Предложенная зубчатая передача рассмотрена на примере одной зубчатой пары и может включать неограниченное число зубчатых пар или колес.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах.
Известны зубчатые передачи, содержащие сопрягаемые зубчатые колеса [1].
Недостатки этих зубчатых передач заключаются в следующем:
1. Возможность возникновения значительных дополнительных динамических (ударных) нагрузок и колебаний при недостаточной точности изготовления и деформации зубьев в процессе зацепления.
2. Возможность поломки зубьев вследствие больших единичных перегрузок передачи, в частности ударных, или хотя бы и относительно небольших, но длительно действующих перегрузок, вызывающих развитие усталостных трещин и концентрацию напряжений растяжения в области переходной кривой малого радиуса у основания зубьев.
3. Усталостный характер поломки зубьев под действием переменной изгибающей и динамической нагрузки, которая при каждом очередном входе зуба в зацепление возрастает от нуля, т.е. имеет место циклическая нагрузка, при которой тот же материал разрушается значительно скорее, чем при постоянной нагрузке [2].
4. Сложность изготовления точных передач.
5. Резко выраженная неравнопрочность между пластмассовыми и металлическими зубьями и низкие характеристики усталостной и контактной прочности в металлополимерных передачах.
Наиболее близким к изобретению является зубчатая передача, включающая по меньшей мере одно зубчатое колесо со связью, например, в виде торцевых кольцевых накладок, соединенных с корпусом зубчатого колеса жестко [3].
И эти зубчатые передачи имеют недостатки перечисленные выше.
Задачей заявляемого изобретения является:
1. Снижение ударных нагрузок и динамического момента, а также демпфирование колебаний.
2. Повышение прочности зубьев.
3. Уменьшение неравномерности концентрации нагрузки по длине зубьев.
4. Создание металлополимерной передачи максимальной равнопрочности за счет повышения характеристик усталостной и контактной прочности.
5. Устранение или уменьшение указанных недостатков, т.е. уменьшение дополнительных динамических (ударных) нагрузок за счет уменьшения деформации зубьев в процессе зацепления у зубчатых колес со связями.
6. Повышение прочности зубьев на сопротивление усталости при изгибе вследствие снижения ударных нагрузок за счет соединения всех зубьев кольцевыми связями, которые разгружают концентраторы напряжения у корня зубьев зубчатых колес со связями.
Это достигается тем, что в зубчатой передаче, включающей зубчатые колеса, из которых по меньшей мере одно со связями, зубья, соединенные связями, выполнены с возможностью восприятия нагрузок всеми зубьями как упругие муфты, причем:
- связи зубчатых колес выполнены заодно целое с зубьями или с зубьями и корпусом зубчатого колеса или в виде накладок кольцевых, или сегментообразных, соединенных с зубьями или с зубьями и корпусом зубчатого колеса жестко или с возможностью перемещений;
- зубчатые колеса со связями выполнены с кольцевыми канавками с одного или обеих торцов и сообщающимися с впадинами зубчатых колес, при этом дно канавки выполнено, например, по радиусу;
- ширина выступающей над связями части зубьев одного из зацепляющихся зубчатых колес выполнена меньше, чем расстояние между связями зубьев другого зубчатого колеса;
- в передаче с по меньшей мере одним зубчатым колесом со связями, выполненным, например, из полимера и сопряженным с металлическим зубчатым колесом, наружный диаметр связей этого зубчатого колеса меньше или равен диаметру окружности выступов;
- зубья одного из зацепляющихся зубчатых колес соединены связью с одной из торцевых сторон, а зубья другого зубчатого колеса соединены связью с противоположной торцевой стороны.
Следует обратить внимание на наличие причинно-следственной связи между совокупностью вышеперечисленных существенных признаков заявляемого изобретения и достигаемым техническим результатом.
Исключение любого из перечисленных существенных признаков не позволит получить достигаемый технический результат или уменьшить его.
Так, выполнение зубьев, соединенных связями, с возможностью восприятия изгибающих и/или динамических нагрузок всеми зубьями по типу упругих муфт (с выемками у оснований впадин зубчатых колес, с кольцевыми канавками, сообщающимися с впадинами зубчатых колес...), позволяет зубчатой передаче работать как упругая муфта с металлическими упругими элементами или неметаллическими для пластмассовых колес, причем изгибную и/или динамическую нагрузку воспринимают все зубья одного или обеих зубчатых колес (в зависимости от того, одно или оба зубчатых колеса выполнены в виде упругой муфты).
