СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ С НАТАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ Российский патент 2007 года по МПК A61B5/00 A61H1/00 A61H23/00 A61B8/00 

Описание патента на изобретение RU2310373C1

Изобретение относится к области медицины, а именно к способам диагностики и коррекции нарушений речи, связанных с натально обусловленной травмой шейного отдела позвоночника у детей.

Известен способ лечения детей с нарушениями речи с помощью логоритмики, который включает систему разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью, которые подбирают индивидуально (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985, с.15-17).

Известен способ лечения детей с нарушениями речи, который включает проведение общего массажа, выявление спазмированных и регидных мышц, которые массируют, затем осуществляют массаж мимических и точечный массаж артикуляционных мышц, проводят массаж стоп ног и кистей рук с акцентом на большой палец, после чего создают правильное физиологическое положение тела и всех его частей в пространстве с помощью лечебного костюма, в котором выполняют комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленных на расслабление спазмированных и повышение тонуса регидных мышц, укрепление мышц плечевого пояса, спины и ног, развитие координации движений. После каждого вида упражнений выполняют дыхательные упражнения, направленные на релаксацию мышц и восстановление дыхания, а во время выполнения всего комплекса упражнений ребенка побуждают к постоянной разговорной речи, затем лечебный костюм снимают и повторяют весь комплекс упражнений, всего проводят 10-12 сеансов на курс лечения, который повторяют через 2-3 мес (патент РФ №2100017, МПК А61Н 1/00, публикация 1997 г.).

Известен способ диагностики и коррекции нарушений речи у детей, включающий клинико-диагностическое обследование, оценку физического и неврологического состояния детей и последующую коррекцию нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей (Григоренко Н.Ю. и др. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М., изд-во «Книголюб», 2003 г.).

Существующие в настоящее время методы диагностики не предусматривают выявление у детей на ранней предречевой стадии развития патогенетического механизма нарушения речи и не прослеживают динамику формирования логопедических нарушений.

В результате проведенных клинических (остеопатический, неврологический, ортодонтический, логопедический осмотр) и инструментальных методов обследования (ультразвуковое и рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника, нейросонография /НСГ/, ультразвуковая доплерография брахиоцефальных артерий /УЗДГ БЦА/, электромиография /ЭМГ/) было установлено, что натально обусловленная травма шейного отдела позвоночника на уровне C2-C3, C3-C4, C2-C3-C4 сегментов приводит к изменению мышечного тонуса мышц передней и задней поверхности шеи и, как следствие, к изменению положения подъязычной кости и дистонии мышц языка, жевательной, мимической мускулатуры, ортодонтическим изменениям, что в свою очередь по мере роста ребенка приводит к изменению положения и формы челюстей. Это, в свою очередь, приводит к ряду типичных логопедических изменений как на этапе предречевого, так и речевого развития, которые требуют специфической остеопатической и логопедической коррекции.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является выявление на ранней стадии у детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника логопедических нарушений и разработка эффективного метода коррекции нарушений речи у таких детей.

Сущность заявленного изобретения заключается в следующем.

Способ диагностики и коррекции нарушений речи, связанных с натально обусловленной травмой шейного отдела позвоночника у детей, включает остеопатическое обследование и последующее остеопатическое воздействие, при этом в процессе остеопатического обследования выявляют позвонки с неправильным положением и патологической подвижностью на уровне C2-C3, или C3-C4, или C2-C3-C4, выявляют дистонию и асимметрию мышечного тонуса, определяют смещение положения подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных, затылочной, выявляют дивиацию языка, готическое небо и, при выявлении перечисленных отклонений, диагностируют наличие логопедических, ортодонтических нарушений. Затем осуществляют остеопатическое воздействие, направленное на восстановление нарушенного положения шейных позвонков относительно соседних позвонков и затылочной кости, на коррекцию положения подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных, затылочной, а также на интеграцию этих изменений на уровне плечевого пояса и всего организма ребенка.

По мере роста детей и формирования у них временного и сменного прикуса к вышеперечисленным диагностическим признакам в обследование включается оценка челюстно-лицевой области. Выявляют нарушение соотношения продольного и поперечного размера челюстей, увеличение саггитальной щели между верхней и нижней челюстями, язычное отклонение коронок зубов, окклюзионное взаимоотношение челюстей.

Дополнительно осуществляют формирование ритма дыхания и речевого выдоха, координацию работы двигательных, дыхательных и речевых мышц путем проведения гимнастических упражнений под музыку, танцев и пения.

Дополнительно осуществляют коррекцию речевого дыхания, артикуляторного переключения со звука на звук в слогах, словах, фразах и просодики речи.

