СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ РАЙОНОВ ПАДЕНИЯ ОТРАБОТАННЫХ РАКЕТНЫХ БЛОКОВ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТОНОСИТЕЛЯ ПРИ ИХ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ Российский патент 2015 года по МПК B64G1/62 

Описание патента на изобретение RU2572014C1

Изобретение относится к способу уменьшения районов падения отработанных ракетных блоков (РБ) первой ступени ракетоносителя при их параллельном соединении.

При запуске космического аппарата (КА) автоматически образуются зоны падения отработанных частей ступеней ракетоносителя в виде районов с площадью в сотни квадратных километров. Размещение каких-либо объектов в этих районах - запрещено, кроме защищенных бункеров. Нахождение персонала в таком районе также не допускается, особенно в день пуска. При изменении наклона орбиты космического аппарата - эти районы соответственно перемещаются. Серьезность решения вопросов по выделению районов падения частей РКН видна на примере заметки от 29.05.2012 г. в «Новостях космонавтики».

Ряд российских СМИ 27 мая сообщил, что Россия не сможет выполнить летом три запланированных космических запуска из-за того, что Казахстан не разрешает использовать свою территорию в качестве района падения для первой ступени ракеты-носителя "Союз". Из-за запрета казахстанской стороны отправки на орбиту дожидаются три российских и четыре иностранных спутника. Речь идет о запуске европейского метеорологического космического аппарата MetОр-В, который планировался на 23 мая, о групповом запуске российских спутников "Канопус-В" и МКА-ПН1, белорусского БКА, канадского ADS-1B и немецкого ТЕТ-1, который намечался на 7 июня, и о запуске российского аппарата "Ресурс-П", который должен был состояться в августе.

"Запуски космических аппаратов, о которых идет речь в статье, не были согласованы казахстанской стороной в конце 2011 года, так как для их осуществления требуется использование нового района падения отделяющихся частей ракет-носителей, не предусмотренного договором аренды комплекса "Байконур" от 10 декабря 1994 года. Об этом российская сторона была своевременно уведомлена", - говорится в сообщении Казкосмоса, размещенном на официальном сайте компании.

В соответствии с земельным законодательством Казахстана для выделения новых земельных участков в качестве района падения отделяющихся частей ракет необходимо заключение международного договора, который должен быть ратифицирован парламентом республики. По данным Казкосмоса, в 2008 году сторонами была начата работа по подготовке соответствующего проекта межправительственного соглашения, однако до настоящего времени текст соглашения остается не согласованным сторонами, передает РИА «Новости».

Аналогичные проблемы возникают и при запуске КА на орбиты с другим наклонением на космодромах («Плесецк», «Восточный») с районами падения на земную поверхность в России и Китае.

На настоящий момент для космодромов, чьи районы падения находятся на земной поверхности, известен и применяется способ гашения кинетической энергии РБ за счет торможения их собственным корпусом в плотных слоях атмосферы с последующей фрагментацией от тепловых и аэродинамических нагрузок на высоте менее 15-20 км и падением частей РБ в отведенные районы.

Официально выделенная площадь района падения для РБ первой ступени РКН «Союз-2» для одной трассы запуска составляет эллипс с осями 42×22 км и площадью 693 км2 для космодрома «Байконур» и 50×30 км (1125 км2) - для космодрома «Восточный».

Площадь района падения отработанных РБ первых ступеней ракетоносителя (РКН) определяется следующими факторами:

инструментальными отклонениями бортовой системы управления от заданных величин: времени отделения РБ, траекторного угла, скорости и направления (азимута) трассы полета;

сезонным и суточным изменением плотности атмосферы, направлением и скоростью ветра на разной высоте;

первоначальным импульсом и разлетом отделенных РБ относительно друг от друга при их параллельном размещении на второй ступени. Отделение РБ происходит на восходящей ветке траектории (45-80 км) с последующим свободным полетом в атмосфере высокого разрежения на высоте до 70-150 км. В указанных условиях практически нет противодействия первоначальному импульсу разлета РБ друг от друга, и они разлетаются на значительное расстояние.

Параллельная компоновка РБ первой ступени применяется на отечественных РКН типа «Союз». Так, на РКН «Союз» - четыре боковых блока первой ступени, и расчетный разлет их в районах падения по направлению полета составляет до 6 км, а поперечный разлет до 3 км.

