1. Область техники.
Изобретение относится к военной авиации.
2. Уровень техники.
Известны различные типы разработанных, испытанных и внедренных в военном авиастроении отделяемых кабин, в которых экипаж в течение нескольких секунд покидает аварийный самолет. На практике в реальной ситуации успешно была использована отделяемая кабина самолета F-111.
Недостатком данных устройств является то, что в боевых условиях экипаж приземляется вблизи того места, где был сбит самолет и, как правило, попадает в руки врага.
Указанный прототип отделяемой кабины самолета F-111 является наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения.
3. Раскрытие изобретения.
3.1. Сущность изобретения как технического решения поясняется Фиг. 1; Фиг 1 Вид А; Фиг. 1 Вид Б; Фиг. 2; Фиг. 2 Вид А; Фиг. 2 Вид Б.
Спасательная отделяемая активная кабина самолета представляет собой мини-самолет разового использования, конструктивно встроенный в фюзеляж основного самолета. Спасательная отделяемая активная кабина самолета имеет простые без механизации складные передние крылья 1 и стабилизатор 2 с конической круткой сечения. В сложенном виде они являются дополнительной внешней защитной обшивкой Спасательной отделяемой активной кабины самолета и изготовлены заподлицо с обшивкой основного самолета. Кроме того, в задней части Спасательной отделяемой активной кабины самолета располагаются: реактивные пороховые двигатели 3, малогабаритный турбореактивный двигатель 4, руль управления 5, руль высоты 6, парашют 7, топливный бак 8. Спасательная отделяемая активная кабина самолета снабжена простым не убираемым после отделения от основного самолета шасси 9 и воздухозаборником 10 для малогабаритного турбореактивного двигателя 4. Все указанные элементы скрыты в фюзеляже основного самолета.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности спасения экипажа возможностью продолжения полета в Спасательной отделяемой активной кабине самолета после аварийного отделения для возврата на аэродром вылета, или на свою территорию, либо для ухода на значительное удаление от места поражения самолета в тылу врага.
3.2. Спасательная отделяемая активная кабина самолета решает задачу повышения надежности спасения экипажа следующим способом.
В аварийной ситуации по команде экипажа Спасательная отделяемая активная кабина самолета в течение нескольких секунд отделяется от фюзеляжа основного самолета по линиям разрыва 11 и 12. В автоматическом режиме разворачиваются крылья 1 на шарнирах 13 и стабилизаторы 2 на шарнирах 14; включаются пороховые реактивные двигатели 3 для выравнивания Спасательной отделяемой активной кабины самолета. Время работы реактивных пороховых двигателей 3 должно быть достаточным для запуска малогабаритного турбореактивного двигателя 4, с помощью которого экипаж продолжает полет и совершает штатную посадку на аэродроме вылета, или на подходящей площадке своей территории, либо в значительном удалении от места поражения на вражеской территории.
Если штатная посадка невозможна, экипаж задействует парашют 7 и совершает посадку, оставаясь в Спасательной отделяемой активной кабине самолета.
Если посадка с парашютом 7 в Спасательной отделяемой активной кабине самолета невозможна, то экипаж катапультируется с помощью личных парашютов (не показаны).
4. Краткое описание чертежей.
4.1. На Фиг. 1 представлен вид сбоку встроенной Спасательной отделяемой активной кабины самолета.
Показаны:
- Складное переднее крыло 1.
- Складной стабилизатор 2.
- Реактивный пороховой двигатель 3.
- Малогабаритный турбореактивный двигатель 4.
- Руль управления 5.
- Руль высоты 6.
- Парашют 7.
- Топливный бак 8.
- Шасси 9.
- Воздухозаборник 10.
- Передняя линия разрыва 11.
- Задняя линия разрыва 12.
4.2. На Фиг 1 Вид А представлен вид сверху встроенной Спасательной отделяемой активной кабины самолета.
Показаны:
- Реактивные пороховые двигатели 3.
- Малогабаритный турбореактивный двигатель 4.
- Руль управления 5.
- Руль высоты 6.
- Передняя линия разрыва 11.
