КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАНАЛОВ МЕТЕОРНОЙ СВЯЗИ Российский патент 2017 года по МПК G01S5/02 G07C5/00 G06F17/00 

Описание патента на изобретение RU2612592C1

Изобретение относится к созданию современных цифровых информационных технологий и технических средств высокоскоростного обмена данными и гармонизированного сбора, обмена, представления и обработки морской информации, которые должны обеспечить возможность системной интеграции судовых и береговых навигационных средств в единый комплекс, обеспечивающий безопасное судовождение на водных путях с учетом внедрения новых цифровых информационных технологий.

Известны навигационно-информационная система мониторинга морских и речных судов и бортовой навигационно-связной комплекс (Патент на ПМ №117196 от 20.06.2012 г.).

Система содержит центр мониторинга, включающий автоматизированное рабочее место на базе персонального компьютера с процессором, сети подвижной спутниковой и/или наземной связи, сеть Интернет, бортовые навигационно-связные комплексы, при этом автоматизированное рабочее место соединено с бортовыми навигационно-связными комплексами через сети подвижной спутниковой или наземной связи. Каждый бортовой навигационно-связной комплекс имеет идентификационный номер и выполнен с возможностью определения навигационных параметров: координат местоположения, скорости, курса, автоматического выявления неисправностей, сбора информации от датчиков, передачи навигационных параметров вместе с идентификационным номером в центр мониторинга.

Задачей изобретения является разработка комплексной системы информационного обеспечения безопасности судоходства с использованием каналов метеорной связи, обеспечивающей автоматизированный обмен данными между судовым и береговым оборудованием интегрированной системы электронной навигации.

Технический результат заключается в обеспечении высокоскоростного обмена данными в диапазонах KB и УКВ.

Задача решается, а технический результат достигается тем, что комплексная система информационного обеспечения безопасности судоходства включает в себя комплексную станцию, содержащую штатную KB радиостанцию с комплектом антенно-фидерных устройств, снабженную ионозондом и объединенную с СВ радиостанцией с оборудованием для обмена данными по СВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств.

Комплексная станция также включает базовую станцию метеорной связи с комплектом антенно-фидерных устройств и УКВ радиостанцию с оборудованием для обмена данными по УКВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств.

Комплексная станция связана с автоматизированным рабочим местом (АРМ), включающим средства отображения информации и сервер документирования для регистрации поступившей и переданной информации.

Система информационного обеспечения безопасности судоходства с использованием каналов метеорной связи содержит по крайней мере две носимые станциями метеорной связи, связанные по каналам метеорной связи с базовой станцией метеорной связи комплексной станции, и две носимые станции УКВ, связанные по УКВ каналу с УКВ радиостанцией комплексной станции.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема комплексной системы информационного обеспечения безопасности судоходства с использованием каналов метеорной связи, где 1 - комплексная станция, включающая штатную KB радиостанцию - 2, СВ радиостанцию - 3, ионозонд - 4, УКВ станцию - 5, метеорную станцию - 6, автоматизированное рабочее место - 7, носимые станции метеорной связи - 8, носимые станции УКВ связи - 9.

Штатная KB радиостанция 2 состоит из приемника и передатчика и характеризуется следующими параметрами, диапазон частот: передача от 1,5 до 29,99999 МГц; прием от 0,4 до 29,99999 МГц; ширина полосы используемого канала 3-20 кГц; время переключение между приемом и передачей не более 50 мс; время перестройки по частоте в режиме приема менее 70 мс; виды сигналов: J3E, A1A, FIB, GIB, J7Dh другие, в том числе самостоятельно разработанные для улучшения надежности связи. Режимы работы: полудуплекс, дуплекс, рассылка широковещательных сообщений.

Ионозонд 4 характеризуется следующими параметрами: диапазон рабочих частот: 0.5-30,0 МГц; зондирование осуществляется по сетке частот, заданной в программе табличным способом; время перестройки с одной рабочей частоты на другую в диапазоне не более 3 мс; количество циклов зондирования (ионограмм) в одном сеансе - 600.

