РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА Российский патент 2017 года по МПК F04D29/28 

Описание патента на изобретение RU2615566C1

Заявленное техническое решение относится к области компрессоростроения, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров, может быть использовано в конструкциях одно- или многоступенчатых компрессоров газотурбинных двигателей, а также в насосах, радиальных турбинах.

Известно полуоткрытое рабочее колесо центробежного компрессора, где средняя поверхность лопатки образована радиальными лучами, проходящими через ось колеса, в связи с чем углы лопатки на втулочном меридиональном контуре определяются из уравнения («Автомобильные двигатели с турбонаддувом» Аболтин Э.В., Ханин Н.С. и др. «Машиностроение», 1991, стр. 88, 89), где

βл - угол лопатки;

вт - втулочный контур проточной части рабочего колеса;

пер - периферийный контур проточной части рабочего колеса;

Dвт - диаметр пересечения радиального луча с втулочным меридиональным контуром;

Dпер - диаметр пересечения радиального луча с периферийным меридиональным контуром.

Недостатком известного рабочего колеса центробежного компрессора является то, что имеется однозначная связь между углами лопатки у основания βл вт и углом лопатки на периферии βл пер, что не позволяет обеспечить одновременно оптимальное значение углов βл вт и βл пер от входной кромки лопатки до выходной, полученных из расчета потока в канале колеса, что приводит к снижению КПД колеса компрессора в целом.

Наиболее близким к заявленному техническому решению по совокупности существенных признаков является рабочее колесо центробежного компрессора (свидетельство на полезную модель №6588, пр. 02.04.1997 г., МКИ F04D 29/22), содержащее основной и покрывной диски, образующие канал для прохождения рабочего газа, в котором установлены лопатки с переменными по ширине канала углами входа β и углами выхода β, причем поверхность каждой лопатки выполнена в виде поверхности вращения, имеющей угол наклона к собственной оси. При этом угол наклона выполнен плавно изменяющимся от основного диска к покрывному диску.

Это техническое решение позволяет повысить КПД центробежного компрессора за счет обеспечения оптимального обтекания потоком входной и выходной кромок лопатки рабочего колеса, при этом профиль средней линии лопатки вдоль канала от входной кромки лопатки к выходной образован частью окружности, что в отличие от заявленного решения не позволяет обеспечить необходимые углы лопатки βл пер и βл вт на периферийном и втулочном контурах меридионального сечения рабочего колеса, что приводит к снижению КПД центробежного компрессора.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении гидравлических потерь в рабочем колесе и в повышении КПД центробежного компрессора за счет обеспечения необходимых углов лопатки как по ширине канала рабочего колеса, так и по длине.

Указанный технический результат достигается тем, что в рабочем колесе центробежного компрессора, содержащем несущий диск, на котором установлены лопатки с переменными по длине канала углами βл пер и βл вт на его периферийном и втулочном контурах проточной части рабочего колеса, причем средняя поверхность пера каждой лопатки выполнена в виде поверхности, полученной перемещением прямолинейного отрезка, концы которого получены перемещением точек пересечения с периферийным и втулочным контурами меридионального сечения проточной части рабочего колеса прямой линией, совершающей поворот в меридиональной плоскости рабочего колеса с постоянным центром на угол ψ от перпендикуляра к оси рабочего колеса, проходящего через центр поворота прямой, и прямой линией от входной кромки лопатки до выходной по дуге окружности на углы ϕпер и ϕвт между меридиональной плоскостью и радиусами данной окружности, проходящими от оси колеса в данные точки, а геометрические параметры рабочего колеса выполнены с учетом обеспечения соотношений

где

ϕ - угол между радиусом, проходящим через концы средней линии лопатки, и меридиональной плоскостью при текущем значении угловой координаты ψ;

пер. - периферийный контур проточной части рабочего колеса в меридиональном ее сечении;

i - порядковый номер отрезка при разбиении проточной части меридионального контура на n частей по значению угла ψ;

n - число частей при разбиении проточной части меридионального контура по значению угла ψ;

