Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем промышленного оборудования, оснащенного фильтрами тонкой очистки, работающего в обычном и жестком режиме в условиях обводнения при повышенных нагрузках.
В настоящее время все большее применение находят быстродействующие гидравлические устройства, в которых предусматривается меньший объем гидравлической системы, в результате чего возрастает кратность циркуляции гидравлического масла. Это приводит к ужесточению требований к качеству гидравлических масел, в том числе к фильтруемости с водой и без воды. Фильтруемость масла с водой и без воды характеризует способность масла фильтроваться через фильтры тонкой очистки, в том числе и в присутствии воды.
Фильтруемость в присутствии воды имеет решающее значение для достижения максимально высокого КПД при эксплуатации современного оборудования.
Известно масло для гидравлических систем, которое для повышения эксплуатационных свойств содержит, мас.%: осерненное спермацетовое масло или диалкилдитиофосфат цинка - 0,3-3,0 и/или алкиловый эфир олеиновой кислоты - 0,3-0,5; кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,05-0,1; алкилфенольная присадка - 0,5-0,7; кремнийорганическая присадка - 0,001-0,005; минеральное масло - до 100; для улучшения фильтруемости масло дополнительно содержит алкенилсукцинимид или сульфонат натрия, или кальция, или бария в количестве 0,1-0,25 мас. % (а.с. СССР №794067, С10М 1/26, опубл. 07.01.1981, БИ №1).
Известно масло для гидравлических систем, которое для повышения скорости фильтрации в процессе эксплуатации содержит, мас.%: дибутилпаракрезол - 0,5-0,7, имид полиизобутенилянтарной кислоты и диэтилентриамина или модифицированный борной и олеиновой кислотами продукт взаимодействия алкилфенола, формальдегида и триэтилентетрамина - 0,5-0,7, диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-0,7, бис-(алкилбензилтио)этан - 0,5-0,7, кислый эфир алкенилянтарной кислоты и этиленгликоля - 0,05-0,07, полиметакрилат - 0,6-0,8, полиметилсилоксан - 0,003-0,005, нефтяное масло - до 100 (А.С. СССР №1533317, С10М 141/06).
Известно масло для гидравлических систем промышленного оборудования (пат. РФ №1735348, С10М 161/00, опубл. БИ №11 от 20.04.1997), которое для снижения эмульгируемости и улучшения противоизносных свойств содержит в своем составе, мас.%: диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-0,7, тринонилфенилфосфит - 0,5-0,7, моюще-диспергирующую присадку - 1,0-1,2, дибутилпаракрезол - 0,5-0,7, азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - 0,03-0,05 и нефтяное масло - до 100.
Указанные масла не обеспечивают требуемой фильтруемости в присутствии воды.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению (прототип) является масло для гидравлических систем промышленного оборудования (Пат. РФ №2139922, С10М 161/00, опубл. 20.10.1999), которое для улучшения фильтруемости и термической стабильности, содержит, мас.%:
Диалкилдитиофосфат цинка - 0,85-1,05
Полиметакрилат - 0,30-0,60
Дибутилпаракрезол - 0,40-0,60
Полиметилсилоксан - 0,003-0,005
Сульфонат кальция - 0,02-0,10
Алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция - 0,02-0,10
Азотсодержащий блок-сополимер окиси этилена и окиси пропилена - 0,03-0,05
Нефтяное масло - до 100
Однако данный состав также не обеспечивает современный уровень требований фильтруемости масла в присутствии воды.
Задачей настоящего изобретения является разработка гидравлического масла, обладающего более высокой фильтруемостью в присутствии воды.
Для решения поставленной задачи в нефтяное масло вводят дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция, триалкилфосфат, полиметилсилоксаны и модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагаемое масло для гидравлических систем промышленного оборудования готовят последовательным введением в масло указанных присадок при постоянном перемешивании при температуре 60-70°С.
В соответствии с описанной технологией для экспериментальной проверки предлагаемого состава были приготовлены 8 образцов масла с различным содержанием присадок, а также масло-прототип (образец 1). Состав и характеристика образцов масел, а также результаты оценки «фильтруемость с водой» приведены в таблице 1.
В качестве алкилсалицилата кальция использовался продукт нейтрализации алкил салициловых кислот суспензией извести - пушонки в масле. Присадка диалкилдитиофосфат цинка характеризовалась наличием короткого бутил- и длинного октил-алкильных радикалов. В качестве триалкилфосфата применялся трибутилфосфат. Модифицированные полиолы в растворе ксилола использовались как деэмульгатор. В качестве нефтяного масла использовалось масло селективной очистки с индексом вязкости не менее 85.
