ВОДОРОДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2015 года по МПК F02C7/16 

Описание патента на изобретение RU2561764C1

Изобретение относится к двигателестроению, конкретно к авиационным двигателям для сверхзвуковых и гиперзвуковых самолетов.

Известен водородный газотурбинный двигатель по патенту РФ на изобретение №2029118, МПК F02C 3/04, опубл. 20.05.1995 г., со вспомогательным контуром, работающим на водороде, во вспомогательный контур введен дополнительный воздушный тракт, связывающий выход из свободного компрессора со вспомогательной камерой. Водород в контуре двигателя играет роль хладагента. Для охлаждения турбины основного контура используется воздух высокого давления, который после охлаждения турбины подается в камеру сгорания промежуточного перегрева, куда поступает одновременно перешедший в газообразное состояние сжиженный воздух.

Недостаток: низкие удельные характеристики двигателя вследствие малой степени сжатия воздуха в компрессоре.

Известен водородный газотурбинный двигатель по патенту РФ на изобретение №2320889, МПК F02K 3/04, опубл. 27.03.2008 г. (прототип), который содержит вентилятор, высоконапорный скоростной компрессор, мультипликатор, пароводяной нагреватель (генератор пара), форсажную камеру, турбодетандер с тепломассообменным аппаратом. Двигатель также имеет трехступенчатую активно-реактивную турбину, у которой третья ступень радиально-осевая, проточная часть которой переходит в критическое сверхзвуковое сечение сопла Лаваля, окруженное аккумулятором пара. Высоконапорный скоростной компрессор выполнен комбинированным со степенью повышения давления, равной 60. Двигатель рассчитан на тягу не менее 150 тонн с расходом воздуха через первый контур 600 кг/с, через второй контур - 1200 кг/с, температурой газа пред турбиной 2000 К. Вентилятор имеет наружный диаметр лопастей первого ряда 4000 мм. Внутри корпуса сопла Лаваля установлены форсунки подачи атомарного водорода для дожигания несгоревшего окислителя. Диски высоконапорного скоростного компрессора выполнены комбинированными - к осевым ступеням добавлены центробежные нагнетающие. Сопло Лаваля снабжено центральным телом, через отверстия которого подается паровоздушная смесь, создающая внешнюю упругую «оболочку-подушку», что позволяет изменять площадь проходного критического сечения сопла Лаваля.

Недостатки: низкий уровень силы тяги, относительно низкие удельные параметры, например удельный расход топлива, недостаточная степень сжатия компрессора.

Низкие удельные параметры объясняются тем, что создать компрессор со степенью сжатия более 30…40 невозможно из-за того, что температура воздуха на выходе из него превысит 800°С. Кроме того, энергетического потенциала газовой турбины недостаточно для привода более мощного компрессора из-за ограничении температуры газов на выходе из турбины диапазоном 1700…1800 К в первую очередь из-за снижения ресурса рабочих лопаток газовой турбины. Рабочие лопатки газовой турбины находятся на большом диаметре, вращаются с огромными окружными скоростями, следовательно, на них действуют значительные центробежные нагрузки. Прочностные свойства материалов при увеличении температуры ухудшаются.

Задачи создания изобретения: повышение энергетических возможностей газотурбинного двигателя.

Достигнутые технические результаты: повышение степени сжатия компрессора, увеличение силы тяги двигателя и улучшение его удельных характеристик.

Решение указанных задач достигнуто в водородном газотурбинном двигателе, содержащем воздухозаборник, корпус, компрессор с ротором компрессора, имеющим вал, камеру сгорания, установленную за компрессором и соединенную с ним воздушным трактом, газовую турбину и реактивное сопло, тем, что между компрессором и камерой сгорания внутри воздушного тракта, соединяющего компрессор и камеру сгорания, установлена водородная турбина, которая имеет входной и выходной коллекторы и второй вал, а за камерой сгорания установлен теплообменник, вход которого соединен с топливопроводом, а выход - с входным коллектором турбины, выходной коллектор водородной турбины соединен трубопроводом с основной камерой сгорания, на выходе из газовой турбины установлен второй компрессор, при этом водородная турбина и второй компрессор соединены вторым валом.

