АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЛИ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Российский патент 2016 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2582180C1

Изобретение относится к области медицины, психологии, нейрореабилитации и может быть использовано в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями повреждений головного мозга в результате, например, инсульта и/или черепно-мозговой травмы.

Нарушения мозгового кровообращения (НМК) - одна из наиболее частых причин инвалидности и смертности населения. По данным ВОЗ ежегодно регистрируется 100-3000 случаев на 100000 населения. Первичные инсульты составляют в среднем 75%, повторные - около 25% всех случаев инсульта. В возрасте после 45 лет каждое десятилетие число инсультов в каждой возрастной группе удваивается.

Инсульт нередко оставляет тяжелые последствия в виде двигательных, речевых и иных нарушений, значительно инвалидизируя больных. Экономические потери от инсультов составляют в США около 30 млрд. долл. в год (Кадыков А.С. и др. Реабилитация неврологических больных. - М., 2009, с. 67).

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) также часто приводит к потере трудоспособности, стойкому нарушению физических и социальных возможностей больных. В России частота ЧМТ составляет примерно 4 случая на 1000 населения, или 400 тыс. пострадавших в год. На долю ЧМТ приходится 24-31% всех случаев инвалидности, полученных в результате травм, большинство из них составляют люди молодого возраста (Кадыков А.С. и др. Реабилитация неврологических больных. - М., 2009, с. 121).

Помимо лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на устранение физических нарушений, восстановления чувствительных, двигательных функций, для полноценной реабилитации пациентов с последствиями инсультов и травм, вызывающих локальные поражения мозга с соответствующими топическими изменениями, важную роль приобретает нейропсихологическая реабилитация, направленная на восстановление высших психических функций, включая речь, когнитивные функции. Следует отметить, что выраженные нарушения высших психических функций при инсультах, ЧМТ, в свою очередь, могут отрицательно влиять на восстановление двигательных и чувствительных нарушений, поскольку затрудняют процесс реабилитации, препятствуют активному вовлечению в него пациента. В то же время для повышения эффективности нейропсихологической реабилитации необходимо составление индивидуальных программ соответственно имеющимся нарушениям. Кроме того, эффективность реабилитационных мероприятий тесно взаимосвязана с их регулярным прохождением.

В связи с этим представляется актуальной разработка аппаратно-программного комплекса для обеспечения физической, профессиональной или когнитивной терапии пациентов с нарушением высших психических функций, который возможно было бы использовать при нейропсихологической реабилитации, в том числе дистанционно (при нахождении пациента вне реабилитационного учреждения или больницы).

Известен психофизиологический комплекс для реабилитации мелкой моторики кисти (патент ПМ №120002, 10.09.2012). Известный комплекс основан на использовании биологической обратной связи и представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из сенсорной перчатки, соединенной с компьютером, программного обеспечения для распознавания сигналов от сенсоров сгиба и/или поворота, которыми оснащена перчатка, программой специально подобранной компьютерной игры. Однако известный метод мало эффективен, т.к. не подразумевает динамического контроля врача за ходом выполнения теста, позволяющего в процессе тестирования откорректировать процесс выполнения теста. Способ ограничен количеством выполняемых движений, что делает его узко специфичным.

Задачей, решаемой в изобретении, является разработка аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего восстановительное обучение больных с нарушениями понимания и порождения речевого высказывания.

Достигаемым технический результатом является обеспечение адекватного динамического восстановления больных с последствиями повреждений головного мозга.

Указанный результат достигается за счет:

- визуализации вербальных и невербальных средств обучения;

- возможности манипулирования изображениями и текстами;

- обеспечения «обратной связи» - реакции компьютера на правильность выполнения задания;

- обеспечения контроля и помощи врачом больному во время выполнения упражнений;

- возможности регулярного прохождения реабилитационных программ, в том числе и вне лечебных учреждений;

- повышения компенсаторного потенциала за счет использования различных модальностей (зрительной, слуховой);

- повышения производительности труда за счет автоматизации части обучающей деятельности и интенсификации самостоятельной работы больных;

- обеспечения выработки как можно большего числа различных невербально-вербальных ассоциаций.

Разработанный комплекс включает:

- терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением для выполнения тестов и упражнений для когнитивной терапии, соединенные проводной или беспроводной связью с хранилищем данных с расположенными в нем БД пациентов и результатов выполненных тестов и упражнений, БД тестов и упражнений, БД текстовых, графических и звуковых объектов, используемых в тестах и упражнениях, а также блоком аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

При этом:

- терминальное устройство врача выполнено с возможностью контроля выполнения тестов и упражнений на компьютере пациента и статистической обработки результатов выполнения упражнений;

- терминальное устройство пациента снабжено компьютерной мышкой для обеспечения выбора объекта на мониторе компьютера в процессе выполнения теста или упражнения нажатием клавиши мышки и перемещения объекта из одного положения в другое при нажатой клавише мышки; устройством визуального наблюдения за процессом выполнения пациентом тестов и упражнений; звуковыми платами и динамиками для воспроизведения звуковых сигналов, а также платами видеоадаптеров для воспроизведения графической информации в процессе выполнения тестов и/или упражнений и/или по итогам выполнения тестов и/или упражнений.

Хранилище с БД выполнено с возможностью статистической обработки информации о результатах выполнения тестов и упражнений.

Блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений, выполнен с возможностью последующей их статистической обработкой, формированием и сохранением оценочных результатов о выполненном задании в соответствующей БД хранилища.

В качестве объекта используют символ (букву), слово или изображение.

