СПОСОБ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ ПЛАВУЧЕГО ТИПА ОТ ЛЕДОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА Российский патент 2016 года по МПК E02B17/02 E02D5/22 B23C5/00 

Описание патента на изобретение RU2604888C1

Изобретение относится к технологии строительства гидротехнических сооружений, а более конкретно к способам создания ограждающей конструкции, предназначенной для защиты добывающей платформы плавучего типа при разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в ледовых условиях арктического шельфа.

Известна конструкция пояса ледовой защиты (RU №2382849 С1, 27.02.2010 [1]), выполненного U-образным, ветви которого установлены по всей длине буксируемого корпуса с зазором, величина которого превышает 2 м, и сопряжены у оконечности буксируемого корпуса с примыканием к ледостойкому корпусу блок-кондуктора.

Пояс ледовой защиты выполнен в виде свайной структуры, элементы которой установлены с образованием внутреннего и внешнего рядов равноудаленных свай и соединены распорами в шахматном порядке, причем высота внутреннего ряда свай превышает высоту внешнего ряда свай.

Известен противоледовый защитный барьер (RU №67590 U1, 27.10.2007 [2]), включающий два ряда свай, расположенных в шахматном порядке, и наклонную балку, опертую на оголовки свай, заглубленных в дно акватории. Отметка оголовка свай второго ряда находится на максимальной отметке уровня воды УВ в период ледохода, а отметка оголовка свай первого ряда - на отметке нижней поверхности льда в период ледохода, образуя угол наклона В наклонной балки. На каждую сваю защитного барьера установлено, по меньшей мере, две наклонные балки. Лед, приносимый течением, наползает на наклонные балки, ломается изгибом и под действием силы тяжести проваливается между сваями первого ряда, образуя ледяной барьер.

Аналогичную конструкцию имеют также известные технические решения (SU №1411367 А1, 23.07.1988 [3], RU №2029011 C1, 20.02.1995 [4], RU №2039861 C1, 20.07.1995 [5], RU №94023979 A1, 20.07.1996 [6], US №2009035069 A1, 05.02.2009 [7]).

Применение известных ограждающих конструкций возможно в условиях мелководного арктического шельфа с устойчивыми грунтами в основании. Кроме того, в случае утечки нефти известные ограждающие конструкции не обеспечивают локализацию нефтяного загрязнения.

Надежность эксплуатации нефтяных платформ, установленных на арктическом шельфе, зависит от соотношения между параметрами ледовых структур и формой преграды для их движения. Образование торосов, увеличение толщины и размеров ледовых полей как со стороны наплыва льдин, так и в результате ветрового нагона ледовых полей увеличивает в несколько раз горизонтальные ледовые нагрузки, что, в свою очередь, требует усиления ледовой защиты.

Известное техническое решение (патент RU №2532941 С1, 20.11.2014 [8]), позволяет решить задачи, связанные с эксплуатацией добывающих платформ плавучего типа на арктическом шельфе путем обеспечения круглогодичной инженерной защиты разведочных и добывающих платформ плавучего типа от неблагоприятных природно-климатических воздействий в условиях арктического шельфа, в том числе при наличии слабых и вечномерзлых грунтов в основании.

Решение поставленной задачи в известном техническом решении ([8]) достигается тем, что в способе инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа, включающем устройство по периметру платформы защитной ограждающей конструкции, до установки добывающей платформы в проектное положение (над скважиной) и ее монтажа по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных в неустойчивые донные отложения или в коренные породы. В сваи монтируют замораживающие устройства. После окончания монтажа замораживающие устройства включают в работу, и они намораживают вокруг свай монолитные цилиндры - опоры большого диаметра - льдогрунтовые - в основании и ледовые - в воде. Шаг установки свай рассчитывают так, чтобы цилиндры замораживаемого грунта и воды, образующиеся вокруг свай, смыкались с соседними цилиндрами, образуя сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену.

Горизонтальные усилия, действующие на защитную противоударную и противофильтрационную стену, передаются на вертикальные несущие опоры из металлических свай через массивы намороженного льда, и поэтому количество рядов свай, сечение свай, глубина погружения в грунты основания и величина диаметра намораживания должны быть рассчитаны на эту нагрузку.