При этом обеспечиваются
1. Снижение ударных нагрузок, уменьшение динамического момента и демпфирование колебаний трением в зубьях.
2. Повышение прочности зубьев:
2.1. На сопротивление контактной усталости активных поверхностей зубьев вследствие снижения ударных нагрузок и уменьшения динамического момента.
2.2. На сопротивление "усталости" при изгибе:
- вследствие снижения ударных нагрузок и уменьшения динамического момента;
- вследствие распределения изгибающих и динамических нагрузок на все зубья зубчатого колеса, при этом у корня зубьев испытывается напряжение не переменное (не циклическое) от действия изгибающих и динамических сил, а поэтому характер напряжения у корней зубьев, в зоне его концентрации, не носит усталостный характер и, следовательно, ресурс таких зубчатых колес значительно больше.
2.3. За счет выполнения выемок у основания впадин, увеличения радиуса переходной кривой (у основания зубьев) и уменьшения тем самым концентрации напряжения в этих местах.
3. Уменьшение неравномерности концентрации нагрузки по длине зуба путем упругой самоустановки сопряженных зубьев за счет выполнения устраняющих избыточную связь и увеличивающих подвижность зуба кольцевых канавок, сообщающихся с впадинами зубьев.
4. Возможность исключения упругих муфт, т.к. каждая предложенная передача выполняет эти функции.
Перечисленные в пп. 1 - 3 достигаемые технические результаты позволяют также уменьшить габаритные размеры зубчатых колес, уровень шума, повысить ресурс передачи, упростить и удешевить технологию.
Выполнение связей зубчатых колес как одно целое с зубьями или с зубьями и корпусом, позволяет увеличить возможность замены металлических зубчатых колес на пластмассовые или металлополимерные зубчатые передачи, при изготовлении которых возможно применить следующие перспективные методы, позволяющие снизить трудоемкость, уменьшить расход электроэнергии, режущего и измерительного инструмента, увеличить коэффициент использования материала, а также высвободить производственные площади, большое количество металлорежущих станков и улучшить условия труда:
1. Литье под давлением;
2. Экструзия;
3. Центробежное и центровакуумное литье;
4. Полимеризация в форме;
5. Горячая накатка.
Возможно выполнение связей как одно целое с зубьями или с зубьями и корпусом методом накатки и для металлических зубчатых колес. Метод накатки и/или механической обработки зубьев используется и при производстве зубчатых колес без связей или, например, с последующим зубокалиброванием и жестким соединением зубьев со связями (накладками кольцевыми или сегментными) диффузионной сваркой или точечной, склеиванием и последующей механической обработкой выемок, торцевых кольцевых канавок и т.д. Отделку термически неупрочненных зубьев цилиндрических колес производят также зубошевингованием, а термически упрочненных зубьев - зубошлифованием или чистовой обработкой лезвийным инструментом. Для серийного производства рекомендуется зубохонингование.
Соединение связей (накладок) с зубьями с возможностью перемещений производится, например, с помощью штифтового (заклепочного) соединения.
Сущность предложенного поясняется схематическими чертежами, где на фиг. 1 изображена передача сопряженных зубчатых колес со связями; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез зубчатой передачи с зубчатым колесом со связями, сопряженным с обычным зубчатым колесом; на фиг. 4 - разрез зубчатой передачи, в которых зубья одного из сопрягаемых колес соединены связью с одной из торцевых сторон, а зубья другого зубчатого колеса соединены связью с противоположной торцевой стороны; на фиг. 5 - увеличенный зуб колеса, соединенный со связями штифтовым (заклепочным) соединением с возможностью относительного перемещения при упругих деформациях; на фиг. 6 - вид Г с вырывом; на фиг. 7 - изображена передача из пластмассовых зубчатых колес со связями, выполненными за одно целое с зубьями, корпусом по одному из методов, перечисленных выше; на фиг. 8 - разрез Б-Б на фиг. 7; на фиг. 9 - разрез зубчатой передачи с пластмассовым зубчатым колесом со связями, выполненным за одно целое с зубьями, корпусом и сопряженным, например, с металлическим обычным зубчатым колесом без связей; на фиг. 10 - металлополимерная зубчатая передача с металлическим колесом без связей и полимерным зубчатым колесом; на фиг. 11 - разрез В-В на фиг. 10.