Официально выделенная площадь района падения для РБ первой ступени РКН «Союз-2» для одной трассы запуска составляет эллипс с осями 42×22 км и площадью 693 км2 для космодрома «Байконур» и 50×30 км (1125 км2) - для космодрома «Восточный».

Предотвращение относительного разлета РБ друг от друга после отделения для РКН «Союз» позволит сократить оси эллипса района падения до (42-6)36 км и (22-3)19 км, и соответственно, уменьшить площадь района падения с 693 до 513 км2, т.е. на 26% для космодрома «Байконур». Для космодрома «Восточный» эти оси уменьшатся до (50-6)=44 км и (30-3)=27 км - площадь до 890 км2, т.е. на 21%.

Следовательно, только для одной трассы запуска уменьшение площади района падения за счет предотвращения относительного разлета РБ первой ступени составит до 180 км2 для космодрома «Байконур» и до 235 км2 для космодрома «Восточный».

Исключение относительного разлета РБ первой ступени РКН типа «Союз» обеспечивается введением конструктивной гибкой тросовой связи между носовыми частями блоков, которая, не препятствуя их отделению от второй ступени РКН, обеспечивает жесткое ограничение углов разворота блоков в диапазоне от 0 до 35 градусов к вектору скорости набегающего потока, и сохранением в дальнейшем полете конструктивной связи блоков с исключением их относительного разлета при падении в заданный район.

Районы падения для космодрома «Байконур» находятся в открытой ровной местности степного типа и легкодоступны для автомобильного транспорта эвакуаторов остатков РБ. В отличие от них районы падения космодрома «Восточный» располагаются как на пересеченной, так и гористой, таежной местности и весьма труднодоступны или вообще недоступны для автомобильного и гусеничного транспорта эвакуаторов РБ. Поэтому для космодрома «Восточный» немаловажно и обеспечение возможности регулирования (в сторону уменьшения) центра эллипса района падения. Центр района падения первых ступеней РБ находится на расстоянии 350 км от старта. Баллистическая оценка применения ПС для торможения и стабилизированного полета РБ показала, что возможно уменьшение этого расстояния до 250 км, при условии ввода ПС непосредственно после отделения РБ и ее работы по всей траектории снижения. В этом случае практически исключается падение РБ в горные районы и обеспечивается отсутствие дефрагментации РБ от тепловых и аэродинамических нагрузок. Вывоз нефрагментированных РБ существенно уменьшает трудозатраты эвакуаторов и уменьшает совокупные затраты на запуск РКН.

Для минимизации веса в конструкции РБ однократного использования применяются тонкие листы из алюминиевых сплавов с минимально возможным подкреплением продольным и поперечным силовым каркасом и максимально возможным внутренним избыточным давлением наддува. Именно по указанным причинам стохастически разрушаются корпусы РБ под суммарным воздействием тепловых и аэродинамических нагрузок при входе в плотные слои атмосферы на высотах 15-20 км.

Ввод традиционных ПС из капроновых текстильных материалов на высоте 7-10 км для приземления РБ невозможен так же по причине интенсивного вращения от аэродинамических сил. Введение таких ПС (с рабочей температурой материала до 60°С) сразу после отделения РБ, при условии их стабилизации, исключено по причине воздействия на них гиперзвукового высокотемпературного потока (1200-1500°С).

Единственно возможной для такого применения в составе РБ первой ступени является воздушно-космическая парашютная система (ВКПС), выполненная из термопрочных и термостойких текстильных материалов (патент № RU 113240 U1 с приоритетом от 17.03.2011 г.) при вводе начиная с верхних разреженных слоев атмосферы с приземлением на земную поверхность отработанных РБ в заранее отведенные районы (по патенту RU 2495802 С2). Для ввода ВКПС в действие необходимо исключение вращения и обеспечение ориентированного положения аэродинамически неустойчивых пустых корпусов РБ, что также обеспечивается конструктивной гибкой тросовой связью между РБ. Таким образом, заявляемый способ уменьшения площадей районов падения отработанных РБ первой ступени при их параллельном расположении на РКН обеспечивает:

- применение для его реализации ВКПС из термостойких тканей с введением в действие ПС сразу после их отделения от второй ступени на момент ограничения вращения РБ за счет работы гибкой тросовой связи.