Специалист медицинского профиля и логопед дефектолог может заподозрить натально обусловленную травму шейного отдела позвоночника на уровне C2-C3, C3-C4, C2-C3-C4 сегментов и связанные с ней проблемы речевого развития по анамнестическим данным, свидетельствующим о родовой травме, и комплексу клинических признаков.

Подобные изменения в раннем детском возрасте проявляются симптомами разной степенью выраженности: затруднением сосания груди, атипичным положением языка в полости рта и его дистонией, обеднением гуления - его звукового ряда, интонации, шумным носовым дыханием. Позднее выявляется затруднение проглатывания твердой пищи, более позднее развитие речи отдельных слов и фраз. При появлении самостоятельной речи основной отличительной особенностью ее является смазанность, «кашеобразность», неспособность переключения с одного звука на другой при относительно сохранном произнесении отдельных звуков, нарушение речевого дыхания, ритмики речи.

Неврологические симптомыЛогопедические проявленияАпраксия движения лицевой и жевательной мускулатурыНечеткая смазанная речь, трудность переключения со звука на звук, поиск артикуляционной позыУвеличение тонуса языка, дистония языка: увеличение тонуса в его передней и задней третиТрудность в артикуляционном переключении. Нечеткость, смазанность произношения переднеязычных звуков «з», «с», заднеязычных «р», «л»Синкинезия в работе языка, нижней челюсти, подбородочной мышцыПроизнесение звуков со сжатыми зубамиАмимия лицевой мускулатуры и особенно гипокинезия верхней губы, связанная с ее гипертонусом.Нечеткость, смазанность произношения губных звуковГотическое твердое небо, гипотония язычка мягкого неба, отсутствие его смыкания с задней стенкой глоткиИзменение тембра речиПоверхностное, ключичное дыханиеКороткий речевой вдох с быстрым затуханием звуков в конце слова и повышение голоса на новой фразе при вдохеНарушение фонематического слуха отражается не только в произношении отдельных звуков, но и затруднении их произношения в словах, трудности в переключении со звука на звук.Замедлена мелкая ручная моторика, легкая гипокинезия, апраксия движенийЛегкие зрительно-пространственные нарушения

Результаты проведенных исследований иллюстрируются графическими материалами, представленными на фиг.1-3.

На фиг.1 приведена диаграмма, иллюстрирующая частоту встречаемости дистонии мышц шеи и лица.

Всего было обследовано 181 ребенок в возрасте от 0 до 6 лет, которые согласно основным этапам психомоторного развития были разделены на пять возрастных групп:

- от 0 до 2 месяцев - 40 детей;

- от 2 до 6 месяцев - 33 детей;

- от 6 месяцев до года - 38 детей;

- от 1 года до 3 лет - 45 детей;

- от 3 до 6 лет - 24 детей.

Среди всех обследованных пациентов с повреждением на уровне C2-C3, сегментов шейного отдела позвоночника - 57%, C3-C4 - 32%, C2-C3-C4 - 11%. Правосторонняя ротация шейных позвонков встречается в 30% случаев, левосторонняя ротация в 70% случаев.

При неврологическом, логопедическом, остеопатическом обследованиях во всех возрастных группах были выявлены повышение тонуса и дистония мышц передней и задней поверхности шеи в среднем в 98% случаев, дистония, ограничение подвижности мышц языка встречалась в 97% случаев, амимичная лицевая мускулатура, повышение тонуса околоротовой мускулатуры - в 83%.

На фиг.2 приведена диаграмма, иллюстрирующая частоту встречаемости готического неба.

Частота встречаемости готического неба по данным остеопатического, ортодонтического и логопедического обследования в зависимости от возрастной группы составляет:

- 27% у детей в возрасте от 0 до 2 месяцев;

- 40% у детей в возрасте от 2 до 6 месяцев;

- 50% у детей в возрасте от 6 месяцев до года;

- 65% у детей в возрасте от 1 года до 3 лет;

- 100% у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

На фиг.3 приведена диаграмма, иллюстрирующая частоту встречаемости ортодонтических изменений.

При ортодонтическом обследовании в возрастной группе с 2 до 6 лет выявлены высокая частота встречаемости и прогрессивное увеличение с возрастом диспропорции развития челюстей по длине и ширине, и, при появлении сначала временных, а затем постоянных зубов - увеличение сагиттальной щели между зубами, глубокое перекрытие резцов, отклонение коронки зубов в язычную сторону.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод, что родовая травма шейного отдела позвоночника приводит не только к неврологическим и ортопедическим нарушениям, но локально-региональные структуральные и нейромышечные изменения на уровне шеи и ротовой полости, которые по мере роста ребенка приводят к целому ряду логопедических, ортодонтических проблем.