Зубчатая передача содержит сопрягаемые зубчатые колеса - ведущее 1 и ведомое 2, - из которых по меньшей мере одно зубчатое колесо выполнено с возможностью восприятия нагрузок но типу упругих муфт.
Зубчатое колесо состоит из корпуса 3, зубьев 4 и связей 5, выполненных в виде накладок кольцевых или сегментных либо за одно целое с зубьями 4, или с зубьями 4 и корпусом 3, причем корпус 3 колеса включает выемки 6 у оснований впадин зубчатых колес и кольцевые канавки 7 с одного или обеих торцов. Кольцевые канавки 7 сообщаются с впадинами зубчатых колес. Связи 5 соединены с зубьями жестко или с возможностью перемещений, например, в виде штифтового (заклепочного) соединения 8 (фиг. 5 и 6).
Причем ширина выступающей над связями 5 части зубьев колеса 1 выполнена меньше, чем расстояние между связями зубьев колеса 2 (фиг. 2 и 8).
Наружные диаметры связей 5 с одной или обеих торцевых сторон сопряженных зубчатых колес 1 и 2 выполнены таким образом, что разность между диаметром окружности выступов и наружного диаметра связей 5 ведущего зубчатого колеса 1 меньше, чем эта разность для ведомого зубчатого колеса 2 (фиг. 1).
На фиг. 10 и 11 изображена металлополимерная зубчатая передача, где полимерное зубчатое колесо 2 со связями 5 зацепляется с металлическим зубчатым колесом 1, при этом наружный диаметр связей 5 колеса 2 меньше или равен диаметру окружности выступов зубчатого колеса 1. Полимерное зубчатое колесо во многих случаях может заменить металлическое, так как обладает максимальной равнопрочностью.
Зубья зубчатого колеса 1 могут быть соединены связью 5 с одной из торцевых сторон. В этом случае зубья сопрягаемого зубчатого колеса 2 соединены связью с противоположной торцевой стороны (фиг. 4).
При работе зубчатой передачи изгибающие и динамические нагрузки воспринимаются всеми зубьями по типу упругих муфт, при этом происходят снижение ударных нагрузок, уровня шума передачи, динамического момента и демпфирование колебаний трением в зубьях, повышение прочности зубьев и ресурса передачи в целом, а также упрощение и удешевление таких зубчатых колес, вследствие этого обеспечивается реальная возможность уменьшить габаритные размеры передачи.
У зубчатых колес со связями разгружаются концентраторы напряжений у корня зуба, что повышает несущую способность передачи, ее ресурс, упрощается и удешевляется технология производства таких зубчатых колес.
Источники информации
1. Решетов Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1989, с. 150, рис. 10.1a, с. 428-435.
2. Наумов К.А. Сопротивление материалов. - М., 1959, с. 150.
3. GB, патент 1571628, 1980, кл. F 16 H 55/14.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2503863C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2013 |
|
RU2525323C1 |
РАСПЫЛИТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНОЙ ФОРСУНКИ | 1993 |
|
RU2068112C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600956C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600352C1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1670268A1 |
Стенд для испытания силовых зубчатых передач | 1983 |
|
SU1114911A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2016 |
|
RU2638378C1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1698551A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600361C1 |
Изобретение предназначено для использования в передачах с зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов и их сочетания. По меньшей мере у одного из зубчатых колес зубья соединены связями, выполненными с возможностью восприятия изгибающих и/или динамических нагрузок, как упругие муфты. Упомянутые связи могут быть выполнены заодно целое с зубьями или с зубьями и корпусом зубчатого колеса. Связи могут представлять собой накладки кольцевые или сегментные, соединенные с зубьями или с зубьями и корпусом зубчатого колеса жестко или с возможностью перемещении. Такое выполнение зубатой передачи позволяет снизить ударные нагрузки, динамический момент и демпфирование колебаний, повысить прочность зубьев, уменьшить неравномерность концентрации нагрузки по длине зубьев. 6 з.п. ф-лы, 11 ил.
Решетов Д.Н | |||
Детали машин | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.150, рис.10.1а, с.428-435 | |||
GB, патент, 1571628, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1999-03-27—Публикация
1993-12-14—Подача