Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на атомных подводных лодках (АЛЛ) военно-морского флота (ВМФ), оборудованных камерами спасательными всплывающими (КСВ), обеспечивающими эвакуацию личного состава из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте.
В соответствии с пунктом 4.1.2.22 ГОСТ РВ 4220-001-2008 в состав КСВ могут входить спасательные плоты, которые размещаются снаружи камеры в специальных контейнерах или внутри ее.
Люди, находящиеся в крайне стесненном положении в КСВ, после всплытия камеры перебираются в плоты, предназначенные для частичной или полной эвакуации с целью создания более безопасных и комфортных условий дрейфа до подхода сил спасения.
Существующие технические решения по размещению и использованию спасательных плотов предусматривают ручное выполнение всех операций, связанных с приведением плотов в рабочее положение, что крайне затруднительно, небезопасно и на их выполнение требуется значительное время.
Целью данного изобретения является повышение надежности и эффективности выполнения операции эвакуации личного состава из КСВ, всплывшей на поверхность моря, в спасательные плоты за счет автоматизации процесса приведения плотов в рабочее положение.
Использование данного технического предложения позволит повысить безопасность и сократить время выполнения данной операции.
Актуальность изобретения подтверждается тем, что ручное выполнение личным составом операции приведения плотов в рабочее положение, когда человек должен находиться на обтекателе КСВ, крайне затруднено даже при незначительном волнении моря.
Указанная цель достигается тем, что прочные контейнеры комплекса спасательных плотов (КСП) включаются в состав корпуса КСВ, что придает всей конструкции дополнительную плавучесть, улучшает ее остойчивость и повышает высоту надводного борта. Улучшение данных характеристик КСВ обеспечит более благоприятные условия для выполнения эвакуации экипажа в спасательные плоты. Контейнеры располагаются таким образом, чтобы обеспечить дистанционное открытие крышек и выпуск плотов из контейнеров. В состав КСП может входить до четырех контейнеров.
После отделения КСВ от аварийной АПЛ и ее всплытия крышки прочных контейнеров открываются с помощью пневмоприводов. Затем плоты с помощью пневмотолкателей выталкиваются из корпусов контейнеров и при автоматическом срабатывании системы газонаполнения приводятся в рабочее состояние.
Работа пневмоприводов и пневмотолкателей обеспечивается системой сжатого воздуха КСВ. Управление выпуском плотов осуществляется из КСВ.
Плоты, находясь на поверхности моря, удерживаются около КСВ с помощью специальных фалов. Командой, состоящей из двух-трех человек, осуществляется подтягивание и швартовка плотов к камере, которые образуют единую группу спасения.
Экипаж через верхний люк выходит на палубу обтекателя КСВ и переходит в плоты, осуществляя, в зависимости от обстановки, дрейф совместно с КСВ или самостоятельно.
Предлагаемые технические решения также могут использоваться и при эвакуации личного состава с аварийной АПЛ, находящейся на поверхности моря.
При размещении КСВ в ограждении подъемно-мачтовых устройств (ОП-МУ) АПЛ плоты приводятся в рабочее положение посредством дистанционного управления из КСВ по следующей схеме:
- открываются крышки контейнеров;
- плоты выталкиваются из контейнера и автоматически приводятся в рабочее положение, оказываясь за счет длины одерживающего фала на палубе АПЛ;
- плоты в определенной последовательности спускаются на воду с подветренного борта АПЛ по схеме, описанной в патенте РФ на изобретение №2467915 от 27.11.2012 г.
На фиг.1 показан вариант КСВ 1, размещенной в ОПМУ АПЛ и оборудованной КСП. Контейнеры комплекса 2 размещаются с внешней стороны камеры под обтекателем 3. В исходном положении контейнеры 2 закрыты откидными листами 4, закрепленными на крышках 5, открытие которых осуществляется с помощью пневмоприводов 6.
