ПЛАНЕТАРНАЯ ТРАНСМИССИЯ Российский патент 2015 года по МПК F16H3/70 

Описание патента на изобретение RU2571836C2

Изобретение относится к машиностроению и станкостроению, а более конкретно к многоступенчатым трансмиссиям и может быть использовано в транспортных средствах и станках, а также в различных машинах и механизмах.

Известная планетарная коробка передач, содержащая ведущий и выходной валы и корпус, в котором размещены три планетарных передачи кинематически связывающих ведущий вал с выходным валом, выполненных с солнечными и коронными шестернями связанными друг с другом сателлитами и механизм регулирования передаточного отношения имеющий тормоза воздействующие на коронные шестерни и фрикционные муфты соединяющие планетарные передачи между собой (см. патент RU №2324850, кл. F16H 3/62, В60K 17/08 и F16H 47/08, приоритет 30.08.2006 г., опубл. 20.05.2008 г.).

Известная коробка передач, содержит три планетарных передачи, три фрикционных муфты и четыре тормоза что обуславливает сложность конструкции, большую металлоемкость и большие габариты указанной коробки передач. Другим недостатком данной коробки передач является сложность ее управления.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является планетарная коробка передач, содержащая ведущий и выходной валы и корпус, в котором размещены планетарная передача кинематически связывающая ведущий вал с выходным валом, выполненная с солнечными и коронными шестернями связанными друг с другом сателлитами и механизм регулирования передаточного отношения имеющий тормоза воздействующие на коронные шестерни (см. патент RU №2318144, кл. F16H /70 и В60K 17/08, приоритет 10.07.2006 г., опубл. 27.02.2008 г.).

Недостатками известной коробки передач являются планетарно-цевочные передачи с многопарностью зацепления и эксцентриковый ведущий вал, которые увеличивают металлоемкость и требуют повышенной точности изготовления.

Технической задачей, для решения которой служит предлагаемое изобретение, является упрощение управления и упрощение конструкции, а также снижение металлоемкости и уменьшение габаритов трансмиссии.

Техническим результатом, получаемым при практическом использовании предлагаемого изобретения, является упрощение управления, изготовления, ремонта и снижение металлоемкости, веса, габаритов и стоимости трансмиссии за счет упрощения ее конструкции.

Для решения поставленной технической задачи в предлагаемой планетарной трансмиссии, содержащей ведущий и выходной валы и корпус, в котором размещена планетарная передача, кинематически связывающая ведущий вал с выходным валом, и механизм изменения передаточного отношения, состоящий из тормозов, в отличие от прототипа, планетарная передача выполнена с солнечной и коронными шестернями, кинематически связанными друг с другом соосно соединенными сателлитами разного диаметра, закрепленными с возможностью вращения в водило, в свою очередь ведущий вал соединен с солнечной шестерней, а солнечная шестерня при необходимости может находиться в зацеплении с любыми сателлитами одинакового диаметра и водило соединено с выходным валом, при этом коронные шестерни могут поочередно останавливаться тормозами, создавая определенное передаточное отношение с ведущего вала на выходной вал.

Планетарная трансмиссия может быть снабжена механизмом прямой передачи крутящего моментах ведущего вала на выходной вал, включающим диск сцепления, закрепленный со стороны солнечной шестерни на ведущем валу и соединяющийся муфтой сцепления с водилом и выходным валом, а также солнечная шестерня или водило может быть соединено муфтой сцепления с одной из коронных шестерен, кинематически связанной с сателлитами одинакового диаметра.

Планетарная трансмиссия может быть снабжена механизмом переключения направления вращения выходного вала, включающим дополнительные сателлиты, закрепленные с возможностью вращения в водило, при этом дополнительные сателлиты с одной стороны входят в зацепление с любыми сателлитами одинакового диаметра, а с другой стороны входят в зацепление с любой коронной шестерней, которая тоже может в свою очередь останавливаться тормозом, изменяя направление вращения выходного вала. При необходимости изменения направления вращения или диапазона передаточных отношений ведущий вал может быть соединен с водилом или с одной из коронных шестерен, а выходной вал может быть соединен с диском сцепления и солнечной шестерней или с другой из коронных шестерен.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена кинематическая схема планетарной трансмиссии.

