° обеспечивается поворотом кольца 3 на угол β=(0…90)°.

Итак, заявляемое изобретение обладает простотой исполнения, высокой надежностью, технологичностью, малыми массогабаритными показателями.

Похожие патенты RU2553470C1

название год авторы номер документа
ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Аминова Рената Раифовна
  • Волкова Татьяна Александровна
  • Еремин Михаил Николаевич
RU2330374C2
ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Аминова Рената Раифовна
  • Волкова Татьяна Александровна
RU2369000C1
ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ПЕРЕМЕШИВАТЕЛЬ 2010
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Волкова Татьяна Александровна
RU2453978C2
СПОСОБ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ И ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Алетдинов Рустам Фларидович
  • Волкова Татьяна Александровна
  • Калимуллин Радик Рифкатович
  • Маликов Айнур Аллурович
RU2656232C1
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ВОЛЬТМЕТР 2005
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Ибрагимов Тимур Салаватович
  • Мухутдинов Роман Рафаилевич
RU2307361C2
СПОСОБ РЕВЕРСА ЕМКОСТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Аминова Рената Раифовна
  • Волкова Татьяна Александровна
RU2312451C1
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ВОЛЬТМЕТР 2009
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Волкова Татьяна Александровна
  • Моторин Олег Викторович
RU2403579C1
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ВОЛЬТМЕТР 2001
  • Хайруллин И.Х.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Фаттахов Р.К.
  • Афанасьев Ю.В.
  • Пашали Д.Ю.
RU2198409C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ И ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ЕГО ОСНОВЕ 2011
  • Степанец Владимир Андреевич
RU2471283C1
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Четвергов Н.А.
RU2225066C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 553 470 C1

Реферат патента 2015 года ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области электромашиностроения. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности емкостного двигателя, повышение технологичности, упрощение конструкции. Емкостный двигатель содержит подвижный элемент в виде полого диэлектрического цилиндра, металлические электроды, расположенные вокруг ротора. Дополнительно в емкостный двигатель введены кольца регулирования зазора, имеющие сквозные дугообразные пазы, установленные на подшипниковых щитах и защищенные от внешних воздействий крышками подшипников, соединенные между собой планками, а также кольцо регулирования наклона электродов, установленное на переднем подшипниковом щите. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 553 470 C1

Емкостный двигатель, содержащий подвижный элемент в виде полого диэлектрического цилиндра, металлические электроды, расположенные вокруг ротора, отличающийся тем, что введены кольца регулирования зазора, имеющие сквозные дугообразные пазы, установленные на подшипниковых щитах и защищенные от внешних воздействий крышками подшипников, соединенные между собой планками, а также кольцо регулирования наклона электродов, установленное на переднем подшипниковом щите.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2553470C1

ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Аминова Рената Раифовна
  • Волкова Татьяна Александровна
  • Еремин Михаил Николаевич
RU2330374C2
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ВОЛЬТМЕТР 2001
  • Хайруллин И.Х.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Фаттахов Р.К.
  • Афанасьев Ю.В.
  • Пашали Д.Ю.
RU2198409C1
ЕМКОСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Фаттахов Рамиль Касымович
  • Аминова Рената Раифовна
  • Волкова Татьяна Александровна
RU2369000C1
JP 4285478 A, 09.10.1992
US 6353276 B1, 05.03.2002

RU 2 553 470 C1

Авторы

Исмагилов Флюр Рашитович

Хайруллин Ирек Ханифович

Фаттахов Рамиль Касымович

Токмаков Александр Викторович

Даты

2015-06-20Публикация

2014-07-08Подача