Заявляемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей преимущественно в автономных системах электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ).
К числу систем современных космических аппаратов (КА), по сути определяющих срок активного существования КА, относится в первую очередь система электропитания, у которой наиболее критичным звеном являются аккумуляторные батареи (АБ).
Для обеспечения длительного срока службы (ресурса) АБ очень важно обеспечивать, в процессе их эксплуатации, комфортные температурные режимы, при этом особенно важно поддерживать температуру в сравнительно узком диапазоне. Оптимальный диапазон рабочих температур для никель-водородных АБ, предназначенных для установки на связных КА и характеризующихся сравнительно высокими токами заряда и разряда, составляет (5-15)°С. (см. S.W. Donley and D.C. Verrier. Study of Nickel - Hydrogen Battery discharge Performance after charge and stand at warm temperatyre. TRW Space and Technology Groyp. Proc. 27-th Intersoc. Energy Convers. Eng. Conf. "Technol. Energy. Effic. 21-st Century", San Diego, Calif., aug. 3-7, 1992. (С.В. Донли, Д.С. Верьер. Исследование разрядных характеристик никель-водородной батареи после заряда и выдержки при повышенной температуре, [2])).
Известен способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи в составе КА (патент №2164881, B64G 1/00, B64G 1/22, B64G 1/42, 2001), содержащий отсек с целевой аппаратурой, герметичный приборный отсек, агрегатный отсек с комплексной двигательной установкой, систему терморегулирования с гидравлическими контурами и приборами для отбора, подвода и сброса тепла, в том числе выполненными в виде термоплат со штатными и технологическими гидравлическими каналами, систему электропитания, состоящую из солнечной батареи, установленного в приборном отсеке комплекса автоматики и стабилизации напряжения, размещенных в агрегатном отсеке никель-водородных аккумуляторных батарей, установленных внутри каждой батареи датчиков давления, чувствительных к изменению текущей электрической емкости батарей, а также бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной, причем указанные датчики давления через устройства преобразования сигнала включены в канал обмена информацией между указанными комплексом автоматики и стабилизации напряжения и бортовой вычислительной машиной, которая снабжена программой, корректирующей режим работы аппарата в зависимости от глубины разряда аккумуляторных батарей и определяющей суммарную глубину разряда.
Недостатком известного способа и КА является то, что в нем не учитывается текущее тепловыделение аккумуляторных батарей, а теплосъем с них не регулируется, что приводит к расширению температурного диапазона эксплуатации и соответственно не обеспечивается эффективное использование аккумуляторных батарей.
Наиболее близким по технической сущности заявляемому КА является КА (патент №2371361, B64G 1/42, B64G 1/50, 2006). Так поставленная задача достигается тем, что определяют текущее тепловыделение аккумуляторной батареи, а тепловыделение нагревателей регулируют, исходя из соотношения:
где Qнагр - текущее интегральное тепловыделение нагревателей;
Qаб - текущее тепловыделение аккумуляторной батареи;
Qpo - теплоотдача посредством радиационного охлаждения;
Const - установленное значение разницы расчетного тепловыделения и теплоотдачи.
При этом при запуске космического аппарата величина Const равна нулю, а в процессе эксплуатации космического аппарата (автоматически либо по командам с Земли) ее корректируют в большую или меньшую сторону исходя из условия нахождения температуры аккумуляторной батареи в пределах установленных граничных значений.
Этот способ принят за прототип заявляемому изобретению.
Эффективность такого метода терморегулирования недостаточно высока. Так в современных КА широко применяются литий-ионные аккумуляторные батареи, которые значительно чувствительнее к температуре нежели никель водородные АБ. Опыт эксплуатации литий-ионных АБ показал, что данный метод достаточно неэффективен. Так в данном методе приоритет стоит на достижение разности тепловыделений, при этом не оговорено в каком случае «отключать» обогреватели АБ. Исходя из формулы (1) можно сделать вывод, что отключение обогревателей АБ будет происходить после достижения величины температуры, при котором выполняется равенство формулы (1). Однако в этом случае включение и отключение обогревателей будет происходить с высокой частотой, так как значение разности тепловыделений будет довольно быстро уходить за пределы заданного значения Const, что в свою очередь приведет к снижению ресурса коммутаторов включения/отключения обогревателей АБ. Это приведет к снижению надежности контура управления обогрева, что является критичным для литий-ионной АБ. Кроме того, текущее тепловыделение АБ (Qaб) меняется в зависимости от режима эксплуатации АБ, тогда как интегральное тепловыделение нагревателей (Qнагр) и теплоотдача посредством радиационного охлаждения (Qpo) величины значительно более прогнозируемы. Так в режиме хранения и в режиме заряда/разряда АБ тепловыделения АБ сильно разнятся. Например, в режиме хранения литий-ионная АБ практически не выделяет тепла, тогда как в режиме заряда/разряда АБ отдает тепло, причем это значение не постоянно, а зависит от уровня снимаемой мощности с АБ. Кроме того, в ходе эксплуатации на состояние АБ также влияют дополнительные внешние факторы, такие так затенение конструкцией КА отдельных элементов или всей АБ. Все это приводит к тому, что температура АБ будет изменяться и ее сложно точно спрогнозировать. Следовательно, проанализировав формулу (1), можно сделать вывод, что величина Const должна постоянно корректироваться исходя из текущего режима работы АБ. На заводе-изготовителе путем анализа теоретически возможно предусмотреть предварительное влияние внешних факторов, однако оценку их реального влияния на изменение температуры АБ можно будет сделать после двух, а то и трех лет эксплуатации. Все это приводит к тому, что на начальном этапе эксплуатации необходимо регулярно проводить анализ текущей температуры АБ и при необходимости корректировать значение разности тепловыделения, что в свою очередь снижает автономность КА и усложняет работу персонала обслуживающего КА.
