Наземный агрегат посадки и эвакуации космонавтов Российский патент 2018 года по МПК B64G1/52 

Описание патента на изобретение RU2641576C1

Изобретение относится к области предохранительных и аварийных устройств космических аппаратов, применяющихся при подготовке космических кораблей (КК) к запуску на стартовой позиции космодрома, и может быть использовано в качестве наземного агрегата посадки и эвакуации космонавтов (НАПЭК).

Известен НАПЭК, содержащий башню с лифтами, поворотными площадками и мостиком с чистой камерой, который подводится к КК для посадки и эвакуации экипажа, при этом на башне закреплены пять стальных канатов, каждый из которых заканчивается около отдельного защитного бункера, причем на каждом канате подвешены по две двухместные плоскодонные корзины, сплетенные из прочного материала, при этом корзины оборудованы тормозными устройствами, а у концов канатов смонтированы ограничительные сетки [1]. Данный агрегат нашел применение в посадочно-спасательном комплексе космодрома по программе «Спейс-Шаттл» США для МТКК. Он работает в двух режимах, при этом режим посадки обеспечивают лифты, размещенные в башне, а режим эвакуации осуществляется канатным способом, т.е. по заранее установленному графику космонавты разделяются по корзинам, которые занимают по команде в случае аварии, и опускаются в помещение защитного бункера. Однако данному НАПЭК свойственны и недостатки, среди которых основными являются отсутствие защиты кабины КК от действия факторов внешней среды (снега, дождя, пыльной бури) при ее обслуживании и отличие температуры в ней от заданного значения; низкий уровень безопасности космонавтов при эвакуации в аварийных случаях; сравнительно низкое качество очистки экипажа, расчета, переносимого оборудования и оснастки перед обслуживанием кабины КК.

Требуемый технический результат изобретения заключается в обеспечении защиты кабины КК от действия факторов внешней среды (снега, дождя, пыльной бури) при ее обслуживании и поддержании вокруг нее постоянной температуры, повышении безопасности эвакуации космонавтов при возникновении аварийных ситуаций и повышении качества очистки экипажа, расчета, переносного оборудования и оснастки перед обслуживанием кабины КК.

Поставленный технический результат достигается тем, что в наземном агрегате посадки и эвакуации космонавтов, содержащем башню с лифтами, поворотную кабину, кабину посадки экипажа, устройство эвакуации и защитное сооружение с тормозными устройствами, причем указанная башня установлена и закреплена на стартовой позиции космодрома, кабина посадки экипажа соединена с названной башней, а устройство эвакуации соединено с поворотной кабиной и защитным сооружением, введен стационарный чехол, выполненный в виде ферменной металлоконструкции, содержащий неподвижную часть и две поворотные секции и функционально соединенный с поворотной кабиной; кабина посадки снабжена камерой предварительной очистки экипажа и расчета и камерой предварительной очистки переносного оборудования и оснастки, а устройство эвакуации выполнено в виде галереи эвакуации, содержащей желоб цилиндрической формы, в котором смонтированы металлический склиз, лестница и смачивающее устройство.

На фиг. 1 показан внешний вид НАПЭК (вид сбоку). На фиг. 2 изображено размещение элементов НАПЭК (вид сверху). На фиг. 3 представлена кабина посадки НАПЭК (вид сверху).

