Изобретение относится к измерительным устройствам и системам для определения состава и октанового числа бензинов и может использоваться, например, для контроля и поддержания требуемой концентрации и значения детонационной стойкости компонентов при производстве товарного бензина путем смешения компонентов.
Известно изобретение «СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ» [1].
Способ определения октанового числа бензинов, включающий зондирование оптическим излучением кюветы с бензином; измерение интенсивности прошедшего оптического излучения на выходе кюветы; определение коэффициента поглощения, отличающийся тем, что кювету зондируют оптическим пучком излучения дальнего ультрафиолетового или фиолетового диапазона с длиной волны 370≤λ≤420 нм; измеряют интенсивность прошедшего излучения при зондировании пустой кюветы и кюветы, наполненной анализируемым бензином, и определяют оптическую плотность из следующего соотношения:
где Dλ - оптическая плотность кюветы с анализируемым бензином; D0λ - оптическая плотность пустой кюветы; (I0)λ - интенсивность входного излучения (при отсутствии кюветы) на длине волны λ; (Ii)0λ - интенсивность излучения на длине волны длины λ, прошедшего пустую кювету; (Ii)λ - интенсивность излучения на длине волны длины λ, прошедшего кювету, наполненную анализируемым бензином; (k0i1)λ - спектральный коэффициент поглощения бензина на длине волны λ; L - толщина зондируемой кюветы,
при этом октановое число определяют по калибровочной кривой, связывающей значения оптической плотности бензина с соответствующим значением октанового числа бензина.
Недостатком указанного аналога является то, что калибровочная кривая, связывающая значения оптической плотности или спектральных коэффициентов поглощения бензина с соответствующим значением октанового числа бензина, будет еще определяться компонентным составом бензина, который может быть не известен.
Известно изобретение «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЕЩЕСТВ» [2].
Автоматизированный способ спектрофотометрического анализа веществ, включающий измерение оптической плотности, по меньшей мере, двух образцов с известным значением определяемого показателя вещества непрерывно по шкале длин волн в видимом, инфракрасном или ультрафиолетовом диапазоне спектра; формирование банка данных по полученным спектрам; регистрацию спектра исследуемого вещества, отличающийся тем, что выбирают набор информативных длин волн по максимальным отклонениям одного спектра от другого, строя функциональную зависимость определяемого показателя от величины оптической плотности в наборе информативных длин волн, и по указанной зависимости находят величину искомого показателя.
Недостатком этого аналога является то, что для обеспечения указанного способа необходимо выбирать набор информативных длин волн по максимальным отклонениям одного спектра от другого и строить функциональную зависимость состава от величины оптической плотности. Набор информативных длин волн для различных компонентов, в общем случае, будет различным. То есть для выбора набора информативных длин волн необходимо априорное знание о том, какие компоненты входят в состав анализируемой смеси.
Наиболее близким по назначению и по технической сущности к предлагаемому техническому решению и выбранным вследствие этого в качестве прототипа является «СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ» [3]. Указанный способ определения октанового числа бензинов, включающий измерение спектров поглощения в ближней инфракрасной области, характеризуется тем, что последовательно измеряют в ближней инфракрасной области коэффициенты поглощения трех чистых углеводородов из ряда изооктан, n-гептан, толуол или бензол, по коэффициентам поглощения трех чистых углеводородов составляют модельный спектр вида:
Km=K1C1+K2C2+K3C3,
где K1, K2, K3 - коэффициенты поглощения n-гептана, изооктана, толуола (или бензола);
С1, C2, C3 - концентрации n-гептана, изооктана, толуола (или бензола) соответственно;
измеряют коэффициенты поглощения паспортизованных бензинов разных марок с использованием идентичных кювет и на тех же длинах волн, определяют коэффициенты С1, С2, С3 паспортизованных бензинов путем сравнения спектра поглощения каждого паспортизованного бензина с модельным, который программно видоизменяют методом перебора комбинаций значений С1, С2, C3 достижения минимального отклонения модельного спектра от спектра паспортизованного бензина; определяют градуировочную зависимость октановых чисел паспортизованных бензинов от концентрации С3 толуола (или бензола) в их модельном спектре и используют эту зависимость для определения октанового числа любого анализируемого бензина в следующей последовательности для каждого бензина: измеряют коэффициенты поглощения анализируемого бензина с использованием идентичных кювет и на тех же длинах волн; определяют коэффициенты С1, C2, С3 анализируемого бензина путем сравнения его спектра поглощения с модельным, который программно видоизменяют методом перебора комбинаций значений С1, С2, C3 до достижения минимального отклонения модельного спектра от спектра анализируемого бензина, и по концентрации толуола (или бензола) C3 модельного спектра анализируемого бензина определяют октановое число анализируемого бензина по указанной градуировочной зависимости.