БД тестов и/или упражнений имеет структуру, в которой тесты и/или упражнения сгруппированы в тематические блоки, а каждый тематический блок имеет блоки с разделами и подразделами, при этом каждый подраздел содержит множество тестов и/или упражнений одного типа, но разной степени сложности, выбираемые в зависимости от состояния пациента.

БД тестов и упражнений выполнена с возможностью внесения изменений с компьютера пациента в количество и содержание упражнений.

В БД тестов и упражнений тематические блоки и блоки с разделами выполнены с возможностью редактирования с компьютера врача и блокировки от возможности их редактирования с компьютера пациента.

Блок аналитической обработки данных выполнен с возможностью воспроизведения звукового сигнала, в т.ч. в виде музыкальной фразы, и/или графической информации, в т.ч. в виде письменного сообщения, на каждую удачную и неудачную попытку осуществления действия пациентом и/или количества удачных и неудачных действий пациентом в процессе выполнения упражнения.

Терминальное устройство пациента выполнено с возможностью реализации «команд» мышки под левую руку пациента.

Структура БД пациентов имеет структуру, включающую персональные данные пациентов, информацию: основной диагноз; логопедический диагноз; результаты выполнения упражнений: название упражнения, количество удачных попыток (+), количество неудачных попыток (-), время выполнения (полных минут), время выполнения (секунд), дата выполнения, оценка по 10-бальной шкале, рассчитываемая автоматически на основании получаемых результатов выполнения тестов и/или упражнений.

Оценочные результаты о выполненном задании представляют собой комбинацию, по крайней мере, двух параметров, один из которых характеризует качество выполнения упражнения (характеризующееся в т.ч. количеством удачных и неудачных попыток осуществления действия при выполнении упражнения), второй - время, затраченное на выполнение упражнения.

Терминальное устройство врача выполнено с возможностью мониторинга (сравнения) результатов выполнения тестов и/или упражнений в течение всего периода терапии пациента.

Соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством VPN-соединения. VPN-соединение реализовано с использованием сервиса Teamviewer 5, обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

Соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством сети Интернет. Соединение посредством сети Интернет реализовано с использованием сервиса «Skype», обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

Схематично разработанный комплекс представлен на фиг 1. Примеры и интерфейс используемых упражнений представлены на фиг 2-13.

Компьютерная программа включает нескольких тем. Каждая тема, в свою очередь, состоит из нескольких разделов и подразделов. Обычно каждый подраздел содержит множество упражнений одного типа, но разной степени сложности, что позволяет охватить разные стадии обучения и разные уровни состояния больных. Ниже приводится перечень тем и разделов, а также примерное содержание некоторых упражнений.

Темы и разделы программы

1 Тесты

1 Известные ряды понятий

1. Порядковая речь (примеры порядковых рядов)

2. Упорядочивание известных рядов слов

3. Работа с месяцами и временами года

2 Фразы и предложения, знакомые с детства

1. Завершение пословиц и поговорок

2. Завершение простых предложений ("жесткий" контекст)

3. Набор известных стихов и песен

3 Работа с цифрами и счет

1. Ряды цифр

2. Работа с числами

4 Часы, время

5 Работа с изображениями

1. Выделение деталей из полного изображения

2. Идентификация деталей и получение полного изображения

3. Конструирование целого изображения из деталей

4. Сборка изображения из переставленных кусков (puzzle)

5. Анимации простых событий (описание действий)

6 От "А" до "Я" (набор заданий для каждой буквы)

1. "А"

2. "Б"

3. "В"

4. "Г"

5. "Д"

6. "Е"

7. "Ё"

8. "Ж"

9. "3"

10. "И"

11. "Й"

12. "К"

13. "Л"

14. "М"

15. "Н"

16. "О"

17. "П"

18. "Р"

19. "С"

20. "Т"

21. "У"

22. "Ф"

23. "Х"

24. "Ц"

25. "Ч"

26. "Ш"

27. "Щ"

28. "Ы"

29. "Э"

30. "Ю"

31. "Я"

7 Ответы на вопросы

1. Что это? (существительные)

8 Пиктограммы

1. Вставить правильные пиктограммы в предложения

9 Запомнить (восстановить порядок)

2 Буквы

1 Буква в слове

1. Чтение букв в словах по очереди

2. Чтение слова по одной букве (остальные закрыты)

3. Чтение отдельных слов по буквам

2 Слова, различающиеся одной буквой (прослушивание и повторение)

3 Выделение в словах заданной буквы

4 Найти неправильную букву в слове

1. Найти неправильную букву в слове (слово соответствует картинке)

2. Вставить правильную букву в слово (слово соответствует картинке)

5 Вставка букв в слова

6 Составление слов из букв

1. Составление похожих слов из букв (с картинкой)

2. Составление слов из букв (с картинкой)

3. Составление слов из букв (у сложных слов выделена 1-й буква)

7 Подчеркивание разных изображений одной и той же буквы

3 Слоги

1 Чтение по слогам

2 Одинаковая группа букв

1. Слова с одинаковым первым слогом

2. Слова, начинающиеся одинаковой группой букв

3. Слова с одинаковым последним слогом

3 Вставка пропущенных слогов

4 Подчеркивание заданного слога в слове

5 Дифференцирование (сортировка) слов по длине

6 Составление слов из слогов

7 Разбиение слов на слоги

1. Разбиение отдельных слов на слоги

2. Разбиение слов из текста на слоги

4 Слова

1 Соответствие между словом и изображением

1. Сортировка (классификация) изображений по группам

2. Соответствие между словом и силуэтом (набор тем)

