СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Российский патент 2006 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2267980C2

Изобретение относится к медицине, а именно к клинической психологии, в частности, к диагностике психического развития детей дошкольного возраста, и может широко использоваться в психиатрии, психологии и детской педагогике.

Известен способ дифференциальной диагностики уровня психического развития детей, описанный в научно-методическом пособии "Диагностика школьной дезадаптации", редакционно-издательский центр Консорциума, М., 1993 г., стр.29-45.

Известный способ заключается в следующем.

В основе способа лежат 8 методик: картина с нелепыми ситуациями; методика заучивания 10 слов (слуховой вариант); методика опосредствованного запоминания (по Леонтьеву); обучающий эксперимент (классификация геометрических фигур); доска Сегена; последовательность событий; классификация (детский вариант); методика Пьерона-Рузера. Количественно-качественный анализ психической деятельности детей 6-7 лет проводится по следующим параметрам:

I. Особенности аффективно-личностной сферы:

1) контакт;

2) интерес;

3) аффективный компонент продуктивности;

4) активность;

5) критика.

II. Особенности работоспособности:

6) темп и динамика продуктивности деятельности;

7) истощаемость;

8) переключаемость;

9) внимание.

III. Интеллектуально-мнестическая деятельность:

10) ориентировочная деятельность;

11) понимание обращенной речи;

12) вербализация;

13) целенаправленность.

IV. Частные достижения (самостоятельная продукция):

14) непосредственная память (кратковременная);

15) непосредственная память (долговременная);

16) продуктивность опосредствования (продуктивность использования символов в целях запоминания);

17) простое кодирование.

V. Частные достижения (с учетом оказанной помощи):

18) доступность опосредствования;

19) динамика обучения (обучающий эксперимент);

20) качество переноса;

21) конструктивный праксис (доска Сегена);

22) логические построения (последовательность событий);

23) обобщения (простые);

24) обобщения (усложненные);

25) анализ несообразностей ("нелепицы").

Первые тринадцать параметров, приведенные в пп.1-3, отражают в обобщенном виде особенности афективно-личностной сферы, умственной работоспособности и ряд общих качеств, определяющих продуктивность интеллектуальной деятельности, и авторами методики рассматриваются как "надтестовые", не имеющие прямых корреляций с успешностью выполнения заданий, но косвенно влияющие на уровень частных достижений; остальные 12 параметров (пп.4, 5) оцениваются по результатам выполнения тестов.

На основании подробных исследований анализируются проявления психической деятельности ребенка по каждому из 25 параметров и проводится оценка в баллах - подсчитывается общий суммарный балл. Полученный результат коррегируется добавлением или вычитанием баллов в зависимости от точного возраста. Суммируются оценки в группе "значимых показателей", т.е. тех параметров, в которых выявились статистически достоверные различия между всеми тремя группами испытуемых - норма, задержка психического развития, олигофрения (параметры 1, 5, 10, 11, 12, 13, 19, 22, 25). Вычисляются суммарные оценки для остальных пяти групп показателей. Каждый суммарный результат сравнивается с соответствующими цифрами оценочной шкалы.

Недостатком известного способа является тот факт, что оценивается только совокупность качеств, которая обеспечивает выявление предпосылок овладения учебной деятельностью, оценку работоспособности испытуемых для выявления среди детей 6-7 лет "группы риска" школьной дезадаптации, при этом оценка производится только с психолого-педагогической точки зрения. С этой же точки зрения выбраны параметры оценки, в т.ч. память и внимание - только в аспекте работоспособности для возможностей обучения, т.е. несколько односторонне.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ диагностики психологического развития детей, описанный в методическом пособии под редакцией Е.А.Стребелевой "Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста", М., 1998 г. и выбранный в качестве прототипа.

