НАЗУБНАЯ ШИНА Российский патент 2017 года по МПК A61C8/00 

Описание патента на изобретение RU2611753C2

Изобретение относится к медицине и может использоваться в стоматологии для фиксации патологически подвижных зубов.

При широко распространенном заболевании пародонта (пародонтит) зубы приобретают патологическую подвижность, приводящую, в отсутствие лечения, к расшатыванию и адентии. Одним из элементарных приемов сохранения зуба является искусственная стабилизация его в зубном ряду путем создания дополнительной опоры на сохранившиеся соседние зубы, не утратившие нормальной стабильности, либо консолидации подвижных зубов в блоки более стабильные, чем отдельного зуба [Доменик К. Парадонтопатия. Варшава, 1967, С. 300].

Для стабилизации применяют механическое скрепление зубов с помощью назубных шин, различных в их конструктивном исполнении, и использованных материалах. Развитие данного уровня техники обусловлено и определяется, в основном, достижениями материаловедения.

В зависимости от диагноза заболевания используемые шины классифицируются на временные, постоянные съемные и постоянные несъемные. Предлагаемое решение относится к последним, к которым, по ряду субъективных ощущений, отдают предпочтение сами больные.

Из большого разнообразия известных конструкций шин в уровень техники выбраны аналоги, максимально сходные по конструктивным признакам, способу установки и эффективности действия.

Известна назубная шина, выполненная из скрученной в жгут стальной проволоки толщиной 0,1 мм, скобообразно сформованной так, что ножки скобы служат фиксаторами шины на крайних шинируемых зубах (фиг. 1); промежуточная балка связывает расшатанные зубы [Доменик К. Парадонтопатия. Варшава, 1967, С. 313]. Для ее изготовления на оральной поверхности зубов, на уровне их контактных точек, параллельно режущему краю зубов, выполняют шлицевой канал - ложе для шины. На дно канала укладывают последовательно фосфат-цементную прокладку, балку шины и, в завершение, укрывают жидким быстротвердеющим акрилатом. Ножки шины помещают в корреспондирующие им каналы крайних шинируемых зубов. После полимеризации бондинговых составов проверяют смыкание зубов, удаляют заусенцы и полируют контактную поверхность блока.

Главный недостаток устройства - сложность выбора адекватной жесткости шины. Избыток жесткости лишает зубы нормальной автономной подвижности, недостаток - плохо стабилизирует зубы для лечебного восстановления. Сталистый материал шины имеет повышенную прочностную усталость, что сокращает срок функционирования шины.

Известны назубные шины из гибких материалов, в качестве которых используют разнообразные полимеры и стекловолокно [Поликушин В.В., Ковалева Е.И. и др. Новый взгляд на исследование проблемы шинирования зубов / Новое в стоматологии. 2005, №7. С. 79-82]. На подготовленных к шинированию зубах размещают, вдавливая их в углубления, полуфабрикаты лентообразных материалов, пропитанные для адгезии и укрытые сверху самотвердеющим бондинговым составом. Волокнистая структура материала требует увеличенной толщины укрывающего бондинга, что создает дискомфорт во рту и затрудняет пережевывание пищи. Материал недостаточно механически прочен, а шинирование ненадежно.

По наибольшему сходству технической сущности устройства и способа его использования данный аналог выбран в качестве прототипа.

Технический результат предлагаемого решения - повышение надежности стабилизации зубных рядов, увеличение срока службы шины.

Предлагается назубная шина в виде элемента из твердого биосовместимого материала, изогнутого по топологии оральной поверхности зубного ряда.

Отличием является то, что указанный элемент выполнен из никелида титана с эффектом сверхэластичности в виде двух проволок диаметром 0,5 мм, расположенных параллельно и соединенных между собой по концам, а изогнутости образуют секции в соответствии с топологией отдельных зубов шинируемого ряда.

Термин «Топология» означает свойство фигуры, взаимное расположение фигур, пространственно геометрическое расположение фигур и связи между ними, форма чего-либо (Большой толковый словарь русского языка С.А. Кузнецов, с. 1332). При этом фраза «топология оральной поверхности зубного ряда» авторами понимается как взаимное расположение зубов шинируемого ряда. Фраза «топология отдельных зубов» понимается как расположение отдельных зубов, их форма и расположение одного зуба относительно другого, в том числе и промежутки между зубами.

Указанный технический результат достигается тем, что в назубной шине, выполненной в виде элемента из твердого биосовместимого материала, изогнутого по топологии оральной поверхности зубного ряда, указанный элемент выполнен из никелида титана с эффектом сверхэластичности, в виде двух проволок, параллельно расположенных, плавно соединенных по концам (фиг. 2).

