АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ Российский патент 2017 года по МПК B63B35/08 B63H21/18 

Описание патента на изобретение RU2616510C2

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов компоновки корпуса судна по отсекам при разработке новых проектов атомных ледоколов и судов с атомными энергетическими установками, предназначенных для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях.

В отечественном судостроении известны суда - атомные ледоколы, основной энергетической установкой которых является ядерная энергетическая установка в составе реакторной установки и паротурбинной установки. Паротурбинная установка, в свою очередь, состоит из главных турбогенераторов. На ледоколах серии пр. 1052 и 10521 с мощностью на валах ок. 51,5 МВт по направлению из носа в корму сначала располагается отсек главных турбогенераторов, а затем отсек реакторной установки. На ледоколах серии пр. 10580 с мощностью на валах ок. 35 МВт, а также пр. 22220 с мощностью на валах ок. 60 МВт по направлению из носа в корму сначала располагается отсек реакторной установки, а затем отсек главных турбогенераторов.

При проектировании атомных ледоколов мощностью более 80 МВт, где вес ядерной энергетической установки намного больше, такая компоновка приведет к значительному дифференту судна, что делает невозможным их эксплуатацию.

Известен "Атомный ледокол" (патент на изобретение №2487815; заявка №2011142581; зарегистрирован 20.07.13 г.), принятый за прототип, в котором центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой расположен со смещением от мидель-шпангоута в сторону носа, а отсек главных турбогенераторов расположен от центрального энергетического отсека в сторону кормы. Такое выполнение ледокола имеет тот же недостаток, что и вышеупомянутые аналоги. Удифферентовка ледокола мощностью более 80 МВт становится невозможной при указанном расположении главных турбогенераторов по отношению к отсеку с реакторной установкой, и при этом не выполняются условия непотопляемости ледокола.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение эффективной компоновки ледокола по отсекам, обеспечивающей повышенную эксплуатационную безопасность его энергетической установки, обеспечение удифферентовки ледокола с посадкой на ровный киль при одновременном выполнении нормативных требований по обеспечению непотопляемости ледокола.

Это достигается тем, что в корпусе атомного ледокола, имеющего центральный энергетический отсек с реакторной установкой и отсек главных турбогенераторов, по изобретению введен второй отсек с размещенными в нем главными турбогенераторами, при этом центральный энергетический отсек с реакторной установкой расположен в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута судна и диаметральной плоскости, при этом один из упомянутых отсеков главных турбогенераторов размещен по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека, а другой - также по диаметральной плоскости со смещением в корму от упомянутого отсека.

Кроме того, указанные отсеки главных турбогенераторов расположены смежно с центральным энергетическим отсеком.

Введение второго отсека с главными турбогенераторами в корпус судна в соответствии с нормативной документацией обеспечивает непотопляемость ледокола в случае затопления двух смежных отсеков.

Расположение центрального энергетического отсека с реакторной установки в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута судна и диаметральной плоскости на атомном ледоколе обеспечивает его удифферентовку и, как следствие, исключает влияние веса самой реакторной установки на существенное изменение дифферента судна.

Размещение одного отсека главных турбогенераторов по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека, а другого - также по диаметральной плоскости со смещением в корму от упомянутого отсека, а также их расположение смежно с центральным энергетическим отсеком обеспечивает удифферентовку ледокола и, кроме того, беспрепятственную подачу пара от реакторной установки по трубам на турбогенераторы, упрощает обслуживание трубопроводных систем и повышает серийность используемых турбогенераторов.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором представлен общий вид корпуса атомного ледокола (вид сверху) с расположенными в нем отсеками.

Атомный ледокол имеет корпус 1, в котором центральный энергетический отсек 2 с реакторной установкой 3 расположен в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута 4 и диаметральной плоскости (ДП), один из отсеков 5 главных турбогенераторов 6 размещен по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека 2, а другой отсек 7 с главными турбогенераторами 8 размещен также по диаметральной плоскости, но со смещением в корму от упомянутого отсека 2, при этом указанные отсеки 5 и 7 главных турбогенераторов 6 и 8 расположены смежно с центральным энергетическим отсеком 2.

Работа атомного ледокола во льдах с предлагаемой компоновкой его корпуса по отсекам осуществляется следующим образом.

