Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.
Известно смазочное устройство зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружены нижерасположенные зубчатые колеса передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985, 416 с., ил.», стр. 149, рис. 11.2.
Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что погруженные в масляную ванну зубчатые колеса захватывают в процессе своего вращения смазочный материал из ванные не только боковыми (рабочими) поверхностями своих зубьев, участвующими в зацеплении (и в трении) зубьями парных зубчатых колес передачи, но также и торцевыми поверхностями своих зубчатых венцов и торцевыми поверхностями своих тел, погружаемыми при вращении нижерасположенных колес в масляную ванну (а эти поверхности в процессе зацепления зубьев сопряженных зубчатых колес не участвуют и поэтому в смазывании не нуждаются). Захваченный этими поверхностями из масляной ванны смазочный материал в процессе вращения нижерасположенных колес смазывают остальные поверхности тел этих колес (не погружаемых при их вращении в масляную ванну); на это расходуется определенное количество смазочного материала (которое может быть значительным при больших диаметрах этих зубчатых колес); попавший на эти поверхности смазочный материал, контактируя с окружающим воздухом, подвергается окислению, что ухудшает эксплуатационные свойства смазочного материала (а поверхность такого контакта может быть значительной - при больших диаметрах колес); смазочный материал, попавший на эти поверхности, подвержен запылению и загрязнению из окружающего воздуха (особенно - при открытых или полузакрытых зубчатых передачах); под действием центробежных сил смазочный материал срывается с торцевых поверхностей, распыляясь в окружающем воздухе, контактируя с ним, при этом происходит окисление (и загрязнение) смазочного материала окружающим воздухом, что также ухудшает эксплуатационные свойства смазочного материала.
В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащего масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружены нижерасположенные зубчатые колеса передачи - см. «Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т. 3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 557 с., ил.», стр. 339.
Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.
Изобретением решается задача повышения токсических характеристик смазочного устройства зубчатой передачи.
Для этого смазочное устройство зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружены нижерасположенные зубчатые колеса передачи, причем каждый из обоих торцов этого колеса со стороны выхода колеса из ванны снабжен скребком, укрепленным неподвижно относительно вращающегося колеса на корпусе передачи, скребки расположены над верхним уровнем ванны под острым углом относительно набегания колеса с примыканием к торцам колеса по всей своей длине, с перекрытием вершин зубчатого венца и окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей торцов колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатая передача со смазочным устройством (вид сбоку) - фиг. 1 и фрагмент смазочного устройства - фиг. 2.
На чертежах показаны: масляная ванна с жидким смазочным материалом 1, верхний уровень 2 смазочной ванны, корпус 3 зубчатой передачи, нижерасположенное зубчатое колесо 4 с телом 5 и зубчатым венцом 6, парное зубчатое колесо 7, скребки 8, кронштейны 9, окружность 10, описываемая точками соприкосновения поверхности торцов тела колеса (4) с верхним уровнем (2) смазочного материала 1 ванны; направления вращения ω1 и ω2 зубчатых колес, угол α наклона скребков (8), направление V стекания смазочного материала со скребков (8).
Смазочное устройство зубчатой передачи состоит из масляной ванны с жидким смазочным материалом 1, имеющую верхний уровень 2, ванна расположена в корпусе 3 зубчатой передачи; в ванну погружено нижерасположенное зубчатое колесо 4 передачи, имеющее тело 5 и зубчатый венец 6; это колесо находится в зацеплении с парным зубчатым колесом 7; каждый из обоих торцов нижерасположенного зубчатого колеса 4 снабжен скребком 8, укрепленным посредством кронштейна 9 на корпусе 3 передачи - неподвижно относительно вращающегося колеса 4. Скребки расположены над верхним уровнем (2) ванны под острым углом α относительно набегания на них колеса 4, с примыканием к торцам по всей своей длине, с перекрытием вершин зубчатого венца 6 и окружности 10, описываемой точками соприкосновения поверхности торцов колеса 4 с верхним уровнем 2 смазочного материала 1 ванны.
Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе зубчатой передачи - вращении ω1 и ω2 зубчатых колес 4 и 7, нижерасположенное зубчатое колесо 4, погруженное в масляную ванну со смазочным материалом 1, захватывает смазочный материал своими погруженными в ванну поверхностями - боковыми (рабочими) поверхностями зубьев зубчатого венца 6, а также нерабочими (не участвующими в процессе трения) поверхностями колеса - торцевыми поверхностями его зубчатого венца 6 и частями поверхности торцевого тела 5, погружаемыми при вращении колеса (4) в масляную ванну. Скребки 8, установленные с торцов колеса, при выходе его при вращении из ванны снимают с этих поверхностей захваченный смазочный материал и направляют его (V) обратно в масляную ванну.
По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства - за счет удаления скребками захваченного из ванны смазочного материала с нерабочих поверхностей колеса, погружаемых в масляную ванну, позволяет снизить расход смазочного материала, а также уменьшить его загрязнение и окисление окружающим воздухом, что, в свою очередь, способствует сохранению эксплуатационных свойств смазочного материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2583416C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2585432C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2016 |
|
RU2617441C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2016 |
|
RU2643099C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2016 |
|
RU2617618C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2016 |
|
RU2630844C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2016 |
|
RU2615227C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2016 |
|
RU2615222C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2568632C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2583415C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи. Каждый из обоих торцов этого колеса, со стороны выхода колеса из ванны, снабжен скребком, укрепленным неподвижно на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены над верхним уровнем смазочного материала ванны под острым углом α относительно набегания на них колеса, с примыканием к торцам колеса по всей своей длине, с перекрытием вершин зубчатого венца и окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей торцов колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.
Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с картерным смазыванием методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено зубчатое колесо зубчатой передачи, отличающееся тем, что каждый из обоих торцов погруженного зубчатого колеса со стороны выхода погруженного зубчатого колеса из ванны снабжен скребком, укрепленным неподвижно на корпусе зубчатой передачи относительно вращающегося погруженного зубчатого колеса, скребки расположены над верхним уровнем масляной ванны под острым углом относительно набегания на них погруженного зубчатого колеса с примыканием к торцам погруженного зубчатого колеса по всей своей длине и с перекрытием вершин зубчатого венца и окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей торцов погруженного зубчатого колеса с верхним уровнем смазочного материала масляной ванны.
Устройство для подачи смазки | 1988 |
|
SU1532767A1 |
US 3529698 A1, 22.09.1970 | |||
Редуктор с устройством для смазки | 1986 |
|
SU1341424A1 |
US 2011263372 A1, 27.10.2011 | |||
Мусоросжигательная печь | 1927 |
|
SU12708A1 |
Авторы
Даты
2016-05-10—Публикация
2015-04-13—Подача