СПОСОБ РАБОТЫ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2017 года по МПК F16H41/02 F16H61/48 F16H45/00 

Описание патента на изобретение RU2626782C1

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к способам работы трансмиссий транспортных средств.

Известна гидродинамическая передача транспортных средств, включающая гидротрансформатор, содержащий насосное и турбинное колеса и реактор. В устройстве реализуется способ работы трансмиссии транспортного средства, заключающийся в том, что при вращении ведущего вала крутящий момент от привода передают посредством гидротрансформатора, заполненного рабочей жидкостью, на ведомый вал, причем в гидротрансформаторе, состоящем из насосного и турбинного колес и реактора (статора), предусматривают установку сменных лопаток, а каждое из рабочих колес выполняют составными, средние части которых сопрягают со сменными лопатками. При этом изменяя поворот сменных лопаток или заменяя их другими, изменяют мощность, передаваемую от двигателя и воспринимаемую гидротрансформатором, что позволяет исследовать влияние большого числа геометрических параметров лопастной системы (см. а.с. СССР №241187, МПК F16H 41/00, публ. 1969 г.).

Недостаток способа состоит в том, что гидротрансформатор является экспериментальным и применим в узкой области, а именно для исследования влияния геометрических параметров на передаточные свойства гидротрансформатора.

Кроме того, известна гидродинамическая передача транспортного средства, включающая регулируемый гидротрансформатор, содержащий насосное и турбинное колеса, а также реактор. Устройство реализует способ работы трансмиссии транспортного средства, выбранный в качестве прототипа и заключающийся в том, что при вращении ведущего вала крутящий момент от привода плавно передают с помощью гидротрансформатора на ведомый вал и к коробке переключения передач. Причем в гидротрансформаторе, состоящем из насосного и турбинного колес и реактора, последний выполняют с неподвижными лопаточными венцами. При этом регулирование параметров рабочей жидкости осуществляют, изменяя положение подвижного венца реактора (см. а.с. СССР №369317, МПК F16H 41/08, публ. 1973 г.).

Известный способ позволяет повысить энергоемкость - момент на ведущем валу и мощность гидротрансформатора, однако имеет следующие недостатки: малый диапазон регулирования, значительные механические потери в связи с наличием в конструкции трущихся поверхностей, что в итоге приводит к снижению ресурса работы.

Технической задачей настоящего изобретения является снижение механических потерь гидродинамической передачи и повышение мощности трансмиссии в целом.

Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в способе работы трансмиссии транспортного средства, заключающемся в том, что при работе двигателя крутящий момент от ведущего вала посредством гидротрансформатора, корпус которого заполнен рабочей жидкостью, передают на ведомый вал и коробку переключения передач, осуществляя при этом регулирование угловых скоростей до момента их последующего плавного выравнивания на ведущем и ведомом валах, согласно изобретению трансмиссию дополнительно снабжают устанавливаемым на ведомом валу вентильно-индукторным электроприводом, имеющим статор и ротор, в процессе работы автоматически контролируют угловые скорости ведущего и ведомого валов, в соответствии с которыми управляют вращающимся электромагнитным полем, возникающим между статором и ротором вентильно-индукторного электропривода, воздействуя через статор на его ротор, жестко связанный с ведомым валом, при выравнивании угловых скоростей ведущего и ведомого валов отключают электропитание статора.

Решение поставленной технической задачи достигается за счет использования при работе в составе трансмиссии устанавливаемого дополнительно на ведомом валу вентильно-индукторного электропривода, имеющего статор и ротор. При работе трансмиссии в результате изменения нагрузки на ведомом валу появляющаяся разность угловых скоростей ведущего и ведомого валов при их выравнивании посредством гидротрансформатора сопровождается появлением механических потерь в последнем. При этом формируемое вращающиеся электромагнитное поле между статором и ротором вентильно-индукторного электропривода при подключении его статора к электропитанию обеспечивает дополнительное воздействие на его ротор, а также на связанный с ним жестко ведомый вал. За счет дополнительного поступления энергии механические потери в гидротрансформаторе снижаются, обеспечивая повышение мощности трансмиссии в целом.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена схема трансмиссии транспортного средства, реализующей способ работы устройства. На чертеже приведены следующие буквенные обозначения: Н - насосное колесо; Т - турбинное колесо; Р - реактор, пунктирной линией показана электросвязь между элементами управления гидротрансформатора.

Способ работы трансмиссии транспортного средства заключается в том, что при работе двигателя крутящий момент от ведущего вала посредством гидротрансформатора, корпус которого заполнен рабочей жидкостью, передают на ведомый вал и коробку переключения передач, осуществляя при этом регулирование угловых скоростей до момента их последующего плавного выравнивания на ведущем и ведомом валах. При этом трансмиссию дополнительно снабжают устанавливаемым на ведомом валу вентильно-индукторным электроприводом, имеющим статор и ротор, В процессе работы автоматически контролируют угловые скорости ведущего и ведомого валов, в соответствии с которыми управляют вращающимся электромагнитным полем, возникающим между статором и ротором вентильно-индукторного электропривода, воздействуя через статор на его ротор, жестко связанный с ведомым валом, при выравнивании угловых скоростей ведущего и ведомого валов отключают электропитание статора.