Искусственное замораживание воды и грунта вокруг опор осуществляют замораживающими устройствами двух типов: сезоннодействующими, работающими в холодный период года с использованием естественного холода, и действующими с помощью системы принудительного замораживания, представляющими собой замкнутый контур из полиэтиленовых трубок, соединенный с компрессорными установками. Полиэтиленовые трубки вмонтированы в металлические трубы, которые устанавливают в металлические сваи. Внутрисвайное пространство цементируют. Под действием компрессорных установок по полиэтиленовым трубкам движется жидкий хладагент с низкой (до минус 15-20 С°) температурой. В результате теплообмена с окружающими водной и грунтовой средами происходит намораживание вокруг свай монолитных цилиндров - опор большого диаметра, ледогрунтовых в основании и ледовых в воде, которые, смыкаясь в межсвайном пространстве, формируют сплошную защитную противоударную и противофильтрационную стену. Температура хладагента задается в соответствии с требуемыми параметрами защитной стены.

В надводной части между сваями устраивают горизонтальные и вертикальные связи, исключающие их горизонтальные смещения при ледовых и ветровых нагрузках.

Высоту металлических свай над уровнем моря выбирают из условия максимально возможных перемещений ледовых образований и волн относительно участка строительства, и она составляет не менее суммы толщины ледовых образований и, по крайней мере, равна удвоенной высоте расчетной волны акватории.

Кроме того, с целью сокращения объема металлоконструкций в надводной части ледовую стену, при необходимости, достраивают над поверхностью воды на расчетную высоту, подавая воду набрызгом.

Сплошную защитную противоударную и противофильтрационную стену выполняют со свободным проемом, который после установки добывающей платформы плавучего типа в проектное положение замыкают частично или полностью.

После завершения эксплуатации скважины добывающую платформу транспортируют на новую точку.

Достигаемый технический результат предложенного решения позволяет: создать устойчивую защитную противоударную и противофильтрационную стену, регулируемую по размеру, эксплуатационной температуре и прочности в зависимости от ледовых и грунтовых условий; уменьшить силу воздействия на стену волн и движущегося льда в связи с образованием прочного припайного льда в результате применения искусственного замораживания; учитывая эффективность замораживания заглублять опоры из металлических свай только в слабые рыхлые донные отложения, если это подтверждено соответствующими прогнозными теплотехническими, прочностными и деформационными расчетами.

Однако, несмотря на достоинства известного способа инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа [8], он обладает и существенным недостатком, заключающимся в том, что в надводной части ледовую стену, при необходимости, достраивают над поверхностью воды на расчетную высоту, подавая воду набрызгом, что в условиях наличия поверхностных и подводных течений и волнения потребует длительного периода времени для создания в надводной части ледовой стены, т.е. известный способ инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа может оказаться трудоемким и малоэффективным.

Задачей предлагаемого технического решения является снижение трудоемкости способа защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа, включающем устройство по периметру платформы защитной ограждающей конструкции, до установки платформы в проектное положение по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных, при необходимости, в коренные породы; в сваи монтируют охлаждающие устройства и производят искусственное замораживание грунта и воды вокруг свай, причем образующиеся вокруг свай монолитные цилиндры - льдогрунтовые в основании и ледовые в воде, должны смыкаться в межсвайном пространстве со смежными цилиндрами, образуя сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену, размещают еще один ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами.

Размещение еще одного ряда опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами, позволяет разделить ледовое поле, представляющее угрозу для платформы, на несколько ледовых полей и тем самым снизить последующую ледовую нагрузку на платформу и сократить энергозатраты на искусственное замораживание грунта и воды вокруг основных свай защитной ограждающей конструкции.

Заявляемый способ инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа может быть осуществлен в части ограничительной части формулы изобретения аналогично прототипу [8].

До установки добывающей платформы в проектное положение (над скважиной) и ее монтажа с плавучей платформы меньших размеров, оснащенной оборудованием для забивки свай и компрессорной установкой для системы охлаждения, по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, ограждающих водное пространство. Металлические сваи заглубляют в неустойчивые донные отложения или в коренные породы. В сваи устанавливают замораживающие устройства. Внутрисвайное пространство цементируют. После окончания монтажа замораживающие устройства включают в работу и они намораживают вокруг свай монолитные цилиндры - опоры большого диаметра, льдогрунтовые - в основании и ледяные - в воде, которые, смыкаясь с соседними цилиндрами, формируют по периметру платформы сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену.