RA - расстояние от центра поворота прямой линии до точки пересечения данной прямой с периферийным контуром меридионального сечения проточной части рабочего колеса при принятом значении угла ψ;

ψ - угловая координата рабочего колеса в пределах ее меридиональной плоскости, начало которой берется от перпендикуляра к оси колеса, проходящего через центр поворота прямой, и прямой, при пересечении которой с меридиональным контуром получены периферийные и втулочные точки, при повороте которых по дуге окружности на угол ϕ от меридиональной плоскости образуются концы средней линии лопатки;

β л пер - угол лопатки на периферийном контуре проточной части меридионального сечения рабочего колеса;

Ho - расстояние от оси рабочего колеса до центра поворота прямой линии;

вт. - втулочный контур проточной части рабочего колеса в меридиональном ее сечении;

βл вт - угол лопатки на втулочном контуре проточной части меридионального сечения рабочего колеса;

RБ - расстояние от центра поворота прямой линии до точки пересечения данной прямой с втулочным контуром меридионального сечения проточной части рабочего колеса при принятом значении угла ψ.

При этом обеспечиваются углы лопатки на периферийном βл пер и втулочном βл вт контурах рабочего колеса, независимых друг от друга. Продолжение средней линии лопатки может проходить как через ось колеса (ϕ пер вт), так и не пересекая ее (ϕ пер не равно ϕ вт). Неравенство углов ф пер и ф вт на начальном участке лопатки от ее входной кромки позволяет обеспечить оптимальные углы атаки потока на входе в рабочее колесо с обеспечением прочности лопатки, а на конечном участке у выходной кромки позволяет получить более равномерный поток на выходе из рабочего колеса, что в целом повышает эффективность работы компрессора.

Заявленное техническое решение поясняется чертежами, где на:

- фиг. 1 изображено рабочее колесо центробежного компрессора с частичным продольным разрезом (меридиональное сечение) с возможным набором лопаток как полных осерадиальных, так и расчетно-укороченных, разделительных;

- фиг. 2 показано сечение лопатки Д-Д, проходящей через концы отрезка прямой, образующих среднюю линию лопатки с равным значением величины углов ϕ пер вт;

- фиг. 3 показано сечение лопатки Г-Г, проходящей через концы отрезка прямой образующих среднюю линию лопатки с неравным значением величины углов ϕ пер и ϕ вт.

Рабочее колесо центробежного компрессора содержит (фиг. 1) несущий диск 1 и взаимосвязанные с ним осерадиальные лопатки - основные 7 и разделительные 5, образующие канал для прохода рабочего газа. При этом каждая лопатка имеет полученные из расчета потока в канале колеса углы βл пер 10 на периферийном 4 и βл вт 9 на втулочном 2 контурах меридионального сечения. При этом каждая из вышеназванных лопаток имеет входные 8 и выходные 3 кромки.

На фиг. 1, 2, 3 показана схема получения средней поверхности пера лопатки прямой ОБ при пересечении ее периферийного 4 (точка А) и втулочного 2 (точка Б) контуров меридионального сечения.

Прямая ОБ совершает поворот вокруг центра 6 на угол ψ от вертикали. Центр 6 находится на расстоянии Н0 от оси рабочего колеса.

На фиг. 3 показано, что углы поворота ϕпер и ϕвт точек А и Б могут иметь неравное значение.

На фиг. 2 показано, что углы поворота ϕ пер и ϕ вт точек А и Б имеют равное значение.

Для обеспечения полученных из газодинамического расчета потока рабочего колеса углов βл пер и βл вт определяются углы ϕ пер и ϕ вт поворота концов отрезка прямой АБ при известном угле ψ поворота прямой вокруг постоянного центра 0 с учетом обеспечения соотношений (см. фиг. 1, 2 и 3).

