ИНДУКЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2015 года по МПК H02K3/04 G01V1/155 

Описание патента на изобретение RU2564097C2

Изобретение относится к импульсным электромеханическим преобразователям индукционно-динамического типа, важная особенность которых состоит в обеспечении создания кратковременных больших импульсных воздействий длительностью ~(1…5)·10-3 с. Двигатели такого типа получили применение в приводах электрических аппаратов и устройствах для реализации промышленных импульсных технологий, а также в сейсмоисточниках, создающих сейсмические волны в земле и воде при проведении сейсморазведочных работ. При прохождении по обмотке тока, необходимого для создания на якорь двигателя импульсного усилия, на витки обмотки действует силы, в 10 и более раз превышающие силы, действующие на помещенные в пазах магнитопроводов электрических машин и аппаратов витки обмотки возбуждения, что требует выполнения обмотки индукционно-динамического двигателя с необходимой повышенной механической прочностью.

Известно принятое за первый аналог конструктивное решение индукционно-динамического двигателя, содержащего цилиндрическую однослойную катушку возбуждения и прилегающую к ее торцовой поверхности электропроводную пластину-якорь двигателя (Л.Н.Карпенко. Быстродействующие электродинамические отключающие устройства. Изд-во «Энергия», Ленинградское отделение, 1973 г., стр.5…10). Обмотка выполнена в виде прилегающих друг к другу витков провода, например шинки, с изоляцией между витками. При прохождении по обмотке тока между ее витками возникают механические усилия, действующие в направлении увеличения диаметра внутреннего витка обмотки и уменьшения диаметра ее внешнего витка. В аксиальном направлении на витки обмотки действует усилие, развиваемое двигателем между его якорем и обмоткой. Прохождение импульсов тока по обмотке приводит также к ее нагреву, соответствующему увеличению ее длины, и дополнительным механическим нагрузкам на изоляцию между витками. В результате действия указанных механических нагрузок надежность работы обмотки недостаточна.

Известен принятый за второй аналог, содержащий, как и двигатель по первому аналогу, цилиндрическую обмотку (катушку) возбуждения, выполненную с прилегающими к друг другу витками, и расположенный со стороны ее торцевой поверхности медный якорь двигателя (Болюх В.Ф., Лучук В.Ф. и др. Высокоэффективный электромеханический преобразователь ударного действия // Электротехника. 2011. №2. С.46-53). Катушка помещена в немагнитный каркас, прикрепленный к неметаллической опорной плите. При работе двигателя проявляются, как и в первом аналоге, те же снижающие надежность катушки силы. Применение немагнитного каркаса усложняет конструктивное решение и снижает надежность работы двигателя.

Известно принятое за прототип конструктивное решение индукционно-динамического двигателя источника сейсмических волн, содержащего цилиндрическую однослойную катушку возбуждения и прилегающий к ее торцовой поверхности электропроводный якорь двигателя (Патент РФ №2369883, Б.И. №28, 2009 г.). Катушка помещена в пазу, выполненном в плите из изоляционного материала (текстолит, пластик и т.д.). Такое решение упрощает крепление катушки и обеспечивает ее защиту от разрушающего изоляцию влияния окружающей среды. Однако, как и в аналогах, действие на витки катушки сил снижает долговечность изоляции между ними и надежность работы двигателя.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности работы двигателя.

Техническим результатом является повышение электрической и механической прочности обмотки возбуждения двигателя.

Упомянутая задача достигается тем, что индукционно-динамический двигатель содержит неэлектропроводящий корпус индуктора с прикрепленной к нему многовитковой однослойной обмоткой цилиндрической формы, к торцевой поверхности которой прилегает электропроводящая пластина якоря двигателя, провод обмотки возбуждения помещен в спиралевидный паз, выполненный на обращенной к якорю плоской поверхности упомянутого корпуса индуктора.

Получение технического результата достигается за счет того, что при помещении провода обмотки в паз спиралевидной формы расстояние между соседними витками обмотки возбуждения увеличивается, поскольку между ними расположен «спиралевидный зубец» из изоляционного материала корпуса индуктора. Такое решение увеличивает электрическую прочность между витками и электрическую надежность обмотки возбуждения.