Реактивное сопло может быть выполнено сверхзвуковым.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1…2, где:

на фиг. 1 приведена схема водородного газотурбинного двигателя,

на фиг. 2 приведена схема водородной турбины,

Предложенное техническое решение (фиг. 1…2) содержит воздухозаборник 1, корпус 2, компрессор 3, воздушный тракт 4, основную камеру сгорания 5 теплообменник 6, второй компрессор 7, газовую турбину 8 и реактивное сопло 9. Реактивное сопло 9 предпочтительно выполнить сверхзвуковым. Компрессор 3 содержит статор 10 и ротор 11. Камера сгорания 5 содержит жаровую трубу 12 и форсунки 13. Второй компрессор 7 содержит статор 14 и ротор 15. Газовая турбина 8 содержит статор 16 и ротор 17. Вал 18 соединяет роторы 11 и 17 компрессора 3 и газовой турбины 8 и установлен на опорах 19 и 20. Внутри воздушного тракта 4 концентрично валу 18 установлена водородная турбина 21, работающая на перегретом водороде. Водородная турбина 21 имеет наружный диаметр меньше внутреннего диаметра воздушного тракта 4, чтобы его не загромождать. Кроме того, малые диаметральные габариты водородной турбины 21 уменьшают центробежные нагрузки на ее вращающиеся детали. Водородная турбина 21 содержит статор 22, ротор 23, входной и выходной коллекторы, соответственно 24 и 25 (фиг.1 и 2).

На фиг.2 приведена более подробно конструкция водородной турбины 21. Статор 22 содержит корпус 26 с торцовыми крышками 27 и 28, на которых размещены коллекторы 25 и 24 соответственно. На торцовых крышках 27 и 28 под коллекторами 25 и 24 выполнены отверстия 29 и 30.

Ротор 23 содержит корпус 31 в виде полого усеченного корпуса, к которому присоединены торцовые стенки 32 и 33. К торцовой стенке 32 присоединена втулка 34, а к торцовой крышке 33 - второй вал 35. Второй вал 35 соединяет роторы 23 и 17 водородной турбины 21 и второго компрессора 8. На корпусе 26 установлены сопловые лопатки 36, а на корпусе 31 ротора 23 рабочие лопатки 37. Ротор 23 установлен на опорах 38 и 39 и уплотнен относительно статора 22 уплотнениями 40.

Водородный газотурбинный двигатель (фиг.1) содержит систему топливоподачи, имеющую бак 41 для хранения водорода, топливопровод низкого давления 42, подключенный к выходу из бака 41. К топливопроводу низкого давления 42 присоединены насос 43, регулятор расхода 44 и отсечной клапан 45. Трубопроводы перепуска 46 и 47 соединяют соответственно теплообменник 6 с входным коллектором 24 водородной турбины 21 и выходной коллектор 25 с камерой сгорания 5.

Возможно выполнение реактивного сопла 9 сверхзвуковым.

РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ

При работе водородного газотурбинного двигателя осуществляют его запуск путем подачи электроэнергии на стартер от внешнего источника энергии (на фиг.1 и 2 стартер и источник энергии не показаны). Потом включают насос 43 и водород из бака 41 подается в теплообменник 6, потом по трубопроводу перепуска 46 во входной коллектор 24 водородной турбины 21, потом из выходного коллектора 25 по трубопроводу перепуска 47 в форсунки 13 камеры сгорания 5, где воспламеняется при помощи электрозапальника (на фиг.1 и 2 электрозапальник не показан). Ротор 23 водородной турбины 21 раскручивается и раскручивает через вал 18 ротор 15 второго компрессора 7. Компрессор 3 обеспечивает степень сжатия до 30…40, при этом температура воздуха на его выходе может достичь 800 К. При сгорании топлива в камере сгорания 5 температура выхлопных газов повышается до 1800…2000°С. В теплообменнике 8 продукты сгорания охлаждаются до 300 К. Это технически осуществимо из-за высокой теплоемкости водорода и его хороших показателей теплоотдачи. Второй компрессор 7 дополнительно сжимает поток выхлопных газов, создает перед газовой турбиной 8 высокое давление, что обеспечивает ее эффективную работу.

Применение теплообменника 6, как отмечалось ранее, позволит снизить температуру выхлопных газов с 1800…2000 К до температуры 300 К перед вторым компрессором 7, что позволит второму компрессору 7 обеспечить сжатие продуктов сгорания до 100…150 кгс/см2, т.е. до давления, соизмеримого с давлением в современных ЖРД. Без предварительного охлаждения второй компрессор 7 был бы в принципе неработоспособен. Высокое давление перед газовой турбиной 8 позволяет обеспечить перепад давления на ней и истечение продуктов сгорания из реактивного сопла 9 со сверхзвуковыми скоростями, тем самым создать большую реактивную тягу. Очень высокая сила тяги при малых габаритах двигателя позволяет достичь летательным аппаратам, оборудованным таким двигателем, скоростей М=5…10 и значительно повысить высотность работы двигателя.