Трансмиссия транспортного средства, в которой может быть реализован способ, содержит в качестве привода двигатель 1 внутреннего сгорания, гидротрансформатор, в корпусе 2 которого размещены насосное и турбинное колеса 3 и 4, а также реактор 5, коробку 6 переключения передач. Для плавного выравнивания угловых скоростей на ведущем и ведомом валах 7 и 8, соответственно, ведомый вал 8 снабжается вентильно-индукторным электроприводом 9, имеющим в своем составе статор 10 и ротор 11, соответственно. При этом насосное колесо 3 жестко связано с двигателем 1 внутреннего сгорания посредством ведущего вала 7, а турбинное колесо 4 соединено с коробкой 6 переключения передач с помощью ведомого вала 8. В устройстве предусмотрена управляющая система 12, состоящая из блока 13 управления и подключенных к нему датчиков угловой скорости в виде тахометров 14 и 15 ведущего и ведомого валов 7 и 8, соответственно.

Заявляемый способ работы трансмиссии транспортного средства реализуется следующим образом.

При работе двигателя 1 крутящий момент ведущего вала 7 передается на жестко с ним связанное насосное колесо 3, расположенное в корпусе 2 гидротрансформатора. Вращение насосного колеса 3 приводит в движение рабочую жидкость в корпусе 2 гидротрансформатора, которая через реактор 5 вращает турбинное колесо 4 и жестко с ним связанный ведомый вал 8, механически связанный с автоматической коробкой 6 переключения передач. Гидротрансформатор предназначен для бесступенчатой передачи крутящего момента от ведущего вала 7 двигателя 1 внутреннего сгорания на автоматическую коробку 6 переключения передач. При изменении нагрузки на ведомом валу 8 возникает разность угловых скоростей на ведущем и ведомом валах 7 и 8, которую определяет блок 13 управления. В этот период времени происходят механические потери в корпусе 2 гидротрансформатора между насосным и турбинным колесами 3 и 4. При этом сигнал передается по электропроводам от блока 13 управления управляющей системы 12. Между статором 10 и ротором 11 формируется вращающееся электромагнитное поле, обеспечивающее дополнительное вращение ротора 11 и ведомого вала 8. При этом механические потери в корпусе 2 гидротрансформатора снижаются, угловые скорости на ведущем и ведомом валах 7 и 8 выравниваются. Блок 13 управления управляющей системы 12 вырабатывает сигнал на отключение статора 10 вентильно-индукторного электропривода 9.

Вентильно-индукторные двигатели обладают следующими достоинствами: простота конструкции - ротор и статор выполнены в виде пакетов листового магнитомягкого материала; отсутствие обмоток на роторе - обмотки располагаются только на статоре; катушки изготавливаются отдельно и устанавливаются на полюса статора; высокая ремонтопригодность; отсутствие механического коммутатора (коллектора, щеток); отсутствие в конструкции постоянных магнитов в роторе и статоре; высокие массогабаритные характеристики, надежность, диапазон частот вращения - от единиц до сотен тысяч об/мин; бесконтактный, плавный, двухзоновый способ регулирования частоты вращения в широком диапазоне более 100000 об/мин; точность управления моментом; высокий КПД в широком диапазоне частот вращения более 92% (для крупных машин 97-98%); активный регулятор мощности; отсутствие перегрузочных пусковых моментов; пуск электропривода без превышения пусковых токов над номинальными; реверсирование; самоторможение для исключения вращения нагруженного электропривода.

Предлагаемый способ позволяет решить поставленную техническую задачу за счет использования в составе трансмиссии вентильно-индукторного электропривода 9. При этом угловую скорость входящего в его состав ротора 11 совместно с ведомым валом 8 можно регулировать сформированным электромагнитным полем между статором 10 и ротором 11, используя управляющую систему 12. В результате становится возможным снизить механические потери при работе гидродинамической передачи трансмиссии, повысив в целом ее мощность.

Таким образом, изобретение позволяет снизить механические потери в гидротрансформаторе и повысить мощность трансмиссии в целом.

