Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией Российский патент 2023 года по МПК A61B5/16 A61H99/00 A63F1/00 G09B1/00 

Описание патента на изобретение RU2795568C1

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством осуществляемых в игровой форме групповых занятий, направленных на восстановление нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией.

Для эффективности нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение имеют формы и методы занятий с неврологическими больными, имеющими нарушения различных психических процессов.

Формы организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека.

Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С.Афазия и восстановительное обучение: учебное пособие / Л.С.Цветкова. - Воронеж: МОДЭК; Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 256 с.)

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология./Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.).

Одним из эффективных способов организации групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу восстановительных занятий, обеспечивая перевод их деятельности с произвольного на непроизвольный уровень, что обеспечивает снижение утомляемости больных и восстановление нарушенных психических процессов.

Таким образом, проводимые в игровой форме групповые занятия способствуют повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление различных психических процессов, включая счет и счетные операции у неврологических больных с акалькулией.

Счет представляет собой действие по значению глагола «считать», определение каких-либо количественных показателей или определение количества однородных объектов (Википедия. Счет.Найдено 20.01.2023 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Счет). Счетные операции представляют собой технологию счета, объединяющую представления и навыки человека о числах, математические алгоритмы арифметики (Википедия. Устный счет.Найдено 20.01.2023 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устный_счет).

Акалькулия представляет собой нарушении счета и счетных операций по причине органических поражений различных участков коры головного мозга, возникших вследствие каких-либо неврологических заболеваний: нарушений мозгового кровообращения, атрофических заболеваний и др. (Википедия, Свободная энциклопедия, Акалькулия. Найдено 20.01.2023 в сети интернет по адресу: https://ra.wikipedia.org/wiki/акалькулия).

Восстановления счета и счетных операций осуществляется посредством специальных методов и приемов, основывающихся на выполнении больными с акалькулией различных арифметических действий, сначала в пределах первого десятка, затем второго и т.д. (Цветкова Л.С.Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., Юрист, 1997, 256 с.).

При этом согласно сформулированным проф. Цветковой Л.С.принципам восстановительного обучения, важное значение для эффективного восстановления нарушенных психических процессов (в том числе счета и счетных операций) имеет: а) опора на предметную деятельность, в ходе которой формируются психические процессы в онтогенезе; б) опора на упроченные в прошлом опыте формы деятельности больного.

Следовательно, для эффективного восстановления счета и счетных операций важное значение имеет использование в ходе занятий предметов, взаимодействие с которыми упрочено в прошлом опыте больных.

Таким образом, исходя из рассмотренных выше принципов восстановительного обучения, наиболее оптимальными предметами, которые могут использоваться для занятий по восстановлению счета и счетных операций, являются находящиеся в обороте монеты и купюры, или иллюстрирующие их муляжи и карточки с их изображениями, использование которых в ходе занятий обеспечивает возможность осуществить подсчет их количества (восстановление счета) и выполнить с ними различные арифметические действия (восстановление счетных операций).

Таким образом, методы, используемые в ходе занятий, направленные на восстановление счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией должны:

а) основываться на выполнении упражнений с предметами, которые можно взять в руки, разложить в группы, различающиеся количеством предметов и др.;

б) использовать в ходе занятий предметы, действия с которыми упрочены в прошлом опыте больных, в частности монеты и купюры или иллюстрирующие их карточки с изображениями монет и купюр;

в) обеспечивать возможность проведения групповых занятий с больными;

г) обеспечивать возможность проведения занятий в интересной и привлекательной для больных игровой форме;

д) быть доступными для использования больными с различной степенью нарушения счета и счетных операций;

е) обеспечивать возможность постепенного увеличения степени сложности заданий;

ж) обеспечивать возможность проведения самостоятельных занятий больными;

з) обеспечивать возможность проведения продолжительных курсов восстановительных занятий.

В настоящее время, для занятий по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных используются различные печатные пособия и устройства.

Так, известно печатное пособие "Тренажер по математике", на листах которого содержатся различные задания на счетные операции, представленные в виде арифметических примеров (на сложение, вычитание и др.) и в виде арифметических примеров, в которых пропущено одно из чисел или арифметический знак (Т.Л. Мишакина Тренажер по математике для 2 класса, - М.: Ювента, - 2015, 32 с.). Недостатками данного печатного пособия являются: а) пособие не предназначено для проведения групповых занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией; б) пособие не обеспечивает возможность проведения занятий в привлекательной для занимающихся игровой форме; в) пособие не предназначено для занятий по восстановлению счета, основанных на выполнении упражнений по пересчету предметов или их изображений; г) отсутствует возможность проведения продолжительных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала.

Известно печатное пособие «Мои первые задачки: математика и деньги», основу заданий которого составляют счетные операции в виде напечатанных на листах изображений монет разного номинала. Задание заключается, например, в пересчете количества изображений монет разного номинала, соотнесении изображения групп монет с заданным числом, выполнении арифметических действий с использованием изображений монет и др. (Воронина Т.П. Мои первые задачки: математика и деньги, Ростов н/Д: Феникс, 2018, 32 с.). Недостатками данного печатного пособия являются: а) пособие не предназначено для использования в ходе групповых занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией; б) пособие обеспечивает возможность проведения занятий по восстановлению счета только с готовыми заданиями, содержащими изображения монет, не позволяя больным группировать данные изображения и выполнять с ними какие-либо другие действия; в) отсутствует возможность проведения продолжительных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала.

В настоящее время известны печатные тренажеры, предназначенные для проведения восстановительных занятий с неврологическими больными, например, «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных» (Патент RU 2775805 от 11.07.2022). Данный печатный тренажер представляет собой комплект игровых элементов в виде карточек с числами и карточек, содержащих по периметру изображение двенадцати геометрических фигур (часть которых выделена одним или двумя цветами, иллюстрирующими различные числа), а также игровых полей, обеспечивающих возможность проведения занятий по восстановлением пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций в игровой форме. Недостатками печатного тренажера при его использовании для игровых занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных являются: а) данный печатный тренажер не обеспечивает возможность работы над восстановлением счета и счетных операций на основе упроченных в прошлом опыте большинства больных действий с различными денежными знаками в виде монет и купюр; б) отсутствие возможности проведения больными самопроверки в ходе выполнения игровых заданий, направленных на восстановление счета; в) содержащиеся на карточках изображения выделенных геометрических фигур иллюстрируют не все двузначные числа.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Магнитно-монетный тренажер для групповых занятий по восстановлению счетных операций у больных неврологической клиники с акалькулией» (Патент RU 182680 от 28.08.2018).

Данное устройство представляет собой корпус с магнитной пластиной, разделенной на несколько секторов, в которых размещены счетные элементы, представляющие собой металлические монеты разного номинала (10 руб., 5 руб., 2 руб., 1 руб., 50 коп., 10 коп.и др.). В ходе занятий с данным устройством один из больных распределяет в случайном порядке монеты в различных секторах, после чего другой больной должен подсчитать общее количество монет и общую сумму денег в каждом секторе. Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность проведения занятий по восстановлению счета и счетных операций путем выполнения различных действий с металлическими монетами разного номинала, использование которых упрочено в прошлом опыте большинства больных.

Недостатками данного устройства при его использовании для игровых занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией являются: а) устройство не предназначено для проведения занятий в игровой форме; б) устройство обеспечивает возможность работы с использованием существующих металлических монет, номиналы которых обозначают ограниченное количество чисел (10 руб., 5 руб., 2 руб., 1 руб., 50 коп., 10 коп.и др.); в) устройство не обеспечивает возможность работы с использованием купюр; г) устройство обеспечивает возможность проведения занятий только одним, описанным выше, методом.