Логопедические проявления:

- дистония лицевой мускулатуры и увеличение тонуса языка приводит к смазанности произношения губных и переднеязычных звуков «з», «с», заднеязычных «р», «л» соответственно. Синкинезия в работе языка, нижней челюсти, подбородочной мышцы вызывает трудность в переключении со звука на звук и произнесение звуков со сжатыми зубами. Готическое твердое небо изменяет тембр речи.

Ортодонтические проявления:

- нарушение формы верхней и нижней челюстей - соотношения их продольного и поперечного размеров, готическое небо, увеличения сагиттальной щели между верхней и нижней челюстями, глубокое перекрытие резцов, отклонение коронки зубов в язычную сторону после их прорезывания. Все это приводит к сагиттальным нарушениям прикуса.

При выявлении подобной клинической картины у неврологических, ортопедических пациентов, пациентов врачей мануальных специальностей (остеопатов, мануальных терапевтов, вертебрологов), при выявлении характерных ортодонтических изменений и логопедических проблем необходимо обратить внимание на комплексность нарушений и патогенетическую взаимосвязь неврологических, ортопедических, отродонтических и логопедических проблем.

14 детей в возрасте 5-6 лет были обследованы на стабилометрической платформе для определения позного равновесия. При стабилометрическом обследовании выявлено смещение центра давления в сторону, соименную ротации шейных позвонков в 100% случаев. При ротационных пробах - повороте головы в разные стороны, КФР (коэффициент функции равновесия) выше при повороте головы в сторону ротации шейных позвонков и значительно ухудшаются показатели КФР и КАЛС (коэффициента асимметрии линейной скорости) при повороте головы в сторону, противоположную от ротации шейных позвонков. Параллельно проводимое исследование в положении стоя показало:

- при электромиографическом исследовании напряжение всех артикуляционных мышц, значительно превышающее их напряжение в положении лежа;

- ухудшение артикуляционной и просодической стороны речи.

Это позволяет сделать вывод, что постуральная неустойчивость и напряжение, вызванные ротацией шейных позвонков, приводят к напряжению артикуляционных мышц, в том числе и шеи, значительно затрудняя речь и усугубляя логопедическую симптоматику.

Ранняя диагностика и разработка единой стратегии понимания и преемственности в лечении данной патологии специалистами различных медицинских специальностей: врачами восстановительной медицины и реабилитации, остеопатами, мануальными терапевтами, ортопедами, неврологами, ортодонтами, логопедами позволит быстро справиться с проблемой, оптимизировать работу врачей и логопедов с наименьшими затратами сил организма ребенка пациента, что позволит детям развиваться гармонично.

Стратегия лечения заключается в том, чтобы остеопатическое лечение и логопедическая коррекция были начаты как можно раньше.

Остеопатическое лечение и логопедическая коррекция включают следующие стадии.

I. Коррекция положения шейных позвонков, подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных затылочной, верхнего плечевого пояса, позвоночника и интеграция этих изменений на уровне всего организма (Егорова И.А. Краниальная остеопатия. - СПб.: МАПО, 2006).

Коррекция положения шейных позвонков проводится сверху вниз. На поперечные отростки нижнего позвонка с двух сторон ставятся вторые пальцы, на поперечные отростки вышерасположенного позвонка устанавливаются третьи пальцы обеих рук. За счет разведения вторых и третьих пальцев рук происходит легкая цефало-каудальная тракция и разведение позвонков друг от друга, до момента введения в напряжения переартикулярных тканей - мышц и связок вокруг позвоночных суставов.

Врач добивается равновесного натяжения переартикурярных тканей по трем осям - сагиттальной, вертикальной и горизонтальной, что восстанавливает нормальные взаимоотношения суставных поверхностей и дает возможность смещенным позвонкам занять исходное правильное положение.

Следующим этапом уравновешивают ткани между травмированными позвонками и затылочной костью. Для этого одну руку чашей кладут под затылочную кость, другой рукой фиксируют остистый или поперечные отростки травмированного позвонка и так же создают легкую цефалокаудальную тракцию между руками, добиваясь равновесного натяжения тканей между руками по трем осям - сагиттальной, вертикальной и горизонтальной, что восстанавливает и уравновешивает мышечный тонус.

Коррекция положения подъязычной кости относительно кости основания черепа - клиновидной производится следующим образом:

Одной рукой - 1-м и 2-м пальцами захватывают большие рога подъязычной кости, которая находится сразу под углом нижней челюсти; другой рукой осуществляют захват за большие крылья клиновидной кости.

Врач осуществляет легкую каудальную тракцию подъязычной кости относительно клиновидной, до введения в напряжение мышечно-связочно-огранного комплекса между ними.

