СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ И ПОДТАЛКИВАЮЩИМ ЛОКОМОТИВОМ ПОЕЗДА ПО РАДИОКАНАЛУ Российский патент 2016 года по МПК B61C17/12 

Описание патента на изобретение RU2578640C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на электровозах, оборудованных аппаратурой системы контроля и дистанционного управления локомотивами по радиоканалу по режимам управления тормозами и тягой.

Известна система для управления локомотивом-толкачом по радиоканалу, содержащая на каждом локомотиве блок автоматики с подключенными к нему элементами управления передачей специализированных сообщений «опустить токоприемник» и «экстренное торможение», датчик давления воздуха в тормозной магистрали, реле для обесточивания электрических цепей управления тяговым режимом локомотива, средство контроля параметров управления тяговыми электродвигателями, модем, подключенный к радиостанции поездной связи, блок автоматики выполнен на базе процессора, реализующего программу обмена служебной информацией с установленной периодичностью между блоками автоматики головного и подталкивающего локомотива с выводом текстовых и символьных сообщений на знакосимвольный индикатор и дублированием поступивших команд и сообщений речевыми сообщениями через громкоговоритель, при этом к процессору подключены клавиатура, знакосимвольный индикатор, громкоговоритель и модуль регистрации, модем выполнен с функцией помехозащищенного кодирования и соединен с процессором через блок сопряжения, к первому, второму и третьему входам которого подключены соответственно датчик давления воздуха в тормозной магистрали, средство контроля параметров управления тяговыми электродвигателями и управляющий вход реле для обесточивания электрических цепей управления тяговым режимом локомотива (RU 76614 U1, В61С 17/12, 19.05.08).

Недостатком этой системы является отсутствие резервного радиоканала для передачи данных в случае невозможности работы на основном радиоканале или при следовании состава по тоннелю.

В качестве прототипа принята система для управления локомотивом-толкачом по радиоканалу с расширенными функциями, содержащая на головном и подталкивающем локомотиве блок автоматики, включающий процессор с подключенными к нему громкоговорителем и модулем регистрации и блок сопряжения, микропроцессорную систему управления локомотивом, датчик давления воздуха в тормозной магистрали поезда, соединенный с процессором через блок сопряжения, и радиостанцию поездной радиосвязи, подключенную к процессору через последовательно соединенные модем и блок сопряжения, на головном и подталкивающем локомотивах установлены радиомодемы метрового диапазона, включенные в основной радиоканал, при этом радиостанции поездной радиосвязи включены в резервный радиоканал, на каждом локомотиве радиомодем метрового диапазона подключен через блок сопряжения к процессору, который через блок сопряжения соединен с блоком индикации и ввода данных микропроцессорной системы управления локомотива, к входу и выходу которого подключены соответственно клавиатура и монитор, причем процессор головного локомотива обеспечивает передачу данных по основному каналу и подключение резервного канала связи для передачи данных в случае отсутствия подтверждения их получения со стороны подталкивающего локомотива не более двух раз подряд (RU 92636, В61С 17/12, 18.11.09).

Недостатками этой системы является невозможность автоматического ведения поезда без вмешательства машиниста в процессы управления тягой и торможения.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является автоматизация системы управления поезда по радиоканалу по параметрам тяги, рекуперации и торможения локомотивов путем автоматической синхронизации параметров ведения головного с подталкивающего локомотивов и обратно.

Технический результат достигается тем, что в системе для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу, содержащей на головном и подталкивающем локомотивах блок логической обработки, включающий модуль процессора с подключенными к нему модулем регистрации и модемом, соединенным с радиостанцией поездной радиосвязи, включенную в резервный радиоканал, блок сопряжения, радиомодем метрового диапазона, включенный в основной радиоканал и микропроцессорную систему управления локомотивом, согласно изобретению на головном и подталкивающем локомотивах введены модуль интерфейсов и контроллер, при этом к модулю интерфейсов подключены модуль процессора, радиомодем метрового диапазона и блок сопряжения, выполненный в виде модуля управления, соединенного с модулем электронных ключей, выходы которых подключены соответственно к устройству автоматического управления торможением и контроллеру, соединенному с контроллером крана машиниста, а к модулю интерфейсов подключена микропроцессорная система управления локомотивом, соединенная с локомотивным устройством безопасности и задатчиком скорости.

На чертеже представлена схема системы для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу.

