Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для определения динамики умственной работоспособности при различных видах и интенсивности физической и умственной нагрузки.
Известен способ определения общей умственной работоспособности (Белозерова Л.М. Умственная работоспособность. Пермь. 2007. - 55 с.). Основа данного способа - это многостороннее изучение нейрофизиологических процессов, таких как память, психическая продуктивность, внимание, мышление. Методика исследования памяти включает в себя определение объема кратковременной памяти по методике Мучника-Смирнова, определение объема непосредственной памяти путем запоминания словесных стимулов постепенно нарастающей длины. На основании полученных данных кратковременной и непосредственной памяти вычисляется объем памяти. Психическая продуктивность исследуется по модифицированной методике с дозированием во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова. Методика исследования мышления включает в себя метод классификаций, метод толкования пословиц, подбор слов-антонимов и синонимов, метод исключения, словесный (ассоциативный) эксперимент. Объем внимания исследуется по таблицам Шульте-Платонова в модификации В.В. Крыжановской, а также объем внимания определяется с помощью тахистоскопа. На основании полученных данных рассчитывается общая умственная работоспособность данного испытуемого, учитывающая результаты всех тестов.
Недостатки: трудоемкий и длительный способ, при массовых медицинских осмотрах не представляется возможным использовать, отсутствуют тесты на определение зрительной памяти.
Технический результат: упрощение и сокращение времени при высокой точности способа, возможность использования способа при массовых медицинских осмотрах у трудоспособного населения и углубленных медицинских осмотрах у спортсменов, в том числе для определения динамики умственной работоспособности.
Данный результат достигается набором методик определения умственной работоспособности.
Новым в способе является то, что определение уровня памяти осуществляется методикой заучивания и воспроизведения десяти слов непосредственно и после интерферирующей паузы, зрительная память оценивается методикой запоминания двенадцати картинок.
Умственную работоспособность определяют по формуле:
УР = ТДС + Т12К + ТДСИП + Ш + К + Q - С1 - С2,
где УР - умственная работоспособность в условных единицах;
ТДС - тест десяти слов, уровень запоминания;
Т12К - тест двенадцать картинок, уровень зрительной памяти;
ТДСИП - тест десяти слов после интерферирующей паузы;
Ш - объем внимания по таблицам Шульте-Платонова;
К - индекс психической продуктивности по таблицам В.Я. Анфимова;
Q - психическая продуктивность по таблицам В.Я. Анфимова;
С1 - количество ошибок на 500 знаков;
С2 - количество ошибок на 200 знаков.
Способ осуществляют следующим образом.
Умственную работоспособность определяют с помощью батареи психофизиологических тестов, позволяющих оценивать разные ее стороны и их общую совокупность: уровень запоминания «Тест десяти слов» по методике Лурия А.Р.. Хомской Е.Д, уровень зрительной памяти методикой запоминания двенадцати картинок «Тест 12 картинок», уровень запоминания «Тест десяти слов» после интерферирующей паузы [А.Р. Лурия «Лекции по общей психологии» - СПб.: Питер, 2006. - 320 с; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1959], объем внимания оценивается по таблицам Шульте-Платонова с дозированием по времени [Белозерова Л.М. Метод определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности / Пермская государственная медицинская академия. - Пермь, 2000. - 58 с.], психическую продуктивность оценивают по таблицам Анфимова В.Я. с дозированием по времени [Наватикян А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. - Киев: Здоровье, 1979. - 207 с].
Для определения уровня запоминания (ТДС) испытуемому предлагают запоминать, называемые исследователем десять не связанных друг с другом слов, после чего испытуемый должен воспроизвести названные слова. Повторный тест проводится после интерферирующей паузы в 5 минут (ТДСИП).
Для определения уровня зрительной памяти (Т12К) испытуемому предлагают в течение 20 секунд запомнить 12 картинок стимульного материала, время экспозиции 20 секунд, после чего испытуемый должен воспроизвести стимульный материал на матрице, состоящей из 12 пустых квадратов.
Все три показателя оценивают в условных единицах.
Исследование психической продуктивности осуществляют по модифицированной методике с дозированием во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова.
Задание:
1. Просматривая ряды букв, подчеркивайте сочетания букв «СН» и «АЕ». Время выполнения 2 мин.
