Изобретение относится к области информационных технологий и специализированных устройств вычислительной техники, а именно к экспертно-аналитической информационной системе сбора, обработки кадровых потребностей предприятий и проектирования индивидуальных профилей подготовки студентов старших курсов на основе экспертных решений, и может быть использовано, в частности, в автоматизированных системах управления предприятием и учебным процессом в вузе.
Известна автоматизированная система управления предприятием [Патент РФ на изобретение RU №2599339 C1, G06F 17/00, G06F 17/30, G06Q 50/04 от 02.11.2015], содержащая базу данных плановых проектных задач, блок календарного среднесрочного планирования, базу данных о сотрудниках, базу данных о функциональных задачах по договорным и внутренним соглашениям, базу данных учета рабочего времени и блок расчета заработной платы, блок оценки важности функциональных задач, блок оценки временных рамок выполнения функциональных задач, блок оценки важности плановых проектных задач, блок оценки выполнения среднесрочного плана, а также последовательно соединенные блок оперативной памяти дополнительных задач, блок оценки важности дополнительных задач и блок оценки временных рамок выполнения дополнительных задач и обеспечивающая автоматизацию управления планированием.
Известна система ситуационно-аналитических центров организационной системы [Патент РФ на изобретение RU №2533090 С2, G05B 19/00, G06T 1/00, G06F 17/00, G06Q 10/00 от 20.11.2014], содержащая телекоммуникационную сеть, центр управления, ситуационно-аналитические центры, пункты управления подразделений организационной системы, средства двухсторонней связи, средства контроля объектов наблюдения, влияющих на состояние деятельности организационной системы, и обеспечивает возможность автоматизированной выработки сценариев для принятия решений.
Известна экспертно-аналитическая информационная система удаленной рейтинговой оценки нормативно-правовых актов и их проектов [Патент РФ на изобретение RU №2580059 C1, G06F 17/00 от 10.04.2016]. Система содержит объединенные сетью передачи данных сервер декомпозиции, по меньшей мере один блок хранения информации и по меньшей мере одно удаленное автоматизированное рабочее место зарегистрированного пользователя - эксперта, при этом взаимодействие между сервером декомпозиции, сервером аутентификации участников, сервером описания и обработки проблем фрагментов, сервером описания и обработки авторских фрагментов, сервером ведения рейтинга и сервером формирования результатов работы осуществляется посредством локальной вычислительной сети, построенной по технологии Ethernet.
Известна автоматизированная система оценки и тренинга профессионально важных качеств инженерно-технических работников [Патент РФ на изобретение RU №2579725 C1, G09B 9/00, G09B 19/00 от 10.04.2016], которая относится к автоматизированным средствам контроля и тренинга профессионально важных качеств работников и может быть использована при автоматизированном определении профессиональной пригодности, а также для совершенствования психофизиологических качеств инженерно-технических работников предприятия. Система содержит модуль тестирования, модуль анализа и обработки результатов тестирования, модуль развития профессионально важных качеств инженерно-технических работников и базы критериев тренинга. База данных результатов тренинга с каналом выдачи результатов тестирования является выходом системы.
Известен учебно-тренировочный комплекс [Патент РФ на изобретение RU №2524491 C1, G09B 9/00 от 27.07.2014], который может быть использован для формирования навыков умения и способностей, необходимых в реальных условиях деятельности при работе с аппаратурой технических информационных систем. Комплекс содержит цифровое вычислительное устройство, пульт ввода исходных данных, устройство документирования, устройство ввода-вывода, устройство коммутации и связи, репрограммируемое постоянное запоминающее устройство, источник вторичного питания, устройство управления каналами связи, первый и второй имитаторы репрограммируемого постоянного запоминающего устройства, устройство контроля цепей.
Известна система организации учебного процесса вуза на основе модульно-рейтинговой технологии [Патент РФ на изобретение RU №2406122 C1, G06F 15/00 от 10.12.2010], система содержит модуль идентификации базового адреса учебной группы, первый модуль формирования сигналов считывания базы данных сервера, модуль идентификации базового адреса студента, второй модуль формирования сигналов считывания базы данных сервера, модуль контроля размерности массива считывания данных учебной группы, модуль контроля считывания баллов аттестаций студента, модуль формирования баллов зачета, модуль селекции вида контрольной аттестации, модуль распределения баллов аттестаций по группам признаков, модули преобразования баллов текущей аттестации при дифференцированном зачете без учета баллов и с учетом баллов итоговой аттестации, модули формирования баллов дифференцированного зачета без учета баллов и с учетом баллов итоговой аттестации, модуль формирования баллов экзамена, модуль преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена. Координатором взаимодействия с системой является пользователь со своего автоматизированного рабочего места. Для решения задач оперативного контроля и управления познавательной деятельностью каждого отдельного студента на рабочем месте пользователя автоматизированной системы (деканат, кафедра) формируется запрос.