Базовая станция метеорной связи 1 характеризуется следующими параметрами излучаемая мощность 800 Вт; дальность связи до 2000 км; диапазон частот 240-50 МГц; шаг сетки частот 200 Гц; тип модуляции F3E (FSK-модем) ОФТ; средняя скорость передачи данных 8600 бит/с; тип антенны - многоэлементная; коэффициент усиления антенны 12-20 дБ; КСВ не хуже 1,4; питание станции ~220 В, 50 Гц; диапазон температур от -40°С до +60°С; вес не более 60 кг.

Носимая станция метеорной связи 8 характеризуется следующими параметрами: излучаемая мощность 150 Вт; шаг регулировки мощности 3 дБ; диапазон частот 40-50 МГц; тип модуляции F3E (FSK-модем) ОФТ; средняя скорость передачи данных 8600 бит/с; питание станции 27 В или 220 В; диапазон температур от -40°С до +60°С; УКВ радиостанция характеризуется в целом: диапазон рабочих частот: 156-162 МГц; скорость передачи данных (быстродействие) до 500 кбит/с (изменяется в зависимости от количества выделенных каналов); ширина полосы канала 25 кГц; метод доступа к каналу связи - многостанционный доступ с временным разделением каналов с контролем несущей (CSTDMA); время перестройки частоты между присвоенными каналами - не более 100 мс; время переключения между приемом и передачей - не более 2 мс; каналы последовательной связи (SCC) с радиомодемом.

УКВ радиостанция 5 включает передатчик со стабильностью частоты не хуже 1×10-5 и приемник с чувствительностью не хуже минус 107 дБм. Станция включает антенну с средней мощностью, подводимой к антенно-фидерным устройствам от передатчика - не более 25 Вт; диапазоном рабочих частот - 156-162 МГц, диаграммой направленности в горизонтальной плоскости - близкой к круговой и коэффициентом стоячей волны по напряжению - не более 1,5.

СВ радиостанция 3 характеризуется выполнением с учетом требований Российского Морского Регистра Судоходства, предъявляемых к радиооборудованию.

Электропитание от сети 220 В, 50-60 Гц должно осуществляться от штатных судовых источников питания с резервированием либо от автономного источника питания напряжением 24 В.

Автоматизированное рабочее место 7 должно быть оборудовано кнопкой включения сигнала бедствия, позволяющего в случае опасности автоматически передавать DSCID код, координаты места события. Автоматизированное рабочее место (АРМ) должно быть в исполнении защищенной высокопроизводительной панельной станции со степенью защиты IP65 по ГОСТ14254-96 со следующими характеристиками:

- диагональ видимой области 24;

- центральный процессор не хуже IntelCorei5 с частотой не ниже 1,8 ГГц;

- оперативная память не менее 4 Гб;

- твердотельный накопитель не менее 180 Гб;

- возможность сенсорного ввода;

- манипулятор типа клавиатура совмещен с манипулятором типа трекбол.

Сервер документирования, включающий центральный процессор не хуже IntelCorei7 с частотой не ниже 1,8 ГГц; оперативной памятью не менее 4 Гб, не менее четырех твердотельных накопителей с объемом не менее 480 Гб, каждый, с поддержкой однодисковых томов, JBOD, RAIDO, RAID1, контроля состояния дисков (S.M.A.R.T).

Технология высокоскоростного обмена данными в диапазонах KB и УКВ разработана в целях обеспечения:

- автоматизированного обмена данными между судовым и береговым оборудованием интегрированной системы электронной навигации;

- доступа к ресурсам «Интернет»;

- обмена файлами и электронной почтой (E-mail);

- передачи низкоуровневой графики и информации;

- обмена информацией в системе дальней идентификации и контроля за местоположением судов;

- обмена информацией в интересах обеспечения функционирования систем охраны судов и портов, безопасности на море и целого ряда новых возникающих задач;

- информационно-технической совместимости и взаимодействия с АС судовых и береговых систем и служб;

- функциональности и модульности построения;

- использования современных базовых компьютерных информационных технологий, позволяющих:

- подключение АС объектов взаимодействующих систем без внесения каких-либо изменений в составе СИНОБ;

обеспечение информационного взаимодействия с различными АС с использованием единых форматов обмена данными, в том числе геопространственными;