С целью преодоления недостатков вышеперечисленных печатных пособий, тренажеров и устройств разработана "Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией" (далее по тексту "Нейропсихологическая игра-тренажер"). Под понятием «Денежные знаки» понимаются монеты и банкноты (купюры), в которых выпускаются большинство современных валют (Википедия. Денежный знак. Найдено в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Денежный_знак).

Главной особенностью заявленной "Нейропсихологической игры-тренажера" является то, что ее основой являются карточки с изображениями монет и купюр, которые иллюстрируют денежные знаки, представляющие собой предметы, действия с которыми упрочены в прошлом опыте у большинства больных, поэтому, выполняемые с ними задания (направленные на восстановление счета и счетных операций) являются более привычными и более доступными для неврологических больных с акалькулией.

Кроме того в отличие от рассмотренных выше печатных пособий, основой «Нейропсихологической игры-тренажера» являются игровые элементы в виде карточек с изображениями денежных знаков, особенностью которых является то, что они: а) содержат не только изображения металлических монет, но и изображения бумажных купюр; б) иллюстрируют в виде изображений металлических монет (копеек и рублей) разного номинала все однозначные и двузначные числа (от 1 до 99); в) иллюстрируют в виде изображений бумажных купюр разного номинала трехзначные числа; д) содержат на оборотной стороне графическое изображение, иллюстрирующее количественный состав номинала данной монеты или купюры, что имеет важное значение для восстановления понимания структуры числа у неврологических больных с акалькулией.

Наряду с карточками, содержащими изображения монет и купюр, заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» включает в себя игровые элементы в виде графических карточек и игровых полей, которые расширяют возможности практического использования карточек с изображениями монет и купюр, обеспечивая реализацию на их основе различных игр, направленных на восстановление счета и счетных операций.

Задачами, на решение которых направлена заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий с использованием игровых карточек с изображениями монет и купюр, действия с которыми упрочены у большинства больных;

б) представление в виде изображений монет не только отдельных чисел: «1», «5», «10» (являющихся традиционными номиналами денежных знаков), но и однозначных и двузначных чисел, а в виде изображений купюр - трехзначных чисел;

в) представление в графическом виде (на оборотной стороне карточки) структуры каждого числа, представленного в виде изображения монеты или купюры на лицевой стороне карточки;

г) обеспечение возможности проведения с неврологическими больными групповых восстановительных занятий;

д) использование в ходе занятий графических карточек и игровых полей, расширяющих возможности работы с карточками, содержащими изображения монет и купюр;

е) обеспечение возможности проведения занятий в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усиления интереса больных к восстановительным занятиям;

ж) обеспечение возможности проведения игровых занятий не просто в виде какой-либо отдельной игры, а в виде множества различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

з) обеспечение возможности проведения продолжительных курсов занятий по восстановления счета и счетных операций за счет возможности формирования неограниченного количества разнообразных игровых заданий;

и) обеспечение изменения степени сложности игр и игровых заданий, позволяющих проводить занятия как с больными, имеющими нарушения счета и счетных операций выраженной степени, так и с больным, имеющими легкие и незначительные нарушения данных психических процессов;

к) обеспечение возможности проведения больными самопроверки при выполнении игровых заданий, направленных на восстановление счета;

л) удобство использования и легкость освоения неврологическими больными «Нейропсихологической игры-тренажера», обеспечивающие возможность проведения занятий, как в клинических, так и в домашних условиях, после выписки больных из клиники;

м) простота изготовления «Нейропсихологической игры-тренажера», способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера", обеспечивающего формирование неограниченного количества игровых заданий различной степени сложности, основанных на использовании игровых карточек с изображениями монет и купюр разного номинала, действия с которыми упрочены в прошлом опыте большинства неврологических больных и способствующего повышению эффективности восстановительного обучения при простоте и удобстве использования данных игровых элементов.

Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек: карточки-«монеты», карточки-«купюры», графических карточек и игровых полей, причем игровые карточки - карточки-«монеты» выполнены в форме квадратов одинакового размера двух видов в зависимости от номинала монет, который они обозначают: первый вид карточек-«монет» содержит на лицевой стороне стилизованные изображения монет номиналом от 1-ой до 99-ти копеек, второй вид карточек-«монет» содержит на лицевой стороне стилизованные изображения монет номиналом от 1-го до 99-ти рублей, на оборотной стороне карточки-«монеты» первого вида имеются два столбца одинаковых горизонтально ориентированных прямоугольников, один из которых расположен в левой части карточки-«монеты» - левый столбец, а другой в ее правой части - правый столбец, причем количество прямоугольников в каждом столбце является одинаковым и может составлять от 10-ти и более штук, при этом часть прямоугольников левого столбца выделена цветом, и обозначает количество десятков в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», левые столбцы карточек-«монет» с номиналами: «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» копеек не содержат выделенных цветом прямоугольников, часть прямоугольников правого столбца также выделена цветом и обозначает количество единиц в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», правые столбцы карточек-«монет» с номиналами: «10», «20», «30», «40», «50», «60», «70», «80», «90» копеек не содержат выделенных цветом прямоугольников, на оборотной стороне карточки-«монеты» второго вида имеются изображения двадцати пяти одинаковых квадратов, которые расположены пятью рядами, каждый из которых содержит по пять квадратов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, при этом часть квадратов выделена цветом и обозначает количество единиц в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», часть квадратов с номиналом: «10», «20», «30», «40», «50», «60», «70», «80», «90» рублей не содержат выделенных цветом квадратов, еще одна часть квадратов выделена другим цветом и обозначает количество десятков в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», карточки-«монеты» с номиналом «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» рублей не содержат квадратов, выделенных данным цветом, при этом изображения монет на лицевых сторонах карточек-«монет» второго вида отличаются цветом от изображений монет на лицевых сторонах карточек-«монет» первого вида, карточки-«купюры» выполнены в форме горизонтально ориентированных прямоугольников одинакового размера, причем каждая карточка-«купюра» содержит на лицевой стороне стилизованное изображение купюры, имеющей элементы сходства с находящимися в обращении купюрами, а ее номинал составляет от 100 до 999-ти рублей, на оборотной стороне каждой карточки-«купюры» имеется изображение группы одинаковых вертикально ориентированных прямоугольников, расположенных тремя одинаковыми горизонтальными рядами, каждый из которых может содержать от десяти и более прямоугольников, размещенных на одинаковом расстоянии друг от друга, при этом часть прямоугольников каждого горизонтального ряда выделена цветом и обозначает количество единиц, десятков и сотен в трехзначном числе, соответствующих номиналу данной карточки-«купюры», графические карточки выполнены в виде трех групп, на лицевую и оборотную поверхность которых нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, причем графические карточки первой группы имеет квадратную форму и содержат на лицевых поверхностях изображения окружностей, символизирующих изображения монет на карточках-«монетах» первого вида, а на оборотных поверхностях - изображения двух столбцов горизонтально ориентированных прямоугольников, аналогичных изображениям на карточках-«монетах» первого вида, при этом все прямоугольники имеют одинаковый белый цвет, графические карточки второй группы имеют квадратную форму и содержат на лицевых поверхностях изображения окружностей, символизирующих изображения монет на карточках-«монетах» второго вида, а на оборотных поверхностях изображения группы из двадцати пяти одинаковых квадратов, которые аналогичны изображениям на карточках-«монетах» второго вида, при этом все квадраты имеют одинаковый белый цвет, графические карточки третьей группы имеют прямоугольную форму, аналогичную форме карточек-«купюр» и содержат на лицевых поверхностях изображения прямоугольных рамок, а на оборотных поверхностях - изображения трех горизонтальных рядов вертикально ориентированных прямоугольников, аналогичных изображениям на карточках-«купюрах», при этом все прямоугольники имеют одинаковый белый цвет, а лицевые стороны графических карточек предназначены для вписывания чисел, обозначающих номиналы карточек-«монет» и карточек-«купюр», а оборотные стороны - для выделения расположенных на них прямоугольников и квадратов водным маркером, игровые поля выполнены в виде двух типов, причем игровые поля первого типа имеют прямоугольную или квадратную форму, разделенную на одинаковые квадратные области, предназначенные для использования с карточками-«монетами» номиналом от 1-ой до 99-ти копеек и от 1-го до 99-ти рублей, а именно в каждой квадратной области расположено какое либо однозначное или двузначное число от 1 до 99, которое соответствуют номиналу одной из карточек-«монет» первого вида и одной из карточек-«монет» второго вида, игровые поля второго типа имеют прямоугольную форму разделенную на одинаковые прямоугольные области, предназначенные для использования с карточками-«купюрами», при этом в каждой прямоугольной области расположено какое либо трехзначное число, которое соответствуют номиналу одной из карточек-«купюр», при этом игровые карточки: карточки-«монеты», карточки-«купюры», графические карточки и игровые поля размещены в коробке.