Недостатком прототипа является необходимость априорного знания компонентов, входящих в состав бензина, что не всегда возможно на практике.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение достоверности идентификации компонентов, входящих в состав товарного бензина, повышение точности определения состава и октанового числа бензинов.
Технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в обеспечении процесса идентификации компонентов бензина и определения его состава в режиме реального времени с оперативным внесением поправок в технологический процесс.
Технический результат достигается тем, что в способе идентификации компонентов бензина и определения его состава в режиме реального времени, включающем создание базы данных спектральных коэффициентов поглощения тестовых компонентов, измерение спектральных коэффициентов поглощения тестовых компонентов и бензина в технологических линиях, сигналы о спектральных коэффициентах поглощения тестовых компонентов и бензина суммируются нейронами идентификации, число которых равно числу компонентов в бензине и нейронов состава, с соответствующими синаптическими коэффициентами, величины и знаки которых, а также значения активации нейронов устанавливаются по образцам тестовых компонентов и бензинов с использованием методов обучения нейронных сетей, например, алгоритма обратного распространения ошибки, в котором минимизируются целевые функции идентификации Uj и состава В:
причем идентификацию j-компонентов производят по минимумам целевых функций Uj и активному состоянию нейронов искусственной нейронной сети идентификации, изменяя при этом коэффициенты синаптических связей ωij, а значения активации нейронов определяют в соответствии с функцией активации, например:
при этом концентрацию компонентов в бензине определяют по минимуму целевой функции состава и активному состоянию нейрона искусственной нейронной сети состава, изменяя коэффициенты синаптических связей ωij, а значения активации нейрона состава вычисляют в соответствии с функцией активации, например:
R=е-Bαε,
и при активном состоянии нейрона состава принимают значения концентрации компонентов в смеси cj численно равным значениям коэффициентов синаптических связей ωij,
где kjэт (λi) - спектральные коэффициенты поглощения тестовых компонентов находящихся в базе данных;
kj(λi) - измеренные спектральные коэффициенты поглощения компонентов в технологических линиях;
kсм(λi) - измеренные спектральные коэффициенты поглощения бензина в технологических линиях;
λi - длины волн, на которых измеряются спектральные коэффициенты поглощения;
Tj - функции активации искусственной нейронной сети идентификации;
j - число компонентов в бензине;
R - функция активации искусственной нейронной сети состава;
α, β - коэффициенты, учитывающие наклон функций активации;
ε - погрешность измерения спектральных коэффициентов поглощения.
В качестве примера реализации предлагаемого способа может быть рассмотрена многоканальная спектрометрическая информационно-измерительная система оценки состава и детонационной стойкости товарного топлива.
На фиг.1 приведена многоканальная спектрометрическая информационно-измерительная система оценки состава и детонационной стойкости товарного топлива, где:
1 - резервуары компонентов бензина (1, 2, 3, …, j),
2 - технологические трубопроводы,
3 - проточные кюветы,
4 - волоконно-оптический кабель,
5 - смесители №1 и №2,
6 - резервуар с бензином (Бензин 1 и Бензин 2),
7 - оптический мультиплексор,
7а - источник света,
8 - спектрометр,
9 - персональный компьютер (ПК).
На фиг.2 приведена искусственная нейронная сеть, используемая при идентификации компонентов бензиновой смеси.
На фиг.3 приведена искусственная нейронная сеть, используемая при вычислении состава и детонационной стойкости бензина.
На фиг.4 приведен график функции активации нейрона искусственной нейронной сети идентификации компонентов.
На фиг.5 приведен график функции активации нейрона искусственной нейронной сети вычисления состава и детонационной стойкости бензина.