Уровень фильтруемости образцов масел оценивался по методу Denison стандарт ТР-02100 ф. Parker Denison Hidraulics путем фильтрации масла объемом 75 см3 без воды («сухая» проба) и с добавлением 2% воды через мембранный фильтр диаметром 47 мм (площадь 9,6 см2) с тонкостью фильтрации 1,2 мкм ф. Millipore. Коэффициент фильтруемости (Кф) определялся как отношение времени фильтрования «обводненной» пробы ко времени фильтрования «сухой пробы». Время фильтрации масла в присутствии воды не должно превышать двойного времени фильтрации «сухой пробы», то есть Кф≤2.
Как видно из табл. 1, три состава масла - образцы 3-5 - показывают оптимальные результаты. Отмеченные составы обладают хорошей фильтруемостью в присутствии воды за счет одновременного введения в состав заданных количеств алкилсалицилата кальция, триалкилфосфата и диалкилдитиофосфата цинка с коротким бутил- и длинным октилалкильными радикалами и имеют меньшее время фильтрации, по сравнению с маслами известного состава (образец 1). Причем отсутствие в составе масла одного из трех компонентов приводит к ухудшению показателей фильтруемости в присутствии воды, т.е. в данном случае указанные присадки обладают синергетическим действием в отношении показателя «фильтруемость с водой». Снижение или увеличение концентрации этих компонентов против оптимальной также приводит к ухудшению этих показателей.
Исследование известных составов масел, используемых в гидравлических системах, показывает, что некоторые, введенные в состав масла по предлагаемому изобретению, компоненты известны, например диалкилдитиофосфат цинка, триалкилфосфат и алкилсалицилат кальция. Однако, применение их по отдельности не обеспечивает маслам такие свойства, которые они проявляют в изобретении, а именно улучшение фильтруемости в присутствии воды. Так, диалкилдитиофосфат цинка и триалкилфосфат являются противоизносными присадками, а алкилсалицилат кальция - моюще-диспергирующей, но в данной композиции при совместном их введении они улучшают фильтруемость масла в присутствии воды.
Таким образом, предлагаемый состав компонентов придает гидравлическому маслу новые свойства, а именно улучшение показателя «фильтруемость с водой».
Производство этого масла в промышленных условиях не требует дополнительных капитальных затрат, а также не предусматривает изменений в технологии его получения. Производство обеспечено сырьевыми компонентами: все используемые присадки выпускаются в промышленности.
Применение масла в гидросистемах промышленного оборудования, работающих в условиях обводнения и при повышенных нагрузках, позволит увеличить их срок службы и обеспечить снижение расхода самого масла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Состав и способ получения пакета присадок к гидравлическим маслам и всесезонное гидравлическое масло, его содержащее | 2019 |
|
RU2708887C1 |
СОСТАВ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПАКЕТА ПРИСАДОК К ГИДРАВЛИЧЕСКИМ МАСЛАМ И ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2015 |
|
RU2575171C1 |
МАСЛО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 1998 |
|
RU2139922C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО | 2000 |
|
RU2182592C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2015 |
|
RU2600325C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2000 |
|
RU2223303C2 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1992 |
|
RU2034908C1 |
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ | 1992 |
|
RU2010839C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2002 |
|
RU2232796C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2123515C1 |
Настоящее изобретение относится к маслу для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, при этом оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в ксилоле, а диалкилдитиофосфат цинка включает в себя короткий бутил- и длинный октилалкильные радикалы при следующем соотношении компонентов, мас.%: дибутилпаракрезол 0,40-0,60; диалкилдитиофосфат цинка 0,30-0,50; алкилсалицилат кальция 0,05-0,15; триалкилфосфат 0,10-0,20; модифицированные полиолы в ксилоле 0,01-0,02; полиметилсилоксаны 0,003-0,007; нефтяное масло - до 100. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка гидравлического масла, обладающего более высокой фильтруемостью в присутствии воды. 1 табл.
Масло для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в ксилоле, а диалкилдитиофосфат цинка включает в себя короткий бутил- и длинный октилалкильные радикалы при следующем соотношении компонентов, мас.%:
МАСЛО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 1998 |
|
RU2139922C1 |
СТАБИЛЬНОЕ К ОКИСЛЕНИЮ МАСЛО, СОДЕРЖАЩЕЕ БАЗОВОЕ МАСЛО И ПРИСАДКИ | 2006 |
|
RU2416628C2 |
0 |
|
SU154359A1 | |
US 5536423 A1, 16.07.1996 |
Авторы
Даты
2015-10-20—Публикация
2014-07-31—Подача