СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МНОГОБЛОЧНОЙ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА Российский патент 2020 года по МПК B64G1/42 H01M10/52 

Описание патента на изобретение RU2730703C1

Настоящее изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации литий-ионных (ЛИ) аккумуляторных батарей (АБ) преимущественно в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА).

К числу систем современных КА, по сути определяющих срок активного существования КА, относится в первую очередь СЭП, у которой наиболее критичным звеном являются АБ.

Температура оказывает сильное влияние на емкость ЛИ АБ. ЛИ АБ имеют оптимальный диапазон рабочих температур, за пределами которого АБ теряет емкость. Данные потери могут быть временными, а могут быть и необратимыми. Даже в указанном производителем диапазоне рабочих температур АБ может испытывать ускоренную деградацию. Таким образом, диапазон температур оптимального срока службы АБ, как правило, еще уже, чем указанный производителем в спецификации. (см. L.Lam. A Practical Circuit-based Model for State of Health Estimation of Li-ion Battery Cells in Electric Vehicles. University of Technology Delft, Nederland: Faculty of Electrical Engineering, Mathematics and Computer Science Department of Electrical Sustainable Energy, 23.08.2011. 174 с [1]).

Поэтому для обеспечения длительного срока службы (ресурса) АБ очень важно обеспечивать, в процессе их эксплуатации, комфортные температурные режимы, при этом особенно важно поддерживать температуру в сравнительно узком диапазоне. Оптимальный диапазон рабочих температур для ЛИ АБ, предназначенных для установки на связных КА и характеризующихся сравнительно высокими токами заряда и разряда, составляет (5-20)°С (см. [1] и Хрусталев Д.А. Аккумуляторы. – М.: Изумруд, 2003. 224 с [2]).

