НАПРАВЛЯЮЩАЯ БАЛКА СИЛОВОГО ВЕРТЛЮГА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2015 года по МПК E21B3/00 

Описание патента на изобретение RU2558871C1

Изобретение относится к области бурового оборудования, а именно к устройствам, используемым в составе силовых вертлюгов, устанавливаемых на мобильные буровые установки (далее МБУ) и предназначенных для текущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин.

Силовые вертлюги обеспечивают: создание крутящего момента и реверсивное вращение бурильной колонны; свинчивание и развинчивание бурильных труб в процессе спуско-подъемных операций; торможение, остановку вращения и удержание в заданном положении бурильной колонны. При этом работа силового вертлюга обусловлена возможностью передачи реактивного момента от корпуса вертлюга на металлоконструкцию мачты МБУ через направляющую с одновременным вертикальным перемещением по ней вверх-вниз при помощи лебедки талевого блока.

Известна мачта буровой вышки с верхним приводом и буровая вышка с верхним приводом RU 105934, Е21В 15/00, опубл. 27.06.2011. Мачта буровой вышки выполнена из металлоконструкций в виде фермы, на которой размещен верхний силовой привод, и снабжена рельсами для перемещения верхнего привода, который соединен с мачтой неразъемным соединением. Буровая вышка включает мачту из металлоконструкции, лебедку для перемещения верхнего привода, гидроцилиндры для подъема мачты.

Известна мобильная установка для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин RU 90489, Е21В 43/00, опубл. 10.01.2010. Она содержит установленные на раме шасси, лебедку с приводом и вышку с рабочим оборудованием. Вышка представляет собой телескопическую двухсекционную конструкцию с открытой передней гранью. На вышку навешивают канатную направляющую и на крюкоблоке размещают верхний силовой привод. Кроме того, установка для бурения включает размещенные непосредственно на раме многоосного, преимущественно автомобильного шасси, гидролебедку в безредукторном исполнении с приводом от гидронасосов и вышку с гидравлическими подъемниками и гидравлическим верхним силовым приводом с гидротормозом, а также установочное и рабочее оборудование с гидроприводами.

Известна конструкция канатной (тросовой) направляющей, которая разработана в ЗАО «Промтехинвест» для силовых вертлюгов ВГ-100, устанавливаемых на мобильные буровые установки (2010-2011 гг.) Конструкция представляет собой трос, предназначенный для восприятия реактивного момента силового вертлюга. Верхний конец троса образует петлю с вложенным в нее коушем. Через эту петлю продевается мешкообразная скоба, с помощью которой верхний конец каната оттяжки подвешивается на верхний узел крепления, закрепленный на мачте МБУ. Нижний конец каната оттяжки, аналогично верхнему, образует петлю с вложенным в нее коушем. Петлю заводят в одну из вилок талрепа и фиксируют пальцем. Другая вилка талрепа стыкуется с соединительным звеном, к которому одним концом присоединена цепь. На другом конце этой цепи также находится соединительное звено, через которое продета еще одна мешкообразная скоба, посредством которой цепь крепится к кронштейну анкерной трубы. Кроме того, к последней мешкообразной скобе через еще одно соединительное звено одним концом крепится цепь, на другом ее конце через соединительное звено установлен укорачивающий крюк. Цепь необходимо закрепить в качестве оттяжки, препятствующей провороту анкерной трубы относительно своей оси во время работы силового вертлюга. Регулировка натяжения каната оттяжки осуществляется изменением длины цепи и талрепом.

Недостатками такой конструкции канатной (тросовой) направляющей являются: ограничение крутящего момента силового вертлюга из-за упругости троса и значительных угловых (крутильных) колебаний вертлюга; сложность организации системы натяжения троса и необходимость постоянного контроля силы натяжения, которая ослабляется в процессе эксплуатации силового вертлюга вследствие колебательных нагрузок; необходимость установки элементов конструкции средств крепления троса на корпусе противовыбросового оборудования скважины, что не соответствует требованиям безопасности в нефтегазовой промышленности.

Известна другая конструкция направляющей, которая разработана в ЗАО «Промтехинвест» и используется в патенте RU 2237790, Е21В 3/00, опубл. 10.10.2010.

Направляющая силового вертлюга, входящая в составе силовых вертлюгов, устанавливаемых на мобильные буровые установки, выполнена в виде балки, механически закрепленной к металлоконструкции мачты МБУ. Силовой вертлюг со штропами и средствами подвеса к крюкоблоку с помощью ползуна имеет возможность перемещаться по направляющей балке вдоль мачты вверх-вниз за счет лебедки и крюкоблока МБУ. Направляющая вместе с узлами крепления предназначена для обеспечения направленного перемещения вертлюга вверх-вниз, восприятия реактивного момента с силовых элементов исполнительных механизмов и передачи его на металлоконструкцию мачты.