Искусственное замораживание воды и грунта вокруг свай осуществляют вмонтированными в сваи охлаждающими устройствами двух типов: сезоннодействующими, работающими в холодный период года с использованием естественного холода, и действующими с помощью системы принудительного замораживания, представляющей собой замкнутый контур из полиэтиленовых трубок, соединенный с компрессорными установками. Полиэтиленовые трубки вмонтированы в металлические трубы, которые устанавливают в металлические сваи. Под действием компрессорных установок по полиэтиленовым трубкам движется жидкий хладагент с низкой (до минус 15-20 °С) температурой. В результате теплообмена с окружающей водной и грунтовой средами происходит намораживание вокруг свай монолитных цилиндров - опор большого диаметра, льдогрунтовых в основании и ледовых в воде, которые, смыкаясь в межсвайном пространстве, формируют сплошную защитную противоударную и противофильтрационную стену. Температура хладагента задается в соответствии с требуемыми параметрами защитной стены.

В надводной части между сваями устраивают горизонтальные и вертикальные связи, исключающие горизонтальные смещения свай при ледовых и ветровых нагрузках.

Высоту металлических свай над уровнем моря выбирают из условия максимально возможных перемещений ледовых образований и волн относительно участка строительства, и она составляет не менее суммы толщины ледовых образований и, по крайней мере, равна удвоенной высоте расчетной волны акватории.

Кроме того, с целью сокращения объема металлоконструкций в надводной части ледовую стену, при необходимости, достраивают над поверхностью воды на расчетную высоту, подавая воду набрызгом.

Сплошную защитную противоударную и противофильтрационную стену выполняют со свободным проемом, который после установки добывающей платформы плавучего типа 3 в проектное положение замыкают частично или полностью.

В отличие от прототипа [8] размещают еще один ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами. Этот ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами, устанавливают по периметру платформы защитной ограждающей конструкции, перед рядом опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных, при необходимости, в коренные породы.

При навале ледяного поля на ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами, приводят в рабочий режим роторные фрезы, управляемые с диспетчерского пульта добывающей платформы.

Посредством роторных фрез ледовое поле разделяют на несколько ледяных полей меньшей площади, чем основное ледовое поле, тем самым уменьшая ледовую нагрузку на последующий ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных, при необходимости, в коренные породы и непосредственно на конструкцию добывающей платформы плавучего типа. После завершения эксплуатации скважины добывающую платформу плавучего типа транспортируют на новую точку.

В предлагаемом техническом решении использованы природно-климатические условия Арктического Севера - низкие температуры воды и наружного воздуха, а также достаточно высокие значения прочностных характеристик массивов искусственно намороженного льда и ледового грунта.

Источники информации

1. Патент RU №2382849 С1, 27.02.2010.

2. Патент RU№67590 U1, 27.10.2007.

3. Авторское свидетельство SU №1411367 А1, 23.07.1988.

4. Патент RU №2029011 С1, 20.02.1995.

5. Патент RU №2039861 С1, 20.07.1995.

6. Патент RU №94023979 А1, 20.07.1996.

7. Заявка US №2009035069 A1, 05.02.2009.

8. Патент RU №2532941 С1, 20.11.2014.