Известна интерактивная автоматизированная система обучения [Патент РФ на изобретение RU №2271040 C1, G09B 9/00, G09B 19/00 от 27.02.2006], относящаяся к средствам обучения и используемая при создании систем для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки персонала для эксплуатации и обслуживания различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека. Изобретение имеет четыре автономных функциональных модуля, соединенных между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами. Проблемно-ориентированный программно-технический комплекс на базе интеллектуального интерфейса, поддерживающего в режиме диалога автоматизированные циклы обучения и контроля знаний обучающихся, выполнен в виде модуля вычислительной системы управления процессом обучения, снабженного программным обеспечением системы. Кроме того, система имеет модуль группового обучения, модуль индивидуального обучения и модуль процедурного тренажера. Модуль вычислительной системы управления процессом обучения имеет несколько электронных программно-аппаратных блоков, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы.
Наиболее близкой по назначению и технической сущности к предложенному является автоматизированная информационно-аналитическая интерактивная обучающая система полипрофессиональной проектной подготовки специалистов [Патент РФ на изобретение RU №2404456 C1, G09B 19/00, G09B/9/00 от 20.11.2010], отнесенная к автоматизированным средствам обучения и выбранная в качестве прототипа. Автоматизированная информационно-аналитическая интерактивная обучающая система полипрофессиональной проектной подготовки специалистов содержит автономные функциональные модули, соединенные между собой коммуникационными связями и своими информационными входами и выходами: управляющий модуль предприятия-работодателя, обучающий модуль вуза и модуль учебно-проектного бюро, включающий блок администратора - ответственного исполнителя научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок руководителя учебно-проектного бюро от предприятия-работодателя, блок руководителя учебно-проектного бюро от вуза, блок консультантов-наставников предприятия-работодателя, блок преподавателей-консультантов вуза, блок обучающихся соответствующих специальностей учебно-проектной группы, блок научно-образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, блок результата научно- образовательного проекта сложной технической и/или организационной системы, информационные входы и выходы вышеупомянутых блоков модуля учебно-проектного бюро связаны между собой и с электронными блоками вычислительного модуля управления научно-образовательным проектом. Согласно изобретению обучающий блок модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом содержит электронную библиотеку программ обучения с возможностью обеспечения функций ее использования и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро. Технологический блок модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом содержит систематизированную совокупность данных технологических карт по разрабатываемому проекту с возможностью обеспечения функций их электронного использования и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро. Предусмотрен блок информационных ресурсов модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом, который включает электронные базы учебно-методической, нормативно-технической и патентной информации и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро. Предложен блок учета результатов интеллектуальной деятельности модуля вычислительной системы управления научно-образовательным проектом обучающихся, который содержит базы данных результатов научно-технической деятельности обучаемых и соединен обратными и взаимными коммуникационными связями с блоками модуля учебно-проектного бюро.
При применении приведенной в качестве прототипа автоматизированной информационно-аналитической интерактивной обучающей системы полипрофессиональной проектной подготовки специалистов, других перечисленных систем к решению задач планирования и организации подготовки кадрового обеспечения ряда предприятий, характеризующихся большим разнообразием, связанным с территориальной, отраслевой принадлежностью работодателей, а также спецификой и сферой профессиональной деятельности, а также задач закрепления студентов за работодателем и проектирования индивидуальных траекторий их подготовки, обнаруживаются некоторые недостатки. Основными недостатками являются:
- отсутствие сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений;
- отсутствие сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки;
- отсутствие интеграции управляющего блока предприятия с автоматизированной системой организационного управления учебным процессом.
Решаемая техническая задача изобретения заключается в создании экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий, образующей информационную среду взаимодействия предприятий - работодателей, вузов и студентов старших курсов с целью привлечения, отбора и закрепления молодых специалистов - инженерно-технических работников на производстве и содержащей сервер сбора и обработки информации, обеспечивающий в том числе формализацию, обобщение и систематизацию предложений работодателей, сервер экспертной оценки и поддержки принятия решений, сервер опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, сервер формирования результата работы, сервер аутентификации, вместе интегрированные в программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов, а также автоматизированные рабочие места экспертов, студентов, удаленные автоматизированные рабочие места пользователей от предприятий.