- создание и ведение интегрированной базы разнородных данных обобщенной информации, построенной с учетом распределенного характера этих данных, особенностей ведения и представления информации, а также специфики ее использования в обеспечении безопасности судовождения на водных путях северного морского пути;

- отображение результатов обработки морской информации в динамике, в знаковом виде и в виде условных символов на электронной картооснове в выбранном масштабе;

- минимальную численность обслуживающего персонала;

- поддержку протоколов установления и завершения сеансов связи между судовыми и береговыми станциями;

- формирование программно-конфигурируемых радиоканалов приема и передачи данных между судами, между судами и береговыми объектами в зоне радиопокрытия (обеспечения радиосвязи);

- распределение радиоресурсов и судовых частей СИНОБ между береговыми CИНОБ как при наличии связи между береговыми станциям и по радиоканалам в тех же диапазонах (Метеорная, КВ и УКВ), так и при наличии других видов связи между береговыми станциями;

- обеспечение контроля занятости выделенных каналов и организацию переключения каналов для реализации необходимого трафика передачи данных;

- организацию многоканальных режимов обмена данными для обеспечения необходимой скорости передачи потоков данных;

- организацию каналов ретрансляции сигналов от одной береговой станции к другой через судовые станции (при отсутствии прямой связи между какими-либо береговыми станциями);

- формирование самоорганизующихся сетей для распространения циркулярных данных и ретрансляции данных между абонентами;

- помехоустойчивое адаптивное кодирование и декодирование данных для получения требуемых параметров по скорости и помехозащищенности;

- работу в дуплексном, полудуплексном и симплексных режимах с разнесением каналов по частоте и времени с персональной адресацией устройств;

- осуществление информационно-технического сопряжения с судовым оборудованием интегрированной системы электронной навигации;

Осуществление информационно-технического сопряжения с аварийными датчиками для передачи информации и о технических проблемах на судне;

- автоматическую приоритетизацию трафика в зависимости от категории срочности передаваемой информации;

- адаптацию по скорости передачи и рабочей частоте при изменении характеристик канала связи.

Похожие патенты RU2612592C1

название год авторы номер документа
Радиосеть информационного обмена для Северного морского пути 2022
  • Архипова Ирина Григорьевна
  • Волвенко Сергей Валентинович
  • Емельянов Юрий Семенович
  • Макаров Сергей Борисович
  • Полиенко Владимир Николаевич
RU2786187C1
Способ адаптивной радиосвязи повышенной надёжности с удалёнными подвижными объектами СМП 2021
  • Милкин Владимир Иванович
  • Козелов Борис Владимирович
  • Миличенко Александр Николаевич
  • Гурин Алексей Валентинович
  • Шульженко Александр Евгеньевич
RU2760981C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС СВЯЗИ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ 2013
  • Ершов Валерий Николаевич
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Лычагин Николай Иванович
  • Николашин Юрий Львович
  • Суслов Александр Васильевич
RU2548023C2
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СВЯЗИ 2021
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Муравченко Виктор Леонидович
  • Шеремет Александр Витальевич
  • Цыванюк Вячеслав Александрович
RU2796120C1
КОМПЛЕКСНАЯ АППАРАТНАЯ СВЯЗИ И РАДИОДОСТУПА 2023
  • Вергелис Николай Иванович
  • Селезнев Николай Витальевич
  • Курашев Заур Валерьевич
  • Яшков Алексей Владимирович
  • Парфенов Михаил Сергеевич
  • Чуднов Александр Михайлович
  • Сапунова Лидия Петровна
RU2807320C1
КОМБИНИРОВАННАЯ РАДИОСТАНЦИЯ 2012
  • Вергелис Николай Иванович
  • Яшков Алексей Владимирович
  • Герасимов Андрей Викторович
RU2490794C1
ПОДВИЖНЫЙ КОМПЛЕКС СВЯЗИ КОМАНДНО-ШТАБНОЙ МАШИНЫ 2013
  • Аршинин Андрей Михайлович
  • Березин Иван Валерьянович
  • Невзоров Иван Павлович
  • Резин Сергей Александрович
  • Билорус Максим Валерьевич
  • Мясников Николай Николаевич
RU2538300C1
ПОДВИЖНАЯ АППАРАТНАЯ КВ-УКВ РАДИОСВЯЗИ 2014
  • Вергелис Николай Иванович
  • Долгих Василий Алексеевич
  • Козориз Денис Александрович
  • Михалочкин Алексей Александрович
  • Пилюгин Антон Алексеевич
RU2556878C1
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СВЯЗИ 2018
  • Зосимчук Сергей Владимирович
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Муравченко Виктор Леонидович
  • Шульгин Сергей Владимирович
RU2709791C2
КОМПЛЕКСНАЯ АППАРАТНАЯ СВЯЗИ И РАДИОДОСТУПА 2013
  • Смирнов Олег Всеволодович
  • Селезенев Николай Витальевич
  • Вергелис Николай Иванович
  • Зеленко Олег Валерьевич
  • Уланов Андрей Вячеславович
  • Беспалов Андрей Николаевич
  • Бобков Алексей Николаевич
  • Губенко Андрей Михайлович
  • Головачев Александр Александрович
  • Козориз Денис Александрович
  • Пилюгин Антон Алексеевич
RU2506723C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 612 592 C1

