ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО Российский патент 2016 года по МПК B63B35/08 B63B1/10 

Описание патента на изобретение RU2585393C2

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледоколов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала, обеспечивающего безопасную проводку крупнотоннажных судов во льдах.

Известна модель ледокола - тримарана, предназначенная для прокладки широкого канала во льдах (40 лет ледовых модельных испытаний. Рекламная брошюра фирмы Aker Arctic Technology Inc., Финляндия, 2009). Модель представляет собой головной корпус, имеющий ледокольные обводы корпуса и два аутригера в корме, которые расширяют ледяной канал, проложенный за основным корпусом.

Недостатком известного ледокола является повышенное ледовое сопротивление при движении во льдах, вызванное уширением корпуса за счет использования аутригеров, которое приводит к необходимости значительного увеличения мощности главной энергетической установки будущего судна.

Известен также ледокол с расположенными на прочной раме тремя ледокольными корпусами (Патент №2483966, "Ледокольное судно", опубликованный в бюллетене №16 от 10.06.2013 г., Е.М. Апполонов, В.А. Беляшов, В.М. Пашин, К.Е. Сазонов, О.Я. Тимофеев), принятый за прототип.

Ледокол имеет корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных за головным корпусом симметрично относительно диаметральной плоскости судна двух боковых корпусов. Для осуществления маневрирования судна головной корпус оснащен движительно-рулевым комплексом, а боковые корпуса оборудованы винтовыми движителями.

Недостатком известного ледокола является его плохая управляемость и недостаточная ледопроходимость при формировании канала во льдах.

Заявляемое изобретение решает задачу по улучшению управляемости и ледопроходимости многокорпусного ледокольного судна при формировании ледокольного канала во льдах.

Для этого у ледокольного судна, включающего корпус, состоящий из основного головного корпуса и связанных с ним с помощью жесткой платформы побортно расположенных симметрично от диаметральной плоскости (ДП) судна двух боковых корпусов, размещенных со смещением вниз по потоку от головного корпуса, и имеющий наклонный форштевень и разваленные борта, при этом головной корпус оборудован движительно-рулевым комплексом, а боковые корпуса - винтовыми движителями, по изобретению крепление головного корпуса к соединяющей корпуса жесткой платформе осуществлено через шарнирную связь, обеспечивающую возможность поворота указанного корпуса в плоскости ватерлинии относительно диаметральной плоскости судна на угол не менее ±15°, а движительно-рулевой комплекс головного корпуса выполнен в виде поворотной винторулевой колонки, имеющей возможность поворота вокруг своей вертикальной оси на угол не менее ±90°.

Крепление головного корпуса к соединяющей платформе с помощью шарнира позволяет, обеспечивая возможность его поворота в плоскости ватерлинии относительно диаметральной плоскости судна на угол не менее ±15°, улучшить управляемость судна при движении во льдах.

Оснащение головного корпуса винторулевой колонкой с углом поворота вокруг своей вертикальной оси на угол не менее ±90° обеспечивает ледокольному судну улучшенные маневренные характеристики, а также повышенные тяговые характеристики при его движении во льдах.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунком, на котором показана схема предлагаемого ледокольного судна (вид сверху).

Ледокольное судно включает корпус, состоящий из головного корпуса 1 и соединенных с ним жесткой платформой 2 побортно расположенных симметрично относительно ДП судна корпусов 3 и 4 и имеющий наклонный форштевень и разваленные борта (на рисунке не показаны) Крепление головного корпуса 1 к соединяющей корпуса жесткой платформе 2 осуществлено через шарнирную связь 5, обеспечивающую возможность поворота головного корпуса в плоскости ватерлинии относительно диаметральной плоскости судна на угол не менее ±15 градусов. Движитель головного корпуса выполнен в виде поворотной винторулевой колонки 6, имеющей возможность поворота вокруг своей вертикальной оси на угол не менее ±90 градусов, боковые корпуса 3 и 4 оснащены винтовыми движителями 7.

Предлагаемое многокорпусное ледокольное судно работает следующим образом.

При движении ледокольного судна во льдах головной корпус 1 разрушает ледяной покров, образуя канал 8 соответствующей ширины. Расположенные за ним боковые корпуса 3 и 4 также разрушают ледяной покров с обоих сторон канала 8, скалывая льдины 9 в канал 8 за головным корпусом 1. В результат внешние по отношению к каналу 8 борта 10 боковых корпусов 3 и 4 формируют широкий ледяной канал 11 с битым льдом 12.