Технической проблемой является создание экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий, образующей информационную среду взаимодействия предприятий, вузов и студентов, при этом обеспечивающей взаимодействие удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия с программно-техническим комплексом информационного взаимодействия субъектов посредством телекоммуникационной сети (в качестве каналов связи использующей глобальную сеть Интернет), взаимодействие между автоматизированным рабочим местом эксперта и программно-техническим комплексом информационного взаимодействия субъектов, а также между автоматизированным рабочим местом студента и программно-техническим комплексом информационного взаимодействия субъектов посредством локальной вычислительной сети, построенной по технологии Ethernet. Необходимо обеспечение регистрации каждого пользователя в экспертно-аналитической информационной системе кадрового обеспечения предприятий, их идентификации при каждом обращении, а также обеспечение разграничения прав доступа пользователей. Для реализации планируемого функционала необходима организация информационной связи экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения с существующей автоматизированной системой организационного управления учебным процессом в вузах.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в формировании информационной среды взаимодействия предприятий - работодателей, вузов и студентов старших курсов. Это достигается путем интеграции сервера сбора и обработки информации, сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, сервера формирования результата работы, сервера аутентификации и блока информационной базы данных в программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов, который соединен взаимными коммуникационными связями с автоматизированным рабочим местом экспертов, автоматизированным рабочим местом студентов и удаленным автоматизированным рабочим местом пользователей от предприятий.
Технический результат в экспертно-аналитической информационной системе кадрового обеспечения предприятий, содержащей программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов на базе интеллектуального интерфейса, снабженный программным обеспечением системы и электронными блоками, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы; по меньшей мере, одно удаленное автоматизированное рабочее место пользователя от предприятия, зарегистрированного в экспертно-аналитической системе, по крайней мере, одно автоматизированное рабочее место эксперта и, по крайней мере, одно автоматизированное рабочее место студентов, каждое соединенное соответственно с программно-техническим комплексом коммуникационными связями, достигается тем, что экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий содержит автоматизированное рабочее место администрирования и управления системой; программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов содержит сервер сбора и обработки информации, сервер экспертной оценки и поддержки принятия решений, сервер опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, сервер формирования результата работы, блок информационной базы данных; первые информационные входы и выходы удаленного автоматизированного рабочего места пользователей от предприятия соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации, вторые информационные входы и выходы удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера аутентификации, вторые информационные вход и выход сервера сбора и обработки информации соответственно соединены с первыми информационными выходами и входами блока информационной базы данных, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места эксперта соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, вторые информационные вход и выход сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений соответственно соединены со вторыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных, вторые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места эксперта соответственно соединены со вторыми информационными выходом и входом сервера аутентификации, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места студента соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, вторые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места студента соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера аутентификации, вторые информационные вход и выход сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом блока информационной базы данных, первые информационные вход и выход сервера формирования результатов работы соответственно соединены с четвертыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных, первые информационные вход и выход блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом соответственно соединены с пятыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных, вторые информационные вход и выход блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом, вторые, третьи, четвертые, пятые, шестые информационные входы и выходы автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой соответственно соединены с информационными выходами и входами всех блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов, т.е. соединены соответственно с четвертыми информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации, с четвертыми информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, с пятыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, с третьими информационными выходом и входом сервера формирования результата работы, седьмыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных; четвертые, пятые, шестые, седьмые, восьмые информационные входы и выходы сервера аутентификации соответственно соединены с информационными выходами и входами всех блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов, т.е. соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации, с третьими информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, с четвертыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, со вторыми информационными выходом и входом сервера формирования результата работы.
При этом взаимосвязь между блоком информационной базы данных, сервером аутентификации участников, сервером сбора и обработки информации, сервером экспертной оценки и поддержки принятия решений, сервером опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, сервером формирования результата работы, автоматизированным рабочим местом эксперта вуза, автоматизированным рабочим местом студентов, автоматизированным рабочим местом администрирования и управления системой осуществляется посредством локальной вычислительной сети, построенной по технологии Ethernet, а взаимосвязь между удаленным автоматизированным рабочим местом пользователя от предприятия, сервером аутентификации, сервером сбора и обработки информации осуществляется посредством телекоммуникационной сети, причем в качестве каналов связи применяют глобальную сеть Интернет.
Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий может включать два удаленных автоматизированных рабочих места пользователей от предприятия для разных отделов и служб соответствующих специализаций предприятия, различающихся функциональным назначением и соответствующими правами доступа к информационной базе данных.
Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий может включать два автоматизированных рабочих места экспертов для разных отделов и служб вуза, различающихся функциональным назначением, связанным со специализацией экспертов, и соответствующими правами доступа к информационной базе данных.
Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий может включать два автоматизированных рабочих места студентов, различающихся ограничениями в правах доступа к информационной базе данных, связанными со специализацией в предметной области.