- уменьшение площадей района падения до 20% за счет реализации группового полета РБ на ПС путем введения конструктивной связи между РБ первой ступени, которая не препятствует отделению боковых блоков первой ступени от второй ступени РКН и исключает их расхождении при полете формулируемой связки РБ в заданный район (см. фиг. 2);

- уменьшение расстояния от старта до цента эллипса рассеивания района приземления РБ не менее чем на 30% за счет применения ВКПС для торможения и парашютирования начиная с восходящего участка траектории и последующей реализации группового полета РБ за счет работы конструктивной тросовой связи по всей траектории полета и приземления РБ с приемлемой скоростью, обеспечивающей их целостность для последующей эвакуации.

Уменьшение расстояния от точки приземления РБ до старта с 350 км до 240 км - является существенным для реализации транспортировки РБ. Кроме того, уменьшение площадей района падения от старта на 30% и более для космодрома «Восточный» приводит к их приземлению на равнинном рельефе местности.

Перечисленные преимущества изобретения, по сравнению с прототипом - баллистическим полетом РБ в выделенные наземные районы для падения фрагментов РБ, обеспечиваются введением конструктивной связи РБ первой ступени при их параллельном размещении на второй ступени РКН, которая не препятствует их свободному отделению от второй ступени РКН, но исключает относительный разлет и вращение РБ в свободном падении в задний район и применением для каждого РБ ВКПС, выполненной из термостойких материалов, для торможения и стабилизации РБ с конструктивной связью по всей траектории полета и приземления РБ с приемлемой скоростью, обеспечивающей их целостность для последующей эвакуации.

Реализации заявляемого способа в ракетах-носителях типа СОЮЗ с параллельным расположением РБ первой ступени осуществляется введением в состав РБ системы гибкой тросовой механической связи в соответствии с фиг. 1 (позиция 3) прилагаемых чертежей.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1. изображены взаимные положения РБ первой и второй ступени РКН «Союз-2» при их разделении с временным интервалом 0,5 с РБ первой ступени - 1, РБ второй ступени -2, конструктивная связь блоков первой ступени - 3, ВКПС - 4. Связь - 3 не препятствует отделению РБ первой ступени - 1 от РБ второй ступени - 2 на первых двух секундах полета, но ограничивает их расхождение и поворот к моменту ввода ВКПС - 4 в действие к третьей секунде.

На фиг. 2 изображен район падения РБ первой ступени РКН «Союз» для космодрома «Байконур» со свободным разделением РБ - 5 с наложением на него уменьшенного района падения РБ первой ступени с конструктивной связью - 6. Площадь S2 уменьшенного района падения - 6 составляет около 80% от площади S1 района падения со свободным разделением РБ - 5.

На фиг. 3 изображены расчетные районы падения РБ первой ступени РКН «Союз» для космодрома «Восточный» с указанием расстоянии центра эллипса рассеивания от старта и наложением на карту рельефа местности, без конструктивной связи между РБ - 7 и районы падения с оснащением каждого РБ - ВКПС минимально-возможной площади (500 м2) и конструктивной связью РБ между собой - 8.

На фиг. 4 изображена система из четырех РБ - 1 с ВКПС - 4 на участке снижения перед приземлением, соединенных конструктивной связью - 3.

