Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса.
В настоящее время восстановление нарушенного процесса зрительного восприятия относится к наименее разработанным вопросам теории и практики восстановительного обучения, где имеются лишь общие положения и указания в отношении работы с данным, широко распространенным видом нарушений психической деятельности.
«Наложенные» изображения» играют важную роль в восстановительном обучении, при работе над восстановлением различных видов нарушений зрительного восприятия (зрительно-предметного, символического), так как работа с данным типом изображений способствует восстановлению чувствительности процесса зрительного восприятия, способности к вычленению существенных, отличительных признаков воспринимаемых изображений.
Причем в отличие от нейропсихологической диагностики, проводимой обычно два раза (в начале и в конце нахождения пациента в клинике), курс восстановительного обучения включает в себя значительное количество занятий от 15 занятий (время нахождения в стационаре) до многих десятков занятий, и поэтому требует значительно большего количества рабочего материала. Это является одной из причин того, что в неврологических клиниках практически не проводится работа по восстановлению нарушенного процесса зрительного восприятия.
Известен способ создания картинок на бумаге с изображением контура, силуэта частей знакомых предметов, наложенных друг на друга. Использования данного стимульного материала проводят путем процедуры исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов. [А.Р. Лурия. Методика «Зашумленные изображения». Найдено 18.08.2014 в Интернет: http://www.psiholognew.com/dosh019.html].
Известен нейропсихологический альбом, выполненный в книжном варианте и содержащий обложку и листы со стимульным материалом, среди которого представлены и «наложенные изображения», используемый для диагностики нарушения зрительного восприятия. (Нейропсихологическая диагностика. Часть I.I - М: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004, 48 с.).
Данный тип созданных изображений, описанный как в первом, так и во втором источнике информации, наряду с другими созданными типами «зашумленных» изображений используется чаше всего для нейропсихологической диагностики зрительного восприятия, позволяя выявлять различные виды нарушений зрительного гнозиса. Использование этих нанесенных изображений на бумагу для восстановления нарушенного зрительного восприятия при проведении длительного лечебного курса требует большого количества листов с наложенными изображениями, что сложно реализовать на практике.
Известно создание учебно-методического пособия для развития зрительного восприятия, основанного на принципах постепенного усложнения задания путем использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов). Требуется их опознать и назвать [Ковальская Наталия Вячеславовна. Совершенствование зрительно-моторной координации и выносливости мышц руки с детьми, имеющими проблемы развития. Опубликовано 13.11.2013. Найдено в Интернет: nsportal.ru>sadsovershenstvovaniekoordinatsii]. Однако в данном источнике не описан процесс создания учебно-методического пособия, и можно только предполагать, что работа идет с обычными листами бумаги с наложенными изображениями. Такое учебно-методическое пособие не обеспечивает формирования большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. Данное учебно-методическое пособие рассмотрено нами в качестве ближайшего аналога.
Технический результат заявленного способа заключается в простоте исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов.
Технический результат достигается тем, что создают учебно-методическое пособие для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, включающее формирование изображений, при этом изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема, причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях пленки.
Способ создания учебно-методического пособия, для формирования наложенных контурных изображений, предназначенного для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, иллюстрируется фигурами. На фиг. 1 представлен общий вид созданного пособия, включающего в себя файлы с прозрачными пленками, на которые нанесены контуры изображений предметов и объектов. На фиг. 2-6 представлены изображения, находящиеся на отдельных прозрачных листах формата A4, вставленные в прозрачные файлы, на фиг. 7 представлено наложенное изображение, полученное при подкладывании белого листа бумаги A4 под пять файлов с изображениями контуров предметов и объектов, размещенных друг на друге в учебно-методическом пособии.
Способ осуществляется следующим образом.
Создание учебно-методического пособия проводят (см. фиг. 1) путем нанесения контуров предметов или объектов (1) на прозрачные пленки формата A4 (2); затем пленки (2) с изображениями (1) размещают в прозрачных файлах (3), которые закрепляют в разъемных кольцах (4) на картонной или пластиковой обложке (5) с возможностью их переворачивания и съема.
На каждую прозрачную пленку (2) наносят либо один контур предмета или объекта, либо два контура (1), располагая их симметрично относительно друг друга. В частности, в качестве прозрачных пленок можно использовать прозрачные пленки XEROX, изображение на которые наносится так же легко, как на обычную бумагу (см. http://www.xerox.ru/ru/supplies/535/714141), либо полиэстеровые прозрачные двухсторонние (DS) пленки Lomond PE DS Film (см. http://www.lomondik.ru/catalog/product.html). Одно изображение (1) наносят в левой части прозрачной пленки (2), другое в ее правой части. При этом в случае задания по восстановлению нарушенного зрительного восприятия под необходимое количество файлов (3) с прозрачными пленками (2), содержащими изображения (1), подкладывают чистый белый лист бумаги формата A4.