3. Соответствие между словом и картинкой (набор тем)

2 Составление анаграмм

3 Разбиение сплошного текста на слова

4 Антонимы и синонимы

1. Подбор антонимов к картинкам

2. Подбор антонима к слову

3. Придумывание предложения с заданными антонимами

4. Примеры синонимов (картинки)

5. Подбор синонима к слову

6. Подбор нескольких синонимов к слову

5 Омонимы и метафоры

1. Примеры омонимов (картинки)

2. Объяснение различий в значении омонимов

3. Выбор правильного ответа

4. Объяснение метафор

5. Составление предложения с заданной метафорой

5 Грамматика

1 Число (единственное и множественное)

1. Один-много (картинки, поясняющие "один-много")

2. Сортировка по числу

3. Выбор окончания для множественного числа

4. Называние множественного числа

5. Запоминание

6. Особые слова

2 Род и местоимения

1. Он-она-они (картинки, поясняющие понятие рода)

2. Сортировка слов по роду

3. Вставка местоимений в фразы

4. Соответствие между словами и местоимениями

6 Фразы

1 Работа с глаголами

1. Подбор глагола к действию на картинке

2. Подбор дополнения к действию на картинке

3. Расставить фразы

4. Составить фразу по картинке (только слова фразы)

5. Составить фразы по 3 картинкам

6. Составить фразы по картинке (фраза и упорядоченные неправильные слова)

7. Составить фразы по картинке (фраза и неправильные слова)

8. Инверсия. Выбрать правильную фразу из двух.

2 Подбор предлога к описанию изображения

Приведем примеры описания необходимой работы некоторых подразделов

Работа с числами (в приведенной выше иерархии - это пункт 1.3.2)

1.3.2.1. Расставить по порядку 1…25

1.3.2.2. Расставить в обратном порядке 25…1

1.3.2.3. Найти суммы 1..5+1

1.3.2.4. Найти суммы 6..10+1

1.3.2.5. Найти суммы 11..15+1

1.3.2.6. Найти суммы 1..5+3

1.3.2.7. Найти суммы 6..10+3

1.3.2.8. Найти суммы 11..15+3

1.3.2.9. Найдите сумму 10..50+10

1.3.2.10. Найдите сумму 60..100+10

1.3.2.11. Найдите сумму 1100..1500+100

1.3.2.12. Найдите сумму 10..50+20

1.3.2.13. Найдите сумму 60..100+20

1.3.2.14. Найдите сумму 1100..1500+200

1.3.2.15. Найдите сумму 10..50+30

1.3.2.16. Найдите сумму 60..100+30

1.3.2.17. Найдите сумму 1100..1500+300

1.3.2.18. Найдите разность 6..10-3

1.3.2.19. Найдите разность 11..15-3 и т.д.

Идентификация деталей и получение полного изображения (в приведенной выше иерархии - это пункт 1.5.2)

1.5.2.1. Дом - /Крыша//Стена//Вход/Дверь/Окно/Труба 1.5.2.2. Дерево - /Ствол/Крона///Ветка 1.5.2.3. Ветка клена - /Лист//Веточка////Цветок 1.5.2.4. Сервировка - /Вилка/Нож/Ложка/Тарелка 1.5.2.5. Мужчина - /Голова/Рубашка/Правая рука/Левая рука/Левый ботинок/Пиджак/Правый ботинок/Брюки и т.д.

Пример к упражнению 1.5.2.5 представлен на фиг 14. После идентификации деталей должен появиться объект в «собранном» виде - представлен на фиг 15.

Соответствие между словом и картинкой. Каждое упражнение включает объекты одной темы, (в приведенной выше иерархии - это пункт 4.1.3)

Набор упражнений в подразделе 4.1.3.:

4.1.3.1. Человек (1)/Мужчина/Женщина/Ребенок/Бабушка/Дедушка

4.1.3.2. Человек (2)/Девушка/Юноша/Девочка/Мальчик

4.1.3.3. Голова человека (1)/Голова/Глаз/Нос/Язык

4.1.3.4. Голова человека (2)/Ухо/Губы/Зубы/Волосы

4.1.3.5. Что человек носит (1)/Часы/Очки/Носки/Шляпа/Рубашка

4.1.3.6. Что человек носит (2)/Молния/Пиджак/Туфли/Галстук/Кольцо

4.1.3.7. Обувь/Ботинок/Туфля/Тапочки/Кроссовка/Сапог/Босоножка

4.1.3.8. Головные уборы (1)/Дамская шляпа/Шляпа/Кепка/Берет/Шапочка

4.1.3.9. Головные уборы (2)/Шапочка/Бейсболка/Сомбреро/Цилиндр

4.1.3.10. Одежда (1)/Пиджак/Брюки/Костюм/Свитер/Рубашка

4.1.3.11. Одежда (2)/Куртка/Платье/Юбка/Купальник/Пальто

4.1.3.12. Еда (1)/Хлеб/Сыр/Колбаса/Сосиска/Ветчина

4.1.3.13. Еда (2)/Яичница/Курица/Бутерброд/Суп/Блины

4.1.3.14. Десерт (1)/Торт/Мороженое/Кекс/Пирог

4.1.3.15. Десерт (2)/Пирожное/Желе/Шоколад

4.1.3.16. Что люди пьют (1)/Чай/Кофе/Молоко/Сок

4.1.3.17. Что люди пьют (2)/Пиво/Вино/Коктейль

4.1.3.18. Продукты (1)/Соус/Мясо/Сахар/Соль-перец/Макароны

4.1.3.19. Продукты (2)/Яйца/Масло/Рыба/Мука/Варенье

4.1.3.20. Кухня (1)/Ложка/Вилка/Столовый нож/Прибор/Чайник

4.1.3.21. Кухня (2)/Кастрюля/Сковородка/Мясорубка/Кухонный нож/Совок

4.1.3.22. Бытовые предметы (1)/Ведро/Ножницы/Спички/Нож/Вешалка

4.1.3.23. Бытовые предметы (2)/Утюг/Тюбик/Штопор/Нитки

4.1.3.24. Электроприборы (1)/Телевизор/Утюг/Швейная машина/Холодильник

4.1.3.25. Электроприборы (2)/Стиральная машина/Электроплита/Пылесос/Лампа

4.1.3.26. Мебель (1)/Диван/Кресло/Кровать/Книжный шкаф/Трюмо

4.1.3.27. Мебель (2)/Стол/Стул/Кресло-качалка/Пуф/Тумбочка

4.1.3.28. Комната (гостиная) (1)/Комната/Диван/Кресло/Комод/Книжный шкаф

4.1.3.29. Комната (гостиная) (2)/Телевизор/Радиоприемник/Торшер/Настольная лампа/Лампа

4.1.3.30. Ванная комната (1)/Ванна/Унитаз/Туалетная бумага/Полотенце/Зубная паста

4.1.3.31. Ванная комната (2)/Зубная щетка/Расческа/Бритва/Лосьон/Кран

4.1.3.32. Здания (1)/Городской дом/Деревенский дом/Небоскреб/Избушка/Вигвам

4.1.3.33. Здания (2)/Церковь/Крепость/Замок/Дворец

4.1.3.34. Рабочие инструменты/Шла/Дрель/Молоток/Лопата/Ключ/Топор

4.1.3.35. Муз. инструменты (1)/Арфа/Рояль/Аккордеон/Барабан/Гитара

4.1.3.36. Муз. инструменты (2)/Скрипка/Саксофон/Труба

4.1.3.37. Правители России (1)/Иван Грозный/Петр I/Николай II/Ленин/Сталин

4.1.3.38. Правители России (2)/Хрущев/Брежнев/Андропов/Горбачев/Ельцин

4.1.3.39. Писатели (1)/Гоголь/Достоевский/Толстой/Чехов/Солженицын

4.1.3.40. Писатели (2)/Шекспир/Байрон/Диккенс/Андерсен

4.1.3.41. Древний мир (1)/Нефертити/Архимед/Перикл/Сократ

4.1.3.42. Древний мир (2)/Аристотель/Цезарь/Клеопатра

4.1.3.43. Извест. люди (XIV-XVIII) (1)/Гуттенберг/Леонардо/Микельанджело/Рафаэль/Лютер

4.1.3.44. Извест. люди (XIV-XVIII) (2)/Колумб/Галиллей/Ньютон/Мольер/Моцарт

4.1.3.45. Извест. люди нового времени 1)/Наполеон/Вашингтон /Линкольн/Кеннеди/Маркс

4.1.3.46. Извест. люди нового времени (2)/Мао/Эйнштейн/Пикассо/де Голль/Хомейни

4.1.3.47. Карикатуры (1)/Будда/Конфуций/Сократ/Шекспир/Наполеон

4.1.3.48. Карикатуры (2)/Фрейд/Чаплин/Эйнштейн/Пикассо/Хемингуэй

4.1.3.49. Рабочие профессии (1)/Автомеханик/Такелажник/Каменщик/Слесарь /Плотник

4.1.3.50. Рабочие профессии (2)/Электрик/Шахтер/Лесоруб/Сварщик/Маляр

4.1.3.51. Профессии (1)/Учитель/Врач/Геолог/Парикмахер/Судья

4.1.3.52. Профессии (2)/Компьютерщик/Фотограф/Продавец/Чертежник/Дизайнер

4.1.3.53. Женская нац. одежда (1)/Алжирка/Бразильянка/Японка/Немка/Индианка

4.1.3.54. Женская нац. одежда (2)/Итальянка/Мексиканка/Китаянка/Испанка/Гречанка

4.1.3.55. Мужская нац. одежда (1)/Алжирец/Еврей/Чилиец/Индус/Японец

4.1.3.56. Мужская нац. одежда (2)/Мексканец/Итальянец/Француз/Англичанин /Немец

4.1.3.57. Христианство (1)/Христос/Богоматерь/Рождество/Голгофа/Распятие

4.1.3.58. Христианство (2)/Евангелие/Монахиня/Священик/Крест/Церковь

4.1.3.59. Другие религии (1)/Анубис/Осирис/Брахма/Шива/Будда

4.1.3.60. Другие религии (2)/Конфуций/Лао-цзы/Коран/Звезда Давида/Зороастра

4.1.3.61. Игры (1)/Карты/Шахматы/Домино/Кости/Дарст

4.1.3.62. Игры (2)/Биллиард/Пингпонг/Рулетка/Игровой автомат

4.1.3.63. Новый год (1)/Дед-мороз/Елка/Снежная баба/Подарки/Свеча

4.1.3.64. Новый год (2)/Елочный шар/Колокольчики/Шампанское/Фейерверк

4.1.3.65. Знаки зодиака (1)/Водолей/Рыбы/Овен/Бык/Близнецы/Рак

4.1.3.66. Знаки зодиака (2)/Лев/Дева/Весы/Скорпион/Стрелец/Козерог

4.1.3.67. Транспорт (1)/Автобус/Поезд/Трамвай/Грузовик

4.1.3.68. Транспорт (2)/Мотоцикл/Автомобиль/Тягач

4.1.3.69. Корабли, лодки … (1)/Корабль/Катер/Якорь/Яхта/Джонка

4.1.3.70. Корабли, лодки … (2)/Пароход/Парусник/Каноэ/Каяк/Лодка

4.1.3.71. Самолеты, вертолеты … (1)/Вертолет/Военный самолет/Дирижабль/Воздушный шар