Похожие патенты RU2572014C1

название год авторы номер документа
РАКЕТА КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЛЕГКОГО КЛАССА С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПУСКОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ И МНОГОРАЗОВОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ 2014
  • Мехоношин Юрий Геннадьевич
  • Чижухин Владимир Николаевич
  • Чижухин Сергей Владимирович
RU2571890C1
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ И СПУСКАЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2011
  • Гвоздев Юрий Николаевич
  • Иванов Петр Иванович
  • Мехоношин Юрий Геннадьевич
  • Чижухин Владимир Николаевич
  • Юшков Владимир Александрович
RU2495802C2
Авиационный ракетно-космический комплекс, формируемый на базе ракеты космического назначения, адаптируемой из МБР ТОПОЛЬ-М, и самолёта-носителя ИЛ-76МФ по выведению малых КА на целевые орбиты путём десантирования РКН из самолёта с применением комбинированной транспортно-пусковой платформы и подъёмно-стабилизирующего парашюта 2016
  • Ковалевский Михаил Маркович
  • Мехоношин Юрий Геннадьевич
  • Чижухин Владимир Николаевич
  • Чижухин Сергей Владимирович
RU2636447C2
Способ информационного обеспечения запусков космических аппаратов ракетами космического назначения и наземный автоматизированный комплекс управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения и измерений, предусматривающий использование способа 2016
  • Петушков Александр Михайлович
  • Кисляков Михаил Юрьевич
  • Моисеев Владимир Анатольевич
  • Бегичев Александр Николаевич
  • Логачев Николай Сергеевич
RU2622514C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТАМИ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2010
  • Трушляков Валерий Иванович
  • Куденцов Владимир Юрьевич
  • Шатров Яков Тимофеевич
RU2456217C2
КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НА БАЗЕ СЕМЕЙСТВА РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ЛЕГКОГО, СРЕДНЕГО И ТЯЖЕЛОГО КЛАССОВ С ВОЗДУШНЫМ СТАРТОМ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ С БОРТА ЭКРАНОЛЕТА И СПОСОБ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2014
  • Ковалевский Михаил Маркович
  • Тесёлкин Сергей Федорович
  • Тохунц Арвид Драстоматович
RU2659609C2
ГОЛОВНОЙ ОБТЕКАТЕЛЬ РАКЕТЫ 2015
  • Трушляков Валерий Иванович
  • Шатров Яков Тимофеевич
  • Лемперт Давид Борисович
  • Иордан Юлия Вячеславовна
  • Зарко Владимир Евгеньевич
RU2581636C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НА БАЗЕ СЕМЕЙСТВА РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЛЁГКОГО, СРЕДНЕГО И ТЯЖЁЛОГО КЛАССОВ С ЗАПУСКОМ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ НАД АКВАТОРИЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА 2018
  • Ковалевский Михаил Маркович
  • Ковалевский Александр Сергеевич
RU2729912C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕШТАТНОЙ (АВАРИЙНОЙ) СИТУАЦИИ 2016
  • Михайлов Михаил Юрьевич
  • Спиридонов Виктор Владимирович
  • Кротова Людмила Владимировна
RU2632559C2
Технический комплекс космодрома 2016
  • Бойченко Виталий Семенович
  • Кузнецов Алексей Юрьевич
  • Поляков Владимир Валентинович
  • Селиванов Николай Павлович
  • Тапуть Леонард Юльянович
  • Якушкин Иван Анатольевич
RU2616036C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 572 014 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ РАЙОНОВ ПАДЕНИЯ ОТРАБОТАННЫХ РАКЕТНЫХ БЛОКОВ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТОНОСИТЕЛЯ ПРИ ИХ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при отделении отработанных ступеней ракет-носителей (РН) типа «Союз». Оснащают ракетные блоки (РБ) первой ступени гибкой тросовой механической связью, отделяют РБ от второй ступени РН, запускают парашютную систему, стабилизируют РБ, производят гашение гиперзвуковых скоростей РБ, снижают РБ с помощью воздушно-космической парашютной системы, приземляют РБ на земную поверхность в районы падения. Изобретение позволяет уменьшить расстояние места падения РБ от старта РН, площадь падения РБ РН. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 572 014 C1

Способ запуска ракет-носителей типа «Союз» с параллельным расположением ракетных блоков (РБ) первой ступени, для которых обеспечивается стабилизация, гашение гиперзвуковых скоростей и снижение за счет применения воздушно-космической парашютной системы (ВКПС), начиная с верхних разреженных слоях атмосферы с приземлением на земную поверхность в районы падения, отличающийся тем, что для создания условий ввода парашютной системы в действие сразу после отделения РБ, ракетные блоки оснащаются системой гибкой тросовой механической связи, не препятствующей их штатному отделению от второй ступени на активном участке полета, но ограничивающей их разворот, и сохраняющей механическую связь РБ на участке парашютного спуска, обеспечивая тем самым групповое приземления РБ с сокращением размеров районов падения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2572014C1

СПОСОБ СПАСЕНИЯ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ МНОГОРАЗОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Афанасьев В.А.
  • Борзов В.С.
  • Данилкин В.А.
  • Дегтярев Г.Л.
  • Дегтярь В.Г.
  • Марусик А.Ф.
  • Мещанов А.С.
  • Сиразетдинов Т.К.
  • Сытый Г.Г.
  • Теплицын Ю.С.
RU2202500C2
Электрод-инструмент 1946
  • Андреев Н.Г.
SU70266A2
US 8047472 B1, 01.11.2011
US 5295642 A1, 22.03.1994.

RU 2 572 014 C1

Авторы

Мехоношин Юрий Геннадьевич

Чижухин Владимир Николаевич

Даты

2015-12-27Публикация

2014-05-28Подача