Многоканальная спектрометрическая система содержит ИК-спектрометр, соединенный с промышленными проточными кюветами посредством волоконно-оптического кабеля через оптический мультиплексор. По команде от ПК излучение от ИК-излучателя через оптический мультиплексор направляется по волоконно-оптическому кабелю первого канала в промышленную проточную кювету, расположенную рядом с технологическим трубопроводом, по которому из резервуара подается первый компонент. Производится измерение спектральных коэффициентов пропускания ИК-спектрометром и последовательный ввод их значений в ПК по USB-интерфейсу с последующим расчетом на их основе спектральных коэффициентов поглощения первого компонента [5]. Результаты расчетов запоминаются в ПК, после чего по интерфейсу RS-232 ПК дает команду оптическому мультиплексору на переключение излучения от ИК-излучателя (источника света) к волоконно-оптическому кабелю второго канала, соответствующего точке отбора второго компонента. Производится измерение спектральных коэффициентов пропускания, расчет на их основе спектральных коэффициентов поглощения второго компонента и сохранение в памяти ПК. Эти действия повторяются, пока не будут измерены спектральные коэффициенты пропускания всех компонентов, а также товарных бензинов, полученных в результате смешения компонентов в смесителях и по технологическим трубопроводам поступающих в резервуар с готовым бензином. По вычисленным значениям спектральных коэффициентов поглощения компонентов kj(λi) и спектральных коэффициентов поглощения тестовых компонентов kjэт(λi) в соответствии с целевой функцией искусственной нейронной сети производится идентификация компонентов. Когда идентификация компонентов завершена, определяют состав cj в соответствии с целевой функцией искусственной нейронной сети с последующим расчетом октанового числа и формированием управляющих воздействий для управления расходами компонентов товарного бензина.
Задача обеспечения достоверности идентификации компонентов, входящих в состав товарного бензина, повышения точности определения состава и октанового числа бензинов решается применением предлагаемого способа, когда по измеренным значениям спектральных коэффициентов поглощения kj(λi) компонентов, входящих в состав бензина, и спектральных коэффициентов поглощения kсм(λi) бензина производят идентификацию компонентов бензина j, вычисляя значения синаптических коэффициентов ωij. Величины и знаки синаптических связей ωij каждого из нейронов устанавливаются при калибровке по образцам тестовых компонентов и бензинов с известными спектральными коэффициентами поглощения kj(λi) с использованием методов облучения нейронных сетей, например, алгоритма обратного распространения ошибки в котором минимизируются целевые функции Uj, B.
Способ осуществляется следующим образом.
1) Измеряются спектральные коэффициенты поглощения компонентов, входящих в состав бензина kj (λi) в технологической линии.
В примере рассматривается четыре компонента: n-гептан, изооктан, толуол, бензол (таблица 1) [4]:
2) Изменяя коэффициенты синаптической связи ωij, минимизируется целевая функция Uj,:
с использованием алгоритма обратного распространения ошибки,
где λi - длина волны; kj(λi) - спектральный коэффициент поглощения j-ого компонента на i-ой длине волны; kjэт (λi) - коэффициент поглощения j-го тестового компонента на i-й длине волны; ωij - коэффициент синаптической связи j-го компонента на i-й длине волны.
3) Компонент идентифицирован, когда нейрон активирован, а функция активации
имеет значение 0,999≤T≤1 (фиг.4),
где β - коэффициент, учитывающий наклон функции активации; ε=0,01 - погрешность измерения спектральных коэффициентов поглощения.
4) Измеряются спектральные коэффициенты поглощения бензина kсм (λi) в технологической линии (таблица 2):
5) Изменяя коэффициенты синаптической связи ωj, минимизируется целевая функция В :
где kсм (λi) - спектральный коэффициент поглощения бензина на i-й длине волны.
6) Состав установлен, когда нейрон активирован, а функция активации
R=е-Baε
имеет значение 0.999≤R≤1 (фиг.5),
где α - коэффициент, учитывающий наклон функции активации; ε=0,01 - погрешность измерения спектральных коэффициентов поглощения.
При этом концентрации компонентов в бензине cj численно равны значениям коэффициентов синаптических связей ωj.
Погрешность вычисления состава бензина определялась по формуле:
Δcj=(сэj-cj)·100,
где сэj - тестовое значение концентрации j-го компонента бензина, cj - вычисленное значение концентрации j-го компонента бензина.
7) По вычисленным значениям концентраций компонентов бензина cj находят октановое число товарного бензина по формуле:
где cj - концентрация j-го компонента бензина; Qj - октановое число j-го компонента бензина; b - суммарное отклонение октановых чисел от аддитивности, обусловленное межмолекулярными взаимодействиями между компонентами:
где bj - интенсивность межмолекулярных взаимодействий j-го компонента, cj - концентрация j-го компонента.
Интенсивность межмолекулярного взаимодействия углеводородов
Данное техническое решение промышленно реализуемо на нефтеперерабатывающих предприятиях.
Источники информации
1. Патент на изобретение RU 2331058 «СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ», МПК G01N 21/35, приоритет от 02.04.2007.
2. Патент на изобретение RU 2284506 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЕЩЕСТВ», МПК G01N 21/31, приоритет от 05.09.2002.
3. Патент на изобретение RU 2310830 «СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ», МПК G01N 21/35, приоритет от 17.08.2006.