2. Продолжаем подчеркивать сочетания букв «СН» и «АЕ», дополнительно вычеркиваем буквы «Н» и «Е», стоящие отдельно, не в сочетаниях. Время выполнения 2 мин.
Обработка результатов:
Индекс продуктивности К=a:a1 в условных единицах;
а - количество знаков, просмотренных за 4 мин;
a1 - количество знаков, просмотренных за первые 2 минуты;
a2 - количество знаков, просмотренных за вторые 2 минуты;
Психическая продуктивность Q=(а:10)2:(а:10)+b в условных единицах;
b - общее количество ошибок за 4 мин.
Количество ошибок на 500 знаков С1=500·b1: а, в условных единицах;
Количество ошибок на 200 знаков С2=200·b2: а, в условных единицах;
b1 - количество ошибок за первые 2 минуты;
b2 - количество ошибок за вторые 2 минуты;
Методика исследования объема внимания по таблице Шульте-Платонова в модификации В.В. Крыжановской (Ш).
Испытуемым предъявлялось задание:
1. Запишите в один ряд поочередно цифры красного цвета от 1 до 30 в возрастающем порядке, пропуская цифры, которых нет в таблице, вместо пропущенных цифр ставьте черточки.
2. Запишите во второй ряд цифры черного цвета от 30 до 1 в убывающем порядке, вместо пропущенных цифр ставьте черточки. Время выполнения - 2 мин.
Обработка данных:
Вычисление осуществлялось по формуле:
Ш=(а:10)2:(а:10)+b,
где Ш - объем и переключение внимания (в условных единицах);
а - количество просмотренных цифр;
b - количество ошибок.
Исследование начинают после 5 мин адаптации испытуемого в положении сидя, после чего регистрируют изучаемые показатели.
Умственную работоспособность определяют по формуле:
УР = ТДС + Т12К + ТДСИП + Ш + К + Q - С1 - С2,
где УР - умственная работоспособность в условных единицах;
ТДС - тест десяти слов, уровень запоминания;
Т12К - тест двенадцать картинок, уровень зрительной памяти;
ТДСИП - тест десяти слов после интерферирующей паузы;
Ш - объем внимания по таблицам Шульте-Платонова;
К - индекс психической продуктивности;
Q - психическая продуктивность;
C1 - количество ошибок на 500 знаков;
C2 - количество ошибок на 200 знаков;
Целесообразно определение уровня умственной работоспособности предложенным способом в динамическом сравнении показателей в разные периоды умственной и/или физической активности у лиц трудоспособного возраста и разные периоды подготовки у спортсменов.
Примеры конкретного выполнения
Пример 1. Испытуемый В., 23 года, спортсмен, мужской пол.
УР=7+9+6+3,0+1,2+65,3-4-10=77,5 усл. ед.
Назначен препарат Милдронат в дозе 1,0 г 1 раз в сутки, 21 день, проведено повторное
исследование УР на 21 день приема препарата:
УР=10+12+9+5,2+1,1+78,6-2-4=109,9 усл. ед.
Вывод: Повышение показателей умственной работоспособности.
Пример 2. Испытуемый Ж., 26 лет, студент, женский пол.
УР=8+10+6+4,2+1,4+67,8-2-9=86,4 усл. ед.
Назначен препарат Милдронат в дозе 1,0 г 1 раз в сутки, 21 день, проведено повторное исследование УР на 21 день приема препарата:
УР=10+11+8+5,1+1,2+72,5-1-4=102,8 усл. ед.
Вывод: Повышение показателей умственной работоспособности.
Пример 3. Спортсмен Г., 19 лет, мужской пол.
Измерение исходного уровня УР при углубленном медицинском осмотре в начале спортивного сезона:
УР=6+9+5+3,1+1,4+48,3-5-10=57,8 усл. ед.
Измерение уровня УР через 3 месяца за 4 недели перед соревнованиями:
УР=6+8+4+2,8+1,5+42,3-5-9=50,6 усл. ед.
Вывод: снижение показателей умственной работоспособности, назначен оптимальный двигательный тренировочный режим, оптимизация режима дня, препарат Милдронат в дозировке 1,0 г 1 раз в сутки, 21 день.
