Российская Федерация занимает огромные просторы суши и поэтому имеет большие проблемы с транспортными коммуникациями. Особенно это ярко выражено в азиатской части России. В древние времена все грузовые передвижения в основном осуществлялись по морям и рекам. Да и в настоящее время доставка грузов в северные районы, где найдены богатые залежи полезных ископаемых, осуществляется в основном по рекам. Летом водным транспортом, а зимой на автомобилях по льду тех же рек. Но передвигаться зимой на автотранспорте по «зимнику» при чрезвычайно низких температурах и снежных заносах не только дорого, но и опасно.
Здесь предлагается в качестве транспортных артерий и летом, и зимой использовать опять наши крупные реки, но в зимний период двигаться подо льдом. Ничего невозможного здесь нет. Глубина таких крупных рек, как Обь, Лена, Енисей особенно в нижней части течения составляет 20-40 метров. Подводное судно можно выполнить в плоском варианте, не превышающем 2-3 м по высоте. При этом следует учитывать, что при движении подо льдом у судна будет полностью отсутствовать волновое сопротивление, что существенно уменьшит затраты энергии по доставке груза.
Другим важным фактором является то, что температура внутри судна всегда выше нуля. Поэтому даже зимой можно завозить на Север свежие овощи и фрукты, не заботясь об их сохранности.
По пути следования судна можно установить специальные станции, где будет происходить смена экипажа и подзарядка аккумуляторных батарей. Как в поездах дальнего следования. Каждый машинист ведет состав по своему участку, который он хорошо знает.
Теперь коснемся принципиального устройства самого судна, прототипом которого является хорошо известная подводная лодка. Совершенно естественно, что судно должно быть на электрической тяге. Что же касается корпуса судна, то это может быть один плоский обтекаемый корпус или катамаран. Вдоль верхней части судна необходимо установить две параллельные шины («полозья»), которыми оно будет скользить, касаясь нижней поверхности льдины, хотя судно при необходимости может двигаться и бесконтактно.
Но при движении с касанием эти шины будут служить эффективной защитой корпуса судна от контакта со льдом и выполнять роль тормозных колодок и стояночного тормоза. Для этого их необходимо оборудовать выдвижными клиньями.
Судно должно обладать регулируемой плавучестью, чтобы при движении не проломить лед, а в летний период двигаться в частично надводном положении, чтобы не столкнуться с другими судами традиционного плавания. Для этого оно должно снабжаться специальными емкостями, как в подводных лодках, для забора и сброса забортной воды.
Прозрачная кабина в голове судна позволит экипажу в свете мощных прожекторов и данных гидрологических локаторов контролировать наличие внешних препятствий для движения судна. При подледном движении в море судно может двигаться бесконтактно на достаточной глубине, чтобы не столкнуться с неровностями ледяного массива в результате нагромождения льдин ветром или течением.
Но в любом случае движение таких судов лучше осуществлять в беспилотном режиме с помощью автоматизированных систем, в которые изначально закладывается маршрут движения, и он контролируется через спутники связи.
Отсутствие на борту экипажа существенно упростит все проблемы, связанные с безопасностью, и значительно сократит экономическую составляющую как на строительство, так и на эксплуатацию судна.
Естественно, в летний период необходимо производить расчистку и углубление фарватера используемых рек с нанесением его точных координат на специальные дорожные карты. Эти данные потом будут использоваться для внесения в программу движения судна на каждом конкретном участке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВСЕСЕЗОННЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ПЛОСКОДОННЫЙ КОНТЕЙНЕРОВОЗ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2640080C1 |
ПОДВОДНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СУДНО | 2012 |
|
RU2483970C1 |
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
СПОСОБ "ПРОМЕТЕЙ" РАБОТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2000 |
|
RU2185992C1 |
Погружное судно для подъема затонувших объектов | 1990 |
|
SU1807958A3 |
СПОСОБ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ | 2014 |
|
RU2554374C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2017 |
|
RU2651415C1 |
ПОДВОДНО-НАДВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2000 |
|
RU2172698C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2016 |
|
RU2659317C2 |
Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации подводных судов в ледовых условиях. Подводная лодка содержит корпус, емкости для изменения плавучести лодки путем заполнения их забортной водой или воздухом. Для возможности плавания подо льдом по мелководью она имеет плоский корпус или корпус катамаран, снабженный вдоль верхней части двумя параллельными полозьями для защиты корпуса от контакта со льдом, экстренного торможения и стоянки. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик подводной лодки.
Подводная лодка, содержащая корпус, емкости для изменения плавучести лодки путем заполнения их забортной водой или воздухом, отличающаяся тем, что для плавания подо льдом по мелководью имеет плоский корпус или корпус катамаран, снабженный вдоль верхней части двумя параллельными полозьями для защиты корпуса судна от контакта со льдом, экстренного торможения и стоянки.
RU 2056325 C1, 20.03.1996 | |||
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
Устройство для протягивания линя подо льдом | 1974 |
|
SU578706A1 |
RU 2011126751 A, 10.01.2013 | |||
US 3648635 A, 14.03.1972 | |||
US 3868920 A, 04.03.1975 |
Авторы
Даты
2014-09-27—Публикация
2013-04-22—Подача