Известный способ базируется на положении отечественной психологии о том, что в основе умственного развития лежит овладение детьми разными видами познавательных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные действия, направленные на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Считается, что для дошкольного возраста в развитии познавательных действий характерна система показателей умственного развития ребенка, включающая степень сформированности ведущих пяти типов познавательных действий: преобладающих трех типов перцептивных (целенаправленные пробы; практическое примеривание; зрительная ориентировка) и двух основных мыслительных (интеллектуальных) действий, образного и логического мышления.

Известный способ диагностики психического развития детей заключается в следующем.

На первом этапе специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя их жалобы, на втором этапе проводится обследование умственного развития ребенка, при необходимости - обследование слуха, далее - обследование речевой деятельности; при этом умственное обследование включает наблюдение специалиста за поведением ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым. Третий этап посвящен сбору анамнестических данных о развитии ребенка, уточнению условий его воспитания, микроклимате в семье и т.п. На четвертом этапе даются рекомендации по корректировке условий жизни и микроклимата в семье, и на пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

Конкретно способ диагностики осуществляется следующим образом. Обследуют умственное развитие ребенка, выдавая ему задание с элементами обучения нужным действиям, чтобы выявить при этом уровень восприятия, анализируя для этого уровень развития игры, уровень развития практической ориентировки на форму, на величину, и уровень развития целостного восприятия предметного изображения, и оценивают уровень мышления, в частности, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Проверяют слух ребенка по спискам Неймана, чтобы исключить дефекты слуха как причину отклонений в развитии. Затем проводят с помощью тестов обследование уровня развития речи по нескольким параметрам: понимание речи; сформированность фонематического слуха; предметный и глагольный словарь; слоговая структура речи; уровень развития активной речи; овладение грамматическим строем речи; состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение. Проводят количественную оценку результатов обследования по четырехбалльной системе и делают выводы о психическом развитии ребенка.

Недостатком известного способа является его некоторая неполнота, т.к. обследуются не все стороны развития ребенка, и как следствие - недостаточно высокая эффективность его. Неполнота обследования затрудняет выявление определенных процессов психической сферы и препятствует устранению имеющихся дефектов.

Целью заявляемого изобретения является повышение эффективности диагностики за счет проведения полного обследования ребенка.

Поставленная цель достигается тем, что в способе дифференциальной диагностики уровня психического развития детей 2-7-летнего возраста, осуществляемом с помощью бесед и игровых тестов для соответствующего возраста и включающем изучение состояния познавательной деятельности, в т.ч. определение особенностей мышления и восприятия, анализ особенностей речевой деятельности, анализ игровой и продуктивных видов деятельности, количественную оценку развития по названным характеристикам по четырехбалльной системе и выводы об уровне психического развития ребенка, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, дополнительно вначале проводят целенаправленный клинико-психологический осмотр внешнего вида ребенка, выявляют особенности его психомоторного развития, в т.ч. психомоторного неблагополучия, формы нарушения тактильного восприятия и признаки психического напряжения и невротических тенденций, затем при изучении состояния познавательной деятельности, проводимом с помощью бесед медико-психолого-педагогического характера, кроме определения особенностей мышления и восприятия, выявляют дополнительно особенности памяти, а именно, запоминания, сохранения, воспроизведения, возможности классификации отбора и переработки воспринимаемых впечатлений, а также выявляют особенности внимания, в т.ч. уровень его сформированности, возможности его переключения, концентрации и устойчивости, и оценивают пространственные представления ребенка, после анализа речевой деятельности, проводимого во взаимосвязи с общим психическим развитием, предметно-практической деятельностью и социальной адаптацией, выявляют личностные особенности ребенка, в т.ч. развитие волевых процессов, дифференцированность и стабильность чувств, длительность устремлений и побуждений, оценивают общий запас его знаний и представлений и эмоционально-волевую сферу и проводят количественную оценку по всем критериям по четырехбалльной системе, с учетом качественных характеристик, соотнося их с нормой возрастного развития по каждой из названных характеристик.