Сущность изобретения «Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - коробка для размещения игровых элементов в виде игровых карточек (карточек-«монет», карточек-«купюр»), графических карточек и игровых полей двух типов;

На фиг. 2 - образец карточки-«монеты» первого вида (номиналом от 1-ой до 99-ти копеек) с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 3 - образец карточки-«монеты» второго вида (номиналом от 1-го до 99-ти рублей) с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 4 - образец карточки-«купюры» (номиналом от 100 до 999-ти рублей) с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 5 - образец графической карточки первой группы с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 6 - образец графической карточки второй группы с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 7 - образец графической карточки третьей группы с лицевой и оборотной стороны;

На фиг. 8 - образец игрового поля первого типа, предназначенного для использования с карточками-«монетами»;

На фиг. 9 - образец игрового поля второго типа, предназначенного для использования с карточками-«купюрами».

Заявленная "Нейропсихологическая игра-тренажер" представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя игровые карточки: карточки-«монеты» (см. фиг. 2, 3), карточки-«купюры» (см. фиг. 4), графические карточки (см. фиг. 5-7), а также игровые поля (см. фиг. 8, 9), предназначенные для проведения игровых занятий по восстановлению счета и счетных операций с неврологическими больными с акалькулией.

Коробка «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 1) выполнена из пластика или картона и имеет форму прямоугольника (горизонтально или вертикально ориентированного) или квадрата. На лицевой поверхности коробки размещено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер», фамилии авторов и сокращенное название «Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией», под которым расположено изображение одного из игровых полей и изображения шести карточек-«монет».

Карточки-«монеты» (см. фиг. 2, 3) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера. При этом карточки-«монеты» различаются на два вида, в зависимости от номинала монет, который они обозначают:

а) карточки-«монеты» первого вида (1) содержит на лицевой стороне стилизованные изображения монет номиналом от 1-ой до 99-ти копеек (см. фиг. 2);

б) карточки-«монеты» второго вида (2) содержит на лицевой стороне стилизованные изображения монет номиналом от 1-го до 99-ти рублей (см. фиг. 3).

Каждая карточка-«монета» первого вида (1) содержит на лицевой стороне стилизованное изображение монеты номиналом от 1-ой до 99-ти копеек, которые имеют элементы сходства с монетами, находящимися в обращении, и могут различаться диаметром в зависимости от их номинала (изображения монет первого десятка самые мелкие, второго - более крупные и т.д.), аналогично реальным металлическим монетам.

На оборотной стороне каждой карточки-«монеты» первого вида (1) содержатся два столбца одинаковых горизонтально ориентированных прямоугольников (4), один из которых расположен в левой части карточки-«монеты» первого вида (1) (левый столбец), а другой - в ее правой части (правый столбец), причем количество горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в каждом столбце является одинаковым и может составлять от 10-ти и более штук (см. фиг. 2). При этом часть горизонтально ориентированных прямоугольников (4) левого столбца выделена (в случайном или ином порядке) определенным цветом (например, серым), и обозначает количество десятков в числе, соответствующем номиналу данной карточки-«монеты» первого вида (1) (кроме карточек-«монет» первого вида (1) с номиналами: «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» копеек, левые столбцы которых не содержат выделенных цветом горизонтально ориентированных прямоугольников (4)). А часть горизонтально ориентированных прямоугольников (4) правого столбца также выделена (в случайном или ином порядке) тем же цветом, и обозначает количество единиц в числе, соответствующем номиналу данной карточки-«монеты» первого вида (1) (кроме карточек-«монет» первого вида (1) с номиналами: «10», «20», «30», «40», «50», «60», «70», «80», «90» копеек, правые столбцы которых не содержат выделенных цветом горизонтально ориентированных прямоугольников (4). При этом часть горизонтально ориентированных прямоугольников (4) левого и/или правого столбца на каждой карточке-«монете» первого вида (1) может быть не выделена цветом и имеет белый цвет. Так, например, если на оборотной стороне карточки-«монеты» первого вида (1) (см. фиг. 2) содержатся четыре выделенных горизонтально ориентированных прямоугольника (4) в левом столбце (обозначающем количество десятков), и пять выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в правом столбце (обозначающем количество единиц), то на оборотной стороне данной карточки-«монеты» первого вида (1) посредством выделенных прямоугольников (4) представлено число «45» (сорок пять), которое соответствует номиналу изображения монеты от 1-ой до 99-ти копеек (1), представленной на лицевой стороне данной карточки-«монеты» первого вида (1).

Для обеспечения пространственной ориентации оборотной стороны карточки-«монеты» первого вида (1) в процессе проведения занятий, в центре ее верхней части содержится изображение метки (5). Все карточки-«монеты» первого вида (1) различаются на три степени сложности (легкую, среднюю и высокую), которая зависит от количества выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в левом и правом столбце.

Оборотные стороны карточек-«монет» первого вида (1) легкой степени сложности содержат до трех выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в левом и/или правом столбце, и соответствуют следующим числам: «1», «2», «3», «10», «11», «12», «13», «20», «21», «22», «23», «30», «31», «32», «33».

Оборотные стороны карточек-«монет» первого вида (1) средней степени сложности содержат до шести выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в левом и/или правом столбце, и соответствуют следующим числам: «4», «5», «6», «14», «15», «16», «24», «25», «26», «34», «35», «36», «40», «41», «42», «43», «44», «45», «46», «50», «51», «52», «53», «54», «55», «56» и др.

Оборотные стороны карточек-«монет» первого вида (1) высокой степени сложности содержат до девяти выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в левом и/или правом столбце, и соответствуют следующим числам: «7», «8», «9», «17», «18», «19», «27», «28», «29», «37», «38», «39», «47», «48», «49», «57», «58», «59», «67», «68», «69», «70», «71», «72», «73», «74», «75», «76», «77», «78», «79» и др.

Таким образом, степень сложности каждой карточки-«монеты» первого вида (1) определяется цифрой, заданной максимальным количеством выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) в левом или правом столбце.

Общее количество карточек-«монет» первого вида (1), входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» составляет 99 штук, которые обозначают монеты номиналом от 1-ой до 99-ти копеек, представленные в виде монет, соответствующих копейкам с однозначными и двузначными числами.