Похожие патенты RU2604888C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ ПЛАВУЧЕГО ТИПА ОТ ЛЕДОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА 2013
  • Кутвицкая Наталья Борисовна
  • Рязанов Александр Викторович
RU2532941C1
ЛЕДОСТОЙКИЙ БУРОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МЕЛКОВОДНОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА 2008
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Горшков Игорь Анатольевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
RU2382849C1
Способ возведения морского ледового основания 1989
  • Жуликов П.П.
  • Маслов А.Д.
  • Чесноков А.С.
SU1630346A1
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОЛЕДОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА МЕЛКОВОДНОМ КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ 2014
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Шарков Андрей Михайлович
RU2567562C1
Незамерзающий порт 2017
  • Мироненко Петр Сергеевич
RU2647348C1
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОЛЕДОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА МЕЛКОВОДНОМ КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ 2013
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Горшков Игорь Анатольевич
  • Миловский Марк Игоревич
  • Ващило Дмитрий Леонидович
RU2521674C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВРЕМЕННОГО УДЕРЖАНИЯ МОРСКОЙ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ 1994
  • Жестков Владимир Михайлович[Ua]
  • Перец Николай Яковлевич[Ua]
  • Попов Александр Васильевич[Ua]
  • Скалабан Валериан Владимирович[Ru]
  • Вовк Владимир Степанович[Ua]
  • Гудзе Роберт Августович[Ua]
RU2092654C1
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА 2013
  • Малыгин Владимир Евгеньевич
  • Зимин Александр Дмитриевич
  • Вербицкий Сергей Владимирович
  • Лопашев Павел Андреевич
  • Агафонов Алексей Анатольевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Синельникова Яна Анатольевна
RU2530921C1
Основание гравитационного типа (ОГТ) 2021
  • Михельсон Леонид Викторович
  • Ретивов Валерий Николаевич
  • Соловьев Сергей Геннадьевич
RU2767649C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫХ РАБОТ И ГЛУБОКОВОДНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1997
  • Рылов И.И.
  • Васильев С.А.
  • Рылов И.И.
  • Красулина А.И.
RU2140527C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ ПЛАВУЧЕГО ТИПА ОТ ЛЕДОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

Изобретение относится к технологии строительства гидротехнических сооружений и может быть применено для создания ограждающей конструкции, предназначенной для защиты добывающей платформы плавучего типа в ледовых условиях арктического шельфа.

Способ включает установку по периметру платформы защитной ограждающей конструкции. При этом до установки платформы в проектное положение по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных в неустойчивые донные отложения или в коренные породы. В сваи монтируют охлаждающие устройства и производят искусственное замораживание воды и грунта вокруг свай, причем образующиеся вокруг свай монолитные цилиндры - льдогрунтовые в основании и ледовые в воде, должны смыкаться со смежными цилиндрами, образуя сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену. Перед противоударной стеной размещают еще один ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами.

Технический результат заключается в повышении эффективности и снижении трудоемкости способа инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа.

Формула изобретения RU 2 604 888 C1

Способ инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа, включающий устройство по периметру платформы защитной ограждающей конструкции, при этом до установки платформы в проектное положение по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных, при необходимости, в коренные породы; в сваи монтируют охлаждающие устройства и производят искусственное замораживание грунта и воды вокруг свай, причем образующиеся вокруг свай монолитные цилиндры - льдогрунтовые в основании и ледовые в воде, должны смыкаться в межсвайном пространстве со смежными цилиндрами, образуя сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену, отличающийся тем, что размещают еще один ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2604888C1

Морское стационарное сооружение 1985
  • Зорин Юрий Степанович
  • Мирвис Юрий Натанович
SU1341336A1
Устройство для защиты гидротехнического сооружения от воздействия льда 1988
  • Ажермачев Геннадий Арсентьевич
  • Сергеев Виталий Васильевич
  • Литвинов Юрий Яковлевич
  • Щеглов Валерий Николаевич
SU1663118A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2004
  • Козин В.М.
  • Горкунов Э.С.
  • Колмогоров В.Л.
  • Козин М.В.
RU2250856C1
ТЕРЯЕМЫЙ НАКОНЕЧНИК ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ БУРОНАБИВНОЙ СВАИ 2007
  • Куценко Мирослав Владимирович
RU2353729C2
Способ получения лаков 1959
  • Малеев И.И.
  • Медвидь О.В.
  • Полонский Т.М.
  • Солтыс М.Н.
  • Татомыр Я.Т.
  • Юрженко А.И.
  • Барановский Л.А.
SU131011A1
US 3913511 A, 21.10.1975.

RU 2 604 888 C1

Авторы

Воробьев Александр Валентинович

Зеньков Андрей Федорович

Бродский Павел Григорьевич

Леньков Валерий Павлович

Балесный Юрий Николаевич

Чернявец Владимир Васильевич

Даты

2016-12-20Публикация

2015-06-30Подача