На фиг.2 показан процесс приведения комплекса в рабочее положение после всплытия КСВ 1 на поверхность моря. Выпуск плотов 7 из контейнеров 2 осуществляется после открытия крышек контейнеров 5 за счет подачи сжатого воздуха из баллона, расположенного в КСВ 1, по трубопроводу 8, на пневмоприводы 6 крышек 5, а затем по трубопроводу 9 в пневмотолкатели 10.
При выталкивании плота 7 из контейнера 2 пневмотолкателем 10 автоматически приводится в действие система газонаполнения плота 7 за счет натяжения и обрыва фала 11. Плот 7 приводится в рабочее состояние и одерживается у КСВ 1 с помощью фала 12.
На фиг.3 показан процесс формирования из плотов 7 единой группы спасения 13, которая формируется с подветренной стороны КСВ 1, обеспечивая более безопасные условия эвакуации членов экипажа. При формировании единой группы спасения 13 плоты 7 швартуются и закрепляются друг к другу с помощью канатов 14.
В дальнейшем спасаемые действуют в соответствии с инструкциями аварийно-спасательной службы ВМФ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА СПАСАТЕЛЬНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО НАДВОДНОГО | 2010 |
|
RU2467915C2 |
Комплекс спасательный универсальный для подводной лодки с обеспечением гарантированной посадки личного состава в спасательные плоты | 2019 |
|
RU2735445C1 |
ГЕРМЕТИЧНЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ПЛОТА СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 2011 |
|
RU2489308C2 |
Устройство для удержания спасательного плота над аварийной подводной лодкой, лежащей на грунте, и способ его использования | 2015 |
|
RU2611859C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2022 |
|
RU2787696C1 |
ДВУХМОДУЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ, ОСНАЩЕННАЯ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ | 2005 |
|
RU2309871C2 |
КОМПЛЕКС СПАСАТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НАДВОДНЫЙ (КСУ-Н) | 2010 |
|
RU2436704C2 |
ЭВАКУАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С АВАРИЙНОГО СУДНА | 2014 |
|
RU2582589C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРИ АВАРИИ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ | 2001 |
|
RU2229419C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ | 2002 |
|
RU2274583C2 |
Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на атомных подводных лодках. Комплекс спасательных плотов для спасения личного состава аварийной атомной подводной лодки состоит из герметичных контейнеров с плотами. Прочные контейнеры комплекса спасательных плотов включаются в состав корпуса камеры спасательной всплывающей. После всплытия камеры на поверхность моря плоты автоматически приводятся в рабочее состояние. После швартовки к камере плоты образуют единую группу спасения. Достигается повышение надежности и эффективность эвакуации личного состава из камеры спасательной, всплывшей на поверхность моря. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Комплекс спасательных плотов для спасения личного состава аварийной АПЛ, состоящий из герметичных контейнеров с плотами, отличающийся тем, что прочные контейнеры комплекса спасательных плотов включаются в состав корпуса камеры всплывающей спасательной с целью придания всей конструкции дополнительной плавучести, улучшения остойчивости и повышения высоты надводного борта камеры.
2. Комплекс спасательных плотов по п.1, отличающийся тем, что после всплытия камеры всплывающей спасательной на поверхность моря плоты автоматически приводятся в рабочее состояние и после швартовки к камере всплывающей спасательной образуют единую группу спасения.
3. Комплекс спасательных плотов по п.1, отличающийся тем, что после всплытия аварийной атомной подводной лодки, оборудованной камерой спасательной всплывающей в надводное положение, комплекс может использоваться для эвакуации экипажа.
US 2009126619 A1, 21.05.2009 | |||
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2004 |
|
RU2280586C2 |
СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА СПАСАТЕЛЬНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО НАДВОДНОГО | 2010 |
|
RU2467915C2 |
Устройство для хранения и выдачи надувных спасательных средств | 1988 |
|
SU1585208A1 |
Авторы
Даты
2015-09-20—Публикация
2013-10-17—Подача