Направляющая балка силового вертлюга представляет собой конструкцию секционного типа. Верхнюю часть направляющей подвешивают на выдвигаемой секции к мачте подъемного агрегата. Нижняя часть - съемная и ее перевозят в транспортном модуле с вертлюгом. Каждая секция представляет собой металлоконструкцию замкнутого прямоугольного профиля с фланцами по торцам. Нижняя секция выполнена с «заходом» (клиновидная конструкция) для удобства монтажа ползуна. Фиксация секций в единую направляющую производится путем вставки наконечника нижней секции в нижний паз верхней секции и фиксацией состыкованных секций с помощью пальца. Геометрия соединения наконечника с пазом обеспечивает единую конструкцию и необходимую крутильную жесткость направляющей при передаче крутящего момента от силового вертлюга на металлоконструкцию мачты.

К направляющей балке прилагается комплект средств крепления, обеспечивающих ее установку на мачте. Комплектным узлом сопряжения вертлюга с направляющей балкой является ползун, который обеспечивает направленные перемещения вертлюга вдоль направляющей балки (за счет работы лебедки и перемещения крюкоблока) и передачу реактивного момента от силового вертлюга на направляющую. Ползун представляет собой несущую трубчатую конструкцию, в поперечном сечении - прямоугольник, разомкнутый по одной из длинных сторон. По всем рабочим поверхностям внутри ползуна установлены и закреплены вкладыши из капролона. Вместо ползуна может применяться каретка - узел, состоящий из рамы, ложемента и 4-6-ти роликовых тележек 3. Каждая роликовая тележка имеет по 2 ролика ходовых, обеспечивающих перемещение каретки по направляющей, и по одному ролику упорному, ограничивающему возможные перекосы каретки при перемещениях вдоль направляющей. Достоинством данной направляющей является возможность работы силового вертлюга с большим крутящим моментом, чем с тросовой направляющей, простота в эксплуатации (в сравнении с тросовой направляющей, отсутствие необходимости постоянного контроля и регулирования усилия натяжения).

Это техническое решение принято в качестве прототипа.

К недостаткам прототипа можно отнести сложность и трудоемкость монтажа направляющей балки, который необходимо выполнять каждый раз при развертывании силового вертлюга на МБУ, а именно:

- необходимость подъема с помощью автокрана нижней секции направляющей балки на определенную высоту;

- спуск верхней секции направляющей талевым блоком до расстояния 100-150 мм со стыковочным узлом второй секции;

- необходимость установки страховочной цепи между первой и второй секциями направляющей;

- опускание талевого блока для обеспечения стыковки выступающей части первой секции с ответной частью стыковочного узла второй секции и их соединения до упора;

- фиксация стыковочного узла соединительным пальцем, шплинтовка соединения.

Операции стыковки необходимо выполнять на большой высоте (превышающей длину нижней секции) вручную только специально подготовленными монтажниками-высотниками с обязательным привлечением автогидроподъемника АГП (автолюлька).

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в создании конструкции направляющей балки, обладающей улучшенными эксплуатационными показателями.

Технический результат, достигаемый при реализации и использовании изобретения, заключается:

- в повышении надежности и безопасности функционирования и эксплуатации балки,

- упрощении технологических процессов монтажа, снижении его трудоемкости,

- сокращении времени проведения установки направляющей балки на мачте МБУ.

Поставленная задача решается следующим образом.

Направляющая балка силового вертлюга буровой установки содержит складывающиеся подвижные относительно друг друга секции, установленные с возможностью поворота, и отличается тем, что она выполнена в виде верхней и нижней секций, между которыми расположено шарнирное устройство, образованное стыковочными наконечниками, смонтированными на верхней и нижней секциях и соединенными посредством пальца, причем на конце стыковочного наконечника нижней секции выполнено скругление для поворота относительно верхней секции, при этом на нижней секции дополнительно установлена защелка, жестко связанная с наконечником нижней секции и выполненная в виде подпружиненного штыря с конусной поверхностью для автоматического защелкивания в пазу наконечника верхней секции при повороте нижней секции в вертикальное положение. Для расфиксации устройства штырь снабжен тросиком для расфиксации.

Изобретение поясняется рисунками. На рис. 1 приведен вид в аксонометрии узла крепления направляющей балки, на рис. 2 - вид в аксонометрии при развороте нижней секции в вертикальное положение.