Врач добивается равновесного натяжения тканей между клиновидной и подъязычной костями по трем осям - сагиттальной, вертикальной и горизонтальной, что восстанавливает и уравновешивает мышечно-связочно-огранный комплекс между ними, улучшает локо-региональный кровоток и иннервацию.

Подобным образом подъязычная кость уравновешивается и относительно височной и затылочной костей.

Изменения на уровне шейного отдела адаптируют и интегрируют на уровне верхнего плечевого пояса и всего организма, используя принципы кранио-сакральной терапии и постурологии.

II. Общефизическое развитие - гимнастические упражнения под музыку, танцы и пение (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 2002).

Начало коррекции с 1,5 лет.

Цель подобных занятий заключается в развитии и улучшении двигательных навыков, праксиса движений, понимании схемы собственного тела и координации движений в пространстве. Произвольные движения под музыку и игры развивают координацию движений, умение управлять собственным телом и воспитывают чувство ритма.

Комплекс упражнений должен включать упражнения:

- для тонических мышц шеи и туловища для улучшения позного равновесия, ползание;

- упражнения с различным ритмом движения, для выработки навыка в смене темпа движения от быстрого к медленному и наоборот.

Сочетание гимнастических упражнений и танцев с речью или пением способствуют правильному формированию ритма дыхания и речевого выдоха, координируют работу двигательных, дыхательных и речевых мышц.

Этому этапу коррекции логопедических нарушений необходимо уделять не менее 80% времени в общей структуре занятий, поскольку позное неравновесие, общедвигательная апраксия, неправильное дыхание напрямую влияют на речевую функцию.

III. Специфическая логопедическая работа, направленная на выработку и совершенствование речевого дыхания, артикуляторного переключения со звука на звук в слогах, словах, фразах и улучшение просодики речи.

Начало коррекции с 1,5 лет.

1. Восстановление речевого дыхания, пение. В норме при диафрагмальном дыхании длительность выдоха превышает длительность вдоха в 2-3 раза. Подомное дыхание является оптимальным для речи. Перед началом любых логопедических упражнений необходимо восстановить и проконтролировать правильное дыхание. Упражнения проводятся в положении лежа на спине с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах. Пациент вдыхает, опуская плечи вниз и слегка приводя колени к животу, не форсируя и не удлиняя вдох, и делает форсированный удлиненный выдох через рот - губы сложены трубочкой, одновременно возвращая в исходное положение ноги и расслабляя надплечья. Дыхательное упражнение повторяется 10-12 раз. Очень важно добиться от ребенка не механического выполнения упражнения, а понимания и умения выполнять его самостоятельно.

Произносить звуки и слоги нараспев, имитируя фразовую речь повествовательными и вопросительными предложениями. Делать интонационные паузы, с повышением голоса в начале интонационной фразы и снижая его в конце на выдохе.

2. Восстановление праксиса мелкой ручной моторики, праксиса движения языка, жевательных и мимических мышц.

При разучивании правильной артикуляции отдельных звуков необходимо их лепить, рисовать, складывать их из палочек и собственных пальцев.

3. Воспитание фонематического слуха.

Выполнение всех упражнений должно происходить осознано, ребенок должен научиться понимать и контролировать свою речь, быть способным к самостоятельному повторению упражнений.

Совместный, комплексный подход к лечению на ранних этапах жизни ребенка предотвращает развитие логопедических, ортодонтических, оттолярингологических проблем, значительно облегчает коррекцию логопедических нарушений и ортодонтических нарушений на более поздних этапах.

Для наглядности предлагаемого способа диагностики и коррекции представляем конкретные примеры его выполнения.

Пример №1.

С пациентом в возрасте 1 месяц обратились с жалобами на установочное положение головы с поворотом влево и запрокидываем головки во время сна назад и влево, шумное носовое дыхание, затруднение при сосании правой груди.

При неврологическом обследовании выявлен вертебральный синдром, легкие признаки повышения внутричерепного давления, левосторонняя пирамидная симптоматика, девиация языка влево, его дистония и куполообразное расширение нижней апертуры грудной клетки.

При остеопатическом обследовании было выявлено смешение C2-C3 шейных сегментов. При пальпации мышц задней шейной группы и надподъязычных мышц отмечалась мышечная дистония. При пальпации подъязычной кости относительно костей основания черепа выявлялось ее смещение относительно костей центральной линии, аналогичное смещению шейных позвонков. Визуальное и пальцевое исследование полости рта и языка выявило отклонение языка влево и гипертонус мышц языка со стороны ротации шейных позвонков и подъязычной кости, высокое небо, непропорциональное увеличение длины верхней челюсти по отношению к ее ширине, непропорциональное увеличение ширины нижней челюсти по отношению к ее длине, увеличение сагиттальной щели между альвеолярными отростками верхней и нижней челюсти.

