Предложение относится к электротехнике, в частности, к построению систем электропитания постоянного тока особо важных потребителей электроэнергии, требующих повышенного качества электроэнергии не только при всех возможных внешних воздействующих факторах, включая радиационное и электромагнитное излучение, но и при всех возможных авариях силовых и управляющих элементов собственного преобразователя. Это особенно важно для тех потребителей электроэнергии, питание которых, с целью повышения надежности, осуществляется от «n»-источников постоянного тока с развязкой последних с помощью распределительных диодов. К таким потребителям относятся, например, системы дистанционного управления вертолетов и самолетов.
В этом случае при коротком замыкании в любом источнике питания или его линии последний отключается, а оставшиеся «n-1»-источники постоянного тока продолжают питать потребителей.
В случае перенапряжений на выходе любого из «n»-источников постоянного тока, вызванного аварией в самом источнике или в системе его защиты, перенапряжения поступают на вход потребителей, причем диоды оставшихся нормально работающих «n-1»-источников постоянного тока при этом запираются.
Известна система электропитания постоянного тока по патенту РФ №2257655 от 27.07.2005 г. «Система энергоснабжения потребителя электроэнергии», состоящая из генератора переменного тока, подключенного к авиадвигателю с широким диапазоном изменения оборотов, и статического преобразователя переменного тока в постоянный на тиристорах. Система также содержит контур защиты потребителей, выполненный в виде датчика напряжения, узла выдержки времени и исполнительного органа защиты. Основным недостатком данной системы энергоснабжения является то, что вышеприведенный контур защиты не спасает потребителей электроэнергии от перенапряжений во время аварий в системе его управления (не отключается преобразователь при срабатывании защиты) или в системе силового преобразования, например, при трансформации тиристора в диод, или при авариях в собственно системе защиты.
Известно также устройство по патенту РФ №71046 от 20.02.2008 г. «Устройство защиты системы электроснабжения», содержащее нерегулируемый генератор, вал которого связан с валом авиадвигателя, и тиристорный выпрямитель на тиристорах с первым контуром защиты, в которую введен второй контур защиты в виде трехфазного контактора, включенного последовательно с фазными обмотками генератора. Недостатки данного технического решения заключаются в том, что при высоких оборотах генератора и высоком напряжении невозможно подобрать контактор, соответствующий требованиям по допустимой рабочей частоте, а также время срабатывания выключения контактора измеряется несколькими миллисекундами (7÷10 мс), в течение которых перенапряжение будет проходить к потребителям, что во многих случаях недопустимо.
Цель изобретения - повышение надежности, абсолютное исключение поступления перенапряжений на клеммы потребителей электроэнергии при всех видах аварийных состояний в системе электропитания.
Поставленная цель достигается в системе электропитания постоянного напряжения, содержащей нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя. В систему дополнительно введен второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом, причем первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения, а второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты. Уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения.
На фиг. 1 представлена функциональная схема системы электропитания, где:
1 - приводной авиадвигатель,
2 - генератор,
3 - управляемый преобразователь на тиристорах,
4 - система управления тиристорами преобразователя,
5 - исполнительный орган защиты преобразователя,
6 - узел первой выдержки времени (выдержка времени защиты преобразователя),
7 - первый датчик напряжения (датчик напряжения защиты преобразователя),
8 - проходной транзисторный ключ,
9 - первое устройство управления ключа 8 (режим отсечки),
10 - второе устройство управления ключа 8 (режим стабилизации),
11 - управляющее устройство второго контура защиты,
12 - узел второй выдержки времени,
13, 14 - датчики напряжения,
15 - нагрузка преобразователя.
На фиг. 2 приведены эпюры, поясняющие работу системы электропитания, где:
Uвых - выходное напряжение системы электропитания,
Uвых1 - порог срабатывания второго датчика напряжения (13),
Uвых2 - порог срабатывания третьего датчика напряжения (14),
τ - вторая выдержка (t2÷t4) времени.
Система электропитания постоянного напряжения работает следующим образом.
