Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания Российский патент 2017 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2623707C1

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования турбореактивного двигателя, оптимизирующим его работу в зависимости от условий полета, в частности обеспечение оптимальных тягово-экономических характеристик во всей области эксплуатации самолета.

Известен способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий в себя поддержание суммарного расхода топлива через топливные коллекторы форсажной камеры в зависимости от давления за компрессором на максимальном форсированном режиме работы двигателя (Ю.Н. Нечаев. Законы управления и характеристики авиационных силовых установок. М.: Машиностроение, 1995, - 400 с.: ил., с. 286-288).

Данный способ не является оптимальным в связи с тем, что не учитывает влияния давления воздуха на входе и степень расширения на турбине на расход топлива и, как следствие, не обеспечивает оптимального расхода топлива на форсированном режиме для заданных значений высоты и числа Маха.

Задача изобретения заключается в увеличении продолжительности полета самолета на форсированном режиме.

Ожидаемый технический результат - снижение расхода топлива на форсированном режиме работы двигателя.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известном способе регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания согласно настоящему изобретению предварительно проводят испытания двигателя на форсированном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха, при которых n-е количество раз изменяют расход топлива, поступающего через топливные коллекторы форсажной камеры, и формируют n-е количество программ поддержания расхода топлива через топливные коллекторы форсажной камеры, затем по каждой программе изменяют степень расширения на турбине до достижения значения тяги, соответствующего заданным значениям высоты и числа Маха, и измеряют суммарный расход топлива, далее сравнивают полученные результаты, выделяют наименьший суммарный расход топлива, затем программу с наименьшим суммарным расходом топлива применяют при полете самолета на форсированном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха.

За счет того, что при испытаниях на форсированном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха формируют n-е количество программ поддержания расхода топлива через топливные коллекторы форсажной камеры, изменяют степень расширения на турбине до достижения заданного значения тяги, измеряют суммарный расход топлива и сравнивают полученные результаты при каждой программе, выделяют программу с наименьшим суммарным расходом топлива путем сравнения программ - это позволяет учесть влияние давления воздуха на входе в изделие и степень расширения на турбинах на суммарный расход топлива, и, как следствие, позволяет снизить суммарный расход топлива на форсированном режиме для заданной высоты и числа Маха.

Способ реализуется следующим образом.

При полете самолета в условиях заданных высоты и числа Маха, а именно Н=0 км, М=0,9 на форсированном режиме, необходимо обеспечить минимальный расход топлива при заданной тяге R=12000 кгс.

При испытаниях двигателя на стенде искусственно создают вышеприведенные условия через температуру на входе в двигатель tвх=335°C и давление на входе в двигатель Рвх=1,695 кгс/см2, соответствующие давлению и температуре воздуха на входе в двигатель при полете самолета в условиях N=0, М=0,9.

Затем во время испытаний изменяют расход топлива, поступающего через топливные коллекторы форсажной камеры Gтф в интервале значений от минимального (соответствующего погасанию форсажной камеры сгорания) до максимального (соответствующего потере газодинамической устойчивости двигателя).

Одновременно при различных значениях расхода топлива, поступающего через топливные коллекторы форсажной камеры, формируют, в частности, три программы регулирования, см. Таблицу 1.

Далее при каждой программе изменяют степень расширения на турбине πТ до достижения требуемого значения тяги R=12000 кгс и измеряют суммарный расход топлива Gт при заданном значении тяги, см. Таблицу 2.

Далее путем сравнения определяют программу с наиболее низким суммарным расходом топлива, а именно №1, которую вводят в регулятор двигателя как дополнительную к штатной для обеспечения оптимальных тягово-экономических характеристик двигателя на форсированном режиме работы двигателя при заданных значениях Н и М.

При полете самолета в условиях Н=0 км, М=0,9 производят переключение программы управления на программу №1, что дает снижение расхода топлива Gт и, следовательно, увеличение продолжительности и дальности полета.

Данный способ реализуют n-е количество раз для введения в регулятор двигателя n-го количества программ регулирования для различных значений высоты и числа Маха.

Похожие патенты RU2623707C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Белов Алексей Валерьевич
RU2592562C1
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2645373C1
Турбореактивный авиационный двигатель 2019
  • Егоров Игорь Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2724559C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2627628C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Божков А.И.
RU2027887C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2020
  • Коцюбинский Сергей Вадимович
RU2752332C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Перепелица Сергей Андреевич
  • Сиянович Александр Сергеевич
RU2678237C1
ТУРБОПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Пузич Александр Анатольевич
  • Эзрохи Александр Борисович
  • Залашков Сергей Владимирович
RU2613755C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ОБОРУДОВАННЫЙ КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ, И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ В ПОЛЕТЕ 2023
  • Бендеров Валерий Владимирович
  • Байков Алексей Анатольевич
  • Куплинов Денис Михайлович
  • Арапов Александр Польевич
RU2805427C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555950C2

Реферат патента 2017 года Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования турбореактивного двигателя, оптимизирующим его работу в зависимости от условий полета, в частности обеспечение оптимальных тягово-экономических характеристик во всей области эксплуатации самолета. В способе регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания предварительно проводят испытания двигателя на форсированном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха, при которых n-е количество раз изменяют расход топлива, поступающего через топливные коллекторы форсажной камеры, и формируют n-е количество программ поддержания расхода топлива через топливные коллекторы форсажной камеры. Затем по каждой программе изменяют степень расширения на турбине до достижения значения тяги, соответствующего заданным значениям высоты и числа Маха, и измеряют суммарный расход топлива. Далее сравнивают полученные результаты, выделяют наименьший суммарный расход топлива, затем программу с наименьшим суммарным расходом топлива применяют при полете самолета на форсированном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха. Изобретение позволяет снизить расход топлива на форсированном режиме работы двигателя. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 623 707 C1

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания, отличающийся тем, что предварительно проводят испытания двигателя на форсажном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха, при которых n-е количество раз изменяют расход топлива, поступающего через топливные коллекторы форсажной камеры, и формируют n-е количество программ поддержания расхода топлива через топливные коллекторы форсажной камеры, затем по каждой программе изменяют степень расширения на турбине до достижения значения тяги, соответствующего заданным значениям высоты и числа Маха, и измеряют суммарный расход топлива, далее сравнивают полученные результаты, выделяют наименьший суммарный расход топлива, затем программу с наименьшим суммарным расходом топлива применяют при полете самолета на форсажном режиме при заданных значениях высоты и числа Маха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2623707C1

Ю.Н
НЕЧАЕВ "ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЦИОННЫХ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК", М.: Машиностроение, 1995, с
ФОРМА ДЛЯ БРИКЕТОВ 1919
  • Федоров В.С.
SU286A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Черноморский Вадим Семенович
  • Белкин Юрий Самуилович
RU2319025C1
ТКАНЬ С ПЕРЕПЛЕТЕНИЕМ ШИЛОВА 2002
  • Шилов С.Б.
RU2228977C1
US 4794755 A1, 03.01.1989.

RU 2 623 707 C1

Авторы

Куприк Виктор Викторович

Киселёв Андрей Леонидович

Перепелица Сергей Андреевич

Даты

2017-06-28Публикация

2016-09-07Подача