Логопедическое обследование выявило девиацию языка и напряжение его корня, дистонию мышц языка: напряжения его передней средней трети. Язык расположен между альвеолярными отростками челюстей, напряжение околоротовой мускулатуры. Мягкое небо при фонации не смыкается с задней стенкой глотки. Гуление эмоционально не окрашено, не продолжительное с резким понижением громкости звука в конце.

Лечение заключалось в остеопатической коррекции положения шейных позвонков, подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных затылочной, верхнего плечевого пояса, позвоночника и интеграции этих изменений на уровне всего организма. Курс лечения составлял 4 процедуры, проводимые один раз в неделю, по окончании которых голову держит симметрично, активно сосет грудь, свободное носовое дыхание. При инструментальном обследовании определяется правильное положение шейных позвонков и подъязычной кости, восстановилась симметрия тонуса мышц шеи и языка, ушла патологическая неврологическая симптоматика. Сформировалось правильное речевое дыхание и эмоциональное, звучное гуление.

Пример №2.

Пациент 4 месяца. Родители обратились с жалобами на отсутствие аппетита, длительное вялое сосание груди, беспокойство при кормлении, легкую возбудимость и плаксивость. При опросе выяснили, что плач ребенка громкий, монотонный, безинтонационный, гулит мало, высовывает язык.

При неврологическом осмотре выявляются признаки повышения внутричерепного давления правосторонней пирамидной недостаточности, дистония мышц языка с девиацией вправо с гипомимией лицевой мускулатуры. Сосательный рефлекс сохранен.

При остеопатическом обследовании выявлена правосторонняя ротация C3-C4 сегментов шейного отдела позвоночника и подъязычной кости, гипертонус мышц задней шейной группы и надподъязычных мышц. Визуальное и пальцевое исследование полости рта и языка выявило отклонение языка вправо и гипертонус мышц языка со стороны ротации шейных позвонков и подъязычной кости, готическое небо, непропорциональное увеличение длины верхней челюсти по отношению к ее ширине, непропорциональное увеличение ширины нижней челюсти по отношению к ее длине, увеличение сагиттальной щели между альвеолярными отростками верхней и нижней челюсти.

При логопедическом обследовании: девиация языка и напряжение его корня, дистония мышц языка за счет повышения тонуса в передней и средней трети, при напряжении язык принимает форму «чаши», в состоянии покоя он находится между губами и его кончик практически не соприкасается с твердым небом. Твердое небо высокое готическое. Мягкое небо паретично, при фонации не соприкасается с задней стенкой глотки. Лицевая мускулатура напряжена, повышен тонус круговой мышцы рта, слегка сглажена носогубная складка справа.

Гуление эмоциональное, но малоинтонационное, преобладают гортанные звуки, отдельные слоги еще не появились. При гулении наблюдается содружественное движение языка и нижней челюсти.

Лечение заключалось в остеопатической коррекции положения шейных позвонков, подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных затылочной, верхнего плечевого пояса, позвоночника и интеграции этих изменений на уровне всего организма. После первой процедуры ребенок стал гораздо спокойнее, нормализовался сон. После 3 процедур появился хороший аппетит, не испытывает затруднения при сосании. Курс лечения составлял 5 процедур, проводимых один раз в неделю. По окончании курса процедур ребенок активно сосет грудь, спокоен, жизнерадостен. При инструментальном обследовании определяется правильное положение шейных позвонков и подъязычной кости, на НСГ ушли признаки повышения внутричерепного давления, восстановилась симметрия тонуса мышц шеи и языка, ушла патологическая неврологическая симптоматика. Активно гулит, появился лепет и много новых слогов. Язык занимает правильное положение в полости рта. Мимика лица живая.

Пример №3.

С пациентом в возрасте 9 месяцев обратились с жалобами на трудность засыпания, беспокойный ночной сон, шумное носовое дыхание и храп во сне. Легко возбудим, беспокоен. Испытывает затруднение при проглатывании твердой пищи. Частые простудные заболевания, «сопли» стекают по задней стенке глотки, насморк переходит в кашель.

При неврологическом осмотре гипердинамический синдром и синдром легкой пирамидной недостаточности слева, куполообразная грудная клетка - симптом Веста. Девиация языка влево, парез мягкого неба, «беспокойство» языка во рту. Снижение мелкой моторики в руках.

При остеопатическом обследовании выявлено ротационное смещение влево на уровне C2-C3 шейных сегментов, с одноименной ротацией подъязычной кости. Напряжены мышцы по задней поверхности шеи и надподъязычные мышцы слева. Язык отклонен влево, напряжен его корень, задняя треть кончика языка занимает межзубное положение. Отмечается задержка роста зубов, готическое небо, непропорциональное увеличение длины верхней челюсти по отношению к ее ширине, непропорциональное увеличение ширины нижней челюсти по отношению к ее длине, увеличение сагиттальной щели между альвеолярными отростками верхней и нижней челюсти.