Дополнительно проводимые целенаправленный клинико-психологический осмотр внешнего вида ребенка, определение особенностей его психомоторного развития в совокупности с выявлением особенностей памяти и внимания и оценкой его пространственных представлений при изучении познавательной деятельности, выявлением личностных особенностей, оценкой общего запаса знаний и представлений и оценкой состояния эмоционально-волевой сферы ребенка с учетом возрастной нормы по каждой из указанных характеристик позволяют более тонко и конкретно, акцентируя внимание на клинико-психологических аспектах, оценить уровень психического развития ребенка в дошкольном возрасте и принять при необходимости соответствующие проводимой комплексной медико-психолого-педагогической диагностике корректирующие действия, что резко повышает эффективность такой диагностики.

В сравнении с прототипом заявляемый способ дифференциальной диагностики уровня психического развития детей 2-7- летнего возраста обладает новизной, отличаясь от него дополнительно проводимыми целенаправленным клинико-психологическим осмотром внешнего вида ребенка, определением особенностей психомоторного развития, выявлением особенностей памяти и внимания, а также оценкой пространственных представлений ребенка при изучении познавательной деятельности, выявлением личностных особенностей ребенка, оценкой общего запаса знаний и представлений и эмоционально-волевой сферы ребенка, позволяющих в совокупности достичь заданного результата.

Заявителю неизвестны технические решения, обладающие названными отличительными признаками, позволяющими в совокупности достичь заданного результата, поэтому он считает, что заявляемый способ соответствует критерию "изобретательский уровень".

Заявляемый способ может найти широкое применение в психологии, психиатрии и детской педагогике, а потому соответствует критерию "промышленная применимость".

Заявляемый способ дифференциальной диагностики психического развития детей 2-7-летнего возраста осуществляется с помощью бесед медико-психолого-педагогического характера и игровых тестов для соответствующего возраста. Вначале проводят целенаправленный клинико-психологический осмотр внешнего вида ребенка и выявляют особенности его психомоторного развития, в т.ч. психомоторного неблагополучия, формы нарушения тактильного восприятия и признаки психического напряжения и невротических тенденций. Затем изучают состояние познавательной деятельности ребенка, определяя особенности мышления ребенка, в т.ч. наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, и выявляя особенности памяти, а именно, запоминания, сохранения, воспроизведения, возможности классификации отбора и переработки воспринимаемых впечатлений, и внимания, в т.ч. уровень его сформированности, возможности его переключения, концентрации и устойчивости. Оценивают пространственные представления ребенка. Проводят анализ особенностей речевой деятельности во взаимосвязи ее с общим психическим развитием, предметно-практической деятельностью и социальной адаптацией. Выявляют личностные особенности ребенка, в т.ч. развитие волевых процессов, дифференцированность и стабильность чувств, длительность устремлений и побуждений. Оценивают общий запас знаний и представлений и проводят анализ игровой и продуктивных видов деятельности. Далее оценивают эмоционально-волевую сферу ребенка, дают количественную оценку по всем названным характеристикам по четырехбалльной системе с учетом качественных характеристик, соотнося их с возрастной нормой, и делают выводы об уровне психического развития ребенка. На практике заявляемый способ осуществляется следующим образом. Непосредственно при первом знакомстве с ребенком врач-психиатр, психолог и педагог целенаправленно, комплексно с учетом клинико-психологической оценки и соотнесения с нормой обращают внимание на его внешний вид. Оценивают прежде всего такие параметры как осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринолалия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. Примерами отклонений от нормального внешнего вида могут быть:

- наличие ассиметрии и диспластичности;

- невыразительное, маскообразное, амимичное лицо;

- насильственная улыбка;

- отсутствие фиксации взора, блуждающий взор;

- слюнотечение, высовывающийся язык;

- косоглазие, птоз (опущение века) или полуптоз;

- неправильная форма или нестандартная форма головы (микроцефалия, гидроцефалия);

- расщелины губы, неба и т.д.

В некоторых случаях наличие одного из этих дефектов не снижает общего благоприятного впечатления о ребенке, но отклонения или особенности внешнего вида должны быть зафиксированы для дополнительного обследования или наблюдения. Особенности внешнего вида ребенка необходимо учитывать и в построении коррекционных занятий.