Реферат патента 2017 года КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАНАЛОВ МЕТЕОРНОЙ СВЯЗИ

Изобретение относится к системной интеграции судовых и береговых навигационных средств. Технический результат – высокоскоростной обмен данными в диапазонах KB и УКВ. Для этого комплексная система информационного обеспечения безопасности судоходства с использование каналов метеорной связи характеризуется наличием комплексной станции 1, содержащей штатную KB радиостанцию 2 с комплектом антенно-фидерных устройств, снабженную ионозондом 4 и объединенную с СВ радиостанцией 3 с оборудованием для обмена данными по СВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств. Система включает базовую станцию метеорной связи 6 с комплектом антенно-фидерных устройств и УКВ радиостанцией 5 с оборудованием для обмена данными по УКВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств. Комплексная станция 1 связана с автоматизированным рабочим местом 7, включающим средства отображения информации и сервер документирования для регистрации поступившей и переданной информации. Комплексная система содержит по крайней мере две носимые станции метеорной связи 8, связанные по каналам метеорной связи с базовой станцией метеорной связи 6 комплексной станции 1, и две носимые станции УКВ 5, связанные по УКВ каналу с УКВ радиостанцией комплексной станции 1. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 612 592 C1

Комплексная система информационного обеспечения безопасности судоходства с использованием каналов метеорной связи, характеризующаяся наличием комплексной станции, содержащей штатную КВ радиостанцию с комплектом антенно-фидерных устройств, снабженную ионозондом и объединенную с СВ радиостанцией с оборудованием для обмена данными по СВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств, и также содержащей базовую станцию метеорной связи с комплектом антенно-фидерных устройств и УКВ радиостанцию с оборудованием для обмена данными по УКВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств, при этом комплексная станция связана с автоматизированным рабочим местом, включающим средства отображения информации и сервер документирования для регистрации поступившей и переданной информации, упомянутая комплексная система содержит по крайней мере две носимые станции метеорной связи, связанные по каналам метеорной связи с базовой станцией метеорной связи комплексной станции, и две носимые станции УКВ, связанные по УКВ каналу с УКВ радиостанцией комплексной станции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2612592C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Коравиковский Юрий Павлович
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Адамов Николай Олегович
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2467914C1
СПОСОБ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ В ИМПУЛЬСНО-ФАЗОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ 1997
  • Матюшенко А.Д.
  • Иванов В.Н.
  • Охинченко А.П.
  • Писарев С.Б.
RU2115937C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ НАПАДЕНИЯ И ЗАХВАТА ПИРАТАМИ 2010
  • Данилин Юрий Георгиевич
RU2432544C1
US 7113852 B2, 26.09.2006
US 8543267 B2, 24.09.2013.

RU 2 612 592 C1

Авторы

Мурашев Андрей Андреевич

Пенкин Алексей Андреевич

Чуриков Алексей Борисович

Даты

2017-03-09Публикация

2016-03-15Подача