- Задняя линия разрыва 12.
4.3. На Фиг 1 Вид Б представлен вид спереди встроенной Спасательной отделяемой активной кабины самолета.
Показаны:
- Складные передние крылья 1.
- Шарниры 13 складных передних крыльев 1.
4.4. На Фиг. 2 представлен вид сбоку Спасательной отделяемой активной кабины самолета в рабочем положении.
Показаны:
- Развернутое переднее крыло 1.
- Развернутый стабилизатор 2.
- Реактивный пороховой двигатель 3.
- Малогабаритный турбореактивный двигатель 4.
- Руль управления 5.
- Руль высоты 6.
- Парашют 7.
- Топливный бак 8.
- Шасси 9.
- Воздухозаборник 10.
4.5. На Фиг. 2 Вид А представлен вид сверху Спасательной отделяемой активной кабины самолета в рабочем положении.
Показаны:
- Развернутые передние крылья 1.
- Развернутый стабилизатор 2.
- Реактивные пороховые двигатели 3.
- Малогабаритный турбореактивный двигатель 4.
- Руль управления 5.
- Руль высоты 6.
4.6. На Фиг. 2 Вид Б представлен вид спереди Спасательной отделяемой активной кабины самолета в рабочем положении.
Показаны:
- Развернутые передние крылья 1.
- Развернутый стабилизатор 2.
- Шасси 9.
- Шарниры 13 складных передних крыльев 1.
- Шарниры 14 складного стабилизатора 2.
5. Осуществление изобретения.
Спасательная отделяемая активная кабина самолета состоит из обычных элементов и материалов, широко используемых в авиастроении. Самолеты со Спасательной отделяемой активной кабиной самолета могут быть изготовлены по отработанным технологиям и штампам на любом авиационном заводе. Спасательной отделяемой активной кабиной самолета можно оборудовать уже выпускающиеся типы военных самолетов с незначительной их доработкой. Рули направления и высоты Спасательной отделяемой активной кабиной самолета, работающие в струе газов малогабаритного турбореактивного двигателя, необходимо изготовить из жаропрочных материалов.
Процесс отделения Спасательной отделяемой активной кабины самолета, самостоятельный полет, и различные варианты посадки требуют экспериментальной отработки.
Источники информации
Интернет
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАССАЖИРСКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ | 2002 |
|
RU2225331C1 |
АКВААЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2012 |
|
RU2626418C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ | 1998 |
|
RU2152335C1 |
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2436715C2 |
Пассажирский самолёт с аварийно-спасательными модулями и комбинированной силовой установкой | 2022 |
|
RU2781717C1 |
ПАССАЖИРСКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ С ОБРАТНОЙ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ КРЫЛА И С АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ | 2005 |
|
RU2349506C2 |
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки | 2019 |
|
RU2714176C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2020 |
|
RU2739451C1 |
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2318703C2 |
Спасательная отделяемая активная кабина самолета содержит реактивные пороховые двигатели 3, парашют 7, турбореактивный двигатель 4 с запасом топлива, складное оперение и шасси 9 для посадки после отделения от аварийного самолета. Складное оперение выполнено в виде дополнительной внешней защитной обшивки, изготовленной заподлицо с остальной обшивкой самолета. Изобретение направлено на повышение надежности спасения экипажа при уходе на значительное удаление от места поражения самолета. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Спасательная отделяемая активная кабина самолета, содержащая реактивные пороховые двигатели, парашют, турбореактивный двигатель с запасом топлива, складное оперение и шасси для самостоятельного полета и посадки после отделения от аварийного самолета.
2. Спасательная отделяемая активная кабина самолета по п. 1, отличающаяся тем, что складное оперение выполнено в виде дополнительной внешней защитной обшивки, изготовленной заподлицо с остальной обшивкой самолета.
US 3881671 A1, 06.05.1975 | |||
US 0006776373 B1, 17.08.2004 | |||
US 3067973 A1, 11.12.1962 | |||
SU 1728085 A1, 23.04.1992. |
Авторы
Даты
2017-12-25—Публикация
2016-05-11—Подача