Каждая карточка-«монета» второго вида (2) содержит на лицевой стороне стилизованное изображение монеты, в обращении номиналом от 1-ого до 99-ти рублей, имеющей элементы сходства с монетами, находящимися в обращении, которые могут различаться диаметром в зависимости от их номинала (изображения монет первого десятка мелкие, второго - более крупные и т.д.), аналогично реальным металлическим монетам (см. фиг. 3). При этом на лицевых сторонах карточек-«монет» второго вида (2) изображения монет номиналом от 1-ого до 99-ти рублей отличаются цветом (например, желтым) от изображений номиналом от 1-ой до 99-ти копеек на лицевых сторонах карточек-«монет» первого вида(1).

На оборотной стороне каждой карточки-«монеты» второго вида (2) содержится изображение двадцати пяти одинаковых квадратов (6), расположенных пятью одинаковыми рядами, каждый из которых содержит по пять квадратов (6), находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга (см. фиг. 3).

При этом часть квадратов (6) выделена (в случайном или ином порядке) определенным цветом (например, темно-серым) и обозначает количество единиц в числе, соответствующем номиналу данной карточки-«монеты» второго вида (2) (кроме карточек-«монет» второго вида (2), соответствующих числам «10», «20», «30», «40», «50», «60», «70», «80», «90», которые не содержат квадратов (6), выделенных данным цветом).

Еще одна часть квадратов (6) выделена (в случайном или ином порядке) другим цветом (например, светло-серым), и обозначает количество десятков в числе, соответствующем номиналу данной карточки-«монеты» второго вида (2) (кроме карточек-«монет» второго вида (2), соответствующих числам «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», которые не содержат квадратов (6), выделенных данным цветом).

При этом часть квадратов (6) на оборотной стороне каждой карточки-«монеты» второго вида (2) может быть не выделена данными цветами и имеет белый цвет.

Так, например, если оборотная сторона карточки-«монеты» второго вида (2) (см. фиг. 3) содержит семь квадратов (6), выделенных светло-серым цветом (обозначающим количество десятков), и пять квадратов (6), выделенных темно-серым цветом (обозначающим количество единиц), то на оборотной стороне данной карточки-«монеты» второго вида (2) посредством выделенных квадратов (6) представлено число «75» (семьдесят пять), которое соответствует изображению номиналом 1-99 рублей, представленной на лицевой стороне данной карточки-«монеты» второго вида (2).

Все карточки-«монеты» второго вида (2) также различаются на три степени сложности (легкую, среднюю и высокую), которая зависит от количества выделенных одним или двумя цветами квадратов (6).

Оборотные стороны карточек-«монет» второго вида (2) легкой степени сложности содержат до трех выделенных квадратов (6) одного или двух цветов, и соответствуют числам: «1», «2», «3», «10», «11», «12», «13», «20», «21», «22», «23», «30», «31», «32», «33».

Оборотные стороны карточек-«монет» второго вида (2) средней степени сложности содержат до шести выделенных квадратов (6) одного или двух цветов, и соответствуют следующим числам: «4», «5», «6», «14», «15», «16», «24», «25», «26», «34», «35», «36», «40», «41», «42», «43», «44», «45», «46», «50», «51», «52», «53», «54», «55», «56» и др.

Оборотные стороны карточек-«монет» второго вида (2) высокой степени сложности содержат до девяти выделенных квадратов (6) одного или двух цветов, и соответствуют следующим числам: «7», «8», «9», «17», «18», «19», «27», «28», «29», «37», «38», «39», «47», «48», «49», «57», «58», «59», «67», «68», «69», «70», «71», «72», «73», «74», «75», «76», «77», «78», «79» и др.

Таким образом, степень сложности каждой карточки-«монеты» второго вида (2) определяется цифрой, заданной максимальным количеством квадратов (6), выделенных одним или двумя цветами.

Общее количество карточек-«монет» второго вида (2), входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» составляет 99 штук, которые обозначают монеты номиналом от 1-ого до 99-ти рублей и представленные в виде монет, соответствующих рублям с однозначными и двузначными числами.

Карточки-«купюры» (3) выполнены из прочной бумаги, и имеют форму горизонтально ориентированных прямоугольников одинакового размера (см. фиг. 4).

Каждая карточка-«купюра» (3) содержит на лицевой стороне стилизованное изображение купюры, имеющей элементы сходства с находящимися в обращении купюрами, а ее номинал может составлять от 100 до 999-ти рублей(см. фиг. 4).

На оборотной стороне каждой карточки-«купюры» (3) (см. фиг. 4) содержится изображение группы одинаковых вертикально ориентированных прямоугольников (7), которые расположены тремя одинаковыми горизонтальными рядами, каждый из которых может содержать от десяти и более вертикально ориентированных прямоугольников (7), находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга.

При этом часть вертикально ориентированных прямоугольников (7) выделена (в случайном или ином порядке) определенным цветом (например, серым) и обозначает количество единиц, десятков и сотен в трехзначном числе, соответствующем номиналу данной карточки-«купюры» (3), при этом оставшиеся вертикально ориентированные прямоугольники (7) имеют белый цвет.

Так, выделенные вертикально ориентированные прямоугольники (7) верхнего ряда обозначают количество сотен, среднего ряда - количество десятков, нижнего ряда - количество единиц в числе, соответствующем номиналу данной карточки-«купюры» (3). При этом, отсутствие выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7) в нижнем или среднем ряду обозначает цифру «0» в номинале данной карточки-«купюры» (3).

Так, например, если оборотная сторона карточки-«купюры» (3) (см. фиг. 4) содержит два выделенных вертикально ориентированных прямоугольника (7) в верхнем ряду (обозначающим количество сотен), четыре выделенных вертикально ориентированных прямоугольника (7) в среднем ряду (обозначающим количество десятков), и восемь выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7) в нижнем ряду (обозначающим количество единиц), то на оборотной стороне данной карточки-«купюры» (3) посредством выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7) представлено число «248» (двести сорок восемь), которое соответствует номиналу изображения, представленного на лицевой стороне данной карточки-«купюры» (3).

Для обеспечения пространственной ориентации оборотной стороны карточки-«купюры» (3) в процессе проведения занятий, в центре ее верхней части содержится изображение метки (5).

Общее количество карточек-«купюр» (3), входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» может составлять от 200 до 900 штук.

Таким образом, особенности карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3) «Нейропсихологической игры-тренажера», содержащих на лицевой стороне изображения монет и купюр разного номинала (представляющие в виде денежных знаков однозначные, двузначные и трехзначные числа), а на оборотной стороне графические изображения, иллюстрирующие структуру данного числа (представленного в виде номинала денежного знака на лицевой стороне каждой карточки) обеспечивает возможность реализации следующих игровых заданий, направленных на восстановление:

- счета путем выполнения различных игровых заданий, связанных с подсчитыванием: а) общего количества используемых карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3); б) количества размещенных на оборотных сторонах выделенных элементов (горизонтально ориентированных прямоугольников (4), квадратов (6) и вертикально ориентированных прямоугольников (7)), иллюстрирующих структуру чисел, представленных в виде номиналов денежных знаков на лицевых сторонах карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3).

- счетных операций путем выполнения игровых заданий, связанных с арифметическими действиями с числами, представленными в виде номиналов денежных знаков на лицевых сторонах карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3).

Наряду с карточками-«монетами» и карточками-«купюрами», обозначающими денежные знаки в виде копеек и рублей, «Нейропсихологическая игра-тренажер» может комплектоваться карточками-«монетами» и карточками-«купюрами», лицевые стороны которых содержат изображения денежных знаков любой другой страны мира, в которой будет использоваться «Нейропсихологическая игра-тренажер».

Графические карточки (8) выполнены из плотной бумаги или картона, на поверхности лицевых и оборотных сторон которых нанесено защитное покрытие (например, посредством ламинирования), обеспечивающее возможность выполнения различных графических действий легко стирающимся водным маркером (см. фиг. 5-7).