где

ϕ - угол между радиусом, проходящим через концы средней линии лопатки, и меридиональной плоскостью при текущем значении угловой координаты ψ;

пер. - периферийный контур проточной части рабочего колеса в меридиональном ее сечении;

i - порядковый номер отрезка при разбиении проточной части меридионального контура на n частей по значению угла ψ;

n - число частей при разбиении проточной части меридионального контура по значению угла ψ;

RA - расстояние от центра поворота прямой линии до точки пересечения данной прямой с периферийным контуром меридионального сечения проточной части рабочего колеса при принятом значении угла ψ;

ψ - угловая координата рабочего колеса в пределах ее меридиональной плоскости, начало которой берется от перпендикуляра к оси колеса, проходящего через центр поворота прямой, и прямой, при пересечении которой с меридиональным контуром получены периферийные и втулочные точки, при повороте которых по дуге окружности на угол ϕ от меридиональной плоскости образуются концы средней линии лопатки;

βл пер - угол лопатки на периферийном контуре проточной части меридионального сечения рабочего колеса;

Нo - расстояние от оси рабочего колеса до центра поворота прямой линии;

вт.- втулочный контур проточной части рабочего колеса в меридиональном ее сечении;

βл вт - угол лопатки на втулочном контуре проточной части меридионального сечения рабочего колеса;

RБ - расстояние от центра поворота прямой линии до точки пересечения данной прямой с втулочным контуром меридионального сечения проточной части рабочего колеса при принятом значении угла ψ.

Данный расчет проводится как для периферийного, так и для втулочного контуров. Величины βл пepi и βл втi, RAi, RБi=f(ψ) получены из расчета потока в канале колеса. При полученных значениях ϕпepi=f(ψ) и ϕвтi=f(ψ) определяется положение скелетной линии лопатки (см. рис. 2, 3).

При работе центробежного компрессора газу, поступающему в межлопаточные каналы, передается кинетическая энергия вращающегося рабочего колеса 1 (фиг. 1). Существующая разность давлений рабочего тела в межлопаточном канале вызывает вторичные течения, перпендикулярные к основному потоку, которые направлены от стороны давления к стороне разрежения, а также от корневой части к периферии пера лопатки рабочего колеса. Интенсивность вторичных течений зависит от величины углов лопатки βл пер и βл вт, а получение оптимального распределения данных углов вдоль меридионального контура колеса способствует снижению потерь от вихреобразования при смешивании и повышает КПД компрессора в целом.

Согласно представленному в описании техническому решению изготовлены образцы рабочего колеса центробежного одноступенчатого компрессора со степенью сжатия πк=6-8, прошедшие испытания в профиле реального газотурбинного наземного транспортного двигателя, на котором повышен коэффициент полезного действия компрессора на 2%, что подтверждает заявленный технический результат.

Похожие патенты RU2615566C1

название год авторы номер документа
ВЕНЕЦ ТУРБИНЫ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ВТПЭ)-А (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Иванников Владимир Федорович
  • Иванникова Светлана Владимировна
RU2457336C1
Рабочее колесо высокооборотного осевого вентилятора 2015
  • Милешин Виктор Иванович
  • Панков Сергей Владимирович
  • Фатеев Виктор Антонович
RU2606294C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ВЫСОКООБОРОТНОГО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА ИЛИ КОМПРЕССОРА 2007
  • Иванов Олег Иванович
  • Милешин Виктор Иванович
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Гладков Евгений Прокофьевич
  • Панков Сергей Владимирович
  • Фатеев Виктор Антонович
RU2354854C1
Рабочее колесо первой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630918C1
Рабочее колесо центробежного компрессора 1991
  • Евгеньев Станислав Сергеевич
  • Шнепп Сергей Владимирович
  • Макаров Владислав Евгеньевич
SU1815430A1
Рабочее колесо седьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2630923C1
Рабочее колесо восьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630924C1
Рабочее колесо пятой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Якшина Регина Юрьевна
RU2630920C1
Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
RU2636998C1
Рабочее колесо четвёртой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630919C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 615 566 C1