Поставленная задача достигается тем, что на каждый блок АБ устанавливают два и более датчика температуры, по которым определяется текущее значение температуры АБ. В программно-вычислительном контуре устанавливается диапазон, в котором должна эксплуатироваться АБ, согласно эксплуатационной документации на АБ. После чего управление обогревателями АБ осуществляется по следующему принципу: если температура одного из датчиков достигла верхней границы диапазона (порог отключения), то происходит отключение обогревателя, и в случае если температура одного из датчиков достигла минимального значения (порог включения), происходит включение обогревателя. При этом в случае если одновременно температура одного датчика достигла порога отключения, а температура другого датчика находится на уровне порога включения, то приоритет делается на отключение обогревателя, что позволяет исключить перегрева аккумуляторов, тем самым обеспечить безопасную работу АБ. Управлением обогревателями АБ с помощью описанного выше способа обеспечивается полная автономность КА, также снижается нагрузка на работу коммутаторов, с помощью которых осуществляется включение и отключение обогревателя АБ, тем самым увеличивая ресурс их работы.
Космический аппарат для реализации заявляемого способа содержит приборный блок, выполненный в виде прямоугольного параллелепипеда, устройства и приборы, установленные на внутренних сторонах параллелепипеда приборного блока, в том числе система терморегулирования для подвода и сброса тепла, содержащая локальные нагреватели и радиаторы-излучатели, система электропитания, состоящая из солнечной батареи, стабилизированного преобразователя напряжения, литий-ионных аккумуляторных батарей, с установленными на аккумуляторах аналоговыми и температуры, устройства контроля аккумуляторных батарей, а также бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной. При этом указанные аналоговые датчики давления и температуры через устройство контроля аккумуляторных батарей включены в канал обмена информацией между указанными стабилизированным преобразователем напряжения, системой терморегулирования и бортовой вычислительной машиной, которая снабжена программой, корректирующей работу локальных нагревателей аккумуляторных батарей системы терморегулирования, в зависимости от степени заряженности и режима работы аккумуляторных батарей и их температуры.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство КА для работы на геостационарной орбите.
При этом введены нижеследующие обозначения:
1 - приборный блок КА;
2 - солнечные батареи KA;
3 - радиатор-излучатель.
Приборный блок KA 1 выполнен в виде прямоугольного параллелепипеда, состоящего из "южной" и "северной" сотопанелей радиаторов и «восточной» и «западной», а также нижних и верхних торцевых панелей упрощенной конструкции.
Внутри приборного блока (на внутренней стороне сотопанелей и панелей упрощенной конструкции) установлены устройства и приборы КА, в том числе система терморегулирования для подвода и сброса тепла, выполненная в виде локальных нагревателей (локальные нагреватели могут устанавливаться непосредственно в какой-либо аппаратуре), и термоплат с тепловыми трубами и радиаторами-излучателями, система электропитания, состоящая из солнечной батареи, стабилизированного преобразователя напряжения, устройств контроля аккумуляторных батарей и литий-ионных аккумуляторных батарей, с установленными аналоговых температуры аккумуляторов, а также бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной, при этом указанные аналоговые температуры через устройства контроля аккумуляторных батарей включены в канал обмена информацией между указанными стабилизированным преобразователем напряжения, литий-ионными аккумуляторными батареями, системой терморегулирования и бортовой вычислительной машиной, которая снабжена программой, корректирующей работу локальных нагревателей аккумуляторных батарей системы терморегулирования, в зависимости от степени заряженности и режима работы аккумуляторных батарей и их температуры.
Солнечные батареи 2 установлены вдоль продольной оси Ζ KA, перпендикулярной плоскости орбиты КА, со стороны "южной" и "северной" сотопанелей радиаторов.
Радиатор-излучатель 3 установлен в плоскости "северной" или "южной" сотопанели радиатора.
Основная тепловыделяющая аппаратура размещается на "северных" и "южных" сотопанелях. При этом тепловыделяющая аппаратура имеет, как правило, обогреватели для подвода тепла к отдельным узлам и агрегатам для исключения их переохлаждения.
Корпуса наиболее тепловыделяющей аппаратуры теплоизолированы от окружающих приборов и элементов конструкции при помощи многослойной экранно-вакуумной теплоизоляции. Это позволяет исключить взаимовлияние и повысить точность поддержания нужного температурного режима.