На фиг. 1 показана структурная схема экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий. На фиг. 2 показаны связи автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой 10 с программно-техническим комплексом информационного взаимодействия субъектов 12.
Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий, изображенная на фиг. 1, содержит удаленное автоматизированное рабочее место пользователя от предприятия 1, сервер сбора и обработки информации 2, сервер экспертной оценки и поддержки принятия решений 3, сервер опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4, сервер формирования результата работы 5, сервер аутентификации 6, автоматизированное рабочее место эксперта 7, автоматизированное рабочее место студента 8, блок информационной базы данных 9, автоматизированное рабочее место администрирования и управления системой 10, блок ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11, программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов 12. Первые информационные входы и выходы удаленного автоматизированного рабочего места пользователей от предприятия 1 соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации 2, вторые информационные входы и выходы удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия 1 соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера аутентификации 6, вторые информационные вход и выход сервера сбора и обработки информации 2 соответственно соединены с первыми информационными выходами и входами блока информационной базы данных 9, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места эксперта 7 соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений 3, вторые информационные вход и выход сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений 3 соответственно соединены со вторыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных 9, вторые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места эксперта 7 соответственно соединены со вторыми информационными выходом и входом сервера аутентификации 6, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места студента 8 соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4, вторые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места студента 8 соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера аутентификации 6, вторые информационные вход и выход сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4 соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом блока информационной базы данных 9, первые информационные вход и выход сервера формирования результатов работы 5 соответственно соединены с четвертыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных 9, первые информационные вход и выход блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11 соответственно соединены с пятыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных 9, вторые информационные вход и выход блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11 соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой 10 соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11. На фиг. 2 показаны связи автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой 10 с программно-техническим комплексом информационного взаимодействия субъектов 12. Вторые, третьи, четвертые, пятые, шестые информационные входы и выходы автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой 10 соответственно соединены с информационными выходами и входами всех блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов 12, т.е. соединены соответственно с четвертыми информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации 2, с четвертыми информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений 3, с пятыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4, с третьими информационными выходом и входом сервера формирования результата работы 5, с седьмыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных 9. На фиг. 3 показаны связи сервера аутентификации 6 с программно-техническим комплексом информационного взаимодействия субъектов. Четвертые, пятые, шестые, седьмые, восьмые информационные входы и выходы сервера аутентификации 6 соответственно соединены с информационными выходами и входами всех блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов 12, т.е. соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации 2, с третьими информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений 3, с четвертыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4, со вторыми информационными выходом и входом сервера формирования результата работы 5. Система предусматривает блоки питания, не представленные на фиг. 1-3, для всех электронных блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов 12, а также для удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия 1, автоматизированного рабочего места студентов 8, автоматизированного рабочего места экспертов, автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой, сервера аутентификации, а также для блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом.
Алгоритм работы и системотехническая реализация удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия 1, автоматизированного рабочего места пользователя эксперта 7, сервера сбора и обработки информации 2 опубликованы в [Валеев М.Ф. Информационная система организационного управления технологическими процессами налогооблажения граждан: монография / М.Ф. Валеев, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 102-122]. Алгоритм работы сервера формирования результата работы 5 опубликован в [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 41-50]. Алгоритм работы и системотехническая реализация сервера аутентификации 6 опубликованы в [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 51-59]. Алгоритм работы и системотехническая реализация автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой 10 представлены в [Габитов P.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 33-41]. Алгоритм работы блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11 описан в [Михайлов С.А. «Электронный университет» / С.А. Михайлов, А.Г. Дегтярев, В.М. Трегубов // Высшее образование в России. - 2009. - №5. - С. 87-91]. Алгоритм работы и программное обеспечение сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений 3 известны из [Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №201660780 от 25 июля 2016 г.]. Алгоритм работы блока информационной базы данных 9 отражен в [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 59-68]. Алгоритм работы автоматизированного рабочего места студента 8 и сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки 4 опубликован в [Данилаев Д.П. Нечеткая модель отбора профилей подготовки технических специалистов / Д.П. Данилаев, Л.Ю. Емалетдинова / Открытое образование. - 2015. - №4. - С. 28-32] и в [Данилаев Д.П. Определение индивидуальных траекторий подготовки студентов в условиях нечеткой информации / Д.П. Данилаев, Л.Ю. Емалетдинова // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 2015. - №3. - С. 164-169]. Структура программного обеспечения экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий опубликована в [Данилаев Д.П. Реализация программного комплекса обеспечения взаимодействия предприятий и вузов / Д.П. Данилаев // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Том II. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. - 2016. - С. 448-454]. Режимы работы экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий описаны в [Данилаев Д.П. Информационное обеспечение взаимодействия предприятий с системой высшего образования / Д.П. Данилаев // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Том II. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. - 2016. - С. 947-953].