4.1.3.72. Самолеты, вертолеты … (2)/Пассажирский самолет/Биплан/Гидросамолет/Полет

4.1.3.73. Вооружение (1)/Пистолет/Винтовка/Автомат/Танк/Пушка

4.1.3.74. Вооружение (2)/Граната/Бомба/Ракета/Ракетная установка/Рогатка

4.1.3.75. Спортсмены (1)/Гимнаст/Велосипедист/Баскетболист/Хоккеист

4.1.3.76. Спортсмены (2)/Бегун/Футболист/Волейболистка

4.1.3.77. Радио-Компьютер/Микрофон/Телефон/Радио/Компьютер/Дискетка

4.1.3.78. Растения (1)/Дерево/Цветок/Ветка/Гриб/Ель

4.1.3.79. Растения (2)/Кустарник/Кактус/Колос/Подсолнух/Листья

4.1.3.80. Садовые цветы (1)/Георгин/Маргаритка/Хризантема/Гладиолус/Роза

4.1.3.81. Садовые цветы (2)/Азалия/Цикламен/Анютины глазки/Орхидея/Бегония

4.1.3.82. Цветы (1)/Василек/Ландыш/Мимоза/Магнолия/Жасмин

4.1.3.83. Цветы (2)/Мальва/Колокольчик/Ромашка/Примула/Водяная лилия

4.1.3.84. Деревья (1)/7Дуб/Кипарис/Пальма/Сосна/Ель

4.1.3.85. Деревья (2)/Бамбук/Липа/Секвойя/Лес/Парк

4.1.3.86. Фрукты (1)/Яблоко/Банан/Вишня/Груша/Виноград

4.1.3.87. Фрукты (2)/Лимон/Ананас/Апельсин/Персик/Слива

4.1.3.88. Ягоды/Арбуз/Клубника/Ежевика/ Облепиха/Клюква/Малина

4.1.3.89. Овощи (1)/Свекла/Капуста/Морковь/Огурец/Лук

4.1.3.90. Овощи (2)/Чеснок/Редиска/Горох/Помидор/Картошка

4.1.3.91. Домашние животные (1)/Лошадь/Собака/Кошка/Корова/Бык

4.1.3.92. Домашние животные (2)/Теленок/Осел/Овца/Свинья/Верблюд

4.1.3.93. Дикие животные (1)/Белка/Кит/Заяц/Морж

4.1.3.94. Дикие животные (2)/Олень/Лось/Зубр/Бурундук

4.1.3.95. Дикие животные (3)/Жираф/Бегемот/Носорог/Панда/Газель

4.1.3.96. Дикие животные (4)/Лама/Кенгуру/Обезьяна/Слон

4.1.3.97. Хищники (1)/Тигр/Волк/Лев/Медведь/Лиса

4.1.3.98. Хищники (2)/Ягуар/Гепард/Пума/Крыса/Леопард

4.1.3.99. Детеныши животных (1)/Теленок/Жеребенок/Ягненок/Поросенок/Щенок

4.1.3.100. Детеныши животных (2)/Котенок/Слоненок/Зайченок/Гиппопотамчик/Медвеженок

4.1.3.101. Собаки (породы) (1)/Афган/Пудель/Бассет/Боксер/Чау-чау

4.1.3.102. Собаки (породы) (2)/Колли/Далматин/Доберман/Сенбернар/Скотч-терьер

4.1.3.103. Домашние птицы /Курица/Петух/Утка/Гусь/Канарейка

4.1.3.104. Птицы России (1)/Ласточка/Синица/Воробей/Соловей/Аист

4.1.3.105. Птицы России (2)/Журавль/Голубь/Дрозд/Ворона/Дятел

4.1.3.106. Экзотические птицы /Павлин/Фазан/Страус/Колибри/Попугай

4.1.3.107. Водные птицы/Пингвин/Цапля/Лебедь/Фламинго/Пеликан

4.1.3.108. Хищные птицы/Орел/Сокол/Филин/Сова/Гриф

4.1.3.109. Рыбы (1)/Осетр/Щука/Сом/Акула/Карп

4.1.3.110. Рыбы (2)/Сазан/Камбала

4.1.3.111. Насекомые (1)/Жук/Кузнечик/Стрекоза/Пчела/Муха/Муравей

4.1.3.112. Насекомые (2)/Оса/Шмель/Бабочка/Комар/Таракан/Паук

4.1.3.113. Раки и моллюски/Рак/Краб/Улитка/Моллюск/Осьминог

4.1.3.114. Рептилии/Крокодил/Лягушка/Змея/Черепаха/Игуана/Ящерица

4.1.3.115. Погода (1)/Солнце/Облако/Легкая облачность/Летний дождь/Осенний дождь

4.1.3.116. Погода (2)/Ветер/Смерч/Молния/Снег/Сосульки

4.1.3.117. Космос (1)/Ракета/Космонавт/Шаттл/Спутник/Орбита спутника

4.1.3.118. Космос (2)/Луна/Сатурн/Комета/НЛО/Инопланетянин

4.1.3.119. Отдых заграницей (1)/Сборы/Отлет/Таможня/На пляже/Знакомство

4.1.3.120. Отдых заграницей (2)/В море/Под зонтиком/Гид/Турист/Альпинист

4.1.3.121. Архитектурные памятники (1)/Бранденбургские ворота/Храм в Лхассе/Идолы Пасхи/Пизанская башня

