ПРОПЕЛЛЕРНЫЙ НАСОС Российский патент 2016 года по МПК F04D15/00 F04D3/00 

Описание патента на изобретение RU2581748C2

Изобретение относится к насосным механизмам, а более конкретно, к пропеллерным (осевым) насосам.

Известны различные насосы, в том числе и пропеллерного типа, описанные в книге [Ломакин А.А. Центробежные и пропеллерные насосы, Машгиз, 1950].

Наиболее близким к заявляемому по совокупности существенных признаков является пропеллерный насос, описанный в книге [Есьман И.Г. Насосы, Москва, Гостоптехиздат, 1954, стр.61, фиг.34]. Проточная часть насоса состоит из рабочего колеса, напоминающего гребной винт или пропеллер с лопастями, и направляющего аппарата, во втулке которого проходит вал насоса; втулке обычно придается форма обтекателя. При вращении лопасти колеса передают вращающий момент от вала на жидкость, которая поступает к ним из всасывающей камеры. Движение жидкости в колесе осевого насоса подобно движению по винтовой поверхности. Таким образом, жидкость участвует одновременно в двух перемещениях: поступательном и вращательном. При выходе из насоса жидкость заставляют пройти через лопатки направляющего аппарата, где ее вращательное движение прекращается, а затем отводят в напорный трубопровод. Таким образом, насос содержит основание с подшипниками, ступицу, горизонтальный вал, лопасти колеса, роторы, имеющие магнитный контакт со статорами, установленными на основании.

Недостатком данного насоса является узкий диапазон регулирования, обусловленный или изменением частоты вращения вала, или изменением угла наклона лопастей колеса.

Изобретение направлено на расширение диапазона регулирования путем изменения числа лопастей колеса.

Это достигается тем, что пропеллерный насос, содержащий основание с подшипниками, ступицу, горизонтальный вал, лопасти колеса, роторы, имеющие магнитный контакт со статорами, установленными на основании, согласно изобретению, выполнен таким образом, что роторы соединены с входными валами дополнительных редукторов, на выходных валах которых установлены дополнительные лопасти колеса с вращением относительно главной оси, причем профили дополнительных лопастей колеса выполнены с возможностью прилегания к профилям основных лопастей.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 и 2 схематично изображено колесо пропеллерного насоса соответственно с разложенными и сложенными лопастями колеса, на фиг.3 - вид на торцы лопастей колеса в разложенном состоянии, на фиг.4 - в сложенном, на фиг.5 - вид сбоку в разрезе, на фиг.6 - кинематическая схема поворота лопастей колеса, внешний и внутренний статоры изображены фрагментарно, чтобы не загромождать чертеж.

Пропеллерный насос, основные лопасти колеса 1, дополнительные поворотные (относительно главной оси) лопасти колеса 2, внешний 3 и внутренний 4 статоры, закрепленные на основании, роторы дискового типа 5, установленные на валах 6, на которых также установлены входные шестерни 7 редукторов, редукторы содержат выходные колеса 8, которые соединены с выходным промежуточным полым валом 9, на котором установлены дополнительные лопасти колеса 2 с вращением относительно главной оси, причем профили основных и дополнительных лопастей колеса выполнены с возможностью наложения друг на друга. Вал 10 вращается в подшипниках 11 и 12. На валу 10 установлен вал 9, к которому прикреплены подвижные лопасти колеса 2. Также на валу установлены стойки 13 с подшипниками 14, в которых вращаются валы 6. В варианте с червячным редуктором роторы 5 установлены на одних валах с червяками 15, которые входят в контакт с червячными колесами 16, установленными на валах 17. На конце валов установлены конические шестерни 18, вращающие конические колеса 19, на валу 20 которых закреплены поводки 21, к которым, в свою очередь, крепятся дополнительные лопасти колеса 2. На фиг.5 лопасти колеса 1 и 2 условно показаны в одной плоскости и лопасти колеса 1 условно показаны пунктиром.