Рассмотрим работу экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий.
Разнообразие предприятий работодателей определяет различие целей и задач подготовки каждого отдельного специалиста и, соответственно, необходимость разных подходов к организации профильной подготовки. При этом окончательный выбор профиля подготовки остается за студентом.
На протяжении длительного срока подготовки одного технического специалиста в вузе потребности работодателей и интересы студентов меняются. Это приводит к изменению условий организации процесса обучения и механизмов его обеспечения. Во взаимоотношениях вуз-работодатель инерционность системы высшего образования приводит к длительному циклу адаптации процесса подготовки к потребностям рынка труда, необходимости разработки программ дополнительного образования выпускников, переподготовке специалистов, введению длительных стажировок на базе предприятий. Уменьшение инерционности системы возможно за счет прогноза и учета потребностей работодателей и динамики процесса обучения студентов и за счет сокращения периода профильного обучения, его планирования и управления им. Прогнозирование кадровых потребностей работодателей позволяет получить четкое представление только на относительно коротких периодах. Оно не снимает проблему неопределенности способностей и склонностей студентов на первых этапах обучения. В этой связи более актуальными являются механизмы адаптивной организации профильной подготовки на старших курсах в вузах.
Для реализации системы информационного взаимодействия вуза и предприятий применены Web-технологии, обеспечивающие связь удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия 1 и программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов 12. Для решения задачи интеграции программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов 12 с блоком ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11, а также с автоматизированным рабочим местом эксперта 7 и с автоматизированным рабочим местом студента 8 применены интранет-технологии с использованием ресурсов локальной вычислительной сети.
Удаленное автоматизированное рабочее место пользователя от предприятия 1 образуется через подключение ПЭВМ к сети Интернет и обращению к электронному адресу экспертно-аналитической информационной системы кадрового обеспечения предприятий, размещенной, например, на сайте вуза. Предприятия получают доступ к экспертно-аналитической информационной системе кадрового обеспечения после прохождения процедуры регистрации в ней, определения перечня ответственных исполнителей - представителей предприятия, наделенных правами пользователя системы, разграничения их функциональных обязанностей в системе. Разграничение функциональных обязанностей ответственных исполнителей от предприятия - пользователей системы определяется руководителем предприятия или по его решению ответственным должностным лицом. Регистрация пользователя в экспертно-аналитической информационной системе кадрового обеспечения предприятий осуществляется посредством обращения к ней через каналы сети Интернет и опроса пользователя с применением шаблонов форм регистрации, хранящихся в базе данных администратора системы [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 33-41]. Вопросы из шаблона форм регистрации представляются в виде строк экранной формы, все поля которой обязательны для заполнения. Вид экранных форм, использованных в экспертно-аналитической информационной системе кадрового обеспечения предприятий, опубликован в [Данилаев Д.П. Информационное обеспечение взаимодействия предприятий с системой высшего образования / Д.П. Данилаев // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Том II. - Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. - 2016. - С. 947-953]. Персональные данные каждого пользователя регистрируются на сервере аутентификации 6 системы и заносятся в базу данных администратора системы в блоке информационной базы данных 9.
Автоматизированное рабочее место администрирования и управления системой 10 оснащается техническими средствами и соответствующим программным обеспечением [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 33-41]. На основании функциональных обязанностей пользователей системы, введенных при регистрации в системе, администратором системы на автоматизированном рабочем месте администрирования и управления системой 10 определяются их права и ограничения доступа. Логин и пароль передаются каждому пользователю администратором системы по телекоммуникационным каналам связи (например, по электронной почте, указанной при регистрации), по каналам двусторонней связи или лично. После наделения правом доступа пользователь может приступать к работе с системой. Контроль прав доступа осуществляется сервером аутентификации 6, а также с помощью автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой 10 [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 55-59].
Первичная систематизация информации работодателей осуществляется на сервере сбора и обработки информации 2 с помощью форм опроса работодателя. Для этого на сервер сбора и обработки информации 2 вводятся шаблоны справочных форм, хранящиеся в базе данных отчетных форм и справочников в блоке информационной базы данных 9 [Данилаев Д.П. Система информационного взаимодействия вузов, работодателей и студентов / Д.П. Данилаев, Л.Ю. Емалетдинова // Открытое образование. - 2014. - №4. - С. 26-32]. Ввод кадровых потребностей работодателей осуществляется отдельно для каждой образовательной программы, причем на одну вакансию допускается выбор не более 5 образовательных программ. Предусмотрен ввод количественных потребностей по вакансии, а также качественных потребностей как описания трудовых функций и действий сотрудника, занимающего востребованную должность на предприятии. Также указываются сведения об условиях работы, включая сведения о длительности рабочего дня, месте работы, заработанной плате и др., которые, по мнению работодателя, необходимо довести до сведений соискателей, в том числе студентов старших курсов. Вопросы из шаблона форм регистрации представляются в виде строк экранной формы, все поля которой обязательны для заполнения [Данилаев Д.П. Информационное обеспечение взаимодействия предприятий с системой высшего образования / Д.П. Данилаев // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Том II. - Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. - 2016. - С. 947-953]. При вводе информации фиксируется дата введения предложений работодателей для контроля актуальности сведений.
Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий предусматривает экспертную оценку сведений о работодателях и их предложениях, которая реализуется сервером экспертной оценки и поддержки принятия решений 3 [Данилаев Д.П. Нечеткая модель отбора профилей подготовки технических специалистов / Д.П. Данилаев, Л.Ю. Емалетдинова / Открытое образование. - 2015. - №4. - С. 28-32]. Экспертами системы могут выступать представители профильных кафедр вуза, руководители образовательных программ, специалисты учебно-методических служб вуза, а также внешние по отношению к вузу специалисты. Персональные данные каждого эксперта регистрируются на сервере аутентификации 6 системы и в базе данных администратора системы, являющейся разделом информационной базы данных 9. Каждый эксперт наделяется правами и ограничениями доступа к системе, причем каждый из них идентифицируется в системе через логин и пароль, присваиваемые при регистрации в системе и контролируемые сервером аутентификации 6.
Данные, введенные пользователями от предприятия, в структурированном с помощью форм опроса работодателя виде, автоматически передаются экспертно-аналитической информационной системой кадрового обеспечения предприятий экспертам. Информация передается с учетом специализации каждого эксперта, на основе привязке к образовательной программе. При этом эксперты получают по электронной почте (в электронном виде) уведомление о новой информации в системе. Экспертами поэтапно оценивается:
- актуальность и достоверность информации от работодателей по критериям: достоверность сведений о предприятии, полнота и четкость описания вакансии, обоснованность количественной потребности, надежность партнерства;
- целесообразность формирования профилей подготовки и их реализации в рамках основных образовательных программ по критериям: соответствие ФГОС, соответствие целям и задачам реализуемой основной образовательной программы, реализуемость за установленный нормативный срок обучения, затраты на профильную подготовку, источники их компенсации, удаленность предприятия от вуза, кадровая, материально-техническая, методическая, информационная обеспеченность профиля.
Сбор экспертных оценок осуществляется на основе форм опроса, введенных в базу данных администратора системы в блоке информационной базы данных [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 33-41]. Хранение экспертных оценок осуществляется в блоке информационной базы данных 9, связанной также с блоком ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11.
При выборе целесообразных профилей подготовки значение имеет согласованность мнений экспертов. Мерой согласованности выступает коэффициент конкордации. На сервере экспертной оценки и поддержки принятия решений 3 программным образом реализуется расчет коэффициента конкордации по соответствующему алгоритму [Стрункин Д.Ю. Математическое и программное обеспечение прогнозирования выживаемости пациентов на основе нечеткой нейронной сети: автореф. дис…. канд. техн. наук: 05.13.18 / Стрункин Дмитрий Юрьевич. - Казань, КНИТУ-КАИ, 2012. - 18 с.]. При корреляции мнений для вывода обобщенной оценки используется среднее арифметическое значение оценок экспертов. При значениях коэффициентов конкордации меньше 0,45 согласованность мнений считается неудовлетворительной. В этом случае выясняется причина отличия мнений, проводится повторный опрос, в том числе других экспертов. В результате число предложений работодателей и, соответственно, число профилей подготовки для каждой образовательной программы ограничивается экспертным образом.
При дальнейшей работе эксперты также используют формы опроса работодателя с введенными пользователями от предприятия сведениями. Формы дополняются столбцами соответствующих экспертных оценок для каждого предложения. Для формирования профилей подготовки экспертами выделяются и заносятся в электронные формы основные компетенции, необходимые для будущих специалистов. Предложения предприятий группируются по признаку идентичности перечня компетенций (при возможности) в общие профили подготовки. Содержание профилей раскрывается перечнем модулей, дисциплин и практик, необходимых для освоения заявленных компетенций. Сведения экспертов, введенные в формы опроса, заносятся в блок информационной базы данных 9. Эти сведения экспертов являются исходными для проектирования профилей подготовки в рамках образовательных программ, которое реализовано в автоматизированной системе организационного управления учебным процессом [Михайлов С.А. «Электронный университет» / С.А. Михайлов, А.Г. Дегтярев, В.М. Трегубов // Высшее образование в России. - 2009. - №5. - С. 87-91].
