СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ РАЗГРУЗКИ ОСЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР КАРЬЕРНЫХ ЛОКОМОТИВОВ ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА И ДВИЖЕНИИ НА НАКЛОННЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ Российский патент 2016 года по МПК B61C15/06 B60B39/00 

Описание патента на изобретение RU2572443C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам устранения разгрузки осей колесных пар карьерных локомотивов для улучшения сцепных свойств карьерных транспортных средств.

В результате многочисленных исследований установлено, что при трогании с места и движении по железнодорожному пути передняя колесная пара локомотива обычно бывает более склонной к буксованию. Это объясняется перераспределением нагрузок от колесных пар на рельсы при реализации силы тяги. Сила тяги, действующая на уровне головки рельса, и сила сопротивления движению состава, действующая на уровне автосцепки, образуют пару сил с плечом, равным высоте автосцепки над головкой рельса, или так называемый опрокидывающий момент, перегружающий задние колесные пары и разгружающий передние. Поэтому передняя, наиболее разгруженная колесная пара локомотива раньше других потеряет сцепление с рельсами [1. Шорин В.Г. Влияние разгрузки осей на использование сцепного веса рудничных электровозов. // В сборнике Вопросы рудничного транспорта. - М.: Углетехиздат, 1959. Вып. 3. С. 315-319; 2. Розенфельд В.Е., Исаев И.П., Сидоров Н.Н. Теория электрической тяги. - М.: Транспорт, 1983, 328 с.]. Для карьерного железнодорожного транспорта эта проблема еще более актуальна, так как в связи с повышенными углами подъема рельсового пути выездной траншеи, достигающими до 60‰, к сопротивлению, обусловленному силами трения, добавляется опрокидывающий момент от проекции веса железнодорожного состава на направление перемещения. В связи с изложенным, вопрос устранения разгрузки осей колесных пар карьерных локомотивов является актуальным.

Известен способ устранения разгрузки осей колесных пар локомотивов регулируемой подачей песка под колесные пары, причем на 1 км пути расход составляет 3 кг под колеса первой и 1,6 кг под колеса второй по ходу тележки локомотива [3. Каменев Н.Н. Эффективное использование песка для тяги поездов. /Труды ВНИИЖТ.- М.: Транспорт, 1968, вып.366. С.80-81]. Недостатком данного способа для применения в условиях карьера является то, что при повышенных углах подъема (до 60‰) рельсового пути выездной траншеи и более высоких (до 300 кН) осевых нагрузках карьерных локомотивов применение кварцевого песка недостаточно эффективно и, кроме того, песок, попадая в балластную призму верхнего строения пути, ухудшает условия сцепления бандажей локомотива с рельсами.

Известен способ устранения разгрузки осей колесных пар локомотивов с применением специальной схемы соединения двигателей локомотива [4. Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. - М.: Углетехиздат, 1955. С. 265-266]. При этом двигатели передней по ходу оси колесной пары работают как двигатели последовательного возбуждения, а задней - как двигатели смешанного возбуждения с ослабленной последовательной обмоткой. Недостатком данного способа является возможное чрезмерное увеличение нагрузки на некоторых осях. Кроме того, при этом способе выравнивания мощность двигателей вследствие неодинаковой нагрузки не используется полностью по нагреву [5. Thime J. Die Entwicklung der elektrischen Lokomotiwen fDr Tagebaubetriebe. ″Bergbaubetriebe″, 1954, №7].

Известен также способ устранения разгрузки осей колесных пар локомотивов с применением противоразгрузочных пневматических устройств [2. Розенфельд В.Е., Исаев И.П., Сидоров Н.Н. Теория электрической тяги. - М.: Транспорт, 1983, 328 с., 6. Противоразгрузочное устройство электровоза ЧС 1. /Каталог - фотоальбом. Описание электровоза ЧС 1, п. 10], заключающийся в том, что пневмоцилиндры одним концом крепятся в вертикальном положении на кузове локомотива, а шток, выдвижение которого поставлено в зависимость от тока тягового двигателя, или, иными словами, от силы тяги, давит на концевую балку передней тележки, обеспечивая компенсацию величины разгрузки передней по ходу оси.

Техническим результатом известного способа является повышение коэффициента использования сцепного веса локомотива и, как результат, улучшение сцепных свойств локомотивов. Это техническое решение принято нами в качестве прототипа. Недостатком известного способа является небольшое увеличение коэффициента сцепного веса (всего на 3-4%), однако при этом одновременно ухудшаются ходовые свойства локомотива [7. Лисицын А.Л., Мугинштейн Л.А. Нестационарные режимы тяги. Тяговое обеспечение перевозочного процесса. -М.: ИТЕКСТ, 1966. C. 146].