Планетарная трансмиссия содержит ведущий (1) и выходной (2) валы и корпус (3), в котором размещена планетарная передача (4), кинематически связывающая ведущий вал (1) с выходным валом (2), и механизм изменения передаточного отношения, состоящий из тормозов (5), планетарная передача (4) выполнена с солнечной (6) и коронными (7) шестернями, кинематически связанными друг с другом соосно соединенными сателлитами (8) разного диаметра, закрепленными с возможностью вращения в водило (9), в свою очередь ведущий вал (1) соединен с солнечной шестерней (6), а солнечная шестерня (6) при необходимости может находиться в зацеплении с любыми сателлитами (8) одинакового диаметра и водило (9) соединено с выходным валом (2), при этом коронные шестерни (7) могут поочередно останавливаться тормозами (5), создавая определенное передаточное отношение с ведущего вала (1) на выходной вал (2).

Для прямой передачи крутящего момента с ведущего вала (1) на выходной вал (2) планетарная трансмиссия снабжена механизмом, включающим диск сцепления (10), закрепленный со стороны солнечной шестерни (6) на ведущем валу (1) и соединяющийся муфтой сцепления (11) с водилом (9) и выходным валом (2).

Для передачи крутящего момента в обратном направлении с ведущего вала (1) на выходной вал (2) планетарная трансмиссия снабжена механизмом, включающим дополнительные сателлиты (12), закрепленные с возможностью вращения в водило (9), при этом дополнительные сателлиты (12) с одной стороны входят в зацепление с любыми сателлитами (8) одинакового диаметра, а с другой стороны входят в зацепление с любой коронной шестерней (7), которая может останавливаться тормозом (13), изменяя направление вращения выходного вала (2).

Планетарная трансмиссия работает следующим образом:

В нейтральном положении планетарной трансмиссии все тормоза (5) и (13) и муфта сцепления (11) отключены, крутящий момент передается с ведущего вала (1) на диск сцепления (10), солнечную шестерню (6) и на находящиеся с ней в зацеплении сателлиты (8) одинакового диаметра, которые распределяют крутящий момент по всем закрепленным с возможностью вращения в водило (9) соосно соединенным сателлитам (8) разного диаметра и всем находящимся с ними в зацеплении сателлитам (12), при этом все коронные шестерни (7), входящие в зацепление с сателлитами (8) и (12), свободно вращаются с разными скоростями и направлениями, не останавливаясь тормозами (5) и (13) и не передавая крутящий момент с ведущего вала (1) через солнечную шестерню (6), сателлиты (8) и (12) на водило (9) и выходной вал (2), диск сцепления (10) тоже свободно вращается, не соединяясь муфтой сцепления (11) с водилом (9) и не передавая крутящий момент с ведущего вала (1) через диск сцепления (10) и муфту сцепления (11) на водило (9) и выходной вал (2), который в связи с этим не вращается.

Для перевода планетарной трансмиссии с нейтрального положения в режим прямой передачи крутящего момента с ведущего вала (1) на выходной вал (2) надо включить муфту сцепления (11) с сохранением прежних позиций тормозов (5) и (13), в свою очередь крутящий момент передается с ведущего вала (1) на диск сцепления (10), при этом муфта сцепления (11) соединяет диск сцепления (10) с водилом (9), передавая напрямую крутящий момент на выходной вал (2). Или водило (9) может соединяться муфтой сцепления с солнечной шестерней (6) или одной из коронных шестерен (7), входящих в зацепление с сателлитами (8) одинакового диаметра (не показано).