В зависимости от карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3) с которыми используются графические карточки (8), они различаются на три группы:

а) первая группа графических карточек (8) имеет квадратную форму (см. фиг. 5), и содержит на лицевых сторонах изображения окружностей, символизирующих изображения монет, находящихся на карточках-«монетах» первого и второго вида (1, 2), а на оборотной стороне - изображения двух столбцов горизонтально ориентированных прямоугольников (4) и меток (5), которые аналогичны изображениям на карточках-«монетах» первой группы (1), но отличаются тем, что все горизонтально ориентированные прямоугольники (4) имеют одинаковый белый цвет;

б) вторая группа графических карточек (8) имеет квадратную форму (см. фиг. 6), и содержит на лицевых сторонах изображения окружностей, символизирующих изображения монет, находящихся на карточках-«монетах» первого и второго вида (1, 2), а на оборотных сторонах - изображения группы из двадцати пяти одинаковых квадратов (6), которые аналогичны изображениям на карточках-«монетах» второго вида (2), но отличаются тем, что все квадраты (6) имеют одинаковый белый цвет;

б) третья группа графических карточек (8) имеет прямоугольную форму (см. фиг. 7), аналогичную форме карточек-«купюр» (3) и содержит на лицевых сторонах изображения прямоугольных рамок (9), а на оборотных сторонах - изображения трех горизонтальных рядов вертикально ориентированных прямоугольников (7), которые аналогичны изображениям на карточках-«купюрах» (3), но отличаются тем, что все вертикально ориентированные прямоугольники (7) имеют одинаковый белый цвет.

Таким образом, лицевые стороны графических карточек (8) предназначены для вписывания в процессе занятий чисел, обозначающих номиналы карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3), а оборотные стороны - для выделения расположенных на них вертикально ориентированных прямоугольников (7) и квадратов (6) легко стирающимся водным маркером.

Для удобства практического использования в ходе занятий графических карточек (8), «Нейропсихологическая игра-тренажер» может комплектоваться водными маркерами, колпачок которых содержит губку, обеспечивающую удобство удаления следов с поверхностей используемых графических карточек (8). В качестве удобных для проведения занятий водных маркеров с губкой может использоваться, например, «Маркер для досок Line Plus MiniMax-820» (Интернет-магазин «Regmarkets», Маркер для досок Line Plus MiniMax-820 пулевидный с магнитом и губкой черный, найдено 20.01.2023 в сети интернет по адресу https://moskva.regmarkets.ru/product/marker-dlya-belykh-344155984/).

Наряду с вышеописанными игровыми и графическими карточками, «Нейропсихологическая игра-тренажер» включает в себя также игровые поля двух типов (см. фиг. 8, 9), обеспечивающие разнообразие игровых методов, направленных на восстановления счета и счетных операций.

Игровые поля первого и второго типа (12, 13) выполнены из плотной бумаги или картона.

Игровые поля первого типа (12) имеют прямоугольную или квадратную форму (см. фиг. 8) и предназначены для использования с карточками-«монетами» первого и второго вида (1, 2) номиналом от 1-ой до 99-ти копеек и от 1-го до 99-ти рублей соответственно.

Данные игровые поля первого типа (12) разделены на одинаковые квадратные области (10), отделенные друг от друга линиями-перемычками толщиной 1-5 мм.

При этом в каждой квадратной области (10) размещено какое либо число от 1 до 99, которое соответствуют номиналу одной из карточек-«монет» первого вида (1), содержащих изображения монет номиналом от 1-й до 99-ти копеек и одной из карточек-«монет» второго вида (2), содержащих изображения монет номиналом от 1-го до 99-ти рублей.

Количество квадратных областей (10) на каждом игровом поле первого типа (12) является одинаковым, и составляет четыре (2х2) шт., шесть (3х2) или девять (3х3) квадратных областей (10).

Количество игровых полей первого типа (12) зависит от количества квадратных областей (10).

Так, например, если каждое игровое поле первого типа (12) содержит девять квадратных областей (10), то количество игровых полей первого типа (12), входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" составляет 11 (одиннадцать) штук (см. фиг. 8).

В случае если количество квадратных областей (10) на игровых полях первого типа (12) составляет 4 шт.или 6 шт.(общее количество игровых полей составляет при этом 24 шт.или 16 шт.), то на данных игровых полях первого типа (12) не представлены первые три числа («1», «2», «3»).

Игровые поля второго типа (13) имеют прямоугольную форму и предназначены для использования с карточками-«купюрами» (3), входящими в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" (см. фиг. 9).

Данные игровые поля второго типа (13) разделены на одинаковые прямоугольные области (11), имеющие форму горизонтально ориентированных прямоугольников, отделенных друг от друга линиями-перемычками толщиной 1-5 мм.

При этом в каждой прямоугольной области (11) размещено какое либо трехзначное число, которое соответствуют номиналу одной из карточек-«купюр» (3), входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера".

Количество прямоугольных областей (11) на каждом игровом поле является одинаковым, и составляет четыре (2х2) шт., шесть (3х2) шт.или иное количество прямоугольных областей (11).

Количество игровых полей второго типа (13) зависит от количества прямоугольных областей (11) и количества карточек-«купюр» (3), входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера".

Для проведения занятий по восстановлению нарушенного счета и счетных операций с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" применяются различные игры, реализация которых обеспечивается посредством игровых элементов в виде игровых карточек: карточек-«монет» (см. фиг. 2, 3) двух видов, карточек-«купюр» (см. фиг. 4), графических карточек (см. фиг. 5-7) трех групп, а также игровых полей (см. фиг. 8, 9) двух типов.

Главными особенностями различных реабилитационно-восстановительных игр, реализацию которых обеспечивает «Нейропсихологическая игра-тренажер» является то, что они:

а) имеют простые правила, доступные для легкого усвоения неврологическими больными;

б) опираются на привычную и упроченную в прошлом опыте больных практическую деятельность, связанную с выполнением счетных операций с монетами и купюрами разного номинала;

в) доступны для больных с выраженными нарушениями счета и счетных операций;

г) обеспечивают возможность постепенного увеличения степени сложности игровых заданий;

д) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.

Указанные ниже размеры набора игровых карточек (карточек-«монет», карточек-«купюр»), графических карточек и игровых полей данной конкретной "Нейропсихологической игры-тренажера" не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Размеры карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) являются одинаковыми (см. фиг. 2, 3), а длина их сторон может составлять 40-60 мм. Размеры графических карточек (8) трех групп являются одинаковыми (см. фиг. 5, 6), и аналогичны размерам карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2). Размеры прямоугольных карточек-«купюр» (3) являются одинаковыми (см. фиг. 4) и могут составлять 40-60х80-120 мм. Размеры графических карточек (8) третьей группы являются одинаковыми (см. фиг. 7), и аналогичны размерам карточек-«купюр» (3). Размеры игровых полей первого типа (12), предназначенных для использования с карточками-«монетами» первого и второго вида (1, 2), являются одинаковыми (см. фиг. 8) и зависят от количества расположенных на каждом игровом поле квадратных областей (10), размеры сторон каждой из которых аналогичен, или на 1-5 мм превышает размер сторон карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) (см. фиг. 2, 3).

Размеры игровых полей второго типа (13), предназначенных для использования с карточками-«купюрами» (3), являются одинаковыми (см. фиг. 9) и зависят от количества расположенных на каждом игровом поле второго типа (13) прямоугольных областей (11), размеры сторон каждой из которых аналогичны или на 1-5 мм превышает размеры сторон карточек-«купюр» (см. фиг. 4).