4. Веснин В.Л., Мурадов В.Г. «Характерные особенности спектров поглощения бинарных смесей углеводородов в области длин волн 1090-1240 нм на примере изооктана, n-гептана, толуола, бензола», Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.11, №3, 2009, с. 29-32..
5. Шмидт В. «Оптическая спектроскопия для химиков и биологов». - М.: Изд-во «Техносфера», 2007.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ СМЕСИ ГАЗОВ | 2023 |
|
RU2804257C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2331058C1 |
Способ текущего контроля октанового числа товарных бензинов в процессе их производства | 2017 |
|
RU2678989C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТ ЦВЕТА И НЕЙРОКОЛОРИМЕТР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА | 2009 |
|
RU2395063C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ | 2006 |
|
RU2310830C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА И СОДЕРЖАНИЯ ПРИМЕСЕЙ В БЕНЗИНЕ С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ | 2017 |
|
RU2654836C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЦВЕТА В ПРОИЗВОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ | 2012 |
|
RU2491521C1 |
СПОСОБ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕФТЯНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧИСЛЕННОГО ПОДИАПАЗОННОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ ИК-СПЕКТРОВ | 1996 |
|
RU2117933C1 |
ОПТИЧЕСКИЙ АБСОРБЦИОННЫЙ ГАЗОАНАЛИЗАТОР | 2021 |
|
RU2778205C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СИСТЕМ | 2016 |
|
RU2616519C1 |
Изобретение относится к измерительным системам и устройствам и может быть использовано для идентификации компонентов бензина и определения его состава. Техническим результатом является обеспечение идентификации в режиме реального времени с оперативным внесением поправок в технологический процесс. Способ заключается в том, что идентификацию компонентов производят по минимуму целевой функции и активному состоянию нейронов искусственной нейронной сети идентификации, изменяя при этом коэффициенты синаптических связей, расчет значений активации нейронов определяют в соответствии с функцией активации, при этом концентрацию компонентов бензина производят по минимуму целевой функции и активному состоянию нейрона искусственной нейронной сети состава, изменяя коэффициенты синаптических связей, а расчет значения активации нейрона состава производят в соответствии с функцией активации, и при активном состоянии нейрона состава принимают значения концентрации компонентов в смеси численно равным значениям коэффициентов синаптических связей. 5 табл., 5 ил.
Способ идентификации компонентов бензина и определения его состава в режиме реального времени, включающий создание базы данных спектральных коэффициентов поглощения тестовых компонентов, измерение спектральных коэффициентов поглощения тестовых компонентов и бензина в технологических линиях, отличающийся тем, что сигналы о спектральных коэффициентах поглощения тестовых компонентов и бензина суммируются нейронами идентификации, число которых равно или больше числа компонентов в бензине, и нейроном состава, с соответствующими синаптическими коэффициентами, величины и знаки которых, а также значения активации нейронов устанавливаются по образцам тестовых компонентов и бензинов с использованием алгоритма обратного распространения ошибки, в котором минимизируются целевые функции идентификации Uj и состава В:
причем идентификацию j-компонентов производят по минимумам целевых функций Uj и активному состоянию нейронов искусственной нейронной сети идентификации, изменяя при этом коэффициенты синаптических связей ωij, а значения активации нейронов определяют в соответствии с функцией активации
Tj=e-Ujβε,
при этом концентрацию компонентов в бензине определяют по минимуму целевой функции состава и активному состоянию нейрона искусственной нейронной сети состава, изменяя коэффициенты синаптических связей ωij, а значения активации нейрона состава вычисляют в соответствии с функцией активации
R=е-Bαε,
и при активном состоянии нейрона состава принимают значения концентрации компонентов в смеси cj численно равным значениям коэффициентов синаптических связей ωij,
где kjэт(λi) - спектральные коэффициенты поглощения тестовых компонентов, находящихся в базе данных;
kj(λi) - измеренные спектральные коэффициенты поглощения компонентов в технологических линиях;
kсм(λi) - измеренные спектральные коэффициенты поглощения бензина в технологических линиях;
λi - длины волн, на которых измеряются спектральные коэффициенты поглощения;
Tj - функции активации искусственной нейронной сети идентификации;
j - число компонентов в бензине;
R - функция активации искусственной нейронной сети состава;
α, β - коэффициенты, учитывающие наклон функций активации;
ε - погрешность измерения спектральных коэффициентов поглощения.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ | 2006 |
|
RU2310830C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2331058C1 |
Приспособление для отсасывания воды на бумагоделательных и тому подобных машинах | 1948 |
|
SU85228A1 |
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
US 5218529 A, 08.06.1993 | |||
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Авторы
Даты
2015-11-20—Публикация
2014-04-22—Подача