Для перевода планетарной трансмиссии с нейтрального положения в режим изменения передаточного отношения рабочего вращения выходного вала (2) надо поочередно включать один из тормозов (5) с сохранением прежних позиций тормоза (13) и муфты сцепления (11), в свою очередь крутящий момент передается с ведущего вала (1) через солнечную шестерню (6) на соосно соединенные сателлиты (8) разного диаметра, при этом сателлиты (8), входящие в зацепление с коронной шестерней (7), остановленной тормозом (5), перекатываясь по данной коронной шестерне (7) по ходу вращения ведущего вала (1), солнечной шестерни (6) и диска сцепления (10), передают крутящий момент на водило (9) и выходной вал (2) в одностороннем направлении.

Для перевода планетарной трансмиссии с нейтрального положения в режим обратного вращения выходного вала (2) надо включить тормоз (13) с сохранением прежних позиций тормозов (5) и муфты сцепления (11), в свою очередь крутящий момент передается с ведущего вала (1) через солнечную шестерню (6) на соосно соединенные сателлиты (8) разного диаметра, при этом сателлиты (8) для изменения направления вращения входят в зацепление с сателлитами (12), которые входят в зацепление с коронной шестерней (7), остановленной тормозом (13), перекатываясь по данной коронной шестерне (7) против хода вращения ведущего вала (1), солнечной шестерни (6) и диска сцепления (10), передают крутящий момент на водило (9) и выходной вал (2) в обратном направлении.

Выполнение планетарной передачи (4), однорядной с одним ведущим звеном и одним выходным звеном, позволяет снизить металлоемкость, в свою очередь чем больше соосно соединенных сателлитов (8) разного диаметра и кинематически связанных с ними коронных шестерен (7), имеющих тормоза (5), тем больше ступеней переключения, а также чем больше сателлитов (12), связывающих сателлиты (8) разного диаметра с коронными шестернями (7), имеющими тормоза (13), тем больше ступеней обратного вращения выходного вала (2). Ведущий вал (1) может быть соединен с водилом (9) или с одной из коронных шестерен (7), а выходной вал (2) может быть соединен с диском сцепления (10) и солнечной шестерней (6) или с другой из коронных шестерен (7), что позволяет обширно изменять скоростной диапазон предлагаемой трансмиссии (не показано).

Похожие патенты RU2571836C2

название год авторы номер документа
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ 2008
  • Блинов Андрей Валерьевич
RU2385434C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1999
  • Нагайцев М.В.
  • Харитонов С.А.
  • Сологуб С.А.
  • Юдин Е.Г.
  • Брекалов В.Г.
  • Денисов А.В.
  • Лысков А.Н.
RU2162553C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ БЛИНОВА А.В. 2005
  • Блинов Андрей Валерьевич
RU2286263C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Амбразевич Петр Викторович
  • Кругленя Андрей Николаевич
RU2319623C1
МОДУЛЬНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2012
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Салахов Ильдар Ильгизарович
  • Галимянов Ильнур Динаесович
RU2514381C1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
RU2324850C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУХРЯДНЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2020
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2735164C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2008
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Салахов Ильдар Ильгизарович
RU2384773C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2309309C2

Реферат патента 2015 года ПЛАНЕТАРНАЯ ТРАНСМИССИЯ

Изобретение относится к машиностроению и станкостроению и может быть использовано в транспортных средствах и станках, а также в различных машинах и механизмах. Планетарная трансмиссия содержит корпус, ведущий и выходной валы, кинематически связанные планетарной передачей, выполненной с солнечной и коронными шестернями, кинематически связанными друг с другом соосно соединенными сателлитами разного диаметра, закрепленными с возможностью вращения в водило. Ведущий вал кинематически связан с ведущим звеном планетарной передачи, а выходное звено планетарной передачи кинематически связано с выходным валом. Коронные шестерни могут поочередно фиксироваться в корпусе тормозами, из которых состоят механизмы изменения передаточного отношения и изменения направления вращения выходного вала планетарной трансмиссии. Обеспечивается упрощение изготовления, ремонта и снижение веса, габаритов и стоимости трансмиссии. 13 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 571 836 C2