Размеры коробки (см. фиг. 1) "Нейропсихологической игры-тренажера" зависят от размеров, размещаемых в ней игровых полей первого и второго типов (12, 13).

Занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций осуществляются путем использования игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» в виде:

а) повернутых лицевой стороной карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3), которые больные могут раскладывать в стопки с заданным специалистом количеством карточек, перемещать карточки из одной стопки в другую при выполнении игровых упражнений на счет и счетные операции и др.;

б) повернутых оборотной стороной карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3), содержащих выделенные горизонтально ориентированные прямоугольники (4), вертикально ориентированные прямоугольники (7) и квадраты (6) (иллюстрирующие структуру чисел, соответствующих данных карточкам), которые больные подсчитывают в процессе проведения игровых занятий, сверяя получаемые в результате подсчета числа с номиналами денежных знаков на лицевых сторонах карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3);

в) повернутых лицевой стороной графических карточек (8), в ходе работы с которыми больные осуществляют вписывание водным маркером чисел в окружности и прямоугольные рамки (9), в соответствии с числами, заданными в виде выделенных фигур (горизонтально ориентированных прямоугольников (4), квадратов (6) и вертикально ориентированных прямоугольников (7)) на оборотных сторонах карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3);

г) повернутых оборотной стороной графических карточек (8), в ходе работы с которыми больные осуществляют выделение водным маркером определенного количества горизонтально ориентированных прямоугольников (4), квадратов (6) и вертикально ориентированных прямоугольников (7), представляющих в графической форме структуру различных чисел, заданных в виде номиналов денежных знаков на лицевых сторонах карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3);

д) игровых полей первого и второго типа (12, 13) путем выполнения с ними различный игровых действий с использованием карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3).

Основными играми, направленными на восстановление нарушенного счета и счетных операций с использованием игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» являются: «Подсчитывание количества монет», «Подсчитывание суммы монет», «Подсчитывание суммы купюр», «Подсчитывание суммы купюр и монет», «Подсчитывание выделенных фигур», «Выделение заданного количества фигур», «Денежно-числовое лото».

При проведении занятий с игровыми элементами «Нейропсихологической игры-тренажера» карточки-«монеты» называются специалистом (для удобства и приближения к реальным условиям) «монетами», а карточки-«купюры» - «купюрами».

Игра «Подсчитывание количества монет».

Данная игра используется на начальном этапе занятий по восстановлению счета и основывается на подсчитывании количества карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) (см. фиг. 2, 3), расположенных на поверхности стола лицевой стороной вверх.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

В начале игры специалист раскладывает на рабочем столе несколько групп карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) (по 2-10 шт.в группе) а каждый из больных должен подсчитать общее количество карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) в каждой группе и записать полученное число в рабочую тетрадь, после чего осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания.

Далее специалист раскладывает карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2) в новые группы, и вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Игра «Подсчитывание суммы монет».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

В начале игры специалист аналогичным образом раскладывает на рабочем столе несколько групп карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) (по 2-5 шт.в группе) одного вида (обозначающих копейки или рубли), а каждый из больных должен подсчитать общую сумму денег в каждой группе и записать полученное число, в рабочую тетрадь, после чего осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания.

Далее специалист раскладывает карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2) в новые группы, и вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

На более поздних этапах восстановительных занятий одновременно используются карточки-«монеты» первого и второго вида (1, 2) (обозначающие копейки и рубли).

Так же специалист постепенно включает в процесс занятий задания, основанные на вычитании определенной суммы денег из расположенной на рабочем столе группы карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2).

Игра «Подсчитывание суммы купюр».

Данная игра используется на наиболее поздних этапах занятий по восстановлению счетных операций, когда больным доступно выполнение действий с двухзначными и трехзначными числами.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

В начале игры специалист аналогичным образом раскладывает на рабочем столе несколько групп карточек-«купюр» (3) по 2-3 штуки в группе, а каждый из больных должен подсчитать общую сумму денег в каждой группе, складывая столбиком в рабочей тетради трехзначные числа, обозначающие номиналы карточек-«купюр» (3), после чего осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания.

Далее специалист раскладывает карточки-«купюры» (3) в новые группы, и вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Игра «Подсчитывание суммы купюр и монет».

Данная игра используется также на более поздних этапах восстановительных занятий.

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

В начале игры специалист аналогичным образом раскладывает на рабочем столе несколько групп игровых карточек, состоящих из карточек-«купюр» (3) по 1-3 штуки в группе и карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) по 2-6 штуки в группе, а каждый из больных должен подсчитать общую сумму денег в каждой группе, и записать полученное число в рабочую тетрадь, после чего осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания.

Далее специалист раскладывает карточки-«купюры» (3) и карточки-«монеты» первого и второго вида (1, 2) в новые группы, и вышеописанная последовательность действий повторяется несколько раз. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Игра «Подсчитывание выделенных фигур».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному одинаковое количество (4-8 шт.) карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2), и графических карточек (8), располагая карточки-«монеты» оборотной стороной вверх, а графические карточки - лицевой стороной вверх, таким образом, что около каждой карточки-«монеты» располагалась графическая карточка (8).

При этом, в зависимости от степени выраженности нарушения счета у больных, специалист использует карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2) легкой, средней или высокой степени сложности.

Далее, по команде специалиста, больные подсчитывают расположенные на оборотных сторонах используемых карточках первого или второго вида (1, 2), выделенные фигуры, которыми могут быть:

а) выделенные цветом горизонтально ориентированные прямоугольники (4) на карточках-«монетах» первого вида (1);

б) выделенные двумя цветами квадраты (6) на карточках-«монетах» второго вида (2).

Получаемые в результате подсчета фигур числа больные вписывают водным маркером в окружности графических карточек (8).

После завершения подсчета больные переворачивают используемые карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2) лицевой стороной (содержащей изображения монет) вверх и осуществляют проверку правильности выполнения задания, сверяя число, обозначающие номинал карточки-«монеты» и число, вписанное в окружность расположенной рядом графической карточки (8).

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок при подсчете выделенных фигур.

На более поздних этапах занятий, специалист использует в процессе данной игры карточки-«купюры» (3) (см. фиг. 4) и графические карточки (8) третьей группы (см. фиг. 4).

В данном случае больные подсчитывают количество выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7) верхнего ряда, обозначающего количество сотен в трехзначном числе, заданном посредством выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7), количество выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7) среднего ряда, обозначающего количество десятков, и количество выделенных вертикально ориентированных прямоугольников (7) нижнего ряда, обозначающего количество единиц в данном числе. После этого больные вписывают полученные трехзначные числа в прямоугольные рамки (9) графических карточек (8) третьей группы.

Также на более поздних этапах занятий специалист может предложить больным выполнение различных арифметических действий (сложение, вычитание) с числами, полученными в результате подсчета выделенных фигур (горизонтально ориентированных прямоугольников (4), квадратов (6) и вертикально ориентированных прямоугольников (7)) на оборотных сторонах карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2) и карточек-«купюр» (3).

Наряду с вышеописанными вариантами данной игры, больные могут использовать карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2), или карточки-«купюры» (3) при самостоятельных занятиях, в ходе которых больной берет стопку карточек-«монет» одного вида или карточек-«купюр», повернутых оборотной стороной, и подсчитывает количество выделенных фигур (горизонтально ориентированных прямоугольников (4), или квадратов (6) или вертикально ориентированных прямоугольников (7)), определяя число, соответствующее данной карточке.

Далее больной переворачивает используемую карточку монеты первого или второго вида (1, 2), или купюры (3) лицевой стороной, содержащей изображение монеты или купюры, осуществляя тем самым самопроверку. После чего выполняет вышеописанные действия с другими карточками.