Направляющая балка для силового вертлюга представляет собой конструкцию двухсекционного типа, состоящую из соединенных между собой верхней секции 1 и нижней секции 2, между которыми расположено шарнирное устройство. Последнее образовано стыковочным наконечником 3, смонтированным на верхней секции 1, и стыковочным наконечником 4, смонтированным на нижней секции 2, которые соединены с помощью пальца 5. На одной стороне наконечника нижней секции 2 выполнено округление 6, позволяющее нижней секции 2 поворачиваться относительно верхней секции 1 на угол до 90 градусов. Фиксация (соединение двух секций в одну направляющую) производится с помощью защелки 7, представляющей собой подпружиненный штырь 8, имеющий конусную поверхность для автоматического защелкивания в пазу наконечника верхней секции 1 при повороте нижней секции 2 в вертикальное положение. В результате формируется металлоконструкция замкнутого прямоугольного профиля. Для дистанционной расфиксации соединения используется тросик, надетый на ролик 9 и пропущенный через ограничительный кронштейн (на рисунке не показан).

При перемещении с помощью тросика штыря 8 вниз последний выходит из паза наконечника верхней секции, что позволяет нижней секции поворачиваться относительно верхней на угол до 90 град.

Инсталляцию направляющей для силового вертлюга осуществляют после развертывания МБУ в следующей последовательности:

1. Верхнюю секцию 1 МБУ опускают вниз (задвигают внутрь нижней секции 2) с подвешенной к ней верхней частью направляющей до уровня рабочей площадки.

2. С помощью автокрана стыковочный наконечник 3 верхней секции 1 соединяют со стыковочным наконечником 4 нижней секции 2, «штырят» посредством пальца 5, а затем шплинтуют, при этом нижняя секция находится под углом относительно верхней.

3. Верхнюю секцию МБУ поднимают вверх вместе с направляющей, нижняя секция которой переходит из наклонного состояния в вертикальное, поворачиваясь в шарнирном устройстве.

4. При вертикальном вывешивании направляющей до состояния коллинеарности осей нижней и верхней секций происходит автоматическое срабатывание защелки и фиксация секций направляющей в единую конструкцию.

5. С помощью средств крепления фиксируют направляющую к мачте МБУ.

Деинсталляцию направляющей осуществляют в обратном порядке:

1. Снимают средства крепления направляющей к мачте.

2. С помощью тросика дистанционно штырь защелки оттягивают вниз, сжимая возвратную пружину и расфиксируя верхнюю и нижнюю секции направляющей.

3. Верхняя секция МБУ с направляющей опускается вниз, при этом происходит поворот нижней секции направляющей относительно верхней.

4. При опускании шарнирного устройства до уровня рабочей площадки производят расштыривание шарнира и отсоединение нижней секции направляющей.

При этом использование автогидроподъемника не требуется, а процесс инсталляции направляющей осуществляют с минимальной трудоемкостью и максимальной скоростью.

Изобретение просто в изготовлении, не требует применения специального оборудования и может быть использовано в мобильных буровых установках, предназначенных для текущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин.

Похожие патенты RU2558871C1

название год авторы номер документа
Канатная направляющая для силового вертлюга мобильной буровой установки 2015
  • Сапрыкин Александр Геннадьевич
  • Корешев Владимир Петрович
  • Никольский Евгений Юрьевич
  • Малишевский Михаил Евгеньевич
RU2612048C1
ВЕРХНИЙ СИЛОВОЙ ПРИВОД БУРОВОЙ УСТАНОВКИ 2007
  • Хорошанский Евгений Яковлевич
  • Корешев Владимир Петрович
  • Сапрыкин Александр Геннадьевич
  • Биндер Яков Исаакович
RU2369713C1
УСТАНОВКА ПОДЪЕМНАЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН УПА 60А 2007
  • Орлов Николай Григорьевич
  • Шарафутдинов Гафур Сабурович
  • Пищаев Денис Владимирович
RU2362867C2
Устройство для перемещения и размещения на буровой вышке ведущей бурильной трубы 1988
  • Молочников Ефим Исаакович
  • Лыс Федор Семенович
  • Равич-Щербо Роман Юрьевич
SU1579977A1
КОМПОНОВКА МОБИЛЬНОЙ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ МБУ 180 2008
  • Алексеев Андрей Васильевич
  • Власов Максим Анатольевич
  • Горбунов Алексей Викторович
RU2387785C1
БУРОВАЯ УСТАНОВКА 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Тюкавина Ольга Валерьевна
RU2539476C1
БУРОВАЯ УСТАНОВКА СТАЦИОНАРНАЯ САМОМОНТИРУЕМАЯ 2013
  • Рыбников Александр Николаевич
RU2533411C1
СПУСКОПОДЪЕМНЫЙ КОМПЛЕКС БУРОВОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Тюкавина Ольга Валерьевна
RU2539477C1
БЕСКРАНОВЫЙ СПОСОБ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА БУРОВЫХ ВЫШЕК, МАЧТОВЫХ И БАШЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ УКРУПНЕННЫМИ СЕКЦИЯМИ 2002
  • Магафуров Д.Б.
RU2232863C2
Агрегат подъемный для ремонта скважин АПРС-32/40 2019
  • Галимов Камиль Салманович
  • Зарипов Эдуард Абузярович
RU2712990C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 558 871 C1