Так же в современном спутникостроении наметилась тенденция на увеличение мощности полезной нагрузки, что позволяет создавать более функциональные КА. При этом остро встает вопрос по эффективному использованию источников энергии КА. АБ - это вторичный источник питания, который осуществляет питание КА на теневых участках от Земли и Луны, а так же в нештатных и аварийных режимах в момент потери ориентации на Солнце. Проведенный анализ разработчиками АБ показал, что увеличивать мощность АБ за счет ее конструкции не целесообразно, т.к. повлечет за собой необходимость дополнительной квалификации, усложнит производство, тем самым увеличит ее конечную стоимость, а так же снизит ее мобильность при сборочных работах на заводе изготовителе КА. Кроме того в настоящий момент с целью снижения затрат и сроков изготовления КА предпочтение отдается преемственности оборудования, что позволяет существенно сократить объем квалификационных испытаний, и, как следствие, существенно ускорить процесс изготовления КА. Поэтому принято решение использовать существующие блоки АБ, имеющие наземную и летную наработку, и соединять их между собой электрически с помощью кабельной сети, что позволяет получить АБ необходимой мощности. Это обеспечивает преемственность с предыдущих проектов, что исключает затраты на ее квалификацию. Для обеспечения центра масс КА, блоки АБ располагаются по разным сторонам дна корпуса КА. Опыт эксплуатации ранее созданных КА показал, что температуры разных блоков АБ, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, разнятся между собой. Это связано с тем, что солнечные лучи в процессе прохождения орбиты по разному освещают КА, тем самым оказывает влияние на температуру отдельных блоков АБ. Это в конечном счете приводит к тому, что температура разных блоков одной АБ будет отличаться между собой, а это приведет к неэффективному использованию АБ и нарушению требований эксплуатационной документации АБ.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является «Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в составе космического аппарата негерметичного исполнения» (патент RU 2637585, B64G 1/42, опубл. 05.12.2017), который принят за прототип. КА с многоблочными ЛИ АБ, в котором применяется этот способ, содержит СЭП, состоящую из солнечной батареи, стабилизированного преобразователя напряжения, ЛИ АБ, с установленными на аккумуляторах аналоговыми датчиками температуры, устройства контроля АБ, а также бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной. При этом указанные аналоговые датчики температуры через устройство контроля АБ включены в канал обмена информацией между указанными стабилизированным преобразователем напряжения, системой терморегулирования и бортовой вычислительной машиной, которая снабжена программой, корректирующей работу локальных нагревателей АБ системы терморегулирования, в зависимости от степени заряженности и режима работы АБ и их температуры. На каждый блок АБ устанавливают два и более датчика температуры, по которым определяется текущее значение температуры АБ. В программно-вычислительном контуре устанавливается диапазон, в котором должна эксплуатироваться АБ, согласно эксплуатационной документации на АБ, после чего управление электрообогревателями (ЭО) блоков АБ осуществляется по следующему принципу: если температура одного из датчиков любого из блоков одной электрически соединенной АБ достигла нижней границы температуры (порог включения), происходит включение ЭО всех блоков АБ, после достижения верхней границы диапазона (порог отключения) любого из блоков одной АБ происходит отключение ЭО на этом блоке, при этом на других блоках ЭО не отключаются, после чего температура блока, на котором отключился ЭО, начинает снижаться и очевидно, что через некоторое время его температура сравняется с температурой другого блока, на которых ЭО остаются включенными, после этого на блоке с выключенным ЭО, происходит его включение, таким способом обеспечивается выравнивание температур разных блоков одной электрически соединённой АБ и этот процесс продолжается до того момента пока температуры всех блоков не достигнет верхней границы диапазона (порог отключения), после чего происходит отключение ЭО на всех блоках, при этом, в случае одновременного достижения порогов отключения и включения разных датчиков приоритет отдается на отключение ЭО АБ. Опыт эксплуатации ранее созданных КА показал недостаток данного технического решения, заключающийся в том, что при переключении состояний ЭО остывание и нагревание АБ начинается не сразу, из-за чего периодически возникают ситуации, когда ЭО разных блоков «поддерживают» работу друг друга, находясь у верхнего порога (попеременно включаются и отключаются в течении длительного времени), когда в этом нет необходимости, что не обеспечивает эффективное использование АБ и значительно сокращает ресурс ЭО.

Задачами, на решение которых направлено заявляемое изобретение, являются: повышение эффективности использования ЛИ АБ, увеличение ресурса ЭО и улучшение ресурсных характеристик СЭП и КА в целом при его штатной эксплуатации.

Решение поставленных задач достигается заявленным способом эксплуатации многоблочной ЛИ АБ в составе КА, включающим проведение зарядов и разрядов, хранение в заряженном состоянии, контроль температуры АБ и обеспечение температурного режима АБ, в программно-вычислительном контуре которого устанавливается температурный диапазон эксплуатации АБ, согласно эксплуатационной документации на АБ. Также дополнительно устанавливается защитный диапазон.

Управление ЭО блоков АБ осуществляется по следующему принципу: если температура одного из датчиков любого из блоков одной электрически соединенной АБ достигла нижней границы температуры (порог включения), происходит включение ЭО этого блока, при этом на других блоках этой АБ ЭО не включаются. После достижения верхней границы диапазона (порог отключения) любого из блоков одной АБ происходит отключение ЭО на этом блоке, при этом на других блоках ЭО не отключаются. В случае одновременного достижения порогов отключения и включения разных датчиков одного блока приоритет отдается на отключение ЭО этого блока АБ. Если на рассматриваемом блоке одной электрически соединенной АБ отключены ЭО, температура его датчиков находится вне защитного диапазона и при этом ниже температуры датчиков одного из блоков, у которого ЭО включены, то происходит включение ЭО на рассматриваемом блоке АБ. При этом защитный порог устанавливается на несколько градусов ниже верхнего порога в диапазоне температурной эксплуатации АБ.

