Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.
В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [2], обусловленных, наряду с другими параметрами, точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [3].
Эффективность выполнения двигательных действий количественно оценивается помимо точности рядом показателей, в том числе стабильностью, то есть выполнением двигательного действия с малым диапазоном отклонений в серии из 5-10 повторений [4].
Известен способ определения способностей к спортивной игре в теннис, включающий формирование на экране дисплея последовательности визуальных тестов, одним из которых является определение времени реакции, регистрацию параметров физических откликов, их статистическую обработку и определение способностей по сравнению полученных результатов с эталоном, отличающийся тем, что дополнительно предъявляют тесты, психофизиологические показатели которых адекватны структуре геймов игры в теннис, с помощью аппарата управления курсором на экране дисплея определяют параметры, характеризующие координацию движений, время реакции на движущийся объект, способность к прогнозированию направления удара, кинестетическую чувствительность, уровень притязаний, концентрацию внимания, сенсомоторную реакцию, оперативное мышление и обучаемость, полученные параметры каждого психофизиологического теста переводят в нормированные единицы, суммируют их и определяют способность к спортивной игре в теннис по обратно пропорциональной зависимости от суммы набранных единиц [5].
Недостатком способа является выполнение тестов и заданий путем управления курсором при помощи "мыши", что приводит к зависимости результатов исследований пригодности к игре в теннис от навыка владения «мышью».
Достижение высоких результатов в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств человека [6].
Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект [7], поэтому этот тест может использоваться для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.
Известен способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки несовпадения точечного объекта и метки [8].
В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта точность и стабильность серии двигательных действиях не оценивается.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда по формуле:
R=tmax-tmin,
где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс; отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда, отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее близкому к симметрии относительно нулевой точки, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки [9].
Недостатком способа является отсутствие оценки стабильности двигательных действий при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта.
Технический результат предлагаемого способа заключается в расширении функциональных возможностей путем получения оценки стабильности двигательных действий при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта.
Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:
где t1 - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.
Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [10]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить точность и стабильность двигательных действий испытуемого.
На фиг. 1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.
Предлагаемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта осуществляется следующим образом.
Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг. 1). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности.
Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.
Испытуемый с перерывом заданной длительности выполняет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки.
В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания и упреждения. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.
Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания и упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.
Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта по критериям точности и стабильности двигательных действий.
Таким образом, заявляемый способ отбора для занятий игровыми видами спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение технического результата.
Пример 1.
Испытуемому З., 12 лет, учащемуся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по часовой стрелке по окружности, совершая один оборот за 2,0 сек (фиг. 1).
Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку не совпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или ошибки упреждения, заносил значение времени ошибки в запоминающее устройство и через 1 сек продолжал движение точечного объекта по окружности.
Испытуемый выполнил 15 серий из 7 остановок движущегося точечного объекта в области положения метки с перерывом в 20 сек между сериями.
Число серий выбрано исходя из контрольных соревнований, проводимых в ДЮСШ до 15 набранных очков. Число остановок движущегося точечного объекта в области положения метки и длительность перерыва выбраны исходя из педагогических наблюдений за ходом контрольных соревнований.
В каждой серии вычислили оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1) и среднеквадратическое отклонение (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения. Результаты вычислений приведены в таблице 1.
Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 25,0 и 13,5 мс.
Пример 2.
Испытуемый Р., 11 лет, учащийся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения, аналогично испытуемому З., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект.
Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), и среднеквадратические отклонения (СКО) значений ошибок запаздывания и упреждения в сериях приведены в таблице 2.
Вычисленные по результатам 15 серий среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, равны соответственно 14,8 и 10,8 мс.
Анализ результатов тестирования свидетельствует, что среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и упреждения, вычисленное по результатам 15 серий, у испытуемого Р., равное 14,8 мс, меньше, чем у испытуемого З., равное 25,0 мс. Следовательно, точность двигательных действий испытуемого Р. лучше, чем у испытуемого З.
Вычисленное по результатам 15 серий среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий, у испытуемого Р., равное 10,8 мс, меньше, чем у испытуемого З., равное 13,5 мс. Следовательно, стабильность двигательных действий испытуемого Р. лучше, чем у испытуемого З.
По результатам тестирования испытуемому Р. рекомендовано продолжить занятия бадминтоном в учебно-тренировочной группе.
Предлагаемый способ отбора апробирован на группе из 10 испытуемых, подростков 11-12 лет, учащихся ДЮСШ, отделение бадминтона, группа начальной подготовки, третий год обучения. По результатам тестирования 6-ти испытуемым рекомендовано продолжить занятия бадминтоном в учебно-тренировочной группе.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта по критериям точности и стабильности двигательных действий.
Источники информации
1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 16-19.
2. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С. 3-9.
3. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов (Украина, Харьков). - 2010. - №3. - С. 3-8.
4. Галимова А.Г., Цинкер В.М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 51-56.
5. Заявка 93008587/14, МПК А61В 5/16. Способ определения способностей к спортивной игре в теннис / Бриль М.С. - Опубликовано 27.08.1996.
6. Петров A.M. Мозг и движение. - М.: Издательство ВПК, 1997. - 300 с.
7. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т. 8, №4. - С. 653-660.
8. Патент 2456921 РФ, МПК А61В 5/16. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - опубл. 27.07.2012.
9. Патент 2534615 РФ, МПК А61В 5/00. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Кудрявцев Н.А., Закамский А.В., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. - опубл. 27.11.2014.
10. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СПОРТСМЕНА ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА | 2016 |
|
RU2634673C1 |
Способ оценки точности и стабильности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта | 2016 |
|
RU2620921C1 |
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА | 2013 |
|
RU2537214C1 |
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА | 2013 |
|
RU2534615C1 |
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА | 2011 |
|
RU2456921C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СПОРТСМЕНА ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА | 2013 |
|
RU2548318C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА | 2013 |
|
RU2531972C1 |
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ | 2013 |
|
RU2540164C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА | 2011 |
|
RU2457785C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2013 |
|
RU2537066C1 |
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие. Испытуемым предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемые, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливают движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемые с перерывом заданной длительности выполняют заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки. В каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по математической формуле. По результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Отбор выполняют по меньшей величине среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величине среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания и упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий. Заявляемый способ позволяет по результатам тестирования выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта за счет определения критериев точности и стабильности двигательных действий. 2 табл., 2 пр., 1 ил.
Способ отбора испытуемых для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что каждому испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что испытуемый с перерывом заданной длительности повторяет заданное число серий из заданного количества остановок движущегося точечного объекта в области положения метки, в каждой серии вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:
,
где ti - i-e значение ошибки запаздывания или упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; и среднеквадратическое отклонение значений ошибок запаздывания или упреждения; по результатам всех серий вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания или упреждения и среднеарифметическое значение среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий; для занятий игровыми видами спорта отбирают испытуемых с меньшей величиной среднеарифметического значения ошибок запаздывания или упреждения, вычисленного по результатам всех серий, и меньшей величиной среднеарифметического значения среднеквадратических отклонений ошибок запаздывания или упреждения, вычисленных по результатам отдельных серий.
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА | 2013 |
|
RU2534615C1 |
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА | 2011 |
|
RU2456921C1 |
СПОСОБ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА | 2013 |
|
RU2537214C1 |
КОРЕНБЕРГ В.Б | |||
Спортивные возможности и способности | |||
Теория и практика физической культуры и спорта, N3, 2009, с | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
ПЕТУХОВ И.В | |||
Методы и устройства в психофизиологических исследованиях человека, Йошкар-Ола, 2005, с | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
2017-11-02—Публикация
2016-07-01—Подача