Реферат патента 2015 года НАПРАВЛЯЮЩАЯ БАЛКА СИЛОВОГО ВЕРТЛЮГА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области бурового оборудования, а именно к устройствам, используемым в составе силовых вертлюгов, устанавливаемых на мобильные буровые установки и предназначенных для текущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин. Направляющая балка силового вертлюга буровой установки выполнена в виде верхней и нижней секций, между которыми расположено шарнирное устройство. Шарнирное устройство образовано стыковочными наконечниками, смонтированными на верхней и нижней секциях и соединенными посредством пальца. На конце стыковочного наконечника нижней секции выполнено скругление для поворота относительно верхней секции. На нижней секции установлена защелка, жестко связанная с наконечником нижней секции. Защелка выполнена в виде подпружиненного штыря с конусной поверхностью для автоматического защелкивания в пазу наконечника верхней секции при повороте нижней секции в вертикальное положение. Для расфиксации устройства штырь снабжен тросиком. Изобретение обеспечивает повышение надежности и безопасности функционирования и эксплуатации балки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 558 871 C1

1. Направляющая балка силового вертлюга буровой установки, содержащая складывающиеся подвижные относительно друг друга секции, установленные с возможностью поворота, отличающаяся тем, что она выполнена в виде верхней и нижней секций, между которыми расположено шарнирное устройство, образованное стыковочными наконечниками, смонтированными на верхней и нижней секциях и соединенными посредством пальца, причем на конце стыковочного наконечника нижней секции выполнено скругление для поворота относительно верхней секции, при этом на нижней секции дополнительно установлена защелка, жестко связанная с наконечником нижней секции и выполненная в виде подпружиненного штыря с конусной поверхностью для автоматического защелкивания в пазу наконечника верхней секции при повороте нижней секции в вертикальное положение.

2. Направляющая балка по п. 1, отличающаяся тем, что штырь снабжен тросиком для расфиксации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2558871C1

ВЕРХНИЙ СИЛОВОЙ ПРИВОД БУРОВОЙ УСТАНОВКИ 2007
  • Хорошанский Евгений Яковлевич
  • Корешев Владимир Петрович
  • Сапрыкин Александр Геннадьевич
  • Биндер Яков Исаакович
RU2369713C1
МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РЕМОНТА СКВАЖИН 2003
  • Груздилович Леонид Михайлович
  • Шуригин Геннадий Михайлович
  • Куканков Геннадий Петрович
  • Линевич Александр Владимирович
  • Каблаш Сергей Викторович
  • Яценко Валерий Анатольевич
RU2262583C2
ВЕРХНИЙ СИЛОВОЙ ПРИВОД БУРОВОЙ УСТАНОВКИ 2003
  • Биндер Я.И.
  • Хорошанский Е.Я.
  • Сапрыкин А.Г.
  • Яцкевич А.А.
RU2237790C1
Поточный способ приготовления жидкой соленой фазы для приготовления пшеничного теста 1958
  • Донченко В.М.
SU122456A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШАРНИРНОГО КРЕПЛЕНИЯ СТВОЛА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО КАРАБИНА ИЛИ РУЖЬЯ, ИМЕЮЩЕГО ОТКИДЫВАЮЩИЙСЯ СТВОЛ 2001
  • Касас Сальва Франсиско
RU2270411C2
Складное раздвижное пространственное покрытие здания 1981
  • Глазунов Андрей Юрьевич
  • Расс Федор Владимирович
  • Ермолов Сергей Борисович
  • Бобряшов Виктор Михайлович
  • Столыпин Николай Николаевич
  • Милейковский Иосиф Ефимович
  • Ушаков Владимир Николаевич
  • Храмцовская Светлана Лазаревна
SU949116A1
Разрядник 1960
  • Борисов В.Н.
SU134754A1
0
  • В. С. Сологуб
SU196284A1

RU 2 558 871 C1

Авторы

Сапрыкин Александр Геннадьевич

Корешев Владимир Петрович

Никольский Евгений Юрьевич

Даты

2015-08-10Публикация

2014-07-07Подача