Для каждого определенного профиля программным модулем сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений 3 автоматически осуществляется расчет обобщенного показателя целесообразности его реализации [Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №201660780 от 25 июля 2016 г]. Разработанные профили ранжируются по показателю целесообразности их реализации, после чего число профилей ограничивается экспертами для каждой основной образовательной программы.
Ограниченный ряд профилей предлагается на выбор студентам для формирования их дальнейших траекторий обучения. Опрос студентов осуществляется с помощью автоматизированных рабочих мест студентов 8, соединенных коммуникационными связями с сервером опроса и распределения студентов по индивидуальным траекториям подготовки 4. Опрос осуществляется с помощью форм опроса, введенных в сервер опроса и распределения студентов по индивидуальным траекториям подготовки 4 из блока информационной базы данных 9. Выбор студентов формализован показателем приоритета профиля и вакансии для них, значение которого принадлежит универсальному множеству [0, 1].
Для выбранных студентом профилей подготовки (с ненулевым показателем выбора) сервер опроса и распределения студентов по индивидуальным траекториям подготовки 4 программным образом, автоматически запрашивает через блок ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11 из автоматизированной системы организационного управления учебным процессом «Деканат» оценки уровня подготовки студентов по профильным дисциплинам. Оценки определяются на основе алгоритмов балльно-рейтинговой системы контроля по уровню общетехнической подготовки на предыдущих курсах, а также по результатам входного профильного тестирования [Насыров И.К. Инновационные технологии организации учебного процесса и оценки качества обучения: учебное пособие / И.К. Насыров, В.Г. Крюков, Д.П. Данилаев, Л.А. Александрова. - Казань, КГТУ им. А.Н. Туполева, 2009 г. - 206 с.]. Блок ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11 заносит эти оценки в блок информационной базы данных 9. По введенным показателям уровня подготовки и выбора студентов программный модуль сервера опроса и распределения студентов по профилям подготовки 4, рассчитывает обобщенный показатель целесообразности обучения студента [Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №201660780 от 25 июля 2016 г.]. По этому обобщенному показателю список студентов упорядочивается по каждому профилю. Список обеспечивает поддержку принятия решений относительно определения индивидуальных траекторий подготовки.
Профильная подготовка организуется на основе двухсторонних договоров (предприятие - студент; предприятие - вуз). Отметка о введении реквизитов договоров в блок информационной базы данных 9 является основанием организации обратной связи о результатах профильной подготовки студента в вузе для предприятия. Сведения об успеваемости студентов через блок ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом 11 передаются в блок информационной базы данных 9 и предоставляются предприятию сервером сбора и обработки информации 2.
В результате подготовки по индивидуальным профильным траекториям формируется специалист с уникальным набором компетенций. Уникальность набора компетенций связана со спецификой будущей профессиональной деятельности, а также способностями студентов. Результаты обучения, зафиксированные в блоке информационной базы данных 9, позволяют формировать сведения о специалистах для их трудоустройства на предприятия, а также для привлечения их к работе временных трудовых коллективов или для решения частных производственных задач. Функции формирования сведений о специалистах выполняет сервер формирования результата работы 5. Сервер формирования результата работы 5 позволяет сформировать различные отчеты по определенным критериям справочных форм [Габитов Р.И. Модели и методы разработки автоматизированных систем организационного управления: монография / Р.И. Габитов, Л.Ю. Емалетдинова. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 41-50].