Система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу содержит на головном 1 и подталкивающем 2 локомотивах блок 3 логической обработки, включающий модуль 4 процессора с подключенными к нему модулем 5 регистрации и модемом 6, соединенным с радиостанцией 7 поездной радиосвязи, включенную в резервный радиоканал, блок 8 сопряжения, радиомодем 9 метрового диапазона, включенный в основной радиоканал и микропроцессорную систему 10 управления локомотивом, на головном 1 и подталкивающем 2 локомотивах введены модуль 11 интерфейсов и контроллер 12, к модулю 11 интерфейсов подключены модуль 4 процессора, радиомодем 9 метрового диапазона и блок 8 сопряжения, выполненный в виде модуля 13 управления, соединенного с модулем 14 электронных ключей, выходы которых подключены соответственно к устройству 15 автоматического управления торможением и контроллеру 12, соединенному с контроллером 16 крана машиниста, к модулю 11 интерфейсов подключена микропроцессорная система 10 управления локомотивом, соединенная с локомотивным устройством 17 безопасности и задатчиком 18 скорости.

Система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу работает следующим образом.

Автоматизация дистанционного управления по радиоканалу с головного локомотива на подталкивающий достигается реализацией синхронизацией по режимам торможения и тягой головного и подталкивающего локомотивов.

Управление тягой с ведущего локомотива

Величина задатчика скорости 18 на подталкивающем локомотиве устанавливается равной соответствующей величине на головном локомотиве путем передачи информации о повышении/понижении тока якоря от микропроцессорной системы 10 управления головного локомотива (МСУД-Н 10) через модуль интерфейсов 11 модулю процессора 4 блока 3 логической обработки локомотивного, обработанные модулем 4 процессора команды сохраняются на энергонезависимую память в регистраторе 5, после обработки модулем 4 процессора блока 3 логической обработки команды в виде сигналов передаются через модуль 11 интерфейсов на радиомодем 9 метрового диапазона в случае использования основного канала передачи данных и через модем 6 в радиостанцию 7 поездной радиосвязи в случае использования резервного канала связи гектометрового диапазона, по средствам действующего канала передачи данных команды передаются с головного 1 локомотива на подталкивающий 2, где при помощи радиомодема 9 через модуль интерфейсов 11 команды принимаются модулем 4 процессора в случае использования основного канала передачи данных и через радиостанцию 7 поездной радиосвязи, через модем 6 команды принимаются модулем 4 процессора, в случае использования резервного канала передачи данных, принятые команды сохраняются на энергонезависимую память в регистраторе 5, принятые команды обработанные модулем 4 процессора через модуль интерфейсов 11 передаются в систему МСУД-Н 10, которая реализует повышение/понижение тока якоря, что позволяет управлять тягой подталкивающего локомотива автоматически, устанавливая ток возбуждения, равный току возбуждения на головном локомотиве.

При поступлении информации из локомотивного устройства 17 безопасности (КЛУБ-У 17) о снижении давления в тормозной магистрали темпом служебного или экстренного торможения выполняется автоматическое снятие тяги на обоих локомотивах.

Управление торможением

При переводе на головном 1 локомотиве ручки крана машиниста в положение торможения контролер 12 системы для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу фиксирует перемещение ручки крана 16 машиниста. Информация о смене режима торможения через модуль 14 электронных ключей передается в модуль 13 управления блока 8 сопряжения. Для формирования команд о смене режима торможения модулю 4 процессора используется модуль 11 интерфейсов. Обработанные модулем 4 процессора команды сохраняются на энергонезависимую память в регистраторе 5. После обработки модулем 4 процессора блока 3 логической обработки команды в виде сигналов передаются через модуль 11 интерфейсов на радиомодем 9 при использовании основного канала передачи данных и через модем 6 в радиостанцию 7 поездной радиосвязи при использовании резервного канала связи гектометрового диапазона. По средствам действующего канала передачи данных команды передаются с головного 1 локомотива на подталкивающий 2, где при помощи радиомодема 9 через модуль интерфейсов 11 команды принимаются модулем 4 процессора при использовании основного канала передачи данных и через радиостанцию 7, через модем 6 команды принимаются модулем 4 процессора при использовании резервного канала передачи данных. Принятые команды сохраняются на энергонезависимую память в регистраторе 5. Принятые команды обработанные модулем 4 процессора через модуль 11 интерфейсов передаются в модуль 13 управления блока 8 сопряжения, где формируется команды для устройства 15 автоматического торможения поездом (САУТ 15). Прием командных сообщений устройством 15 автоматического торможения поездом осуществляется через модуль 14 электронных ключей. Устройство 15 автоматического торможения поездом подталкивающего локомотива 2 реализует воздействие на тормозную магистраль в соответствии с принятыми по радиоканалу командами, переданными с головного локомотива.

При получении от устройства САУТ 15 команды ПЕРЕКРЫША на головном локомотиве 1 система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу должна автоматически установить режим ПЕРЕКРЫША на подталкивающем локомотиве 2.

При переходе устройства САУТ 15 в режим ОТПУСК на головном локомотиве 1 система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу автоматически установит режим «Отпуск» на подталкивающим локомотиве 2.