Техническим результатом предлагаемого способа является устранение разгрузки осей колесных пар карьерного локомотива, что позволяет существенно увеличить коэффициент использования его сцепного веса, уменьшить пробуксовку колесных пар локомотива относительно рельсов, уменьшить износ бандажей колесных пар и исключить дополнительные энергетические потери, связанные с их буксованием.

На фиг. 1 показана схема реализации способа устранения разгрузки осей колесных пар карьерных локомотивов. Обозначения на фигуре 1: 1, 4 - резервуары, 2 - трубопроводы, 3 - перекачивающая насосная станция, 5 - центр тяжести локомотива, 6, 7 - центры тяжестей наполненных жидкостью резервуаров, h и Н - высота над головкой рельса, соответственно, крюка сцепки и центра тяжести локомотива, РСЦ - сила тяжести (сцепной вес) локомотива, Рх, Ру - проекции вектора силы тяжести на направление перемещения и перпендикуляр к направлению перемещения локомотива, соответственно, L - расстояние центров тяжести резервуаров 1 и 6 от центра тяжести локомотива, R1 и R2 - приведенные реакции колесных пар передней и задней тележек от силы тяжести локомотива.

Способ устранения разгрузки осей колесных пар карьерных локомотивов заключается в следующем.

На локомотиве, например тепловозе, в передней и задней его частях, устанавливают два резервуара одинаковой емкости, наполовину заполненные жидкостью, которые соединены между собой трубопроводами с перекачивающей насосной станцией, при помощи которой жидкость заранее подается в передний резервуар, в случае движения локомотива в верх, и в задний резервуар, если локомотив движется под уклон. Резервуарам придают произвольную форму в соответствии с имеющимися в передней и задней частях объема корпуса локомотива свободными пространствами, при этом объемы, формы и местоположения резервуаров определяют так, чтобы центры тяжестей наполненных жидкостью резервуаров располагались на одинаковом расстоянии от центра тяжести локомотива, а для заполнения резервуаров используют незамерзающую жидкость, обеспечивающую работу локомотива в зимний период.

Способ устранения разгрузки колесных пар локомотивов реализуется следующим способом. В процессе погрузки в забое железнодорожного состава включают перекачивающую насосную станцию 3, при помощи которой по трубопроводам 2 жидкость заранее подается в передний резервуар 4, в случае движения локомотива в верх, и в задний резервуар 1, если локомотив движется под уклон.

Резервуарам 1 и 4 придают произвольную форму в соответствии с имеющимися в передней и задней частях объема корпуса локомотива свободными пространствами, при этом объемы, формы и местоположения резервуаров определяют так, чтобы центры тяжестей 6 и 7 наполненных жидкостью резервуаров располагались на одинаковом расстоянии L от центра тяжести 5 локомотива.

Для заполнения резервуаров 1 и 4 используют незамерзающую жидкость, обеспечивающую работу локомотива в зимний период.

Избыток жидкости, находящейся в резервуаре 4 (при движении вверх), обеспечивает выравнивание реакций R1, R2 и повышение усилия прижатия на колесные пары передней по ходу тележки локомотива и уравновешивает моменты сил W, Рх относительно точки касания последней колесной пары с рельсом, тем самым повышая коэффициент использования сцепного веса Рсц локомотива.

Предлагаемое изобретение устраняет разгрузку осей колесных пар карьерного локомотива, что позволяет существенно увеличить коэффициент использования его сцепного веса, уменьшить пробуксовку колесных пар локомотива относительно рельсов, уменьшить износ бандажей колесных пар и исключить дополнительные энергетические потери, связанные с их буксованием

В связи с универсальностью, этот способ может быть применен для всех видов железнодорожных транспортных средств независимо от типа приводного механизма колесных пар: локомотивов с электрической и тепловой тягой, а также для тяговых агрегатов, применяемых в горной промышленности.

Источники информации:

1. Шорин В.Г. Влияние разгрузки осей на использование сцепного веса рудничных электровозов. // В сборнике Вопросы рудничного транспорта. - М.: Углетехиздат, 1959. Вып. 3. С. 315-319.

2. Розенфельд В.Е., Исаев И.П., Сидоров Н.Н. Теория электрической тяги. -М.: Транспорт, 1983, 328 с.

3. Каменев Н.Н. Эффективное использование песка для тяги поездов. /Труды ВНИИЖТ. - М.: Транспорт, 1968, вып. 366. С.80 - 81.

4. Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. -М.: Углетехиздат, 1955. С.265-266.