Комплексное клинико-психологическое выявление особенностей психомоторного развития включает в себя исследование движений и действий, а именно:

- состояние опорно-двигательного аппарата и оценку двигательных возможностей;

- проверку подвижности рук и моторики пальцев;

- оценку особенностей движения рук;

- оценку предметных действий (с 2 до 6 лет);

- динамический праксис и готовность руки к овладению письмом (6-7 лет).

В детских образовательных учреждениях обследование может проводиться воспитателями или инструкторами по физическому воспитанию (в соответствии с требованиями воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях). Сведения о двигательных возможностях детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует взять у врача-специалиста.

Подвижность рук и моторику пальцев проверяют с помощью игровых упражнений, усложняющихся по мере перехода ребенка из одной возрастной категории в другую.

Производят оценку особенностей движения рук и пальцев с помощью упражнений, усложняющихся по мере роста ребенка. Аналогичным образом оценивают предметные действия. Динамический праксис и готовность руки к овладению письмом проверяют у детей 6-7 лет. С учетом нормы для возрастной группы оценивают психомоторное развитие ребенка по четырехбалльной системе.

Изучают состояние познавательной деятельности ребенка, определяя особенности восприятия, мышления, памяти ребенка (2-3 год), а также его пространственные представления (3-7 лет).

Восприятие ребенка может быть изучено несколькими сериями методик, наиболее полно разработанных Стребелевой Е.А. В частности, могут быть использованы следующие методики:

- ориентировка на величину предмета;

- дифференцированность зрительного восприятия;

- различение и называние цвета;

- уровень развития целостного восприятия предмета.

Для определения развития мышления ребенка ему предлагают решить практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий для выявления в зависимости от возраста уровня наглядно-действенного, наглядно-образного или словесно-логического мышления.

Для выявления особенностей мнемических процессов (запоминания, сохранения и воспроизведения) ребенку предлагается выполнить по памяти серию инструкций (2-3 года) или прочесть наизусть стихотворение либо проверяется умение работать по памяти, по образцу. Для более старших детей проверяется опосредствованное запоминание с помощью методик, разработанных А.Н.Леонтьевым, Л.С.Выготским и др.

При оценке пространственных представлений ребенка проверяются:

- ориентировка в схеме собственного тела;

- ориентировка в окружающем пространстве;

- ориентировка на листке бумаги;

- тактильный предметный гнозис;

- временные представления (для детей 6-7 лет).

Проверка производится методом клинико-психологической беседы и с помощью специального дидактического материала в виде картинок или игрушек.

Личностные особенности ребенка, в т.ч. развитие волевых процессов, дифференцированность и стабильность чувств, длительность устремлений и побуждений, выявляют с помощью медико-психолого-педагогических бесед и игровых возрастных тестов.

Оценка производится по каждому из видов познавательной деятельности по 4-х балльной системе с учетом возрастной нормы.

Общий запас знаний и представлений проверяется методом клинико-психологической беседы для выявления запаса сведений о ближайшем окружении, а также точности имеющихся представлений. Оценка также проводится по 4-х балльной системе с учетом возрастной нормы.

При анализе игровой деятельности проверяется интерес к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (2-5 лет) и уровень развития сюжетно-ролевой игры (5-7 лет). Ребенку предлагают поиграть в игровом уголке, отмечая интерес к игрушкам, характер действий с игрушкой, умение самостоятельно развернуть игру.

При анализе продуктивных видов деятельности используются, в зависимости от возраста, рисование или конструирование. Проводится оценка по 4-х балльной системе с учетом возрастной нормы. При оценке эмоционально-волевой сферы проводится наблюдение за ребенком в процессе занятий, диагностики и повседневной деятельности и отмечаются следующие показатели:

- контактность;

- эмоционально-волевые проявления и их качественные проявления;

- внимание;

- работоспособность;

- мотивы деятельности;

- аффективный компонент продуктивности;

- признаки психического напряжения и невротических тенденций.