Выполнение режима «Отпуск» должно осуществляться со стороны головного локомотива 1 нажатием кнопки ОТПУСК на блоке индикации (не показано) микропроцессорной системы 10 управления головного локомотива 1 При получении команды «Отпуск» на подталкивающим локомотиве система должна выполнить полный отпуск автоматических тормозов. Через заданный интервал времени (ЗАДЕРЖКА ОТПУСКА) система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу на ведущем локомотиве должна выполнить полный отпуск автоматических тормозов.

Работа системы для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу осуществляется как управлением подталкивающим локомотивом с головного, так и обратным порядком.

Система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу по сравнению с прототипом позволяет автоматизировать управление головного и подталкивающего локомотивов путем синхронизации по режимам торможения и тягой.

Похожие патенты RU2578640C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОГО ВЕСА И ДЛИНЫ 2012
  • Будницкий Александр Давидович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2513878C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОГО ВЕСА И ДЛИНЫ 2008
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Шпади Дмитрий Владимирович
  • Редкокаша Андрей Николаевич
  • Кирьян Павел Григорьевич
  • Сухоплюев Владимир Александрович
  • Яшин Андрей Ильич
RU2385247C1
БЕЗОПАСНЫЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Масалов Геннадий Дмитриевич
  • Сафронов Алексей Юрьевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Гришаев Сергей Юрьевич
  • Гриньков Евгений Александрович
RU2475396C1
БЕЗОПАСНЫЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Масалов Геннадий Дмитриевич
  • Сафронов Алексей Юрьевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2474507C2
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2401217C1
Система для управления движением поездов 2021
  • Баранов Андрей Григорьевич
  • Батраев Владимир Владимирович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2766016C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЕДИНЕННЫМИ ПОЕЗДАМИ ПО РАДИОКАНАЛУ 2009
  • Ваванов Юрий Васильевич
  • Вериго Александр Михайлович
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Радько Николай Михайлович
  • Дрюченко Анатолий Анатольевич
  • Волошин Владимир Алексеевич
RU2398729C1
Система автоматизированного управления движением поездов 2022
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Вуцан Дмитрий Георгиевич
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Кузьмин Андрей Игорьевич
  • Панферов Игорь Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2784101C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2403162C1
СПОСОБ И СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОЙ МАССЫ И ДЛИНЫ 2014
  • Егоренков Николай Анатольевич
  • Афанасьев Сергей Иванович
  • Чуев Сергей Георгиевич
  • Популовский Сергей Алексеевич
RU2571000C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 578 640 C1

Реферат патента 2016 года СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ И ПОДТАЛКИВАЮЩИМ ЛОКОМОТИВОМ ПОЕЗДА ПО РАДИОКАНАЛУ

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система содержит на головном и подталкивающем локомотивах блок логической обработки, включающий модуль процессора с подключенными к нему модулем регистрации и модемом, соединенным с радиостанцией поездной радиосвязи, включенную в резервный радиоканал, блок сопряжения, радиомодем метрового диапазона, включенный в основной радиоканал и микропроцессорную систему управления локомотивом. Причем на головном и подталкивающем локомотивах введены модуль интерфейсов и контроллер, а к модулю интерфейсов подключены модуль процессора, радиомодем метрового диапазона и блок сопряжения, выполненный в виде модуля управления, соединенного с модулем электронных ключей, выходы которых подключены соответственно к устройству автоматического управления торможением и контроллеру, соединенному с контроллером крана машиниста, а к модулю интерфейсов подключена микропроцессорная система управления локомотивом, соединенная с локомотивным устройством безопасности и задатчиком скорости. Достигается повышение автоматизации системы управления поездом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 578 640 C1

Система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу, содержащая на головном и подталкивающем локомотивах блок логической обработки, включающий модуль процессора с подключенными к нему модулем регистрации и модемом, соединенным с радиостанцией поездной радиосвязи, включенную в резервный радиоканал, блок сопряжения, радиомодем метрового диапазона, включенный в основной радиоканал и микропроцессорную систему управления локомотивом, отличающаяся тем, что на головном и подталкивающем локомотивах введены модуль интерфейсов и контроллер, при этом к модулю интерфейсов подключены модуль процессора, радиомодем метрового диапазона и блок сопряжения, выполненный в виде модуля управления, соединенного с модулем электронных ключей, выходы которых подключены соответственно к устройству автоматического управления торможением и контроллеру, соединенному с контроллером крана машиниста, а к модулю интерфейсов подключена микропроцессорная система управления локомотивом, соединенная с локомотивным устройством безопасности и задатчиком скорости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2578640C1

Соосная коническая зубчатая передача 1950
  • Котов Н.Ф.
  • Херсонская В.А.
SU92636A1
0
SU76614A1
US 5681015 A, 28.10.1997
US 7455370 B2, 25.11.2008.

RU 2 578 640 C1

Авторы

Будницкий Александр Давидович

Панферов Игорь Александрович

Розенберг Ефим Наумович

Шухина Елена Евгеньевна

Даты

2016-03-27Публикация

2015-02-13Подача