Таким образом, в результате использования предлагаемого способа эксплуатации многоблочной литий-ионной (ЛИ) аккумуляторной батареи (АБ) в составе космического аппарата (КА) повышается эффективность использования ЛИ АБ, увеличивается ресурс ЭО и улучшаются ресурсные характеристики СЭП и КА в целом при его штатной эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено:

На фиг. 1 - схема распределения температурных порогов и установки диапазонов.

Описанный выше способ выравнивания температур между разными блоками одной АБ, разберем на следующем примере. Так, например, установим на АБ, состоящей из двух блоков, температурный диапазон (11-18)°C и защитный порог на 2°C ниже порога отключения (т.е. защитный диапазон составит (16-18)°C). В случае достижения температуры любого из блоков значения меньше 11°C происходит включение нагревателя соответствующего блока АБ. В этот момент температура другого блока может и не достигнуть порога включения ЭО, а быть на уровне допустим 14°C, соответственно она будет продолжать понижаться. При этом температура другого блока АБ, на котором включился ЭО, будет наоборот повышаться. Естественно, что на каком-то этапе температуры первого и второго блоков сравняются, например, на значении 13°C. В этот момент на втором блоке включится ЭО, несмотря на то, что включение ЭО должно было произойти на уровне ниже порога включения (11°C), т.к. текущее значение (13°C) ниже защитного порога (16°C). После чего начнется нагрев двух разных блоков АБ. Но в силу разных причин (к примеру, освещенности блоков, работы полезной нагрузки) нагревание блоков происходит с разной скоростью. Один из ЭО обгонит ЭО другого блока, и, достигнув 18°C, его ЭО отключится по порогу отключения (18°C), начнется остывание. На другом же блоке ЭО будет по-прежнему работать, нагревание продолжится. Естественно, что на каком-то этапе температуры первого и второго блоков снова сравняются, но уже, например, на значении 17°C, что выше защитного порога (16°C), т.е. входящим в защитный диапазон (16-18)°C. В этом случае отключенный ЭО не будет включен, пока температура на нем не опустится ниже защитного порога, при этом ЭО другого блока по-прежнему должен будет находится во включенном состоянии, иначе оба ЭО просто продолжат остывать. Таким образом, обеспечивается выравнивание температуры разных блоков одной электрически соединенной АБ без лишних воздействий на ЭО. Это обеспечивает повышение эффективности использования ЛИ АБ, увеличение ресурса ЭО и улучшение ресурсных характеристик СЭП и КА в целом при его штатной эксплуатации.