Пропеллерный насос работает следующим образом: посторонний двигатель (на фиг.5 не показан) приводит во вращение вал 10 с неподвижно установленными на нем лопастями колеса 1. На статоры 3 и 4 подается напряжение, обеспечивающее бегущее магнитное поле разной направленности, которое приводит к вращению роторов 5 и валов 6 с шестернями 7, которые, в свою очередь, вращают выходные колеса 8, которые установлены на валах 9, на которых закреплены дополнительные лопасти колеса 2, которые в результате накладываются на основные лопасти колеса 1, при этом скорость перемещения потока жидкости изменяется, тем самым осуществляется регулирование потока. При отсутствии напряжения на статорах вследствие наличия трения в соединениях между валами 9 и 10, а также в подшипниках 14 и зубчатых передачах (шестерни 7 и 8) лопасти колеса 2 неподвижны относительно лопастей колеса 1, насос работает в обычном режиме.

Технико-экономическими преимуществами данного пропеллерного насоса являются: во-первых, обеспечение бесконтактности передачи усилия со статора на вращающую часть, во-вторых, возможность изменения числа лопастей колеса, что существенно расширяет регулировочные возможности насоса.

Похожие патенты RU2581748C2

название год авторы номер документа
ГИДРОТУРБИНА 2014
  • Литвиненко Александр Михайлович
RU2589572C2
ВЕТРОКОЛЕСО 2010
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Киркаленко Евгений Иванович
RU2494283C2
ГРЕБНОЙ ВИНТ С ПОВОРОТНЫМИ ЛОПАСТЯМИ 2008
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Свистунов Алексей Александрович
RU2387573C1
ВЕТРОКОЛЕСО 2008
  • Литвиненко Александр Михайлович
RU2390655C1
ЭНЕРГОУСТАНОВКА 1999
RU2230232C2
МУЛЬТИРОТОРНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2019
  • Болотов Владимир Георгиевич
RU2728304C1
АДАПТИВНОЕ ВЕТРОКОЛЕСО 2010
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Киркаленко Евгений Иванович
  • Долгачев Александр Александрович
RU2484299C2
ЭЛЕКТРОПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА ГРАДИРНИ 2012
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Голонов Максим Андреевич
RU2522149C2
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, ГЕНЕРАТОР И ЭЛЕМЕНТ ПРОПЕЛЛЕРА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТОКА ВОДЫ 2002
  • Хенриксен Свейн Даг
RU2301911C2
ЭКОЛОГИЧНАЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ВЕТРОТУРБИНА НА ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ВАЛУ 2016
  • Соколовский Юлий Борисович
  • Соколовский Дмитрий Юльевич
  • Соколовский Александр Юльевич
  • Иванова Ольга Юльевна
RU2692602C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 581 748 C2

Реферат патента 2016 года ПРОПЕЛЛЕРНЫЙ НАСОС

Изобретение относится к пропеллерным (осевым) насосам. Пропеллерный насос содержит основание с подшипниками, ступицу, горизонтальный вал, лопасти колеса, роторы, имеющие магнитный контакт со статорами, установленными на основании. Роторы соединены с входными валами дополнительных редукторов, на выходных валах которых установлены дополнительные лопасти колеса с вращением относительно главной оси. Профили дополнительных лопастей колеса выполнены с возможностью прилегания к профилям основных лопастей. Изобретение направлено на расширение диапазона регулирования путем изменения числа лопастей колеса. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 581 748 C2

Пропеллерный насос, содержащий основание с подшипниками, ступицу, горизонтальный вал, лопасти колеса, роторы, имеющие магнитный контакт со статорами, установленными на основании, отличающийся тем, что роторы соединены с входными валами дополнительных редукторов, на выходных валах которых установлены дополнительные лопасти колеса с вращением относительно главной оси, причем профили дополнительных лопастей колеса выполнены с возможностью прилегания к профилям основных лопастей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2581748C2

ЕСЬМАН И.Г
Насосы, Москва, Гостоптехиздат, 1954, с.61, фиг.34
Осевой вентилятор 1984
  • Таугер Виталий Михайлович
  • Холодников Юрий Васильевич
  • Кретова Ольга Генриховна
  • Трубицына Елена Гавриловна
SU1213253A1
Устройство для измерения деформаций образцов 1975
  • Марчюлионис Донатас-Вайдутис Андриаус
  • Барейшис Ионас Прано
  • Стирбис Альбинас Пятро
SU601560A1
US 3483824 A, 16.12.1968
JPS 55112899 A, 01.09.1980.

RU 2 581 748 C2

Авторы

Литвиненко Александр Михайлович

Даты

2016-04-20Публикация

2014-03-06Подача