Предпочтительно секционирование устройства по длине дополнительными изогнутостями каждой проволоки в соответствии с топологией отдельных зубов шинируемого ряда. Таким образом, изогнутости образуют секции в соответствии с топологией отдельных зубов шинируемого ряда (на фиг. 2 показаны секции).

Достижимость технического результата обусловлена деформационными свойствами сверхэластичного никелида титана в их логической увязке с конструкцией шины. Предлагаемая консрукция шины одновременно обеспечивает жесткость всего устройства и снижение давления шины на зубы. Таким образом, признак «изогнутость и секционированная конфигурация шины» по нашему мнению является существенным и находится в причинно-следственной связи с заявленным техническим результатом.

Шину устанавливают для постоянного ношения с оральной стороны заинтересованного, чаще всего - фронтального ряда зубов. Для этого ее изготавливают «по месту» способом горячей гибки никелид-титановой проволоки, устанавливают в выполненном для нее костном ложе зубного ряда и скрепляют бондинговыми самотвердеющими составами.

Зубы здоровые и тем более патологические при знакопеременной нагрузке в актах откусывания и пережевывания пищи испытывают микродеформацию и, более заметную по величине, функциональную подвижность в осевом и поперечных направлениях. В шинированном зубном ряду динамические нагрузки и взаимодействие распределяются на отдельные участки консолидированного блока в зависимости от степени и вида патологии, конструкции и свойств шины, способа ее крепления к зубам и других, более мелких факторов. В контактных местах, в динамике, возникают конфликтные напряжения, обусловленные несогласованностью деформационной подвижности костной ткани зубов и участков адгезивно скрепленной с нею шины.

Открытое авторами сходство деформационных характеристик никелида титана и живой ткани (здесь - костной) минимизируют деформационный конфликт, что приводит к повышению целостной прочности и надежности композита.

Проволочная, т.е. малообъемная и легкая конструкция шины обеспечивает оптимальную подвижную жесткость при минимальных размерах контактного ложа. Незначительное травмирование тканей зубов, небольшие помехи в ротовой полости не снижают качества жизни пациента. Диаметр конструктивных проволочных элементов 0,5 мм является оптимальным и менее травматичным в аналогичных конструкциях.

Двухпроволочная замкнутая конструкция шины обеспечивает необходимую жесткость. Изогнутость и секционированная конфигурация шины распределяет в соответствии с топологией зубного ряда напряжение взаимодействия на большую площадь зубной ткани, снижая удельное давление шины в сторону щадящих значений.

Использование свойств никелида титана (эластичной деформации и биосовместимости) в новой, относительно уровня техники, логической связи с техническим результатом свидетельствует о соответствии предложения критерию патентоспособности «изобретательский уровень».

На иллюстрациях представлено:

Фиг. 1. Назубная проволочная шина - из сталистой проволоки (аналог).

Фиг. 2. Предлагаемая назубная шина: 1 - проволоки; 2 - концевые замыкатели; 3 - секции; 4 - перемычки.

Фиг. 3. Подготовленная оральная поверхность шинируемых зубов.

Фиг. 4. Момент наложения шины.

Фиг. 5. Вид зубов после шинирования.

Достижимость технического результата подтверждена клиническими примерами лечения пародонтита и завершения ортопедического вмешательства.

Пример 1.

Пациентка Я., 56 лет. Диагноз заболевания - генерализованный пародонтит, отсутствие ряда зубов, подвижность нижних резцов первой степени.

Для лечения использована шина из никелид-титановой проволоки диаметром 0,5 мм, сформированная по топологии оральной поверхности зубного ряда (фиг. 2). Использование и установку шины осуществляют, а ее лечебное действие происходит следующим образом:

1. Препарируют зубы, подлежащие шинированию, путем фрезирования канала на лингвальной поверхности зубного ряда.

2. Выполняют точный оттиск препарированных зубов силиконовыми материалами.

3. Закрывают обработанные зубы временными пломбами.

4. По оттиску отливают модель из супергипса.

5. По модели способом горячей гибки изготавливают шину (фиг. 2), максимально сопряженную по руслу выполненного канала. Шину покрывают опаковым слоем.

6. Удаляют временные пломбы, протравливают зубы и наносят бондинговый слой, реставрационный материал.

7. В подготовленный канал устанавливают шину, притапливанием ее и тесным прижатием к дну канала (фиг. 4).

8. Моделируют лингвальную поверхность композитного блока, обрабатывают и полируют реставрационный материал (фиг. 5).