Восстановление нарушенного зрительного восприятия реализуют благодаря тому, что изображения, входящие в данное учебно-методическое пособие, нанесены не на бумагу, а на прозрачную пленку формата A4. А каждый лист пленки содержит один или два отдельных контурных изображения предмета или объекта и размещен в прозрачных файлах. Наложение двух и более прозрачных файлов с прозрачными листами друг на друга и подкладывание под них белого листа бумаги и позволяет создавать различные группы наложенных изображений. Важное значение имеет то, что специалист может вынимать файлы с наложенными изображениями из разъемных колец и комбинировать их в другой последовательности, что позволяет создать новые группы наложенных контурных изображений.
Каждый из листов имеет свой номер, позволяющий фиксировать в протокол нейропсихологического обследования и занятия по восстановительному обучению, сочетания каких изображений использовались.
Практическое применение
При проведении нейропсихологического обследования или занятия по восстановительному обучению специалист подкладывает под два или более прозрачных файлов с прозрачными листами, находящихся в учебно-методическом пособии, стандартный белый лист, в результате чего получается два комплекта контурных изображений, которые и предлагают больному.
Количество предъявляемых наложенных изображений для восстановления нарушенного зрительного восприятия определяются состоянием больного и варьирует от двух - для больных с выраженным нарушением зрительного восприятия, до 3-5 для больных с легкими степенями нарушения. Если больной испытывает трудности при опознании групп изображений, специалист задает больному наводящие вопросы или дает какую-либо подсказку. При необходимости специалист может снизить сложность задания, убрав верхний файл с прозрачным листом с контурным изображением, и уменьшить тем самым количество наложенных изображений, облегчая больному восприятие оставшихся. Курс восстановительного обучения включает в себя от 15 занятий и более с одновременной оценкой перед и в процессе восстановительного обучения степени восстановления нарушенного зрительного восприятия.
Результаты обследования в виде количества названных изображений и времени, затраченного на узнавание изображений, фиксируются в протоколе нейропсихологического обследования с указанием использованных номеров листов с изображениями. После проведения курса медикаментозного лечения или восстановительного обучения процедура обследования повторяется с использованием других изображений. Получаемые в ходе двух данных обследований результаты позволяют оценить степень восстановления нарушенного зрительного гнозиса и эффективность проведенного курса лечения.
Длительный курс по восстановительному обучению проводят путем отработки в течение ряда занятий различных сочетаний наложенных изображений, которые специалист получает, вынимая прозрачные файлы из папки и комбинируя их в иной последовательности.
Созданное учебно-методическое пособие, содержащее 50-60 листов с изображениями, нанесенными на прозрачную пленку, позволяет формировать значительное количество групп наложенных изображений, обеспечивая возможность длительных занятий с больными.
Данное пособие возможно использовать при работе над восстановлением следующих видов нарушений зрительного восприятия:
1. Зрительно-предметной агнозии.
2. Символической агнозии.
3. Лицевой агнозии.
Способ создание учебно-методического пособия для восстановления нарушенного зрительного восприятия обеспечивает:
1. Простоту в изготовлении пособия и в дальнейшем удобство в его эксплуатации.
2. Возможность формирования из ограниченного количества наложенных изображений практически неограниченного количества групп наложенных изображений.
3. Возможность плавной смены степени сложности восприятия наложенных изображений путем переворачивания верхнего файла (от наиболее легкого варианта из двух изображений, до наиболее сложного варианта из пяти и более изображений).
4. Широкая сфера использования пособия - как в нейропсихологическом исследовании, так и в восстановительном обучении.
Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования групп наложенных контурных изображений. Изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. 7 ил.
Способ создания учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, включающий формирование групп наложенных контурных изображений, отличающийся тем, что изображения в виде контуров предметов и/или объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема, причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ АРИФМЕТИКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2008 |
|
RU2403624C2 |
ФИЛЬТР-ПРЕСС | 1925 |
|
SU5041A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ | 2005 |
|
RU2312400C2 |
Приспособление для сшивания бумаг в папках | 1926 |
|
SU8505A1 |
Пишущая машина | 1931 |
|
SU30696A1 |
US 4362301 A, 01.12.1982 | |||
US 20090290930 A1, 26.11.2009. |
Авторы
Даты
2015-12-10—Публикация
2014-08-29—Подача