Повторное измерение уровня УР через 21 день после назначений:
УР=8+11+8+5,0+1,2+59,8-2-4=87,0 усл. ед.
Вывод: Повышение показателей умственной работоспособности.
Статистические данные
Обследовано 24 женщины, занимающиеся хоккеем на траве, 30 мужчин, занимающихся хоккеем с шайбой в возрасте 18-35 лет, 28 юных спортсменов 2000 г.р., занимающихся плаванием и баскетболом, мужского пола; 40 студентов ПГМУ, из них 25 женщин и 15 мужчин, в возрасте 18-35 лет.
Положительный эффект - определение уровня умственной работоспособности является объективным и оптимальным по времени проведения способом. Внедрение оценки уровня умственной работоспособности в программу медицинских осмотров трудоспособного населения и программу углубленного медицинского обследования спортсменов позволит объективно оценить функциональное состояние центральной нервной системы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА | 1994 |
|
RU2102924C1 |
Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях | 2019 |
|
RU2701399C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ | 2004 |
|
RU2319445C2 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
Способ выявления пациентов, нуждающихся в продолжении курсов когнитивных тренировок на фоне медикаментозной поддержки, после перенесенного острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2767932C1 |
Способ мониторинга состояния пациентов, перенесших острый ишемический инсульт (ОИИ), после курса когнитивной реабилитации | 2021 |
|
RU2771578C1 |
СПОСОБ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ | 2012 |
|
RU2504325C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ | 2001 |
|
RU2195173C2 |
АНТИСТРЕССОРНОЕ, СТРЕССПРОТЕКТОРНОЕ, НООТРОПНОЕ СРЕДСТВО, СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ | 1992 |
|
RU2025124C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ | 2020 |
|
RU2741210C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для определения динамики умственной работоспособности при различных видах и интенсивности физической и умственной нагрузки. Проводят тесты на определение памяти, объема внимания и психической продуктивности с дозированием во времени с последующей интерпретацией результатов. В качестве тестов на определение памяти используют уровень запоминания «Тест десяти слов» по Лурия А.Р., уровень зрительной памяти по методике запоминания двенадцати картинок «Тест 12 картинок», в качестве теста на объем внимания используют таблицы Шульте-Платонова, а для определения психической продуктивности используют таблицы Анфимова В.Я. Умственную работоспособность определяют в условных единицах по математической формуле. Способ позволяет повысить точность определения умственной работоспособности, в том числе для определения динамики умственной работоспособности за счет использования значимых критериев диагностических тестов. 3 пр.
Способ определения умственной работоспособности человека, включающий тесты на определение памяти, объема внимания и психической продуктивности с дозированием во времени с последующей интерпретацией результатов по формуле, отличающийся тем, что в качестве тестов на определение памяти используют уровень запоминания «Тест десяти слов» по Лурия А.Р. (ТДС), уровень зрительной памяти по методике запоминания двенадцати картинок «Тест 12 картинок» (Т12К), в качестве теста на объем внимания используют таблицы Шульте-Платонова (Ш), а для определения психической продуктивности используют таблицы Анфимова В.Я., умственную работоспособность определяют по формуле:
УР=ТДС+Т12К+ТДСИП+Ш+К+Q-С1-С2,
где УР - умственная работоспособность в условных единицах;
ТДС - тест десяти слов;
Т12К - тест двенадцать картинок;
ТДСИП - тест десяти слов после интерферирующей паузы;
Ш - объем внимания;
К - коэффициент подвижности нервных процессов;
Q - коэффициент продуктивности нервных процессов;
С1 - количество ошибок на 500 знаков;
С2 - количество ошибок на 200 знаков.
БЕЛОЗЕРОВА Л | |||
М | |||
Умственная работоспособность | |||
Пермь,2007 | |||
RU 2008125417 A, 27.12.2009 | |||
Бекмансуров Х | |||
А | |||
и др | |||
Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья | |||
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Теория и практика | |||
Рег | |||
Сб | |||
научных трудов | |||
ЕГПУ, 3 выпуск, 2006, С | |||
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
РЕВЕНКО Е | |||
М | |||
и др. |
Авторы
Даты
2016-10-27—Публикация
2015-09-04—Подача