Движение трехкорпусного ледокольного судна осуществляется за счет работы винтовых движителей 7, установленных соответственно на боковых корпусах 3 и 4, и винторулевой колонки 6 головного корпуса 1, а маневрирование судна осуществляется за счет винторулевой колонки 6 и шарнирной связи 5 головного корпуса 1 с жесткой платформой 2.

Предлагаемое ледокольное судно обладает повышенной управляемостью при прокладке канала, а также имеет улучшенную ледопроходимость при движении во льдах, что его выгодно отличает от прототипа.

Похожие патенты RU2585393C2

название год авторы номер документа
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2011
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
RU2483966C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ 2013
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Штрамбранд Владимир Ильич
RU2549739C1
Ледокольное судно (варианты) 2017
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Тимофеев Олег Яковлевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Латушко Андрей Игоревич
  • Ковальчук Олег Вадимович
RU2655177C1
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ 2013
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Добродеев Алексей Алексеевич
RU2549738C1
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2012
  • Суховеев Александр Викторович
RU2494911C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2008
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Мацкевич Вадим Александрович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тумашик Александр Петрович
RU2381136C1
ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА 2011
  • Луковников Владимир Викторович
  • Ховряков Александр Николаевич
  • Шляхтенко Александр Васильевич
RU2493042C2
ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ МОРСКОГО СУДНА И МОРСКОЕ СУДНО, СОДЕРЖАЩЕЕ ДВИЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ ДАННОГО ТИПА 2013
  • Хенриксен Томас
RU2622168C2
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2011
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2456201C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 585 393 C2

Реферат патента 2016 года ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого канала, обеспечивающего безопасную проводку крупнотоннажных судов во льдах. Предложено ледокольное судно, включающее корпус, состоящий из основного головного корпуса и связанных с ним с помощью жесткой платформы побортно расположенных симметрично от диаметральной плоскости судна двух боковых корпусов, размещенных со смещением вниз по потоку от головного корпуса, и имеющий наклонный форштевень и разваленные борта, при этом головной корпус оборудован движительно-рулевым комплексом, а боковые корпуса - винтовыми движителями; крепление головного корпуса к соединяющей корпуса жесткой платформе осуществлено через шарнирную связь, обеспечивающую возможность поворота указанного корпуса в плоскости ватерлинии относительно диаметральной плоскости судна на угол не менее ±15°, а движительно-рулевой комплекс головного корпуса выполнен в виде поворотной винторулевой колонки, имеющей возможность поворота вокруг своей вертикальной оси на угол не менее ±90°. Технический результат заключается в улучшении управляемости многокорпусного ледокольного судна при формировании ледокольного канала, а также его ледопроходимости при движении задним ходом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 585 393 C2

Ледокольное судно, включающее корпус, состоящий из основного головного корпуса и связанных с ним с помощью жесткой платформы побортно расположенных симметрично от диаметральной плоскости судна двух боковых корпусов, размещенных со смещением вниз по потоку от головного корпуса, и имеющий наклонный форштевень и разваленные борта, при этом головной корпус оборудован движительно-рулевым комплексом, а боковые корпуса - винтовыми движителями, отличающееся тем, что крепление головного корпуса к соединяющей корпуса жесткой платформе осуществлено через шарнирную связь, обеспечивающую возможность поворота указанного корпуса в плоскости ватерлинии относительно диаметральной плоскости судна на угол не менее ±15°, а движительно-рулевой комплекс головного корпуса выполнен в виде поворотной винторулевой колонки, имеющей возможность поворота вокруг своей вертикальной оси на угол не менее ±90°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2585393C2

ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2011
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
RU2483966C2
ЛЕДОКОЛ-ТРИМАРАН 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171196C1
WO 2007054607 A1, 18.05.2007
SU 1415623 A1, 20.02.2002
DE 3514555 A1, 05.12.1985.

RU 2 585 393 C2

Авторы

Сазонов Кирилл Евгеньевич

Добродеев Алексей Алексеевич

Клементьева Наталья Юрьевна

Даты

2016-05-27Публикация

2013-11-13Подача