Таким образом, предлагаемая экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий позволяет обеспечить достижение технического результата, а именно формирование информационной среды взаимодействия предприятий - работодателей, вузов и студентов старших курсов. Предлагаемое изобретение за счет организации информационной среды взаимодействия работодателей, вузов и студентов старших курсов позволяет обеспечить сбор, формализацию, систематизацию, обобщение кадровых потребностей предприятий, определить профили основных образовательных программ, осуществить конкурсный отбор студентов на индивидуальные образовательные траектории, а также обеспечить сопровождение учебного процесса с участием работодателей. Обеспечивается опережающая подготовка инженерно-технических работников под конкретные рабочие места на предприятиях, соблюдаются интересы каждой стороны, в первую очередь студентов, повышается качество подготовки и эффективность процесса обучения технических специалистов, сокращается время профессиональной адаптации выпускников на предприятиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ - "ЦИФРОВОЙ КЛАСТЕР "ПРЕДПРИЯТИЕ - ВУЗ" | 2017 |
|
RU2665275C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ | 2009 |
|
RU2404456C1 |
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УДАЛЕННОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ | 2012 |
|
RU2610685C2 |
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УДАЛЕННОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ | 2014 |
|
RU2580059C1 |
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАФЕДРЫ | 2013 |
|
RU2573951C2 |
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ И ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ СФОРМУЛИРОВАННЫХ ЗАДАЧ | 2017 |
|
RU2666646C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2018 |
|
RU2706177C1 |
Способ формирования модели компетенций | 2018 |
|
RU2701993C1 |
СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2413994C1 |
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОНЛАЙН | 2021 |
|
RU2769644C1 |
Изобретение относится к области информационных технологий и специализированных устройств вычислительной техники, а именно к автоматизированным системам управления предприятием и учебным процессом в вузе. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий может включать два удаленных автоматизированных рабочих места пользователей от предприятия для разных отделов и служб соответствующих специализаций предприятия. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий может включать два автоматизированных рабочих места экспертов для разных отделов и служб вуза. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий может включать два автоматизированных рабочих места студентов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий, содержащая программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов на базе интеллектуального интерфейса, снабженный программным обеспечением системы и электронными блоками, каждый из которых имеет свои информационные входы и выходы; по меньшей мере одно удаленное автоматизированное рабочее место пользователя от предприятия, зарегистрированного в экспертно-аналитической системе, по крайней мере одно автоматизированное рабочее место эксперта и по крайней мере одно автоматизированное рабочее место студентов, каждое соединенное соответственно с программно-техническим комплексом коммуникационными связями, отличающаяся тем, что она содержит автоматизированное рабочее место администрирования и управления системой; программно-технический комплекс информационного взаимодействия субъектов содержит сервер сбора и обработки информации, сервер экспертной оценки и поддержки принятия решений, сервер опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, сервер формирования результата работы, блок информационной базы данных; первые информационные входы и выходы удаленного автоматизированного рабочего места пользователей от предприятия соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации, вторые информационные входы и выходы удаленного автоматизированного рабочего места пользователя от предприятия соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера аутентификации, вторые информационные вход и выход сервера сбора и обработки информации соответственно соединены с первыми информационными выходами и входами блока информационной базы данных, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места эксперта соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, вторые информационные вход и выход сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений соответственно соединены со вторыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных, вторые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места эксперта соответственно соединены со вторыми информационными выходом и входом сервера аутентификации, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места студента соответственно соединены с первыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, вторые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места студента соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера аутентификации, вторые информационные вход и выход сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом блока информационной базы данных, первые информационные вход и выход сервера формирования результатов работы соответственно соединены с четвертыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных, первые информационные вход и выход блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом соответственно соединены с пятыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных, вторые информационные вход и выход блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, первые информационные вход и выход автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом блока ввода-вывода автоматизированной системы организационного управления учебным процессом, вторые, третьи, четвертые, пятые, шестые информационные входы и выходы автоматизированного рабочего места администрирования и управления системой соответственно соединены с информационными выходами и входами всех блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов, т.е. соединены соответственно с четвертыми информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации, с четвертыми информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, с пятыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, с третьими информационными выходом и входом сервера формирования результата работы, седьмыми информационными выходом и входом блока информационной базы данных; четвертые, пятые, шестые, седьмые, восьмые информационные входы и выходы сервера аутентификации соответственно соединены с информационными выходами и входами всех блоков программно-технического комплекса информационного взаимодействия субъектов, т.е. соответственно соединены с третьими информационными выходом и входом сервера сбора и обработки информации, с третьими информационными выходом и входом сервера экспертной оценки и поддержки принятия решений, с четвертыми информационными выходом и входом сервера опроса и распределения студентов по индивидуальным профильным траекториям подготовки, со вторыми информационными выходом и входом сервера формирования результата работы.
2. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий по п. 1, отличающаяся тем, что удаленных автоматизированных рабочих мест пользователей от предприятия имеется два для разных отделов и служб соответствующих специализаций предприятия, различающихся функциональным назначением и соответствующими правами доступа к информационной базе данных.
3. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий по п. 1, отличающаяся тем, что автоматизированных рабочих мест экспертов имеется два для разных отделов и служб вуза, различающихся функциональным назначением, связанным со специализацией экспертов, и соответствующими правами доступа к информационной базе данных.
4. Экспертно-аналитическая информационная система кадрового обеспечения предприятий по п. 1, отличающаяся тем, что автоматизированных рабочих мест студентов имеется два, различающихся ограничениями в правах доступа к информационной базе данных, связанными со специализацией в предметной области.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ | 2009 |
|
RU2404456C1 |
Телевизионная передающая трубка | 1950 |
|
SU91198A1 |
Способ получения реагента-флокулянта | 1959 |
|
SU127964A1 |
US 6049776 A, 11.04.2000. |
Авторы
Даты
2017-12-15—Публикация
2017-03-17—Подача