При анализе контактности отмечаются:

качественные характеристики контакта (легкий, быстрый, поверхностный, устанавливается с трудом, уходит от контакта в процессе обследования, протестная реакция, контактен на протяжении всего времени общения, требуется активизация контакта со стороны взрослого):

- интерес к эмоциональному контакту со взрослым и потребность в нем;

- потребность в контакте со сверстниками;

- умение соотносить свои действия с действиями товарищей;

- конфликтность.

При анализе эмоционально-волевых проявлений и их качественных характеристик отмечаются:

- преобладающий фон настроения;

- адекватность эмоциональных реакций на раздражители;

- эмоциональная возбудимость;

- глубина привязанности к окружающим и степень дифференцированности отношений с ними.

При оценке внимания используется методика "зрительный диктант". Задание направлено на выявление устойчивости, концентрации, объема памяти и целенаправленности деятельности.

Признаками нарушения внимания являются:

- повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

- генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

- застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

- ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

В ходе целенаправленного наблюдения и комплексного обследования также отмечается работоспособность ребенка, а именно;

- темп деятельности (умеренный, равномерный, высокий, ускоренный, замедленный);

- необходимые виды помощи в процессе деятельности;

- уровень продуктивности;

- отношение к затруднениям;

- проявление усталости.

При наблюдении и обследовании необходимо обратить внимание на преобладающие мотивы деятельности ребенка:

- интерес к предмету, игрушке;

- подчинение требованиям взрослого;

- желание получить одобрение и т.п.

При исследовании аффективного компонента продуктивности анализируется реакция ребенка на затруднения и ошибки, наличие интереса к предлагаемой деятельности, уровень самостоятельности в действиях и его зависимость от успеха.

По каждому из аспектов состояния эмоционально-волевой сферы проводится оценка по 4-х балльной системе с учетом возрастной нормы.

При анализе речевой деятельности исследуются и оцениваются:

- артикуляционный аппарат (губы, язык, мягкое небо);

- наличие оральных синкинезий;

- дыхательный аппарат;

- голосовой аппарат;

- понимание речи (понимание обращенной речи, понимание преддожно-падежных конструкций и предлогов, понимание единственного и множественного числа прилагательного);

- активная речь (говорит многословными предложениями, практическое употребление падежей, единственного и множественного числа, слоговая структура слова);

- предметный словарь;

- глагольный словарь;

- грамматический строй речи;

- состояние слоговой структуры слов;

- произношение и различение звуков;

- фонематическое восприятие.

Проводится оценка по 4-балльной системе с учетом возрастной нормы.

По итогам обследования делаются выводы об уровне психического развития ребенка.

В сравнении с прототипом заявляемый способ позволяет более тонко и конкретно, акцентируя внимание на клинико-психологических аспектах, оценить уровень психического развития ребенка в дошкольном возрасте и принять соответствующие проводимой комплексной медико-психологической диагностике, корректирующие действия, что резко повышает эффективность диагностики.