Похожие патенты RU2730703C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 2016
  • Карплюк Дмитрий Сергеевич
  • Стадухин Николай Васильевич
  • Печенежский Евгений Григорьевич
RU2637585C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 2016
  • Карплюк Дмитрий Сергеевич
  • Стадухин Николай Васильевич
  • Порпылева Марсиля Вахитовна
RU2625173C1
Способ увеличения срока эксплуатации аккумуляторных батарей на космических аппаратах 2018
  • Глухов Виталий Иванович
  • Сеник Николай Александрович
  • Тарабанов Алексей Анатольевич
  • Туманов Михаил Владимирович
RU2689887C1
БАТАРЕЙНЫЙ МОДУЛЬ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2007
  • Кудряшов Виктор Спиридонович
RU2339551C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2019
  • Миненко Сергей Иванович
  • Гуртов Александр Сергеевич
  • Фомакин Виктор Николаевич
  • Лепилов Александр Николаевич
  • Данов Евгений Андреевич
  • Колесников Константин Сергеевич
RU2723302C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПОВЫШЕННОЙ ЖИВУЧЕСТИ 2018
  • Миненко Сергей Иванович
  • Гуртов Александр Сергеевич
  • Фомакин Виктор Николаевич
  • Безбородова Людмила Владимировна
  • Лепилов Александр Николаевич
RU2692301C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2017
  • Пушкин Валерий Иванович
  • Гуртов Александр Сергеевич
  • Фомакин Виктор Николаевич
  • Безбородова Людмила Владимировна
  • Данов Евгений Андреевич
RU2661340C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2014
  • Рясной Николай Владимирович
  • Миненко Сергей Иванович
  • Фомакин Виктор Николаевич
  • Безбородова Людмила Владимировна
  • Колесников Константин Сергеевич
RU2593760C9
СПОСОБ НАЗЕМНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2017
  • Пушкин Валерий Иванович
  • Миненко Сергей Иванович
  • Гуртов Александр Сергеевич
  • Фомакин Виктор Николаевич
RU2661187C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2013
  • Миненко Сергей Иванович
  • Гуртов Александр Сергеевич
  • Фомакин Виктор Николаевич
  • Томина Валентина Степановна
  • Галкин Валерий Владимирович
  • Шевченко Юрий Михайлович
  • Горбачева Изабелла Васильевна
RU2543487C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 730 703 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МНОГОБЛОЧНОЙ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации литий-ионных (ЛИ) аккумуляторных батарей (АБ) преимущественно в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА). Способ включает зарядку-разрядку и хранение аккумуляторов в заряженном состоянии. На аккумуляторах установлены аналоговые датчики температуры в количестве не менее двух, а также локальные электрообогреватели (ЭО). В процессе эксплуатации определяют текущее значение температуры АБ, при этом если температура одного из датчиков достигла порога отключения, то происходит отключение ЭО и, в случае если температура одного из датчиков достигла порога включения, происходит включение ЭО. При этом в случае если температура одного датчика достигла порога отключения и одновременно другой датчик достиг порога включения, то приоритет делается на отключение ЭО. Кроме того, обеспечивается выравнивание температур между блоками одной электрически соединенной АБ с эффективным управлением ЭО. Заявляемое изобретение позволяет повысить эффективность использования литий-ионных аккумуляторных батарей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 730 703 C1

Способ эксплуатации многоблочной литий-ионной аккумуляторной батареи (АБ) в составе космического аппарата, включающий проведение зарядов и разрядов, хранение в заряженном состоянии, контроль температуры АБ и обеспечение температурного режима АБ, в программно-вычислительном контуре которого устанавливается температурный диапазон эксплуатации АБ, согласно эксплуатационной документации на АБ, отличающийся тем, что дополнительно устанавливается защитный диапазон, после чего управление электрообогревателями (ЭО) блоков АБ осуществляется по следующему принципу: если температура одного из датчиков любого из блоков одной электрически соединенной АБ достигла нижней границы температуры (порог включения), происходит включение ЭО этого блока, при этом на других блоках этой АБ ЭО не включаются; после достижения верхней границы диапазона (порог отключения) любого из блоков одной АБ происходит отключение ЭО на этом блоке, при этом на других блоках ЭО не отключаются; в случае одновременного достижения порогов отключения и включения разных датчиков одного блока приоритет отдается на отключение ЭО этого блока АБ; если на рассматриваемом блоке одной электрически соединенной АБ отключены ЭО, температура его датчиков находится вне защитного диапазона и при этом ниже температуры датчиков одного из блоков, у которого ЭО включены, то происходит включение ЭО на рассматриваемом блоке АБ; при этом защитный порог устанавливается на несколько градусов ниже верхнего порога в диапазоне температурной эксплуатации АБ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2730703C1

Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в составе космического аппарата негерметичного исполнения с радиационным охлаждением 2018
  • Глухов Виталий Иванович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
  • Тарабанов Алексей Анатольевич
RU2698638C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 2016
  • Карплюк Дмитрий Сергеевич
  • Стадухин Николай Васильевич
  • Печенежский Евгений Григорьевич
RU2637585C2
US 20130154541 A1, 20.06.2013
DE 69920585 D1, 04.11.2004.

RU 2 730 703 C1

Авторы

Печенежский Евгений Григорьевич

Стадухин Николай Васильевич

Даты

2020-08-25Публикация

2019-10-31Подача