При помещении витков обмотки возбуждения в паз может быть применена известная технология с использованием связующего лака или эпоксидной смолы, что обеспечивает прочное соединение провода со стенками паза и повышение механической прочности обмотки возбуждения при действии на нее при работе двигателя радиальных и аксиальных механических сил. Кроме этого, помещение провода обмотки возбуждения в спиралевидном пазу защищает обмотку от влияния окружающей среды, например от влияния влаги, что также повышает надежность двигателя.

Особенности конструктивного выполнения двигателя поясняются чертежами:

- на фиг.1 показан поперечный разрез двигателя;

- на фиг.2 - вид сверху на индуктор с обмоткой при снятом якоре;

- на фиг.3 - характер изменения тока в обмотке возбуждения и силы, создаваемой между обмоткой возбуждения и якорем двигателя.

Индукционно-динамический двигатель содержит выполненный из неэлектропроводного материала корпус 1 индуктора, к поверхности которого прилегает электропроводная пластина 2 якоря двигателя. На обращенной к якорю поверхности корпуса выполнен спиралевидный паз, в котором помещен провод 3 обмотки возбуждения двигателя. Паз с проводом 3 образует зубец 4 спиралевидной формы (фиг.2). К выводам 5 от внутреннего и внешнего витков обмотки возбуждения присоединен источник импульсного тока (на фиг.1 и 2 не показан).

Работает двигатель следующим образом. При пропускании по обмотке возбуждения импульса тока 6 необходимой величины и длительности (фиг.3) вокруг обмотки создается импульсный магнитный поток 7. Электропроводная пластина 2 якоря за счет наведения в ней вихревого тока экранирует прохождение магнитного потока в тело пластины, в результате чего создаваемый магнитный поток 7 проходит между пластиной и обмоткой возбуждения, которую образуют витки 3. При этом между обмоткой возбуждения и электропроводной пластиной 2 создается сила P (8) (фиг.3).

P ( t ) = i 1 i 2 ( d M / d x ) ,                           ( 1 )

где i1 - ток в витках обмотки, i2 - наводимый в пластине вихревой ток, M - коэффициент взаимной индукции между обмоткой возбуждения и медной пластиной якоря.

Между пластиной 2 и обмоткой возбуждения действует механический импульс:

N = 0 t и P ( t ) d t .                          ( 2 )

Якорь отбрасывается в осевом направлении от корпуса 1 и за счет получаемой им механической энергии воздействует на рабочий технологический объект. Кроме рабочей силы P(t), создающейся между якорем и обмоткой индуктора в осевом направлении, на витки обмотки действует сила в радиальном направлении: на внутренний виток действует сила, стремящаяся увеличить его радиус r1, а на внешний - сила, стремящаяся уменьшить его радиус r2. Помещение провода обмотки, в качестве которого чаще всего применяется медная шинка, в спиралевидном пазу корпуса позволяет существенно снизить механические нагрузки на провод и повысить надежность обмотки возбуждения двигателя. Кроме этого отделение витков друг от друга спиралевидным зубцом из неэлектропроводного материала, например из пластика или текстолита, повышает электрическую прочность обмотки возбуждения, а размещение провода в пазах позволяет повысить защищенность обмотки от влияния внешней среды, в том числе ее влагостойкость.

Предложенное конструктивное решение с размещением провода обмотки возбуждения в спиралевидном пазу может быть осуществлено посредством заливки обмотки спиралевидной формы подготовленным составом высокопрочного пластика или полиуретана, что обеспечивает снижение производственных затрат на изготовление двигателя.