4.1.3.122. Архитектурные памятники (2)/Акрополь/Колизей/Таджмахал/Эйфелева башня/Статуя Свободы/Пирамиды

4.1.3.123. Города мира(1)/Афины/Берлин/Рим/Стокгольм/Париж

4.1.3.124. Города мира(2)/Москва/Рио-дежанейро/Нью-Йорк/Барселона/Вашингтон

4.1.3.125. Города мира(3)/Сан-Франциско/Сидней/Венеция/Мекка/Каир

4.1.3.126. Города мира(4)/Пекин/Лондон/Стамбул/Киото/Торонто

4.1.3.127. Флаги (1)/Россия/США/Англия/Франция/Германия

4.1.3.128. Флаги (2)/Нидерланды/Испания/Канада/Япония/Швеция

Пример к упражнению 4.1.3.26. представлен на фиг. 16

Составление анаграмм (в приведенной выше иерархии - это пункт 4.2)

4.2.1. Анаграммы (1)/атлас-салат-ласта//адрес-среда//армия-Мария//автор-товар-отвар-рвота-тавро//баян-баня//банка-кабан//вобла-обвал

4.2.2. Анаграммы (2)/волос-слово//валик-вилка-лавки//вход-вдох//вызов-вывоз//выбор-обрыв//леди-Дели//Нева-вена-Вена

4.2.3. Анаграммы (3)/слива-Висла//пенал-Непал//икра-Каир-Ирак-Икар//мода-дома//дорога-города//кулак-кукла//корма-комар

4.2.4. Анаграммы (4)/каприз-приказ//камыш-мышка//колба-бокал//коршун-шнурок//клоун-кулон-уклон-колун//канат-накат//ложа-жало

4.2.5. Анаграммы (5)/лакей-лейка//майка-кайма//марка-рамка-карма//марш-шрам-шарм//мать-тьма//масло-смола//мошкара-ромашка

4.2.6. Анаграммы (6)/метрика-материк//насос-сосна//накат-канат//норма-роман//просо-опрос//право-повар//пальто-лапоть

4.2.7. Анаграммы (7)/петлица-теплица//подвода-водопад//портик-тропик-приток//потеха-пехота//палки-капли-лапки-пилка//пион-пони//рост-сорт-торс

4.2.8. Анаграммы (8)/росинка-соринка//ракета-карета//руда-удар-дура//сукно-конус//шпала-лапша//шарф-фарш//ямка-маяк

4.2.9. Анаграммы (9)/нитка-ткани//топор-ропот//накал-канал//парк-карп//отвар-товар//танк-кант//плеск-склеп

4.2.10. Анаграммы (10)/серп-перс//урна-уран//карта-карат//игра-Рига//пятка-тяпка//воин-вино//погреб-пробег//мостик-москит

4.2.11. Анаграммы (11)/луна-улан//кино-инок//шакал-шкала//крест-треск//каре-река//мука-кума//плюшка-шлюпка

4.2.12. Анаграммы (12)/варан-навар

Пример 4.2.1 продемонстрирован на фиг. 17

Предлоги (в приведенной выше иерархии - это пункт 6.2)

6.2.1. Предлоги (1)/К/НА/ОТ/НАД/В/ПОД

Птичка летит клетке/Птичка сидит клетке/Птичка летит клетки/Птичка летит клеткой/Птичка сидит клетке/Птичка летит клеткой

6.2.2. Предлоги (2)/ПЕРЕД/ЗА/ПОД/НА/В

Собачка стоит стулом/Собачка стоит стулом/Собачка стоит стулом/Собачка сидит стуле/Собачка сидит конуре

6.2.3. Предлоги (3)/С/НА/В/ПЕРЕД

Идет мексиканец барабаном/Молоток несут плече/Девушка плавает бассейне/ конурой стоит чашка

6.2.4. Предлоги (4)/ СРЕДИ / МЕЖДУ / НАД / ПОД / ЧЕРЕЗ / В

книг 4-е зеленого цвета/Красные листья желтыми/Чайник висит очагом/Колокол повесили навесом/Построили мост реку/Юноша садится автомобиль

Пример 6.2.1 (Предлоги) проиллюстрирован на фиг. 18

Оценка выполнения

Реакция компьютера на выполнение упражнений состоит из двух частей. Из непосредственной реакции компьютера во время выполнения упражнения, которая определяется правилами работы с данной группой упражнений (это - звуки, видеоизображения, формы курсоров и тому подобное). И из универсальной реакции компьютера для упражнений, которые оцениваются компьютером.

Упражнения, оцениваемые врачом, сохраняются только в виде оценки и времени выполнения упражнения.

Упражнения, которые оцениваются компьютером, реагируют на каждую удачную и неудачную попытку выполнения звуковым сигналом и письменным сообщением на экране.