1. Планетарная трансмиссия, содержащая ведущий и выходной валы и корпус, в котором размещена планетарная передача, кинематически связывающая ведущий вал с выходным валом, и механизм изменения передаточного отношения, состоящий из тормозов, отличающаяся тем, что планетарная передача выполнена с солнечной и коронными шестернями, кинематически связанными друг с другом соосно соединенными сателлитами разного диаметра, закрепленными с возможностью вращения в водило, в свою очередь ведущий вал кинематически связан с солнечной шестерней, а солнечная шестерня при необходимости может находиться в зацеплении с любыми сателлитами одинакового диаметра и водило соединено с выходным валом, при этом коронные шестерни могут поочередно останавливаться тормозами, создавая определенное передаточное отношение с ведущего вала на выходной вал.

2. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с водилом, а выходной вал кинематически связан с солнечной шестерней.

3. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с солнечной шестерней, а выходной вал кинематически связан с одной из коронных шестерен.

4. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с одной из коронных шестерен, а выходной вал кинематически связан с солнечной шестерней.

5. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с водилом, а выходной вал кинематически связан с одной из коронных шестерен.

6. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с одной из коронных шестерен, а выходной вал кинематически связан с водилом.

7. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с одной из коронных шестерен, а выходной вал кинематически связан с другой из коронных шестерен.

8. Планетарная трансмиссия по п. 1-7, отличающаяся тем, что установлена дополнительная солнечная шестерня, входящая в зацепление с любыми сателлитами одинакового диаметра.

9. Планетарная трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что ведущий вал кинематически связан с одной солнечной шестерней, а выходной вал кинематически связан с другой солнечной шестерней.

10. Планетарная трансмиссия по любому из пп. 3, 5, 7, отличающаяся тем, что тормоз коронной шестерни, кинематически связанной с выходным валом, используется в качестве тормоза выходного вала.

11. Планетарная трансмиссия по любому из пп. 1-9, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом прямой передачи крутящего момента с ведущего вала на выходной вал, который кинематически соединяет солнечную шестерню через муфту сцепления с водилом.

12. Планетарная трансмиссия по любому из пп. 1-9, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом прямой передачи крутящего момента с ведущего вала на выходной вал, который кинематически соединяет водило через муфту сцепления с одной из коронных шестерен, кинематически связанных с соосно соединенными сателлитами разного диаметра.

13. Планетарная трансмиссия по любому из пп. 1-9, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом прямой передачи крутящего момента с ведущего вала на выходной вал, который кинематически соединяет солнечную шестерню через муфту сцепления с одной из коронных шестерен, кинематически связанных с соосно соединенными сателлитами разного диаметра.

14. Планетарная трансмиссия по любому из пп. 1-9, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом переключения направления вращения выходного вала, включающим дополнительные сателлиты, закрепленные с возможностью вращения в водило, при этом дополнительные сателлиты с одной стороны входят в зацепление с любыми сателлитами одинакового диаметра, а с другой стороны входят в зацепление с любой коронной шестерней, которая может останавливаться тормозом, изменяя направление вращения выходного вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2571836C2

ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Кудрявцев Игорь Аркадьевич
  • Кудрявцев Александр Игоревич
  • Исаев Алексей Геннадьевич
RU2318144C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ 2008
  • Блинов Андрей Валерьевич
RU2385434C1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Черкас Александр Адамович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1375241A1
WO 2003104684 A1, 18.12.2003
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2009
  • Салов Дмитрий Александрович
RU2428604C2
Устройство для укладки мешков в штабель 1959
  • Васильев Я.Я.
SU123085A1

RU 2 571 836 C2

Авторы

Блинов Андрей Валерьевич

Даты

2015-12-20Публикация

2014-05-12Подача