Похожие патенты RU2626782C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Сова Александр Николаевич
  • Мазлумян Григорий Сергеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Будагов Михаил Юрьевич
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Сизанов Александр Владимирович
  • Егоров Олег Владимирович
  • Буланов Сергей Владимирович
  • Сантоян Хорен Хоренович
RU2626449C1
СПОСОБ РАБОТЫ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ 2016
  • Сова Александр Николаевич
  • Мазлумян Григорий Сергеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Будагов Михаил Юрьевич
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Сизанов Александр Владимирович
  • Егоров Олег Владимирович
  • Ерусланкин Сергей Александрович
RU2620034C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР 2016
  • Сова Александр Николаевич
  • Мазлумян Григорий Сергеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Будагов Михаил Юрьевич
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Сизанов Александр Владимирович
  • Егоров Олег Владимирович
  • Ерусланкин Сергей Александрович
  • Сантоян Хорен Хоренович
RU2620175C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГИДРОАГРЕГАТОВ ПЕРЕДАЧ 2021
  • Сова Александр Николаевич
  • Мазлумян Григорий Сергеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Ющук Роман Валерьевич
  • Ерусланкин Сергей Алексеевич
  • Рудницкий Сергей Леонидович
RU2765817C1
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОГО ПРИВОДА ВЕДУЩИХ МОСТОВ КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2022
  • Гудков Виктор Владимирович
  • Колтаков Алексей Анатольевич
  • Сокол Павел Александрович
  • Могутнов Роман Викторович
  • Жердев Александр Викторович
  • Божко Александр Валерьевич
RU2788351C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКАЧКООБРАЗНЫМ ПОВЫШЕНИЕМ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСМИССИИ 2012
  • Хэтуэй Ричард Р.
  • Катински Эдвард
  • Лухан Педро С.
RU2574100C2
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Нуждин Александр Олегович
RU2294469C1
Система защиты двигателя гусеничной и колесной машины от заброса по оборотам коленчатого вала 2023
  • Держанский Виктор Борисович
  • Тараторкин Игорь Александрович
  • Волков Александр Александрович
RU2817434C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Ким Сечхол
RU2617908C2
Электрический ретардер 2019
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2729329C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 626 782 C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ РАБОТЫ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к способам работы трансмиссий транспортных средств. Гидродинамическая передача содержит корпус (2), заполненный рабочей жидкостью, насосное и турбинное колеса (3) и (4), реактор (5), двигатель (1) внутреннего сгорания, коробку (6) переключения передач с ведущим и ведомым валами (7) и (8), а также управляющую систему (12). Управляющая система (12) состоит из блока (13) управления, тахометров (14) и (15), расположенных на ведущем и ведомом валах (7) и (8), и вентильно-индукторного электропривода (9). В состав последнего входят статор (10) и ротор (11), при этом ротор (11) жестко скреплен с ведомым валом (8). При работе двигателя (1) крутящий момент от ведущего вала (7) посредством гидротрансформатора передается на ведомый вал (8) и коробку (6) переключения передач. При изменении нагрузки на ведомом валу (8) возникает разность угловых скоростей на ведущем и ведомом валах (7) и (8), которую определяет блок (13) управления управляющей системы (12). При этом сигнал передается от блока (13) управления на статор (10) вентильно-индукторного электропривода (9). Формируется вращающееся электромагнитное поле, обеспечивающее дополнительное вращение ротора (11) и ведомого вала (8). Сигнал перестает поступать от блока (13) управления управляющей системы (12) на статор (10) вентильно-индукторного электропривода (9), происходит последующее плавное выравнивание крутящего момента на ведущем и ведомом валах (7) и (8). Достигается снижение механических потерь. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 626 782 C1

Способ работы трансмиссии транспортного средства, заключающийся в том, что при работе двигателя крутящий момент от ведущего вала посредством гидротрансформатора, корпус которого заполнен рабочей жидкостью, передают на ведомый вал и коробку переключения передач, осуществляя при этом регулирование угловых скоростей до момента их последующего плавного выравнивания на ведущем и ведомом валах, отличающийся тем, что трансмиссию дополнительно снабжают устанавливаемым на ведомом валу вентильно-индукторным электроприводом, имеющим статор и ротор, в процессе работы автоматически контролируют угловые скорости ведущего и ведомого валов, в соответствии с которыми управляют вращающимся электромагнитным полем, возникающим между статором и ротором вентильно-индукторного электропривода, воздействуя через статор на его ротор, жестко связанный с ведомым валом, при выравнивании угловых скоростей ведущего и ведомого валов отключают электропитание статора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2626782C1

РЕГУЛИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР 0
  • Витель А. А. Бриммер
SU369317A1
Регулируемая гидродинамическая передача 1983
  • Грузинов Вячеслав Евграфович
SU1133451A1
RU 98106674 A, 10.01.2000
Гидромеханическая передача транспортного средства 1990
  • Никонов Николай Михайлович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Перейра Алонсо Алехандро Мануэлевич
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU1729842A1
US 2016047469 A1, 18.02.2016
US 4079820 A, 21.03.1978.

RU 2 626 782 C1

Авторы

Сова Александр Николаевич

Мазлумян Григорий Сергеевич

Котровский Александр Александрович

Будагов Михаил Юрьевич

Варочко Алексей Григорьевич

Сизанов Александр Владимирович

Егоров Олег Владимирович

Буланов Сергей Владимирович

Сантоян Хорен Хоренович

Даты

2017-08-01Публикация

2016-06-27Подача