Сведения о больном, которые надо фиксировать в базе данных (структура БД)

1. Паспортные данные

ФИО

Пол

Год рождения

Дата начала работы с программой

2. Диагноз (основной диагноз - одно их 3-х альтернативных значений)

сотрясение головного мозга

последствия черепно-мозговой травмы (ЧМТ)

логоневроз

3. Логопедический диагноз (возможны множественные значения)

Афазии

Афазия. динамическая

Афазия. афферентная моторная

Афазия. эфферентная моторная

Афазия. сенсорная

Афазия. акустико-мнестическая

Афазия. амнестическая

Афазия. семантическая

Афазия. проводниковая

Афазия. подкорковая

Апраксии

Апраксия. артикуляционная (афферентная)

Апраксия. артикуляционная (эфферентная)

Апраксия. кинестетическая

Апраксия. кинетическая (пространственная)

Апраксия. конструктивная

Апраксия. динамическая

Дизартрии

Дизартрия. спастико-паретическая (псевдобульбарная)

Дизартрия. атактическая (мозжечковая)

Дизартрия. спастико-гиперкинетическая

Дизартрия. спастико-ригидная

Дизартрия. спастико-атактическая

Дизартрия. ригидная (подкорковая, экстрапирамидная)

Дизартрия. гиперкинетическая (подкорковая)

Дизартрия. спастико-атактико-гиперкинетическая

Дизартрия. атактико-гиперкинетическая

Дизартрия. анартрия

Агнозии

Агнозия. слуховая

Агнозия. оптическая предметная

Агнозия. оптико-пространственная

Агнозия. лицевая

Агнозия. буквенная (оптическая аграфия)

Агнозия. цветовая

Агнозия. симультанная

Агнозия. пальцевая

Агнозия. акустическая невербальная

Агнозия. тактильная

Другие

Дисграфия

Дислексия

Акалькулия (дискалькулия)

Нарушение процессов нейродинамики

Модально неспец. нарушения памяти

Дислалия

Дисфония

Афония

Ринофония

Риполалия

Логоневроз (заикание)

Мутизм

4. Результаты выполнения упражнений

Название упражнения

Количество удачных попыток (+)

Количество неудачных попыток (-)

Время выполнения (полных минут)

Время выполнения (секунд)

Дата выполнения

Оценка по 10-бальной шкале (автоматическая, вложенная в алгоритм упражнения, или оценка врача).

Работа с предлагаемым комплексом осуществляется следующим образом.

Врач и пациент (в том числе находящийся удаленно, например дома) входят в программу, установленную на их терминальных устройствах. Программа включает приложения, обеспечивающие выполнение тестов и упражнений для когнитивной терапии. При этом терминальные устройства (например, компьютеры, ноутбуки и т.п.) врача и пациента в процессе сеанса соединены друг с другом посредством сети Интернет (например, с использованием сервиса «Skype») или VPN-соединения.

На первом сеансе в начале работы пациент заполняет в программе раздел, фиксирующий его паспортные данные: ФИО, пол, год рождения, дата начала работы с программой, основной диагноз, логопедический диагноз (возможны множественные значения). Впоследствии пациент просто выбирает свою фамилию и начинает выполнять упражнения. В данном разделе также отображаются результаты выполнения упражнений: название упражнения, количество удачных попыток (+), количество неудачных попыток (-), время выполнения (полных минут), время выполнения (секунд), дата выполнения, оценка по 10-бальной шкале результатов выполнения реабилитационных мероприятий.

Врач задает набор тестов и/или упражнений, которые необходимо выполнить пациенту на данном сеансе. Пациент выполняет упражнения и тесты посредством использования функциональных возможностей компьютерной мышки, а именно осуществляет выбор объекта на мониторе компьютера в процессе выполнения теста или упражнения нажатием клавиши мышки и перемещения объекта из одного положения в другое при нажатой клавише мышки. Это позволяет опосредованно через развитие мелкой моторики оказать стимулирующее влияние на центры головного мозга.

Так как терминальное устройство пациента снабжено устройством визуального наблюдения, то врач во время выполнения пациентом тестов и упражнений осуществляет наблюдение за этим процессом. Процесс наблюдения также сопровождается возможностью просмотреть врачом статистическую информацию о результатах выполнения тестов и упражнений пациентом, как в течение одного сеанса, так и в динамике. Данное наблюдение позволяет врачу корректировать набор задаваемых упражнений и тестов в зависимости от эффективности процесса прохождения сеанса. При этом процесс выполнения тестов и упражнений сопровождается графическими и звуковыми сигналами, направленными на оказание помощи пациенту при выполнении заданий.

Похожие патенты RU2582180C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Репин Владимир Яковлевич
RU2581707C1
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Лукашевич Ирина Павловна
RU2581708C1
Способ коррекции когнитивных нарушений после черепно-мозговой травмы 2016
  • Прокопенко Семен Владимирович
  • Зубрицкая Екатерина Михайловна
  • Можейко Елена Юрьевна
  • Никольская Ольга Николаевна
  • Прокопенко Владимир Семенович
  • Зотин Алексей Геннадьевич
RU2645243C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АФАЗИЙ 2007
  • Дорофеева Софья Александровна
  • Балунов Олег Анатольевич
  • Мокшанцев Петр Сергеевич
RU2380111C2
СПОСОБ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2021
  • Легкая Елена Федоровна
RU2786957C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИИ 2011
  • Прокопенко Семен Владимирович
  • Можейко Елена Юрьевна
  • Черных Татьяна Викторовна
  • Корягина Татьяна Дмитриевна
  • Каскаева Дарья Сергеевна
RU2506963C2
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи 2022
  • Лопаткина Наталья Николаевна
RU2796187C1
Способ реабилитации когнитивных функций у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга 2020
  • Майорова Лариса Алексеевна
  • Гречко Андрей Вячеславович
  • Галкина Наталия Валентиновна
  • Прадхан Пранил
  • Петрова Марина Владимировна
  • Пряников Игорь Валентинович
  • Каплан Александр Яковлевич
RU2749408C1
Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Щербакова Мария Михайловна
  • Романова Мария Викторовна
  • Котов Алексей Сергеевич
RU2745282C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ С НАТАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ 2006
  • Егорова Ирина Анатольевна
  • Кузнецова Евгения Львовна
RU2310373C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 582 180 C1