При движении атомного ледокола, имеющего корпус 1, в котором центральный энергетический отсек 2 с реакторной установкой 3 расположен в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута 4 и диаметральной плоскости (ДП), один из отсеков 5 главных турбогенераторов 6 размещен по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека 2, а другой отсек 7 с главными турбогенераторами 8 размещен также по диаметральной плоскости, но со смещением в корму от упомянутого отсека 2, в акваториях, покрытых льдом и свободных от него, обеспечивается удифферентовка судна и посадка его на ровный киль. При этом также за счет расположения отсеков 5 и 7 главных турбогенераторов 6 и 8 смежно с центральным энергетическим отсеком 2 обеспечивается выполнение нормативных требований по непотопляемости ледокола.

Практическая реализация заявляемого технического решения промышленной сложности не представляет, что позволяет сделать вывод о соответствии этого решения условию патентоспособности «промышленная применимость».

Таким образом, предлагаемое техническое решение - атомный ледокол с расположением отсеков главных турбогенераторов по обе стороны от реакторной установки по диаметральной плоскости, имеющий эффективную компоновку по отсекам, обеспечивает повышенную эксплуатационную безопасность энергетической установки, его удифферентовку с посадкой на ровный киль и выполнение нормативных требований по обеспечению непотопляемости ледокола.

Похожие патенты RU2616510C2

название год авторы номер документа
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ 2011
  • Воробьёв Владимир Михайлович
  • Трифоненко Владимир Ильич
  • Рыжков Александр Вениаминович
  • Бабич Евгений Михайлович
RU2487815C2
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ 2012
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Клементьева Наталья Юрьевна
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
RU2508224C2
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Гаврилов С.Д.
  • Смирнов П.Л.
RU2222840C1
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА С ЛЕДОКОЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ОБВОДОВ КОРПУСА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
RU2563288C1
СПОСОБ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ СУДОВ И СУДА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Ивандаев Сергей Иванович
  • Нигматулин Булат Искандерович
RU2532666C1
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Мишин Валентин Петрович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2300477C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
Оконечность корпуса плавсредства 1981
  • Колодочка Евгений Васильевич
  • Губиш Анатолий Георгиевич
  • Кардасевич Анатолий Иванович
  • Сидоришин Иван Мартынович
  • Сундуков Юрий Владимирович
SU992300A1
ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2011
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Климашевский Станислав Николаевич
RU2443596C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 616 510 C2

Реферат патента 2017 года АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов компоновки корпуса судна по отсекам при разработке новых проектов атомных ледоколов и судов с атомными энергетическими установками, предназначенных для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях. Предложен атомный ледокол, имеющий корпус, центральный энергетический отсек с реакторной установкой и два отсека главных турбогенераторов. Центральный энергетический отсек с реакторной установкой расположен в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута судна и диаметральной плоскости. Один из упомянутых отсеков главных турбогенераторов размещен по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека, а другой - также по диаметральной плоскости со смещением в корму от центрального энергетического отсека, при этом указанные отсеки главных турбогенераторов расположены смежно с центральным энергетическим отсеком. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной безопасности энергетической установки, обеспечении удифферентовки ледокола с посадкой на ровный киль при одновременном выполнении нормативных требований по обеспечению непотопляемости ледокола. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 616 510 C2

Атомный ледокол, имеющий корпус, центральный энергетический отсек с реакторной установкой и отсек главных турбогенераторов, отличающийся тем, что в корпус ледокола введен второй отсек с размещенными в нем главными турбогенераторами, при этом центральный энергетический отсек с реакторной установкой расположен в районе пересечения плоскости мидель-шпангоута судна и диаметральной плоскости, причем один из упомянутых отсеков главных турбогенераторов размещен по диаметральной плоскости судна со смещением в нос от центрального энергетического отсека, а другой - также по диаметральной плоскости со смещением в корму от упомянутого отсека, при этом указанные отсеки главных турбогенераторов расположены смежно с центральным энергетическим отсеком.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2616510C2

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ 2011
  • Воробьёв Владимир Михайлович
  • Трифоненко Владимир Ильич
  • Рыжков Александр Вениаминович
  • Бабич Евгений Михайлович
RU2487815C2
US 4398484 A, 16.08.1983
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ 1999
  • Баранов И.Л.
  • Шалин П.П.
  • Шкомов Е.М.
RU2154231C1
JP S5255184 A, 06.05.1977.

RU 2 616 510 C2

Авторы

Рыжков Андрей Вениаминович

Бабич Евгений Михайлович

Добродеев Алексей Алексеевич

Даты

2017-04-17Публикация

2015-09-14Подача