Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя Российский патент 2017 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2627628C1

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя в зависимости от целей полета самолета, в частности кратковременного обеспечения максимальной скорости полета самолета.

Известен способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий поддержание заданных частот вращения роторов и температуры газа за турбиной с помощью регулятора в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель (см. стр. 253, 273-275 учебного пособия: Нечаев Ю.Н. Законы управления и характеристики авиационных силовых установок, М.: Машиностроение, 1995. - 400 с.: ил. стр. 253, 273-275).

Данный способ не обеспечивает выполнения всех потребных целей полета в период эксплуатации двигателя, в частности, не позволяет гарантированно достичь максимальной скорости полета самолета за минимальное время.

Ожидаемый технический результат - возможность увеличения тяги сверх штатных режимов в ходе эксплуатации двигателя.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известном способе регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающем поддержание заданных частот вращения роторов и температуры газа за турбиной с помощью регулятора в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель, согласно настоящему изобретению предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на полном форсажном режиме (режиме работы двигателя с максимальным расходом топлива через форсажные коллектора) с замером тяги, затем перенастраивают регулятор на повышение частот вращения роторов и температуры газа за турбиной, не превышая максимально допустимых значений для данного типа двигателей, до достижения заданного прироста тяги и фиксируют значения регулятора, а при недостижении заданного прироста тяги значения регулятора также фиксируют для максимально полученного прироста тяги, затем на основе полученных данных формируют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной и вносят ее в регулятор двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при необходимости увеличения тяги сверх штатных режимов задействуют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной.

За счет того, что во время испытаний двигателя на полном форсажном режиме перенастраивают регулятор, не превышая максимально допустимых значений для данного типа двигателей, до достижения заданного прироста тяги и формируют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной - это позволяет достичь максимальной скорости полета самолета за минимальное время путем увеличения тяги двигателя сверх штатных режимов.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Пример 1.

Для данного типа двигателя максимально допустимые значения частоты вращения роторов n=103% и температуры газов за турбиной t4=940°С.

При проведении приемо-сдаточных испытаний двигателя предварительно проводят испытания двигателя на полном форсажном режиме, при которых измеряют тягу двигателя при штатной программе регулирования, R=12000 кгс (Таблица 1, Программа №1).

Затем для обеспечения заранее заданного прироста тяги ΔR=1000 кгс для данного типа двигателя перенастраивают регулятор на повышение частот вращения роторов и температуры газа за турбиной (без превышения максимально допустимых значений), измеряют значение тяги, при достижении R=13000 кгс формируют дополнительную программу регулирования №2 (Таблица 1).

В ходе эксплуатации двигателя при необходимости увеличения тяги сверх штатных режимов кратковременно задействуют программу регулирования №2 для достижения максимальной скорости полета самолета за минимальное время.

Пример 2.

Для данного типа двигателя максимально допустимые значения частоты вращения роторов n=100% и температуры газов за турбиной t4=880°С.

При проведении приемо-сдаточных испытаний двигателя предварительно проводят испытания двигателя на полном форсажном режиме, при которых измеряют тягу двигателя при штатной программе регулирования, R=12000 кгс при штатной программе регулирования (Таблица 1, Программа №1).

Затем для обеспечения заранее заданного прироста тяги ΔR=1000 кгс для данного типа двигателя перенастраивают регулятор на повышение частот вращения роторов и температуры газа за турбиной. При максимально допустимых значениях частот вращения роторов и температуры газов за турбиной получают прирост тяги только ΔR=900 кгс. В связи с этим формируют дополнительную программу регулирования №2 на максимально допустимые значения частот вращения роторов и температуры газов за турбиной (Таблица 2).

В ходе эксплуатации двигателя при необходимости увеличения тяги сверх штатных режимов кратковременно задействуют программу регулирования №2 для достижения максимальной скорости полета самолета за минимальное время.

Похожие патенты RU2627628C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2639409C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Белов Алексей Валерьевич
RU2592562C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2623707C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2578780C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2459099C1
Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя 2016
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Перепелица Сергей Андреевич
RU2623706C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2456464C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2451278C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2691287C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Дёмин Игорь Михайлович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2551773C1

Реферат патента 2017 года Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя в зависимости от целей полета самолета, в частности кратковременного обеспечения максимальной скорости полета самолета. Ожидаемый технический результат - возможность увеличения тяги сверх штатных режимов в ходе эксплуатации двигателя. Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известном способе регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающем поддержание заданных частот вращения роторов и температуры газа за турбиной с помощью регулятора в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель, согласно настоящему изобретению предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на полном форсажном режиме (режиме работы двигателя с максимальным расходом топлива через форсажные коллекторы) с замером тяги, затем перенастраивают регулятор на повышение частот вращения роторов и температуры газа за турбиной, не превышая максимально допустимых значений для данного типа двигателей, до достижения заданного прироста тяги и фиксируют значения регулятора, а при не достижении заданного прироста тяги значения регулятора также фиксируют для максимально полученного прироста тяги, затем на основе полученных данных формируют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной и вносят ее в регулятор двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при необходимости увеличения тяги сверх штатных режимов задействуют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной. 2 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 627 628 C1

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий поддержание заданных частот вращения роторов и температуры газа за турбиной с помощью регулятора в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель, отличающийся тем, что предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на полном форсажном режиме с замером тяги, затем перенастраивают регулятор на повышение частот вращения роторов и температуры газа за турбиной, не превышая максимально допустимых значений для данного типа двигателей, до достижения заданного прироста тяги и фиксируют значения регулятора, а при недостижении заданного прироста тяги значения регулятора также фиксируют для максимально полученного прироста тяги, затем на основе полученных данных формируют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной и вносят ее в регулятор двигателя, далее в ходе эксплуатации двигателя при необходимости увеличения тяги сверх штатных режимов задействуют дополнительную программу регулирования частот вращения роторов и температуры газов за турбиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2627628C1

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2578780C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Киселёв Андрей Леонидович
  • Куприк Виктор Викторович
RU2592360C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2456464C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Белов Алексей Валерьевич
  • Дёмин Игорь Михайлович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2551773C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОТОПНО-ОБОГАЩЕННОГО ОКСИДА ТЕЛЛУРА (IV) 2004
  • Калашников Анатолий Леонидович
  • Ушаков Олег Семенович
  • Матюха Владимир Александрович
RU2272783C1

RU 2 627 628 C1

Авторы

Куприк Виктор Викторович

Киселёв Андрей Леонидович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Перепелица Сергей Андреевич

Даты

2017-08-09Публикация

2016-10-10Подача