Реферат патента 2016 года АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЛИ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений. Терминальное устройство врача выполнено с возможностью контроля выполнения тестов и упражнений на компьютере пациента и статистической обработки результатов выполнения упражнений. Терминальное устройство пациента снабжено компьютерной мышкой; устройством визуального наблюдения; звуковыми платами и динамиками, а также платами видеоадаптеров. Блок аналитической обработки данных выполнен с возможностью последующей их статистической обработки, формированием и сохранением оценочных результатов о выполненном задании в соответствующей БД хранилища. Комплекс обеспечивает адекватное динамическое восстановление больных с последствиями повреждений головного мозга. 13 з.п. ф-лы, 18 ил., 4 пр.

Формула изобретения RU 2 582 180 C1

1. Аппаратно-программный комплекс для обеспечения физической, профессиональной или когнитивной терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включающий:
- терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением для выполнения тестов и упражнений для когнитивной терапии, соединенные проводной или беспроводной связью с хранилищем данных с расположенными в нем БД пациентов и результатов выполненных тестов и упражнений, БД тестов и упражнений, БД текстовых, графических и звуковых объектов, используемых в тестах и упражнениях, а также блоком аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений,
при этом
- терминальное устройство врача выполнено с возможностью контроля выполнения тестов и упражнений на компьютере пациента и статистической обработки результатов выполнения упражнений;
- терминальное устройство пациента снабжено компьютерной мышкой для обеспечения выбора объекта на мониторе компьютера в процессе выполнения теста или упражнения нажатием клавиши мышки и перемещения объекта из одного положения в другое при нажатой клавише мышки; устройством визуального наблюдения за процессом выполнения пациентом тестов и упражнений; звуковыми платами и динамиками для воспроизведения звуковых сигналов, а также платами видеоадаптеров для воспроизведения графической информации в процессе выполнения тестов и/или упражнений и/или по итогам выполнения тестов и/или упражнений;
- хранилище с БД выполнено с возможностью статистической обработки информации о результатах выполнения тестов и упражнений;
- блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений, выполнен с возможностью последующей их статистической обработкой, формированием и сохранением оценочных результатов о выполненном задании в соответствующей БД хранилища.

2. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что в качестве объекта используют символ (букву), слово или изображение.

3. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что БД тестов и/или упражнений имеет структуру, в которой тесты и/или упражнения сгруппированы в тематические блоки, а каждый тематический блок имеет блоки с разделами и подразделами, при этом каждый подраздел содержит множество тестов и/или упражнений одного типа, но разной степени сложности, выбираемые в зависимости от состояния пациента.

4. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что БД тестов и упражнений выполнена с возможностью внесения изменений с компьютера пациента в количество и содержание упражнений.

5. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что в БД тестов и упражнений тематические блоки и блоки с разделами выполнены с возможностью редактирования с компьютера врача и блокировки от возможности их редактирования с компьютера пациента.

6. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что блок аналитической обработки данных выполнен с возможностью воспроизведения звукового сигнала, в т.ч. в виде музыкальной фразы, и/или графической информации, в т.ч. в виде письменного сообщения, на каждую удачную и неудачную попытку осуществления действия пациентом и/или количества удачных и неудачных действий пациентом в процессе выполнения упражнения.

7. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что терминальное устройство пациента выполнено с возможностью реализации «команд» мышки под левую руку пациента.

8. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что структура БД пациентов имеет структуру, включающую персональные данные пациентов, информацию: основной диагноз; логопедический диагноз; результаты выполнения упражнений: название упражнения, количество удачных попыток (+), количество неудачных попыток (-), время выполнения (полных минут), время выполнения (секунд), дата выполнения, оценка по 10-бальной шкале, рассчитываемая автоматически на основании получаемых результатов выполнения тестов и/или упражнений.

9. Система по п. 8, характеризующаяся тем, что оценочные результаты о выполненном задании представляют собой комбинацию, по крайней мере, двух параметров, один из которых характеризует качество выполнения упражнения (характеризующееся в т.ч. количеством удачных и неудачных попыток осуществления действия при выполнении упражнения), второй - время, затраченное на выполнение упражнения.

10. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что терминальное устройства врача выполнено с возможностью мониторинга (сравнения) результатов выполнения тестов и/или упражнений в течение всего периода терапии пациента.

11. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством VPN-соединения.

12. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством сети Интернет.

13. Система по п. 11, характеризующаяся тем, что VPN-соединение реализовано с использованием сервиса Teamviewer 5, обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

14. Система по п. 12, характеризующаяся тем, что соединение посредством сети Интернет реализовано с использованием сервиса «Skype», обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2582180C1

0
SU82419A1
US 2014163426 A1, 12.06.2014
JP 2014145770 A, 14.08.2014
CA 2904346 A1, 09.10.2014
US 2013209068 A1, 15.08.2013
ЧАНЫШЕВА В.А
и др
Об одном подходе дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих, Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар
науч.-практ
конференции, 2013, с.311-312.

RU 2 582 180 C1

Авторы

Шкловский Виктор Маркович

Ларина Ольга Данииловна

Королева Оксана Анатольевна

Мелешков Юрий Сергеевич

Даты

2016-04-20Публикация

2015-03-20Подача