При осмотре логопеда девиация языка влево, дистония мышц языка с увеличением его тонуса в передней и задней трети, беспокойство языка во рту, отсутствие точки опоры у языка о небо и связанные с этим хаотичные движения. Отсутствие смыкания язычка мягкого неба с задней стенкой глотки при фонации. Гипомимия лица, гипертонус околоротовой мускулатуры. Синкинезия в движении мышц языка и нижней челюсти, бедность звуков и слогов в речи, нет сочетания губных и язычных согласных с гласными. Задержка предречевого развития.

Осмотр ЛОР врача: гиперемия и отечность глоточных миндалин, легкое отклонение носовой перегородки от средней линии. Парез мягкого неба.

Лечение заключалось в остеопатической коррекции положения шейных позвонков, подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных затылочной, верхнего плечевого пояса, позвоночника и интеграции этих изменений на уровне всего организма. Курс лечения составлял 5 процедур, проводимых один раз в неделю, по окончании которых восстановился сон, свободное носовое дыхание, ребенок стал спокойным. Улучшился аппетит, хорошо проглатывает твердую пищу. При инструментальном обследовании определяется правильное положение шейных позвонков и подъязычной кости, восстановилась симметрия тонуса мышц шеи и языка, ушла патологическая неврологическая симптоматика. Сформировалось правильное положение языка в ротовой полости, появился активный лепет и в словарном запасе новых 4 слова. Улучшилась мелкая ручная моторика, стала более координированной, появилось согласованное движение языка, нижней челюсти и губ, ушла патологическая синкенезия.

При осмотре ротоглотки прошла отечность и гиперемия миндалин, восстановился тонус мягкого неба.

Пример №4.

У пациента в возрасте 1 года 8 месяцев отсутствует самостоятельная речь. Отсутствуют предложения, словарный запас составляет 8-10 слов. При опросе выявлено, что плохо, вяло сосал, зубы прорезывались с опозданием, сначала прорезались нижние клыки, затем в возрасте 8 месяцев - нижние резцы, затем в возрасте 11 месяцев - вторые верхние резцы и лишь к 1 году и двум месяцам появились первые восемь зубов. Часто заложен нос, склонен к простудным заболеваниям.

При неврологическом обследовании выявлена девиация языка влево, гипотония мягкого неба, левосторонняя пирамидная недостаточность в виде асимметрии и легкого повышения сухожильных рефлексов слева. Апраксия движений, снижена мелкая ручная моторика, затруднение в пространственно-зрительной ориентации.

При остеопатическом осмотре определяется ротационное смещение C2-C3 шейных позвонков влево, ротация и боковой наклон подъязычной кости, напряжение мышц задней шейной группы справа и надподъязычных слева. При осмотре ротовой полости обнаружена девиация и напряжение корня языка, с отсутствием опоры кончика языка за передне-верхние резцы. Зубы отклонены в язычную сторону. Готическое небо. Гипертрофия небных миндалин.

При осмотре логопеда: девиация языка влево, дистония мышц языка с увеличением его тонуса в задней трети, гипокинезия языка. Готическое небо. Отсутствие смыкания язычка мягкого неба с задней стенкой глотки при фонации. Гипертонус круговой мышцы рта. Синкинезия в движении мышц языка и нижней челюсти, бедность звуков и слогов в речи, трудность удержания артикуляторной позы. Апраксия при выполнении логопедических проб. Снижение фонематического слуха, отсутствие различения отдельных букв в словах. Ключичное дыхание, короткий речевой вдох с быстрым затуханием голоса в отраженной короткой фразе и повышение голоса в новой фразе.

Осмотр ЛОР врача: гипертрофия глоточных миндалин 2-3 степени. Готическое небо. Парез мягкого неба.

При ортодонтическом обследовании наблюдается диспропорция развития челюстей по длине и ширине, увеличение сагиттальной щели между резцами, незначительное отклонение зубов в язычную сторону, глубокое перекрытие резцов без их смыкания. Готическое небо.

Лечение заключалось в остеопатической коррекции положения шейных позвонков, подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных затылочной, верхнего плечевого пояса, позвоночника и интеграции этих изменений на уровне всего организма. Курс лечения составлял 6 процедур, проводимых один раз в неделю. При инструментальном обследовании в конце курса лечения определяется правильное положение шейных позвонков и подъязычной кости, восстановилась симметрия тонуса мышц шеи и языка, ушла патологическая неврологическая симптоматика.