5. Thime J. Die Entwicklung der elektrischen Lokomotiwen fDr Tagebaubetriebe. ″Bergbaubetriebe″, 1954, №7.

6. Противоразгрузочное устройство электровоза ЧС 1. /Каталог - фотоальбом. Описание электровоза ЧС 1, п. 10.

7. Лисицын А.Л., Мугинштейн Л.А. Нестационарные режимы тяги. Тяговое обеспечение перевозочного процесса. -М.: ИТЕКСТ, 1966. С. 146.

Похожие патенты RU2572443C2

название год авторы номер документа
Противоразгрузочное устройство 2017
  • Абисалов Владимир Михайлович
  • Чакалов Нодар Алиосович
RU2652699C1
Электровоз с комбинированным приводом 1978
  • Штокман Илья Григорьевич
  • Следь Николай Николаевич
  • Чернивский Сергей Андреевич
  • Максецкий Иван Петрович
  • Наливайко Анатолий Тихонович
  • Богатырев Александр Михайлович
SU763168A1
Устройство для повышения тягового усилия локомотива 2016
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Горбатюк Сергей Михайлович
  • Вержанский Петр Михайлович
  • Кузиев Дильшад Алишерович
RU2641611C1
Способ повышения тягового усилия локомотива 2016
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Горбатюк Сергей Михайлович
  • Бибиков Павел Яковлевич
  • Кузиев Дильшад Алишерович
RU2641957C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВЫХ СВОЙСТВ ЛОКОМОТИВА 1995
  • Емельянов Ю.В.
  • Беляев А.И.
  • Калько В.А.
RU2090401C1
Способ адаптивного управления автоматической подачей песка под колеса локомотива 2022
  • Круглов Сергей Петрович
  • Исупов Станислав Андреевич
RU2780751C1
ЛОКОМОТИВ 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Сираев Роман Олегович
RU2314949C1
Привод локомотива с опорно-рамным подвешиванием тягового электродвигателя 1982
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселев Валентин Иванович
  • Блат Виталий Леонидович
SU1066862A1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Бровко С.В.
  • Воробьев Е.И.
RU2247661C1
Двухсекционный локомотив 1989
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
SU1671494A1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ РАЗГРУЗКИ ОСЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР КАРЬЕРНЫХ ЛОКОМОТИВОВ ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА И ДВИЖЕНИИ НА НАКЛОННЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для устранения разгрузки осей колесных пар карьерных локомотивов и улучшения сцепных свойств карьерных транспортных средств. Для устранения разгрузки осей колёсных пар карьерных локомотивов при трогании с места и движении по ж/д пути предварительно нагружают разгруженные в процессе трогания с места и движения по ж/д пути оси колёсных пар локомотива. В передней и задней частях локомотива устанавливают два резервуара одинаковой ёмкости, наполовину заполненные жидкостью. Резервуары соединены между собой трубопроводами с перекачивающей насосной станцией. Жидкость заранее подают в передний резервуар, в случае движения локомотива вверх, а в задний резервуар - в случае движения локомотива под уклон. Достигается улучшение сцепных свойств карьерных транспортных средств. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 572 443 C2

1. Способ устранения разгрузки осей колесных пар карьерных локомотивов при трогании с места и движении по ж/д пути, включающий предварительное дополнительное нагружение разгруженных в процессе трогания с места и движения по ж/д пути осей колесных пар локомотива, отличающийся тем, что на локомотиве в передней и задней его частях устанавливают два резервуара одинаковой емкости, наполовину заполненные жидкостью, которые соединены между собой при помощи трубопровода с перекачивающей насосной станцией, при помощи которой жидкость заранее подается в переднюю цистерну в случае движения локомотива вверх, и в заднюю цистерну, если локомотив движется под уклон.

2. Способ по п.1, заключающийся в том, что резервуарам придают произвольную форму в соответствии с имеющимися в передней и задней частях объема корпуса локомотива свободными пространствами, при этом объемы, формы и местоположения резервуаров определяют так, чтобы центры тяжестей пустых резервуаров располагались на одинаковом расстоянии от центра тяжести локомотива.

3. Способ по п.1, заключающийся в том, что для заполнения резервуаров используют незамерзающую жидкость, обеспечивающую работу в зимний период.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2572443C2

УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РЕЛЬСАМИ 1990
  • Данковцев В.Т.
RU2007316C1
US 7971906 B2, 05.07.2011
Станок для полирования плоских деревянных деталей 1955
  • Галперт Э.О.
SU102563A1
Мембранный дифференциальный датчик давления 1956
  • Ройтман М.М.
SU108739A1

RU 2 572 443 C2

Авторы

Керопян Амбарцум Мкртичевич

Дмитриев Валерий Григорьевич

Маслов Михаил Иванович

Даты

2016-01-10Публикация

2014-02-04Подача