«Выделение заданного количества фигур»

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному одинаковое количество (4-8 шт.) карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) (см. фиг. 2, 3), и графических карточек (8) (см. фиг. 5, 6), располагая карточки-«монеты» лицевой стороной вверх, а графические карточки - оборотной стороной вверх, таким образом, что около каждой карточки-«монеты» располагалась графическая карточка (8).

При этом, в зависимости от степени выраженности у больных нарушения счета, специалист использует карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2) легкой, средней или высокой степени сложности.

Далее, больным дается задание выделить водным маркером на оборотных сторонах используемых графических карточек (8) фигуры (горизонтально ориентированных прямоугольников (4), или квадратов (6)), чтобы их количество соответствовало номиналам выданным им карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) легкой, средней или высокой степени сложности.

При использовании карточек-«монет» первого вида (1) (см. фиг. 2) и графических карточек (8) (см. фиг. 5) первой группы больные выделяют маркером расположенные двумя столбцами горизонтально ориентированных прямоугольники (4) оборотных сторон графических карточек (8), исходя из того, что количество выделяемых горизонтально ориентированных прямоугольников (4) первого столбца обозначает количество десятков в числе, соответствующем номиналу карточки-«монеты» первого вида (1), а количество выделяемых горизонтально ориентированных прямоугольников (4) второго столбца - количество единиц в данном числе.

При использовании карточек-«монет» второго вида (2) (см. фиг. 3) и графических карточек (8) (см. фиг. 6) второй группы больные вписывают маркером в квадраты (6) оборотных сторон графических карточек (8) какие-либо значки, например, галочки, обозначающие количество десятков в числе, соответствующем номиналу карточки-«монеты» второго вида (2), и какие-либо другие значки, например, точки, обозначающие количество единиц в данном числе.

После завершения задания осуществляется проверка правильности его выполнения. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок при выделении фигур.

На более поздних этапах занятий, специалист использует в процессе данной игры карточки-«купюры» (3) (см. фиг. 4) и графические карточки (8) (см. фиг. 7) третьей группы.

В данном случае больные выделяют маркером расположенные тремя рядами вертикально ориентированные прямоугольники (7) исходя из того, что количество выделяемых вертикально ориентированных прямоугольников (7) верхнего ряда обозначает количество сотен в числе, соответствующем номиналу карточки-«купюры» (3), количество выделяемых вертикально ориентированных прямоугольников (7) среднего ряда - количество десятков, а количество выделяемых вертикально ориентированных прямоугольников (7) нижнего ряда - количество единиц в данном числе.

Игра «Денежно-числовое лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.

Перед началом игры специалист выдает каждому больному по одному или несколько игровых полей первого типа (12) (см. фиг. 8), содержащих изображения однозначных и двузначных чисел.

Первый вариант данной игры основывается использованием лицевых сторон карточек-«монет» первого и второго вида (1, 2), так как при некоторых формах акалькулии у больных может быть нарушено восприятие изображений различных цифр.

В данном случае специалист последовательно предъявляет больным по одной карточке-«монете» первого или второго вида (1, 2) лицевой стороной без ограничения интервала времени, а каждый из больных сверяет число, обозначающее номинал карточки-«монеты» первого или второго вида (1, 2) с числами на используемых игровых полях первого типа (12).

Если у кого-либо из больных данные числа совпадают, он забирает данную карточку-«монету» первого или второго вида (1, 2), кладет ее на квадратную область (10) своего игрового поля первого типа (12), закрывая соответствующее число.

В случае, если никто из больных не забрал предъявленную специалистом карточку-«монету» первого или второго вида (1, 2), она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все числа на используемых игровых полях первого типа (12).

Второй вариант данной игры основывается на использовании оборотных сторон карточек-«монет» первого или второго вида (1, 2) (см. фиг. 2, 3).

В данном случае специалист последовательно предъявляет больным по одной карточке-«монете» первого или второго вида (1, 2) оборотной стороной (с учетом метки (5) при использовании карточек-«монет» первого вида (1)) без ограничения интервала времени, а каждый из больных определяет число, соответствующее номиналу данной карточки-«монеты» первого вида (1) путем подсчета количества содержащихся на ее оборотной стороне выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) или квадратов (6).

После определения числа, соответствующего номиналу данной карточки-«монеты» первого вида (1), каждый из больных сверяет данное число с числами на используемых игровых полях первого типа (12).

Если у кого-либо из больных данные числа совпадают, он забирает данную карточку-«монету» первого вида (1) и переворачивает ее лицевой стороной (содержащей число, обозначающее номинал карточки-«монеты») осуществляя тем самым самопроверку.

В случае если больной ошибся в подсчете выделенных горизонтально ориентированных прямоугольников (4) или квадратов (6), он возвращает данную карточку-«монету» первого вида (1) специалисту, который засчитывает ему ошибку.

В случае, если никто из больных не забрал предъявленную специалистом карточку-«монету» первого вида (1), она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все числа на используемых игровых полях первого типа (12) и не допустил при этом ошибок.

Использование в игре «Денежно-числовое лото» игровых полей второго типа (13) (см. фиг. 9) и карточек-«купюр» (3) (см. фиг. 4) осуществляется на более поздних этапах восстановительных занятий аналогично описанным выше вариантам игры с использованием игровых полей первого типа (12) и карточек-«монет» первого и второго вида (1,2).

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций с использованием набора игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством других игр и игровых упражнений.

Наряду с занятиями по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных, набор игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера" может эффективно использоваться:

а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми школьного возраста, имеющими нарушения формирования счета и счетных операций;

б) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;

в) в качестве настольной игры, способствующей развитию и тренировке счета и счетных операций у здоровых детей.

Таким образом, заявленное изобретение "Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных" обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными продолжительных курсов занятий по восстановлению счета и счетных операций в игровой форме, с использованием различных игр и игровых заданий, способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий, осуществляемых на основе упроченных в прошлом опыте действий с различными денежными знаками, представленными в виде карточек с изображениями монет и купюр разного номинала.

Заявленная "Нейропсихологическая игра-тренажер" вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте изготовления и удобству практического применения игровых элементов "Нейропсихологическая игра-тренажер" может найти широкое применение в клинической практике.

Похожие патенты RU2795568C1

название год авторы номер документа
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных 2022
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2784779C1
Нейропсихологическая игра-тренажер "Дробные числа" для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией 2023
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2804587C1
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных 2021
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2775805C1
Нейропсихологическая игра-тренажер "Концентрические фигуры" для занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти у неврологических больных 2022
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2784781C1
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных 2021
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2779467C1
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных 2020
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2755237C1
Способ создания пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники 2015
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
  • Цветкова Любовь Семеновна
RU2636298C2
ИГРОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ 2019
  • Ведерников Андрей Русланович
  • Ведерников Максим Русланович
  • Ведерникова Ангелина Евгеньевна
  • Новоселов Сергей Аркадьевич
RU2710139C1
ИГРА С БУКВАМИ 2001
  • Панфилов С.Л.
RU2205050C2
ИГРА С ЧИСЛАМИ 2001
  • Панфилов С.Л.
RU2205049C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 795 568 C1