Параллельно проводился комплекс общефизических гимнастических занятий под музыку, танцы и пение.

По окончании 6 недель восстановилось нормальное торакоабдоминальное дыхание, свободное носовое дыхание, ребенок стал более спокойным. Появилась самостоятельная продуктивная речь, словарный запас увеличился до 50 слов.

Улучшилась мелкая ручная моторика, стала более координированной, появилось согласованное движение языка, нижней челюсти и губ, ушла патологическая синкенезия.

Пример №5.

С пациентом в возрасте 5 лет обратились с жалобой на нарушение осанки, сутулость, асимметрию надплечий. Смазанная, «кашеобразная» речь, нечеткое произношение шипящих звуков и звуков «Р» и «Л».

При неврологическом осмотре выявляется синдром шейной сегментарной недостаточности на уровне C3-C4, снижение мелкой ручной моторики, апраксия движений.

При остеопатическом осмотре в положении стоя вялая осанка, сглажен шейный лордоз, выражен грудной кифоз, крыловидные лопатки, асимметрия надплечий за счет напряжения мышц плечевого пояса справа, уплощение свода стопы справа. При пальпации в положении лежа определяется ротационное смещение вправо C2-C3-C4 сегментов шейного отдела позвоночника, с одноименной ротацией подъязычной кости, гипертонусом мышц плечевого пояса справа, ограничением подвижности позвонков на уровне шейно-грудного перехода. При пальпации мышц выявляется напряжение мышц краниовертебрального перехода с преобладанием мышечного тонуса слева и надподъязычных с преобладанием мышечного тонуса справа. Отклонения языка вправо с напряжением его корня, готическое небо.

При осмотре логопеда девиация языка вправо, дистония мышц языка с увеличением его тонуса в задней трети, неспособность удержания артикуляционной позы. Готическое небо. Изменение тембра речи. Отсутствие смыкания язычка мягкого неба с задней стенкой глотки при фонации. Нечеткость, смазанность произношения губных звуков из-за гипертонуса круговой мышцы рта. Синкинезия в движении мышц языка и нижней челюсти проявляется в произнесении звуков со сжатыми зубами. Речевая апраксия - нечеткая смазанная речь, трудность переключения со звука на звук, поиск артикуляционной позы. Нечеткость, смазанность произношения переднеязычных звуков «з», «с», заднеязычных «р», «л». Нарушение зрительно-пространственного восприятия и фонематического слуха. Ключичное дыхание, короткий речевой вдох с быстрым затуханием и повышение голоса на новой фразе на вдохе.

При ортодонтическом обследовании выявлен дистальный прикус, лингвальное отклонение коронок центральных верхних резцов, глубокое перекрытие резцов без их смыкания.

При стабилометрическом обследовании выявлено смещение центра давления вправо - в сторону, соименную ротации шейных позвонков. При ротационных пробах поворота головы в разные стороны КФР (коэффициент функции равновесия) выше при повороте головы вправо, и значительно ухудшаются показатели КФР и КАЛС (коэффициента асимметрии линейной скорости) при повороте головы влево.

Лечение:

Остеопатическая коррекция положения шейных позвонков, подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных затылочной, верхнего плечевого пояса, позвоночника и интеграции этих изменений на уровне всего организма. Курс лечения составлял 6 процедур, проводимых один раз в неделю, и двух процедур с интервалом 1 месяц и 3 месяца. При инструментальном обследовании в конце курса лечения определяется правильное положение шейных позвонков и подъязычной кости, восстановилась симметрия тонуса мышц шеи и языка, ушла патологическая неврологическая симптоматика. При стабилометрическом обследовании не выявлено асимметрии смещения центра давления. Ротационные пробы не вели к значимой асимметрии показателей КФР и КАЛС.

Далее лечение заключалось в проведении общефизических гимнастических упражнений под музыку, танцев и пении.

Специфическая логопедическая работа - направленная на формирование правильного речевого дыхания, выработку и совершенствование речедвигательного звукового переключения в словах и фразах. За 1,5 месяца проведена работа только по восстановлению речевого дыхания.

По окончании 6 недель восстановилось нормальное торакоабдоминальное дыхание. Стали более координированными и плавными движения, улучшилась мелкая ручная моторика, появилось согласованное движение языка, нижней челюсти и губ, ушла патологическая синкенезия языка и нижней челюсти. Появилось четкое произношение шипящих звуков, улучшилась артикуляция звуков «Р» и «Л».

Предложенный способ решает задачу ранней диагностики выявления причин нарушения речевого развития специалистами различных медицинских и немедицинских специальностей для обеспечения возможности эффективного патогенетического лечения, единой стратегии и преемственности в лечении данной проблемы специалистами различных специальностей: логопедами-дефектологами, врачами восстановительной медицины, реабилитации и остеопатами, мануальными терапевтами, неврологами, ортодонтами.