Регулирование силы тяги на бесфорсажном режиме осуществляется регулятором расхода 44.

При останове водородного газотурбинного двигателя все операции осуществляются в обратной последовательности, т.е. закрывают отсечной клапан 45.

Применение изобретения позволило:

1. Повысить степень сжатия компрессоров газотурбинного двигателя за счет применения двух компрессоров и турбины, работающей на водороде, и охлаждения продуктов сгорания перед вторым компрессором. Водородная турбина имеет небольшие диаметральные габариты, поэтому на ее рабочие лопатки действуют меньшие центробежные силы. Применение в качестве рабочего тела чистого водорода значительно увеличивает энергетический потенциал этого рабочего тела. Кроме того, водород может быть подогрет практически до любой температуры, которая ограничивается только прочностью рабочих лопаток водородной турбины, работающий в более легких условиях, чем рабочие лопатки газовой турбины.

2. Обеспечить достижение самолетами, оборудованными этими двигателями гиперзвуковых скоростей М=5…10.

3. Повысить высотность двигателя.

4. Увеличить надежность двигателя.

Похожие патенты RU2561764C1

название год авторы номер документа
ВОДОРОДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2554392C1
ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2561772C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2593573C1
ВОДОРОДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2552012C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2594091C1
ВОДОРОДНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2553052C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2591361C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2594828C1
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2561773C1
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2561757C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 561 764 C1

Реферат патента 2015 года ВОДОРОДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть применимо для сверхзвуковой военной авиации и гиперзвуковых самолетов. Водородный газотурбинный двигатель содержит воздухозаборник, корпус, компрессор с ротором компрессора, имеющим вал, камеру сгорания, установленную за компрессором и соединенную с ним воздушным трактом, газовую турбину и реактивное сопло. Между компрессором и камерой сгорания внутри воздушного тракта, соединяющего компрессор и камеру сгорания, установлена водородная турбина, которая имеет входной и выходной коллекторы и второй вал. За камерой сгорания установлен теплообменник, вход которого соединен с топливопроводом, а выход - с входным коллектором водородной турбины. Выходной коллектор водородной турбины соединен трубопроводом с основной камерой сгорания. На выходе из газовой турбины установлен второй компрессор. Водородная турбина и второй компрессор соединены вторым валом. Изобретение направлено на повышение степени сжатия компрессора, увеличение силы тяги двигателя и улучшение его удельных характеристик. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 561 764 C1

1. Водородный газотурбинный двигатель, содержащий воздухозаборник, корпус, компрессор с ротором компрессора, имеющим вал, камеру сгорания, установленную за компрессором и соединенную с ним воздушным трактом, газовую турбину и реактивное сопло, отличающийся тем, что между компрессором и камерой сгорания внутри воздушного тракта, соединяющего компрессор и камеру сгорания, установлена водородная турбина, которая имеет входной и выходной коллекторы и второй вал, а за камерой сгорания установлен теплообменник, вход которого соединен с топливопроводом, а выход - с входным коллектором водородной турбины, выходной коллектор водородной турбины соединен трубопроводом с основной камерой сгорания, на выходе из газовой турбины установлен второй компрессор, при этом водородная турбина и второй компрессор соединены вторым валом.

2. Водородный газотурбинный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что реактивное сопло выполнено сверхзвуковым.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2561764C1

СЕПАРАЦИЯ ТВЕРДОГО ВЕЩЕСТВА ОТ ЖИДКОСТИ ПРИ ПОМОЩИ РОТАЦИОННОГО НАПОРНОГО ФИЛЬТРА БЕЗ СУШКИ 2014
  • Бартос Томас М.
  • Кейес Тимоти
RU2687433C2
ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Шевцов В.Ф.
RU2066777C1
Комбинированная двигательная установка воздушно-космического самолета 1990
  • Балепин Владимир Владимирович
  • Вахтин Александр Викторович
  • Нейланд Владимир Яковлевич
  • Пухов Александр Леонидович
  • Тюриков Евгений Владимирович
SU1768789A1
ХИРУРГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ФИМОЗА У ДЕТЕЙ 2000
  • Мохаммад Башир
  • Хадарцев А.А.
RU2190964C2
DE 3909050 C1, 16.08.1990
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ СПОСОБСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УСТРОЙСТВОМ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ И УПАКОВКОЙ 2013
  • Рэмси Кристофер Пол
  • Макджирр Лаура Джейн
RU2635826C2

RU 2 561 764 C1

Авторы

Болотин Николай Борисович

Даты

2015-09-10Публикация

2014-01-10Подача