Межроторная опора газотурбинного двигателя Российский патент 2017 года по МПК F02C7/06 F16C33/66 

Описание патента на изобретение RU2608512C2

Изобретение относится к газотурбинным двухконтурным двигателям, имеющим два независимо вращающихся ротора низкого и высокого давления. Направление вращения роторов может совпадать или быть противоположным. В конструкции одной из опор может использоваться роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давления. Опора содержит роликоподшипник, масляную подводящую полость, расположенную под внутренним кольцом, специальные отверстия во внутреннем кольце для подачи масла в область качения роликов.

Являясь узлом энергообмена, опора работает в условиях воздействия радиальных нагрузок, высоких температур и перепадов давления из-за воздействия «масляных клиньев» возникающих при качении роликов.

При качении между роликом и кольцом в нагруженной зоне образуется сжатие масляной прослойки (клина) с большим удельным давлением. Эпюра результирующей силы клина стремится отжать ролик от поверхности и повернуть его в направлении, противоположном вращению. При небольших или околонулевых радиальных нагрузках имеет место проскальзывание роликов, а следовательно, выделение тепла[1].

Работа роликоподшипника в частично затопленном состоянии также способствует повышенному тепловыделению из-за внутреннего трения в слоях масла и увеличению температуры узла опоры в целом.

При определенных условиях гидродинамические процессы, протекающие в «масляных клиньях», могут способствовать появлению кавитационных форм, отрицательно влияющих на износ поверхностей качения на роликах и беговых дорожках колец.

Задача изобретения - создание конструкции опоры с МРП, обеспечивающей наиболее оптимальные условия качения путем уменьшения воздействия на них масляных клиньев и кавитации.

Наиболее близким прототипом по конструктивному решению опоры с МРП является патент [3]. В прототипе (фиг. 1) масло подается непосредственно в зону контакта ролика с внутренним кольцом подшипника по специальным отверстиям из масляной полости, находящейся под внутренним кольцом.

К недостаткам такой конструкции относится отсутствие мероприятий по снижению воздействия масляных клиньев на ролики и отсутствие мероприятий отвода тепла из места скольжения (центровки) сепаратора по наружному кольцу. Сепаратор рассматриваемых подшипников центрируется - скользит рабочей поверхностью только по наружному кольцу, которое обеспечивает его расчетное центральное положение. Разность коэффициентов температурного расширения создает повышенное давление в месте контакта с выделением тепла.

Для достижения задачи изобретения предлагается в конструкции межроторной опоры на беговых дорожках колец подшипника выполнять одну или несколько кольцевых маслоотводящих канавок. Форма и количество канавок определяется способом их изготовления и габаритными размерами подшипника. Предлагаемые маслоотводящие канавки способны полностью или частично противостоять появлению интенсивных «масляных клиньев» и тем самым обеспечить качение роликов без проскальзывания. Это вызовет уменьшение рабочей температуры деталей подшипника, что приведет к снижению потребных расходов масла.

Предлагаемая конструкция подшипника межроторной опоры представлена на рисунке фиг. 2.

Подшипник состоит из наружного 1 и внутреннего 2 колец и сепаратора 3, центрированного по наружному кольцу. Внутреннее кольцо имеет два ряда отверстий для подачи основного масла в область качения роликов.

Беговые дорожки внутреннего и наружного колец имеют радиальные кольцевые маслоотводящие канавки 4 и 5. Профиль канавки выбирается произвольным, в зависимости от технологических возможностей изготовления и имеет второстепенное значение, а решающим фактором является площадь проходного сечения канавки. Количество (одна или несколько) и размеры канавки выбираются из расчета обеспечения расхода в объеме 5-10% масла через «масляный клин». Для большинства подшипников положительный эффект наступает при наличии одной канавки.

Использование предлагаемого изобретения позволяет увеличить назначенный ресурс роликоподшипника на величину 7-9%.

Источники информации

1. Демидович В.М. Исследование теплового режима подшипников ГТД. «Машиностроение», 1978.

2. Коровченский М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. «Машиностроение», 1959 г.

3. Патент RU №2265742 C1, F02C 7/06.

4. Влияние неисправностей подшипников качения. Материалы из библиотеки Московского центра Брюль и Кьер.

Похожие патенты RU2608512C2

название год авторы номер документа
Межроторная опора газотурбинного двигателя 2014
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лукин Виктор Александрович
  • Щербаков Василий Васильевич
RU2609887C2
ОПОРА РОТОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Лукин Виктор Александрович
RU2729561C1
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Назаренко Юрий Борисович
  • Никитин Александр Сергеевич
  • Добриневский Анатолий Антонович
  • Шмунк Андрей Александрович
RU2613964C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2312997C2
ОПОРА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2414612C1
ОПОРА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2450140C1
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Имаев Тахир Фатехович
  • Родин Евгений Валерьевич
RU2293193C1
Многосегментный радиальный подшипник скольжения 2016
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
RU2614463C1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2535801C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 608 512 C2

Реферат патента 2017 года Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце подшипника, сепаратор, центрированный по наружному кольцу, причём на беговых дорожках внутреннего и наружного колец выполнены одна или несколько радиальных маслоотводящих канавок произвольного профиля. Изобретение позволяет существенно ослабить влияние масляного клина на ролики и кольца роликоподшипников, позволяет уменьшить рабочую температуру с уменьшением потребного количества охлаждающего масла, а также позволяет увеличить ресурс подшипника. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 608 512 C2

Опора двухвального газотурбинного двигателя, содержащая роликоподшипник, установленный между валами роторов низкого и высокого давлений, масляную подводящую полость под внутренним кольцом, маслоподводящие отверстия, выполненные во внутреннем кольце подшипника, сепаратор, центрированный по наружному кольцу, отличающаяся тем, что на беговых дорожках внутреннего и наружного колец выполнены одна или несколько радиальных маслоотводящих канавок произвольного профиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2608512C2

МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1

RU 2 608 512 C2

Авторы

Зубко Алексей Игоревич

Лукин Виктор Александрович

Даты

2017-01-19Публикация

2015-04-07Подача