Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами с узкими зубьями.
Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, у которых на участках головок ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления, причем граница изменения ширины смещена в сторону вершин зубьев - см. патент РФ №2547201, кл. F16H 55/08, опубл. 10.04.2015 г., Бюл. №10.
Недостаток прототипа состоит в том, что изгибная прочность зубьев колеса может быть недостаточной, что может привести к излому зубьев. Эта опасность возрастает с увеличением высоты зубьев.
В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту РФ №2128305, кл. F16H 55/12, опубл. 27.03.1999 г. Сущность его состоит в том, что на одном торце колеса расположена торцевая накладка, укрепленная на торцах зубьев и части торца тела, прилегающей к зубчатому венцу.
Недостаток прототипа состоит в том, что конструкция зубчатого колеса предполагает, что высота зубьев колеса по всей ширине зубчатого венца равновелика; и торец колеса, на котором крепится торцевая накладка, может быть выбран из двух торцов колеса произвольно. Конструкция колеса не учитывает того, что ширина головок зубьев на участках с двухпарным зацеплением уменьшена вдвое.
Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса, снижения издержек на его изготовление и повышения изгибной прочности зубьев.
Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и кольцевую накладку, укрепленную с одного торца колеса на торцах зубьев и участках торца тела, прилегающих к зубчатому венцу; причем ширина головок зубьев выполнена переменной и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления; граница изменения ширины смещена в сторону вершин зубьев на величину половины осевого зазора, зубья выполнены несимметричными и имеющими в своих главных поперечных сечениях вид перевернутой буквы «Г»; а накладка расположена со стороны торца колеса, со стороны которого участки зубьев имеют большую высоту, равную полной высоте зубчатого венца.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса - вид сбоку в сечении.
На чертеже показаны: тело 1 колеса, зуб 2, торцевая накладка 3, высота h зуба, высота hн ножки, высота hг головки, ширина В зубчатого венца, осевой зазор с передачи, полюсная линия p-p, участки с двухпарным зацеплением a-b и c-d, участок с однопарным зацеплением b-c, внутренний диаметр Д1 накладки, наружный диаметр Д2 накладки, высота h1 головки зуба с половинной шириной (В/2).
Зубчатое колесо состоит из тела 1, зубчатого венца с зубьями 2, которые выполнены несимметричными и имеющими в своем поперечном сечении вид перевернутой буквы «Г». Головки зубьев выполнены со ступенчато изменяющейся шириной, обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления - на участке с однопарным зацеплением (на участке b-c) ширина головок равна В (так же, как и ширина ножек); на участке с двухпарным зацеплением (участок c-d) со смещением в сторону вершины (на величину с/2) ширина головок уменьшена вдвое и равна В/2. Накладка 3 укреплена на торце колеса, со стороны которого высота зубьев полная и равна h.
При работе в передаче зубчатое колесо участвует как в однопарном зацеплении (участки b-c), так и в двухпарном зацеплении (участки a-b и с-d). При однопарном зацеплении зубья колеса воспринимают полную на грузку, воспринимаемую колесом, а при двухпарном зацеплении - половину этой нагрузки. Данный фактор учитывается путем уменьшения ширины части головок зубьев (по их высоте) вдвое (участок h1). Выполнение зубьев колеса усеченными по их головкам (на участках с двухпарным зацеплением) позволяет снизить материалоемкость зубьев; а выполнение зубьев Г-образной формы позволяет скрепить между собой зубья колеса на участках их с максимальной высотой, где зубья подвержены максимальным изгибающим моментам. Это повышает изгибную прочность зубьев.
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса (крупномодульного с узкими зубьями) учитывает уменьшение ширины головок зубьев на участках их двухпарного зацепления и позволяет повысить изгибную прочность зубьев, при этом позволяет уменьшить материалоемкость зубьев и колеса в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2595215C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600393C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2597747C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2595056C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2598872C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2601460C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2584775C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2580407C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2586744C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600394C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами с узкими зубьями. Зубчатое крупномодульное колесо с узкими зубьями состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и торцевой накладки. Зубья выполнены несимметричной формы и в своем главном поперечном сечении имеют вид перевернутой буквы «Г». Ширина боковых поверхностей головок зубьев выполнена со ступенчато изменяющейся шириной, обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления. Граница изменения ширины смещена в сторону вершин зубьев на величину половины осевого зазора. Торцевая накладка укреплена со стороны торца колеса, у которого высота участков зубьев максимальна и равна высоте зубчатого венца. Достигается снижение издержек на изготовление зубчатого колеса и повышение изгибной прочности зубьев. 1 ил.
Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное с узкими зубьями, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и торцевую накладку, укрепленную с одного торца колеса на торцах зубьев и части торцов тела, прилегающей к зубчатому венцу, у которого ширина боковых поверхностей головок зубьев выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления, а граница изменения ширины смещена в сторону вершин зубьев, отличающееся тем, что граница изменения ширины смещена на половину величины осевого зазора передачи; зубья в своих главных поперечных сечениях выполнены несимметричными и имеющими вид перевернутой буквы «Г», а торцевая накладка укреплена со стороны торца колеса, у которого высота участков зубьев максимальна и равна высоте зубчатого венца.
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1993 |
|
RU2128305C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2013 |
|
RU2547201C1 |
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
Гибридная вычислительная система | 1988 |
|
SU1571628A1 |
Авторы
Даты
2016-11-10—Публикация
2015-07-01—Подача