Похожие патенты RU2267980C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Козловская Г.В.
  • Калинина М.А.
  • Горюнова А.В.
RU2246257C1
Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера 2023
  • Медведева Евгения Алексеевна
  • Голубчикова Анастасия Валентиновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Соловьева Татьяна Александровна
  • Беликова Анастасия Игоревна
RU2817165C1
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера 2023
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Медведева Евгения Алексеевна
  • Голубчикова Анастасия Валентиновна
  • Соловьева Татьяна Александровна
RU2817210C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Свиридова Татьяна Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Буслаева Анна Сергеевна
  • Курбанов Мурат Маратович
RU2593744C1
СПОСОБ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2012
  • Калинина Марина Анатольевна
  • Козловская Галина Вячеславовна
  • Шимонова Галина Николаевна
RU2497453C1
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни 2016
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Закрепина Алла Васильевна
RU2640097C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1994
  • Серганова Таисия Ивановна
RU2145789C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к медицине и предназначено для дифференциальной диагностики уровня психического развития детей 2-7-летнего возраста. Вначале проводят целенаправленный клинико-психологический осмотр внешнего вида ребенка, выявляют особенности его психомоторного развития, в т.ч. психомоторное неблагополучие, формы нарушения тактильного восприятия и признаки психического напряжения и невротических тенденций. При изучении состояния познавательной деятельности, проводимом с помощью бесед медико-психологического характера, кроме определения особенностей мышления и восприятия, выявляют дополнительно особенности памяти, а именно запоминания, сохранения, воспроизведения, классификации, отбора и переработки воспринимаемых впечатлений. Выявляют особенности внимания, в т.ч. уровень его сформированности, возможности его переключения, концентрации и устойчивости, и оценивают пространственные представления ребенка, после анализа речевой деятельности, проводимого во взаимосвязи с общим психическим развитием, предметно-практической деятельностью и социальной адаптацией, выявляют личные особенности ребенка, в т.ч. развитие волевых процессов, дифференцированность и стабильность чувств, длительность устремлений и побуждений, оценивают общий запас его знаний и представлений и эмоционально-волевую сферу, и проводят количественную оценку развития по всем критериям по четырехбалльной системе с учетом качественных характеристик, соотнося их с нормой возрастного развития по каждой из названных характеристик. Способ позволяет повысить эффективность дифференциальной диагностики уровня психического развития детей 2-7-летнего возраста.

Формула изобретения RU 2 267 980 C2

Способ дифференциальной диагностики уровня психического развития детей 2-7- летнего возраста, осуществляемый с помощью бесед и игровых тестов для соответствующего возраста и включающий изучение состояния познавательской деятельности, в т.ч. определение особенностей мышления и восприятия, анализ особенностей речевой деятельности, анализ игровой и продуктивных видов деятельности, количественную оценку развития по названным характеристикам по четырехбалльной системе и выводы об уровне психического развития ребенка, отличающийся тем, что дополнительно вначале проводят целенаправленный клинико-психологический осмотр внешнего вида ребенка, выявляют особенности его психомоторного развития, в т.ч. психомоторное неблагополучие, формы нарушения тактильного восприятия и признаки психического напряжения и невротических тенденций, затем при изучении состояния познавательной деятельности, проводимом с помощью бесед медико-психологического характера, кроме определения особенностей мышления и восприятия, выявляют дополнительно особенности памяти, а именно запоминания, сохранения, воспроизведения, классификации, отбора и переработки воспринимаемых впечатлений, а также выявляют особенности внимания, в т.ч. уровень его сформированности, возможности его переключения, концентрации и устойчивости, и оценивают пространственные представления ребенка, после анализа речевой деятельности, проводимого во взаимосвязи с общим психическим развитием, предметно-практической деятельностью и социальной адаптацией, выявляют личные особенности ребенка, в т.ч. развитие волевых процессов, дифференцированность и стабильность чувств, длительность устремлений и побуждений, оценивают общий запас его знаний и представлений и эмоционально-волевую сферу и проводят количественную оценку развития по всем критериям по четырехбалльной системе с учетом качественных характеристик, соотнося их с нормой возрастного развития по каждой из названных характеристик.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2267980C2

СТЕБЕЛЕВА Е.А
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Методологическое пособие, М., 1998, с.7-21
RU 94002979 A1, 27.07.1996
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ И ГРУППЫ РИСКА ПО ЗАБОЛЕВАНИЮ 1997
  • Королева И.В.
  • Шургая Г.Г.
  • Штыров Ю.Ю.
RU2138987C1
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ 2001
  • Рочев В.П.
  • Мозговая Л.А.
  • Новожилова Т.П.
  • Куркина О.В.
  • Паклин Р.В.
RU2195173C2

RU 2 267 980 C2

Авторы

Рычкова Лидия Сергеевна

Лаврова Галина Николаевна

Даты

2006-01-20Публикация

2003-06-20Подача