Реферат патента 2023 года Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией содержит игровые элементы в виде игровых карточек: карточки-«монеты», карточки-«купюры», графические карточки и игровые поля. Игровые карточки - карточки-«монеты» выполнены в форме квадратов одинакового размера двух видов в зависимости от номинала монет, который они обозначают. Карточки-«купюры» выполнены в форме горизонтально ориентированных прямоугольников одинакового размера. Каждая карточка-«купюра» содержит на лицевой стороне стилизованное изображение купюры, имеющей элементы сходства с находящимися в обращении купюрами. Графические карточки выполнены в виде трех групп, на лицевую и оборотную поверхность которых нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером. Графические карточки первой группы имеют квадратную форму и содержат на лицевых поверхностях изображения окружностей, символизирующих изображения монет на карточках-«монетах» первого вида, а на оборотных поверхностях - изображения двух столбцов горизонтально ориентированных прямоугольников, аналогичных изображениям на карточках-«монетах» первого вида. Графические карточки второй группы имеют квадратную форму и содержат на лицевых поверхностях изображения окружностей, символизирующих изображения монет на карточках-«монетах» второго вида, а на оборотных поверхностях изображения группы из двадцати пяти одинаковых квадратов, которые аналогичны изображениям на карточках-«монетах» второго вида. Графические карточки третьей группы имеют прямоугольную форму, аналогичную форме карточек-«купюр», и содержат на лицевых поверхностях изображения прямоугольных рамок, а на оборотных поверхностях - изображения трех горизонтальных рядов вертикально ориентированных прямоугольников, аналогичных изображениям на карточках-«купюрах». Игровые поля выполнены в виде двух типов. Игровые поля первого типа имеют прямоугольную или квадратную форму, разделенную на одинаковые квадратные области. Игровые поля второго типа имеют прямоугольную форму, разделенную на одинаковые прямоугольные области, предназначенные для использования с карточками-«купюрами». При этом игровые карточки: карточки-«монеты», карточки-«купюры», графические карточки и игровые поля размещены в коробке. Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера", обеспечивающего формирование неограниченного количества игровых заданий различной степени сложности, основанных на использовании игровых карточек с изображениями монет и купюр разного номинала, действия с которыми упрочены в прошлом опыте большинства неврологических больных и способствующего повышению эффективности восстановительного обучения при простоте и удобстве использования данных игровых элементов. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 795 568 C1

Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек: карточки-«монеты», карточки-«купюры», графических карточек и игровых полей, причем игровые карточки - карточки-«монеты» выполнены в форме квадратов одинакового размера двух видов в зависимости от номинала монет, который они обозначают: первый вид карточек-«монет» содержит на лицевой стороне стилизованные изображения монет номиналом от 1 до 99 копеек, второй вид карточек-«монет» содержит на лицевой стороне стилизованные изображения монет номиналом от 1 до 99 рублей, на оборотной стороне карточки-«монеты» первого вида имеются два столбца одинаковых горизонтально ориентированных прямоугольников, один из которых расположен в левой части карточки-«монеты» - левый столбец, а другой в ее правой части - правый столбец, причем количество прямоугольников в каждом столбце является одинаковым и может составлять от 10 и более штук, при этом часть прямоугольников левого столбца выделена цветом и обозначает количество десятков в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», левые столбцы карточек-«монет» с номиналами: «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» копеек не содержат выделенных цветом прямоугольников, часть прямоугольников правого столбца также выделена цветом и обозначает количество единиц в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», правые столбцы карточек-«монет» с номиналами: «10», «20», «30», «40», «50», «60», «70», «80», «90» копеек не содержат выделенных цветом прямоугольников, на оборотной стороне карточки-«монеты» второго вида имеются изображения двадцати пяти одинаковых квадратов, которые расположены пятью рядами, каждый из которых содержит по пять квадратов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, при этом часть квадратов выделена цветом и обозначает количество единиц в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», часть квадратов с номиналами: «10», «20», «30», «40», «50», «60», «70», «80», «90» рублей не содержат выделенных цветом квадратов, еще одна часть квадратов выделена другим цветом и обозначает количество десятков в числе, соответствующих номиналу данной карточки-«монеты», карточки-«монеты» с номиналами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» рублей не содержат квадратов, выделенных данным цветом, при этом изображения монет на лицевых сторонах карточек-«монет» второго вида отличаются цветом от изображений монет на лицевых сторонах карточек-«монет» первого вида, карточки-«купюры» выполнены в форме горизонтально ориентированных прямоугольников одинакового размера, причем каждая карточка-«купюра» содержит на лицевой стороне стилизованное изображение купюры, имеющей элементы сходства с находящимися в обращении купюрами, а ее номинал составляет от 100 до 999 рублей, на оборотной стороне каждой карточки-«купюры» имеется изображение группы одинаковых вертикально ориентированных прямоугольников, расположенных тремя одинаковыми горизонтальными рядами, каждый из которых может содержать от десяти и более прямоугольников, размещенных на одинаковом расстоянии друг от друга, при этом часть прямоугольников каждого горизонтального ряда выделена цветом и обозначает количество единиц, десятков и сотен в трехзначном числе, соответствующих номиналу данной карточки-«купюры», графические карточки выполнены в виде трех групп, на лицевую и оборотную поверхности которых нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, причем графические карточки первой группы имеют квадратную форму и содержат на лицевых поверхностях изображения окружностей, символизирующих изображения монет на карточках-«монетах» первого вида, а на оборотных поверхностях - изображения двух столбцов горизонтально ориентированных прямоугольников, аналогичных изображениям на карточках-«монетах» первого вида, при этом все прямоугольники имеют одинаковый белый цвет, графические карточки второй группы имеют квадратную форму и содержат на лицевых поверхностях изображения окружностей, символизирующих изображения монет на карточках-«монетах» второго вида, а на оборотных поверхностях изображения группы из двадцати пяти одинаковых квадратов, которые аналогичны изображениям на карточках-«монетах» второго вида, при этом все квадраты имеют одинаковый белый цвет, графические карточки третьей группы имеют прямоугольную форму, аналогичную форме карточек-«купюр», и содержат на лицевых поверхностях изображения прямоугольных рамок, а на оборотных поверхностях - изображения трех горизонтальных рядов вертикально ориентированных прямоугольников, аналогичных изображениям на карточках-«купюрах», при этом все прямоугольники имеют одинаковый белый цвет, а лицевые стороны графических карточек предназначены для вписывания чисел, обозначающих номиналы карточек-«монет» и карточек-«купюр», а оборотные стороны - для выделения расположенных на них прямоугольников и квадратов водным маркером, игровые поля выполнены в виде двух типов, причем игровые поля первого типа имеют прямоугольную или квадратную форму, разделенную на одинаковые квадратные области, предназначенные для использования с карточками-«монетами» номиналом от 1 до 99 копеек и от 1 до 99 рублей, а именно в каждой квадратной области расположено какое-либо однозначное или двузначное число от 1 до 99, которое соответствуют номиналу одной из карточек-«монет» первого вида и одной из карточек-«монет» второго вида, игровые поля второго типа имеют прямоугольную форму, разделенную на одинаковые прямоугольные области, предназначенные для использования с карточками-«купюрами», при этом в каждой прямоугольной области расположено какое-либо трехзначное число, которое соответствуют номиналу одной из карточек-«купюр», при этом игровые карточки: карточки-«монеты», карточки-«купюры», графические карточки и игровые поля размещены в коробке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795568C1

0
SU182680A1
Двухотсчетный преобразователь "вал-цифра" 1960
  • Ацюковский В.А.
SU134483A1
Игольчатый фиксационный пинцет 1960
  • Краснов М.М.
SU133982A1
Железобетонный сборный мост 1959
  • Руденко М.С.
SU133485A1
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных 2021
  • Кадыков Альберт Серафимович
  • Селявко Леонид Евгеньевич
RU2775805C1
СПЛАВ НА ОСНОВЕ МОЛИБДЕНА 0
SU180352A1
RU 182491 U1, 21.08.2018.

RU 2 795 568 C1

Авторы

Кадыков Альберт Серафимович

Селявко Леонид Евгеньевич

Даты

2023-05-05Публикация

2023-03-03Подача