Круглогодичная перевозка грузов по Северному морскому пути осуществлялась в основном с сопровождением мощных атомных ледоколов. Но к настоящему времени многие из них вышли из строя и перевозка грузов происходит, в основном, только в летний период при освобождении большей части акватории северных морей ото льда.
Чтобы осуществлять круглогодичную перевозку по Северному морскому пути необходимо, чтобы транспортное средство само могло выступать в роли эффективного ледокола. Это можно сделать, если отказаться от традиционных конструкций транспортных средств и «поставить это дело с ног на голову».
Фиг. 1, Фиг. 2 и Фиг. 3 изображают профили таких транспортных ледоколов. Они представляют собой часть цилиндрической или сферической оболочки, разделенной пополам или в какой-то другой пропорции, поставленную на плоское дно и опущенную в водную среду широкой частью вниз. Для цилиндрической оболочки естественно необходимо перед этим сформировать заднюю и переднюю часть судна стальной обшивкой.
Несмотря на необычную конструкцию, это очень устойчивые суда, так как при любой равномерно распределенной по объему загрузке в горизонтальном положении обладают минимальным расположением центра тяжести судна. Внутри них всегда поддерживается положительная температура, что позволит существенно экономить затраты энергии на обогрев судна. Ширина полосы разрушения снизу массива льда 1 носовой частью обоих типов судов будет равна диаметру поперечного сечения контейнеровозов на уровне льдины. Поэтому, чем меньше высота выступающих из воды верхних частей контейнеровозов, тем меньше ширина образуемого канала и меньше затраты энергии на его разрушение.
При движении большая часть разрушенных ледяных фрагментов будет скатываться вниз по обеим сторонам носовой части судна, а оставшаяся отбрасываться специальным козырьком 2. В результате получается практически чистый канал, по которому тут же могут двигаться следующие за лидером транспортные суда обычного типа.
В качестве двигателей для рассматриваемых контейнеровозов можно использовать мощные дизельные установки для непосредственной механической передачи энергии на гребные винты или использовать дизель генераторы для выработки электрической энергии для электромоторов.
Забор воздуха и выброс продуктов сгорания будет проходить по специальным каналам через надводную верхнюю часть судна. При необходимости для повышения тяговых усилий в верхней части головного контейнеровоза можно установить пару турбореактивных двигателей.
Перевозить товары в таких судах удобнее всего в контейнерах. Для этого внутреннее пространство судна разделяется сплошными горизонтальными этажными перекрытиями нужной высоты. Погрузка и выгрузка контейнеров может осуществляться через шахты 3, идущие до самого дна судна.
Управление судном осуществляется на основании визуальных и радиолокационных данных, получаемых с внешнего надводного наблюдательного комплекса 4 и с нижнего подводного наблюдательного комплекса на основании данных гидролокаторов и визуального наблюдения через бронированные окна 5 в головной части судна. Для этого водное пространство перед судном должно освещаться мощными прожекторами.
Для увеличения скорости и маневренности контейнеровозов они могут дополнительно снабжаться дополнительно водометными движителями 6.
Основной недостаток судна, изображенного на Фиг. 1, заключается в том, что при наличии сплошного ледяного поля оно может двигаться, в основном, только по прямой линии. Поэтому, если на пути этого контейнеровоза возникнут препятствия: айсберги, мели или крупные торосы, то у него могут возникнуть проблемы с их обходом.
Для их решения за ним в связке должен двигаться контейнеровоз, изображенный на Фиг. 2. Он может легко двигаться во льдах в любом направлении и при необходимости создавать вокруг первого контейнеровоза зону, необходимую для маневра.
Основное же назначение круглого контейнеровоза («арктического вездехода») - это осуществлять грузооборот вдоль береговой линии с возможностями захода в крупные реки. Для преодоления препятствий (мелководье, перекаты) можно использовать мелкосидящий контейнеровоз, изображенный на Фиг. 3. На нем можно расположить расчетную величину груза только на дно и нижний настил, чтобы снизить глубину осадки судна до требуемого уровня.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВСЕСЕЗОННОЕ ПОДВОДНОЕ СУДНО "РЕКА-МОРЕ" | 2013 |
|
RU2529047C1 |
ПОДВОДНО-НАДВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2000 |
|
RU2172698C1 |
ПОДВОДНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СУДНО | 2012 |
|
RU2483970C1 |
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
СПОСОБ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ | 2014 |
|
RU2554374C1 |
Арктическая ледорезная машина | 2019 |
|
RU2718192C1 |
Полупогружной ледокол | 2016 |
|
RU2612343C9 |
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ | 2008 |
|
RU2378150C2 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
КОРМОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОКОЛА | 2016 |
|
RU2604253C1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к транспортным судам для круглогодичного прохода по Северному морскому пути и снабжению прибрежных территорий. Предложен полуподводный арктический контейнеровоз, имеющий в первом варианте исполнения форму удлиненного полуцилиндра с плоской подводной частью, обращенной вниз, производящий разрушение ледяного массива при своем движении снизу, во втором варианте исполнения - форму полусферы или части полусферы с плоской подводной частью, обращенной вниз, производящий разрушение ледяного массива при своем движении снизу и обладающий большей проходимостью в сплошном ледяном массиве и движению по мелководью. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик контейнеровоза в ледовых условиях. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
1. Полуподводный арктический контейнеровоз, имеющий форму удлиненного полуцилиндра с плоской подводной частью, обращенной вниз, и производящий разрушение ледяного массива при своем движении снизу.
2. Полуподводный арктический контейнеровоз, имеющий форму полусферы или части полусферы с плоской подводной частью, обращенной вниз, производящий разрушение ледяного массива при своем движении снизу и обладающий большей проходимостью в сплошном ледяном массиве и движению по мелководью.
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2535346C1 |
CN 204432918 U, 01.07.2015 | |||
ПОДВОДНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 1995 |
|
RU2086460C1 |
US 3866556 A, 18.02.1975. |
Авторы
Даты
2017-12-26—Публикация
2017-01-18—Подача