Авиадвигатель 1 приводит во вращение генератор 2, выход которого связан с управляемым преобразователем 3 на тиристорах и через нормально открытый проходной транзисторный ключ 8 связан с нагрузкой 15 преобразователя. Управляемый преобразователь 3 на тиристорах содержит систему защиты от перенапряжений, состоящую из первого датчика напряжения 7, узла 6 первой выдержки времени и исполнительного органа 5 защиты преобразователя 3, который воздействует на систему управления 4 тиристорами преобразователя, снимая с них импульсы управления при срабатывании первого датчика 7 напряжения, т.е. при достижении определенного уровня выходного напряжения преобразователя. Этим обеспечивается защита нагрузки 15 преобразователя от перенапряжений. В обычных условиях работы системы электропитания постоянного напряжения этого вполне достаточно. Однако при выходе из строя устройств защиты (5, 6, 7) управляемого преобразователя 3 на тиристорах или системы управления 4 тиристорами преобразователя сигналы с исполнительного органа защиты 5 преобразователя не проходят к преобразователю 3 на тиристорах, тиристоры не запираются, и, следовательно, появление высокого напряжения на нагрузке 15 ничем не блокируется. Крайний случай аварии в преобразователе 3 связан с коротким замыканием управляющего перехода собственно силового тиристора, в силу чего он превращается в обычный диод, и, следовательно, известными способами защиты нагрузку 15 невозможно оградить от перенапряжений.
Для исключения этих явлений в систему электропитания постоянного напряжения вводятся дополнительно проходной транзисторный ключ 8 и узлы 9÷14, причем проходной транзисторный ключ 8 может работать в трех режимах: нормально-открытом, нормально-закрытом (режим отсечки) и в режиме стабилизации выходного напряжения.
Например, когда выходное напряжение Uвых системы электропитания (фиг. 2) достигает уровня срабатывания датчика напряжений 13, то включается узел 12 второй выдержки времени, и если напряжение UвыхX далее не увеличивается или увеличивается ниже уровня срабатывания датчика напряжений 14, то через время Δt, равное интервалу времени t2÷t4, проходной транзисторный ключ 8 закрывается. Если же напряжение Uвых возрастает более уровня напряжения срабатывания датчика напряжения 13 и достигает уровня срабатывания датчика напряжения 14 (Uвых2), которое соответствует максимально допустимой величине напряжения на нагрузке 15 преобразователя, то срабатывает датчик напряжения 14 и его выходной сигнал поступает на второе устройство управления 10, переводя проходной транзисторный ключ 8 в режим стабилизации напряжения Uвых. При этом по-прежнему работает узел второй выдержки времени 12, который отключает преобразователь 3 в момент времени t4.
Таким образом, введение второго уровня защиты управляемого преобразователя 3 на тиристорах в виде узлов 8÷14 позволяет ограничить выходное напряжения преобразователя 3 на любом уровне, соответствующем Uвых2, и исключить поступление напряжения на нагрузку 15 преобразователя выше этого уровня при всех возможных авариях управляемого преобразователя 3 на тиристорах или в его системе управления и защиты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО КУЖЕКОВА-КРЫНОЧКИНА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКОВ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2241294C2 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР ИМПУЛЬСНЫХ КОММУТАЦИОННЫХ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ | 2008 |
|
RU2375802C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2499348C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОЛЬЦЕВОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАКОПИТЕЛЯ | 1990 |
|
RU2045120C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2011 |
|
RU2482598C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 2006 |
|
RU2314622C1 |
ИСТОЧНИК ВТОРИЧНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 2003 |
|
RU2271598C2 |
Устройство для защиты от перенапряжений потребителя | 1986 |
|
SU1427476A2 |
Стабилизатор напряжения | 1977 |
|
SU736076A1 |
Импульсный стабилизатор постоянного напряжения | 1980 |
|
SU935923A1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к построению систем электропитания постоянного тока особо важных потребителей электроэнергии, требующих повышенного качества электроэнергии. Система электропитания постоянного напряжения содержит нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя. Дополнительно в систему введен второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом. Первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения. Второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты, причем уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения. Технический результат - повышение надежности питания потребителей. 2 ил.
Система электропитания постоянного напряжения, содержащая нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя, отличающаяся тем, что дополнительно вводят второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом, причем первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения, а второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты, причем уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения.
СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ | 2003 |
|
RU2257655C2 |
Способ нейтрализации тунгового масла | 1947 |
|
SU71046A1 |
EP 220492B1, 06.03.1991 | |||
Устройство для выделения первого импульса из серии | 1974 |
|
SU572911A1 |
Авторы
Даты
2015-10-20—Публикация
2014-04-24—Подача