Функциональное и лечебное действие шины наблюдались в диспансерном режиме в течение 10 месяцев. Отсутствие осложнений, усталостного износа шины и разрушения реставрационного материала, положительный анамнез пациентки свидетельствуют о достижимости технического результата.

Накопленные статистические результаты проверки и клиническая готовность свидетельствуют о «промышленной применимости» предложенного изобретения.

Похожие патенты RU2611753C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИЛИКОНОВЫХ ШАБЛОНОВ ПРИ РАЗРУШЕННЫХ ЗУБАХ 2018
  • Смердина Юлия Геннадьевна
  • Те Елена Александровна
  • Смердина Лидия Николаевна
RU2722800C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРИДЕСНЕВОГО МЕЖЗУБНОГО СИЛИКОНОВОГО ЗАЩИТНОГО ШАБЛОНА ПРИ ШИНИРОВАНИИ ЗУБОВ АДГЕЗИВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ 2017
  • Смердина Юлия Геннадьевна
  • Те Елена Александровна
  • Смердина Лидия Николаевна
RU2648847C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО АППАРАТА И ОРТОДОНТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ДИСТАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО ПОСТОЯННОГО МОЛЯРА С АКТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИЗ НИКЕЛИД ТИТАНА 2016
  • Смердина Юлия Геннадьевна
  • Смердина Лидия Николаевна
  • Запорожец Константин Борисович
RU2635961C1
НАЗУБНАЯ СЪЕМНАЯ ШИНА 2000
  • Молчанов Н.А.
  • Тернов С.Ф.
  • Гюнтер В.Э.
  • Байдина Т.Ф.
RU2187980C2
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ЗУБОВ 2003
  • Юдин П.С.
  • Гюнтер В.Э.
  • Юдин Л.П.
  • Водопьянов С.А.
RU2231331C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗУБОВ 2003
  • Федоров С.Д.
  • Сунгуров М.В.
  • Цветков С.В.
RU2240753C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ 1998
  • Федоров С.Д.
  • Сунгуров М.В.
  • Вишневский В.Ю.
RU2150913C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ЗУБОВ I-II СТЕПЕНИ 2009
  • Адамчик Анатолий Анатольевич
  • Адамчик Алина Анатольевна
  • Вишняк Игорь Евгеньевич
RU2394524C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Чупахин Петр Валерьевич
RU2276971C2
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Грудянов Александр Иванович
  • Чупахин Петр Валерьевич
RU2340306C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 611 753 C2

Реферат патента 2017 года НАЗУБНАЯ ШИНА

Изобретение относится к медицине и предназначено для использования при фиксации патологически подвижных зубов. Шина выполнена из сверхэластичного никелида титана в виде двух параллельно расположенных проволок, соединенных между собой по концам. Проволоки изогнуты по длине в соответствии с топологией используемых зубов. Дополнительные, более мелкие изогнутости, соответствующие топологии отдельных зубов, секционируют шину серией волнообразных элементов. Шину изготавливают по оттиску заинтересованного зубного ряда, устанавливают в шлицевой паз с оральной стороны зубного ряда и фиксируют бондинговыми составами. Шину используют для стабилизации зубов, расшатанных в результате заболеваний пародонта. Использование данной шины позволяет обеспечить оптимальную жесткость при минимальных размерах контактного ложа; способствует надежному шинированию подвижных зубов и повышению качества жизни пациента. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 611 753 C2

Назубная шина в виде элемента из твердого биосовместимого материала, изогнутого по топологии оральной поверхности зубного ряда, отличающаяся тем, что указанный элемент выполнен из никелида титана с эффектом сверхэластичности в виде двух проволок диаметром 0,5 мм, расположенных параллельно и соединенных между собой по концам, а изогнутости образуют секции в соответствии с топологией отдельных зубов шинируемого ряда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2611753C2

СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗУБОВ 2003
  • Федоров С.Д.
  • Сунгуров М.В.
  • Цветков С.В.
RU2240753C1
Способ живописного, декоративного и орнаментального письма 1960
  • Бонч-Осмоловская Е.В.
  • Бонч-Осмоловский Н.Г.
SU146423A1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ЗУБОВ 2003
  • Юдин П.С.
  • Гюнтер В.Э.
  • Юдин Л.П.
  • Водопьянов С.А.
RU2231331C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ ПРИ ПАРОДОНТИТЕ 2009
  • Меленберг Татьяна Вильгельмовна
RU2436540C2
US 5098304 A, 24.03.1992.

RU 2 611 753 C2

Авторы

Смердина Юлия Геннадьевна

Смердина Лидия Николаевна

Запорожец Константин Борисович

Даты

2017-02-28Публикация

2015-02-03Подача