Выделение отдельных теплонагруженных узлов и приборов из всей аппаратуры КА и помещение их специальным образом, с теплоизоляцией от соседних приборов, · позволяет создать для них "особые условия" работы, обеспечивающие повышенный теплоотвод, увеличить локально хладопроизводительность системы обеспечения теплового режима.
Заявляемое изобретение не касается конструкции теплоотводящих элементов (тепловых труб), поэтому пример конкретной реализации в этой части, подробно описанный в прототипе, в материалах настоящей заявки не рассматривается.
В заявляемом изобретении наибольший интерес представляет обеспечение теплового режима литий-ионных аккумуляторных батарей.
На фиг. 2 приведен пример функциональной схемы электрических и интерфейсных связей для реализации конкретной задачи заявляемого изобретения.
При этом дополнительно введены нижеследующие обозначения:
4 - стабилизированный преобразователь напряжения;
5 - устройства и приборы КА;
6 - система терморегулирования;
7 - бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной;
8 - устройство контроля аккумуляторной батареи;
9 - литий-ионная аккумуляторная батарея;
10 - аккумуляторы;
111, 112 - аналоговые датчики температуры;
12 - локальный (встроенный) нагреватель.
Для управления КА и выполнения других функций служит бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной 7. В качестве аккумуляторной батареи 9 используется никель-водородные АБ из последовательно соединенных аккумуляторов 10, которые оснащены датчиками температуры 111, 112.
Датчики температуры 111, 112 запитаны от устройства контроля аккумуляторной батареи 8, содержащего устройства контроля аккумуляторных батарей для передачи в бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной 7, в который поступает также информация о режиме работы аккумуляторной батареи 9 (заряд, разряд, хранение, величина токов заряда-разряда) из стабилизированного преобразователя напряжения 4. Бортовая вычислительная машина оснащена программой, формирующей управляющие команды в систему терморегулирования 6, и стабилизированным преобразователем напряжения 4.
Таким образом, использование предлагаемого устройства космического аппарата позволяет повысить эффективность использования аккумуляторных батарей и улучшить ресурсные характеристики СЭП и КА в целом при его штатной эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 2016 |
|
RU2637585C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ С РАДИАЦИОННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2371361C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ С РАДИАЦИОННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2010 |
|
RU2430860C1 |
Способ увеличения срока эксплуатации аккумуляторных батарей на космических аппаратах | 2018 |
|
RU2689887C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МНОГОБЛОЧНОЙ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2730703C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2014 |
|
RU2579374C1 |
СПОСОБ НАЗЕМНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2661187C1 |
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 2013 |
|
RU2520811C1 |
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ С РЕГУЛЯРНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СОЛНЦА | 2003 |
|
RU2264954C2 |
Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в составе космического аппарата негерметичного исполнения с радиационным охлаждением | 2018 |
|
RU2698638C1 |
Изобретение относится к энергообеспечению космических аппаратов, преимущественно геостационарных спутников с трехосной ориентацией. Способ включает зарядку-разрядку и хранение аккумуляторов в заряженном состоянии. На аккумуляторах установлены аналоговые датчики температуры в количестве не менее двух, а также локальные нагреватели. В процессе эксплуатации определяют текущее значение температуры АБ, при этом если температура одного из датчиков достигла предельного порога отключения, то происходит отключение обогревателя, и в случае если температура одного из датчиков достигла минимального порога включения, происходит включение обогревателя, при этом в случае, если температура одного датчика достигла порога отключения, при этом одновременно другой датчик достиг порога включения, то приоритет делается на отключение обогревателя. Повышение эффективности использования литий-ионных аккумуляторных батарей и ресурсных характеристик космического аппарата негерметичного исполнения является техническим результатом изобретения. Аналоговые датчики температуры через устройство контроля связаны с системой терморегулирования и бортовой вычислительной машиной, которая снабжена программой, корректирующей работу (включение/отключение) локальных нагревателей в зависимости от температуры АБ. 2 ил.
Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в составе космического аппарата негерметичного исполнения с радиационным охлаждением, включающий проведение зарядов и разрядов, хранение в заряженном состоянии, контроль температуры аккумуляторов и обеспечение температурного режима аккумуляторной батареи (АБ), отличающийся тем, что в программно-вычислительном контуре устанавливают диапазон эксплуатации АБ, согласно эксплуатационной документации, после чего управление обогревателями АБ осуществляется по следующему принципу: если температура одного из датчиков достигла верхней границы диапазона (порог отключения), то происходит отключение обогревателя, и в случае если температура одного из датчиков достигла минимального значения (порог включения), происходит включение обогревателя, при этом в случае одновременного достижения порогов отключения и включения разных датчиков приоритет отдается на отключение обогревателя АБ.
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ С РАДИАЦИОННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2371361C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 2011 |
|
RU2461102C1 |
WO 2005052713 A1, 09.06.2005 | |||
RU4464675 C2, 20.10.2012 | |||
JP2004362949 A, 24.12.2004 | |||
Устройство для воспроизведения фонограммы | 1981 |
|
SU1014013A1 |
Авторы
Даты
2017-07-12—Публикация
2016-01-20—Подача