Похожие патенты RU2564097C2

название год авторы номер документа
ИМПУЛЬСНЫЙ НЕВЗРЫВНОЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ 2012
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Пестряков Александр Евгеньевич
  • Иванников Николай Александрович
  • Узбеков Камиль Харрясович
RU2498352C1
НЕВЗРЫВНОЙ ИМПУЛЬСНЫЙ НАЗЕМНЫЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК 2012
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
RU2515421C2
НАЗЕМНЫЙ НЕВЗРЫВНОЙ ИМПУЛЬСНЫЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК 2011
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
RU2467357C1
ИМПУЛЬСНЫЙ НЕВЗРЫВНОЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ 2011
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
  • Пестряков Александр Евгеньевич
RU2485552C1
НЕВЗРЫВНОЙ ИМПУЛЬСНЫЙ НАЗЕМНЫЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК С ИНДУКЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 2012
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
RU2522143C2
ИМПУЛЬСНЫЙ НАЗЕМНЫЙ НЕВЗРЫВНОЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК 2011
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
RU2475778C1
ИМПУЛЬСНЫЙ ИСТОЧНИК ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН 2013
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
RU2534000C1
ИНДУКЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2011
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
RU2485614C2
ИМПУЛЬСНЫЙ НЕВЗРЫВНОЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК 2009
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
  • Певчев Владимир Павлович
  • Узбеков Камиль Харрясович
RU2453870C2
КОДОИМПУЛЬСНЫЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК 2011
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Кудинов Андрей Константинович
  • Иванников Николай Александрович
RU2457509C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 564 097 C2

Реферат патента 2015 года ИНДУКЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к импульсным электромеханическим преобразователям индукционно-динамического типа и может быть использовано в импульсных приводах, создающих периодические импульсные воздействия на рабочий объект, например в наземных и водных источниках сейсмических волн и промышленных виброимпульсных технологических установках. Технический результат - повышение надежности обмотки возбуждения двигателя. Индукционно-динамический двигатель содержит неэлектропроводный жесткий корпус индуктора с прикрепленной к нему многовитковой однослойной обмоткой цилиндрической формы, к торцевой поверхности которой прилегает электропроводная пластина якоря двигателя. Провод обмотки возбуждения двигателя помещен в спиралевидный паз, выполненный на обращенной к якорю плоской поверхности корпуса индуктора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 564 097 C2

Индукционно-динамический двигатель, содержащий неэлектропроводный жесткий корпус индуктора с прикрепленной к нему многовитковой однослойной обмоткой цилиндрической формы, к торцевой поверхности которой прилегает электропроводная пластина якоря двигателя, отличающийся тем, что провод обмотки возбуждения двигателя помещен в спиралевидный паз, выполненный на обращенной к якорю плоской поверхности корпуса индуктора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2564097C2

ИМПУЛЬСНЫЙ НЕВЗРЫВНОЙ НАЗЕМНЫЙ СЕЙСМОИСТОЧНИК 2008
  • Ивашин Виктор Васильевич
  • Иванников Николай Александрович
  • Позднов Максим Владимирович
  • Узбеков Камиль Харрясович
RU2369883C1
Импульсный электродинамический излучатель 1978
  • Быстров Михаил Николаевич
  • Павлов Алексей Федорович
  • Силин Вячеслав Петрович
SU733742A1
Бесконтактный микрогенератор переменного тока 1978
  • Королев Эдуард Геннадиевич
  • Кондратьев Николай Николаевич
SU743124A1
Индуктор для магнитно-импульсной обработки металлов 1979
  • Белый Игорь Васильевич
  • Пшиков Петр Максимович
  • Матвейчук Виктор Александрович
SU902921A1
ПЛОСКИЙ ИНДУКТОР ДЛЯ МАГНИТНО-ИМПУЛЬСНОГО ПРЕССОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НАНОРАЗМЕРНЫХ ПОРОШКОВ 2009
  • Иванов Виктор Владимирович
  • Ноздрин Андрей Александрович
  • Паранин Сергей Николаевич
RU2417861C2
ЦИФРОВОЙ ВОЛЬТМЕТР для ИЗМЕРЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЗНАЧЕНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ 0
SU245909A1
Устройство для хранения и подачи зеленого чайного листа в систему питания чаезавялочных машин 1959
  • Бадер Г.Г.
SU126682A1

RU 2 564 097 C2

Авторы

Ивашин Виктор Васильевич

Иванников Николай Александрович

Даты

2015-09-27Публикация

2012-03-20Подача