Похожие патенты RU2310373C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ, ОРТОДОНТИЧЕСКИХ И ОТТОЛЯРИНГОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2006
  • Егорова Ирина Анатольевна
  • Кузнецова Евгения Львовна
RU2310433C1
СПОСОБ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА ПЕРЕД КОРРЕКЦИЕЙ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2023
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2819386C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ 2017
  • Сеселкина Елена Леонидовна
RU2657195C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2019
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2723221C1
Способ диагностики здоровья человека при планировании и проведении остеопатического функционального стоматологического лечения по методу доктора Даценко 2021
  • Даценко Светлана Олеговна
RU2779362C1
Способ лечения болевого синдрома на фоне соматических дисфункций у новорожденных детей 2020
  • Беляев Анатолий Федорович
  • Мальчук Виктория Александровна
  • Карпенко Наталья Александровна
RU2739128C1
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления 2017
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2652951C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗАРТРИИ И ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ 1995
  • Скляренко Эльвина Ивановна
RU2066990C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ МАССАЖА МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА 1998
  • Новикова Е.В.
RU2143256C1
Ортодонтическое эластичное устройство для коррекции зубо-черепно-лицевого аппарата 2016
  • Магистро Франческо
RU2721654C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 310 373 C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ С НАТАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ

Изобретение относится к медицине и может быть применимо для диагностики и коррекции нарушений речи, связанных с натально обусловленной травмой шейного отдела позвоночника у детей. Выявляют в процессе остеопатического обследования позвонки с неправильным положением и патологической подвижностью на уровне C2-C3, или C3-C4, или C2-C3-C4. Выявляют дистонию и асимметрию мышечного тонуса. Определяют смещение положения подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных, затылочной. Выявляют девиацию языка, готическое небо. При выявлении перечисленных отклонений диагностируют наличие логопедических, ортодонтических нарушений. Осуществляют остеопатическое воздействие, направленное на восстановление нарушенного положения шейных позвонков, относительно соседних позвонков и затылочной кости, на коррекцию положения подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидных, височных, затылочной. Способ обеспечивает комплексное, патогенетическое лечение нарушений речи, связанных с травмой шейного отдела позвоночника. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 310 373 C1

1. Способ диагностики и коррекции нарушений речи, связанных с натально обусловленной травмой шейного отдела позвоночника у детей, включающий остеопатическое обследование и последующее остеопатическое воздействие, при этом в процессе остеопатического обследования выявляют позвонки с неправильным положением и патологической подвижностью на уровне C2-C3, или C3-C4, или C2-C3-C4, выявляют дистонию и асимметрию мышечного тонуса, определяют смещение положения подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидной, височных, затылочной, выявляют девиацию языка, готическое небо, и при выявлении перечисленных отклонений диагностируют наличие логопедических, ортодонтических нарушений, затем осуществляют остеопатическое воздействие, направленное на восстановление нарушенного положения шейных позвонков, относительно соседних позвонков и затылочной кости, на коррекцию положения подъязычной кости относительно костей основания черепа - клиновидных, височных, затылочной, а также на интеграцию этих изменений на уровне плечевого пояса и всего организма ребенка.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при формировании сменного прикуса дополнительно выявляют следующие диагностические признаки: нарушение соотношения продольного и поперечного размера челюстей, увеличение саггитальной щели между верхней и нижней челюстями, язычное отклонение коронок зубов, окклюзионное взаимоотношение челюстей.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют формирование ритма дыхания и речевого выдоха, координацию работы двигательных, дыхательных и речевых мышц путем проведения гимнастических упражнений под музыку, танцев и пения.4. Способ по п.3, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют коррекцию речевого дыхания в словах и фразах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2310373C1

Медицинский остеопатический центр "Семья", Показания к применению
[ON-LINE], 03.11.2005, [найдено 14.12.2006]
Найдено в Интернет, http://www.osteopatic-family.spb.ru/prim.html
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СЕГМЕНТАРНОЙ ИННЕРВАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ 1994
  • Гриценко Анатолий Григорьевич
  • Лычкова Алла Эдуардовна
  • Гриценко Константин Анатольевич
RU2085175C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1996
  • Терновская Надежда Георгиевна[Ua]
RU2106131C1
JP 2005288012, 20.10.2005
КАРГАПОЛОВА Е.А
Опыт применения рефлексотерапии при лечении распространенных форм

RU 2 310 373 C1

Авторы

Егорова Ирина Анатольевна

Кузнецова Евгения Львовна

Даты

2007-11-20Публикация

2006-09-05Подача