Реферат патента 2017 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА

Заявленное техническое решение относится к области компрессоростроения, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров. При работе центробежного компрессора газу, поступающему в межлопаточные каналы, передается кинетическая энергия вращающегося рабочего колеса. Существующая разность давлений рабочего тела в межлопаточном канале вызывает вторичные течения, перпендикулярные к основному потоку, которые направлены от стороны давления к стороне разрежения, а также от корневой части к периферии пера лопатки рабочего колеса. Интенсивность вторичных течений зависит от величины углов лопатки βл пер и βл вт, а получение оптимального распределения данных углов вдоль меридионального контура колеса способствует снижению потерь от вихреобразования при смешивании и повышает КПД компрессора в целом. Технический результат изобретения заключается в снижении гидравлических потерь в рабочем колесе и в повышении КПД центробежного компрессора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 615 566 C1

1. Рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее несущий диск, на котором установлены лопатки с переменными по длине канала углами βл пер и βл вт на его периферийном и втулочном контурах проточной части рабочего колеса, отличающийся тем, что средняя поверхность пера каждой лопатки выполнена в виде поверхности, полученной перемещением прямолинейного отрезка, концы которого получены перемещением точек пересечения с периферийным и втулочным контурами меридионального сечения проточной части рабочего колеса прямой линией, совершающей поворот в меридиональной плоскости рабочего колеса с постоянным центром на угол ψ от перпендикуляра к оси рабочего колеса, проходящего через центр поворота прямой, и прямой линией от входной кромки лопатки до выходной по дуге окружности на углы ϕпер и ϕвт между меридиональной плоскостью и радиусами данной окружности, проходящими от оси колеса в данные точки, а геометрические параметры рабочего колеса выполнены с учетом обеспечения соотношений

где

ϕ - угол между радиусом, проходящим через концы средней линии лопатки, и меридиональной плоскостью при текущем значении угловой координаты ψ;

пер. - периферийный контур проточной части рабочего колеса в меридиональном ее сечении;

i - порядковый номер отрезка при разбиении проточной части меридионального контура на n частей по значению угла ψ;

n - число частей при разбиении проточной части меридионального контура по значению угла ψ;

RA - расстояние от центра поворота прямой линии до точки пересечения данной прямой с периферийным контуром меридионального сечения проточной части рабочего колеса при принятом значении угла ψ;

ψ - угловая координата рабочего колеса в пределах ее меридиональной плоскости, начало которой берется от перпендикуляра к оси колеса, проходящего через центр поворота прямой, и прямой, при пересечении которой с меридиональным контуром получены периферийные и втулочные точки, при повороте которых по дуге окружности на угол ϕ от меридиональной плоскости образуются концы средней линии лопатки;

βл пер - угол лопатки на периферийном контуре проточной части меридионального сечения рабочего колеса;

Н0 - расстояние от оси рабочего колеса до центра поворота прямой линии;

вт. - втулочный контур проточной части рабочего колеса в меридиональном ее сечении;

RБ - расстояние от центра поворота прямой линии до точки пересечения данной прямой с втулочным контуром меридионального сечения проточной части рабочего колеса при принятом значении угла ψ;

βл вт - угол лопатки на втулочном контуре проточной части меридионального сечения рабочего колеса.

2. Рабочее колесо по п. 1, отличающееся тем, что величины углов ϕпер и ϕвт поворота вокруг оси колеса концов средней линии лопатки могут иметь как равные, так и различные значения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2615566C1

СТРОГАЛЬНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА ПО ШАБЛОНУ 1927
  • Виноградов И.П.
  • Зубрицкий А.Н.
SU6588A1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2010
  • Коханов Семён Григорьевич
  • Русланов Сергей Львович
  • Сарманаев Фарид Камильевич
  • Шнепп Сергей Владимирович
RU2449179C1
DE 102010039889 A1, 01.03.2012
Генератор пилообразного напряжения 1975
  • Правоторов Виктор Николаевич
  • Фролов Станислав Борисович
SU575763A1

RU 2 615 566 C1

Авторы

Загородников Анатолий Григорьевич

Латыпин Марат Ирикович

Селиванов Александр Сергеевич

Даты

2017-04-05Публикация

2016-04-28Подача