СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Российский патент 2017 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2610001C1

Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например, при исследовании динамики развития технико-тактической подготовленности спортсменов.

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта [1].

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы в основном используются в рекламных целях и не предназначены для проведения спортивных тренировок и тестирования спортсменов.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 A2 [3]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком данного способа тренировки является его малая функциональная возможность, не позволяющая тренировать и оценивать игровую выносливость спортсменов в игровых видах спорта.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться в разрешенной зоне судят о его мастерстве [4].

Недостатком указанного способа является невозможность оценки игровой выносливости спортсмена.

Наиболее близким то технической составляющей к предлагаемому изобретению является способ по патенту [5], где на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым аппаратно-программным комплексом, создают световое пятно, которое целенаправленно преследует испытуемого. Перемещения светового пятна и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер. Испытуемый, оценивая игровую ситуацию, выполняет взрывной маневр, меняет направление и/или скорость своего перемещения с тем, чтобы вырваться за границы светового пятна. При выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения спортсмена вне светового пятна и суммирует эти значения за время всего тестового периода. По минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде.

Недостатком указанного способа является его низкая эффективность из-за удаленности условий тестирования испытуемого от условий реальной игры.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности оценки выносливости испытуемого спортсмена приближением теста к условиям реальной игры.

Технический результат достигается тем, что на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым аппаратно-программным комплексом, содержащим также компьютер и видеокамеру, создают световое пятно, которое целенаправленно, программно в течение заданного времени, с заданной скоростью и инерционностью преследует испытуемого. Перемещения светового пятна и испытуемого или испытуемого со спортивным снарядом снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над горизонтальной поверхностью, видеоизображение передают в компьютер. Испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна в течение времени тестового периода для отдыха, оценки своих возможностей и игровой ситуации, скорости и инерционности светового пятна. Испытуемый с места или в движении выполняет взрывной маневр, меняет направление и/или скорость своего перемещения с тем, чтобы вырваться за границы светового пятна и/или уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение по игровой площадке вне светового пятна. При выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время всего тестового периода. Причем новым является то, что на игровом поле формируют дополнительно заданное количество световых запрещенных зон, способных к перемещению, ограничивающих свободное перемещение и реализацию скоростного потенциала испытуемого при его выходе из преследующего светового пятна; при этом световое пятно и запрещенные зоны, управляемые аппаратно-программным комплексом, не пересекаются при перемещениях по игровому полю, а перемещения запрещенных зон не связаны с действиями испытуемого; по максимальному количеству, размеру и скорости перемещения запрещенных зон и минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ оценки выносливости в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Над горизонтальной поверхностью на заданной высоте размещают видеокамеру и световой излучатель, управляемый компьютером. Световым излучателем формируют на игровой поверхности световое пятно заданного размера с контрастными границами, которое имитирует преследующего соперника. Дополнительно формируют несколько стационарных и/или мобильных запрещенных зон, которые действуют независимо от перемещений испытуемого. Зоны ограничивают перемещение испытуемого спортсмена, вынуждают его маневрировать и ограничивать свою скорость при удалении от преследующего светового пятна. Эксперт задает время тестового периода, в течение которого оценивается игровая выносливость испытуемого или испытуемого со спортивным снарядом. Исходя из функциональной подготовленности и возраста испытуемого, задается также диаметр, скорость перемещения по игровой площадке и инерционность светового пятна. При этом скорость преследования светового пятна задается близкой к игровым скоростям перемещений спортсменов в реальных игровых состязаниях выбранного вида спорта и возрастной группы испытуемого. Испытуемому ставится задача: уходить от преследования условного соперника и как можно больше времени находиться вне площади светового пятна. Испытуемому поясняется, что для успешного выполнения поставленной задачи в данном тесте целесообразно совершать взрывные маневры с резким изменением направления движения или скорости, максимально используя инерционность реагирования светового пятна. С момента начала тестового периода по команде «Старт» испытуемый перемещается в пределах игрового пространства, уходя от преследующего его светового пятна с обводкой запрещенных световых зон. Испытуемый, оценивая игровую ситуацию, инерционность пятна и свою технико-тактическую подготовленность, а также свой игровой опыт и текущее состояние, меняет направление и/или скорость своего перемещения с целью вырваться за пределы светового пятна и как можно больше времени находиться за его пределами, не нарушая границ запрещенных зон.

Аппаратно-программный комплекс фиксирует маневры, ускорения испытуемого и моменты времени, когда испытуемый находится в пятне и за его пределами. Компьютер вычисляет значение времени каждого выхода и суммарное значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна. При успешном выполнении теста, когда испытуемый без особых усилий находится большую часть времени теста за пределами светового пятна, нагрузку увеличивают и проводят повторный тест после полного восстановления испытуемого. При этом уменьшают инерционность, и/или увеличивают скорость перемещения и/или диаметр светового пятна, и/или увеличивают количество, размер и скорость перемещения запрещенных зон. По минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, по количеству, размерам и скорости перемещений запрещенных зон, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, не попадая в границы запрещенных зон, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости испытуемого спортсмена за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Таким образом, заявляемый способ оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/5-6-vynoslivost-opredelenie-poniatiia-vidy-vynoslivosti.

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

4. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов. / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

5. Патент 2551920 РФ, МПК А61В 5/00. Способ оценки игровой выносливости. / Афоньшин В.Е., опубл. 10.06.2015, Бюл. №16.

Похожие патенты RU2610001C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИГРОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2014
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2551920C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2015
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2576783C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2645925C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657993C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657991C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2651884C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2660714C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНО-МОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2662081C1
Способ определения взаимодействия и подготовленности спортсменов 2015
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2609047C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2626804C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценка игровой выносливости спортсмена осуществляется на игровом поле со светодинамической подсветкой. Световым излучателем формируют пятно заданного диаметра, центр которого с заданной скоростью и инерционностью непрерывно преследует испытуемого в течение тестового периода. При этом в течение теста испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна для отдыха, чтобы затем вырваться и уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение вне светового пятна. При выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время тестового периода. По максимальному количеству, размеру и скорости запрещенных зон и минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Формула изобретения RU 2 610 001 C1

Способ оценки игровой выносливости спортсмена, в котором на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым аппаратно-программным комплексом, содержащим также компьютер и видеокамеру, создают световое пятно, которое целенаправленно преследует испытуемого; перемещения светового пятна и испытуемого снимают видеокамерой, перед испытуемым ставится задача по стремлению вырваться за границы светового пятна; при выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время всего тестового периода, отличающийся тем, что на игровом поле формируют дополнительно заданное количество световых запрещенных зон, способных к перемещению, ограничивающих свободное перемещение и реализацию скоростного потенциала испытуемого при его выходе из преследующего светового пятна; при этом световое пятно и запрещенные зоны, управляемые аппаратно-программным комплексом, не пересекаются при перемещениях по игровому полю, а перемещения запрещенных зон не связаны с действиями испытуемого; по максимальному количеству, размеру и скорости перемещения запрещенных зон и минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2610001C1

СПОСОБ ОЦЕНКИ ИГРОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2014
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2551920C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2012
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2492896C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ 2011
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2444392C1
WO 03100568 A2, 04.12.2003
ГОЛОМАЗОВ С.В
и др
Теория и методика футбола
Техника игры, СпортакадемПресс, М., 2002
ПЕТУХОВ И
В
Методы и устройства в психофизиологических исследованиях человека, Йошкар-Ола, 2005, С
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1

RU 2 610 001 C1

Авторы

Афоньшин Владимир Евгеньевич

Даты

2017-02-07Публикация

2016-02-26Подача