НАПЭК содержит (фиг. 1) башню 1, устройство подъема 2, галерею эвакуации 3, силовые опоры 4, защитное сооружение 5, кабину посадки экипажа 6, поворотную кабину 7, стационарный чехол 8 и гидропривод 9, причем башня 1 предназначена для функционального соединения устройства подъема 2, кабины посадки экипажа 6, поворотной кабины 7 и гидропривода 9. Башня представляет собой конструкцию, состоящую из 4-х колонн, выполненных в виде сварных балок крестообразного сечения, связанных посредством плоских рам и подкосов вдоль всей высоты башни. С противоположной стороны от поворотной кабины к башне идут подкосы, выполненные в виде сварных балок коробчатого сечения, позволяющие компенсировать опрокидывающий и крутящий моменты, возникающие при движении кабины, а также газодинамическое воздействие на башню при запуске КК. Устройство подъема 2 представляет собой вертикальную шахту и подъемник, предназначено для подъема и опускания экипажа и расчета с использованием двух грузопассажирских лифтов. Галерея эвакуации 3 выполнена в виде желоба цилиндрической формы, в котором смонтированы металлический склиз, лестница и смачивающее устройство. Галерея эвакуации 3 по своей длине крепится к башне 1, силовым опорам 4 между башней 1 и защитным сооружением 5. Галерея эвакуации 3 предназначена для эвакуации экипажа и расчета от кабины КК (не показана) до защитного сооружения 5. Защитное сооружение 5 представляет собой железобетонное укрытие, заглубленное в землю, функционально соединено с галереей эвакуации 3 и предназначено для укрытия экипажа и обслуживающего персонала во время аварийной ситуации. Силовые опоры 4 выполнены в виде ферменной металлоконструкции из труб прямоугольного сечения. В верней части опор имеется опорно-поворотное кольцо (не показано), позволяющее удерживать галерею эвакуации 3. Кабина посадки экипажа 6 (фиг. 2) представляет собой закрытое помещение, предназначенное для размещения зон предварительной очистки экипажа и расчета 10 (фиг. 3) и оборудования 11 (фиг. 3), функционально соединенное с поворотной кабиной 7 через шлюзовую камеру 16 (фиг. 3), а с устройством подъема 2 посредством лифтового холла 12 (фиг. 3) и технической зоны 13 (фиг. 3). Поворотная кабина 7 выполнена в виде короба квадратного сечения с закрепленным на нем стыковочным рукавом 15 (фиг. 15). Предназначена для посадки экипажа непосредственно в кабину КК, а также эвакуации экипажа. Функционально соединена с башней 1, галереей эвакуации 3, стационарным чехлом 8, гидропневмоприводом 9 и кабиной посадки экипажа б. Кроме того, в поворотной кабине расположена камера чистоты 14 (фиг. 3). Стационарный чехол 8 выполнен в виде ферменной металлоконструкции, состоит из неподвижной части и двух поворотных секций. Предназначен для обслуживания непосредственно кабины КК, создания и поддержания постоянной температуры вокруг нее. Функционально соединен с поворотной кабиной 7. Гидропневмопривод 9 предназначен для подвода/отвода поворотной кабины 7 к/от кабины КК. Все перечисленные элементы НАПЭК серийно выпускаются отечественной промышленностью, технология их изготовления считается отработанной.

Агрегат посадки и эвакуации космонавтов функционирует следующим образом.

В исходном положении устройство подъема 2 находится на нижнем уровне, поворотная кабина 7 со стационарным чехлом подведена к кабине КК. Подъехавший на спецтранспорте экипаж поднимается с нижнего уровня на уровень посадки при помощи устройства подъема 2. На уровне посадки от устройства подъема 2 через лифтовой холл 12, техническую зону 13, зоны предварительной очистки 10 и 11 и зону чистоты 14 экипаж проходит в кабину КК. Поворотные секции стационарного чехла 8 раскрываются, поворотная кабина 7 отводится на промежуточный угол (~20°).

При штатной ситуации после пуска двигателей ракетно-космического носителя по датчику контакта поворотные секции стационарного чехла 8 смыкаются, поворотная кабина 7 отводится в крайнее положение.

При аварийной ситуации непосредственно перед пуском ракетно-космического носителя поворотная кабина 7 при помощи гидропневмопривода 9 подводится к головной части ракетно-космического носителя. Экипаж покидает головную часть и по галерее эвакуации 3 перемещается в защитное сооружение 5. Весь путь эвакуации занимает 230 с.

Таким образом, введение стационарного чехла защищает кабину КК от действий факторов среды и обеспечивает вокруг нее постоянную температуру, необходимую для точных измерений исходного состояния перед запуском, применение камер предварительной очистки экипажа и расчета, переносного оборудования и оснастки позволило обеспечить требуемую чистоту кабины КК и при большом числе космонавтов, а использование металлического желоба в устройстве эвакуации обеспечит заданный уровень безопасности при эвакуации космонавтов, чем и достигается требуемый результат.

Источники, принятые во внимание

[1]. Стартово-посадочные комплексы для МТКК "Спейс-Шаттл». М., ЦНТИ «Поиск», серия Ш, №2, ГОНТИ -12, 1979, листы 18, 21-23.

Похожие патенты RU2641576C1

название год авторы номер документа
Агрегат посадки и эвакуации космонавтов 2019
  • Волков Андрей Вячеславович
  • Марков Олег Юрьевич
  • Первушин Андрей Алексеевич
  • Полянский Владимир Иванович
RU2740416C1
АГРЕГАТ ПОСАДКИ И ЭВАКУАЦИИ КОСМОНАВТОВ ОТ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ 2016
  • Кондаков Виктор Иванович
  • Мухачев Юрий Сергеевич
  • Полянский Владимир Иванович
  • Романов Владимир Захарович
  • Щербаков Сергей Викторович
RU2655094C2
Агрегат посадки и эвакуации космонавтов от космического корабля 2017
  • Мухачев Юрий Сергеевич
  • Полянский Владимир Иванович
  • Романов Владимир Захарович
RU2660180C1
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОЙ ЭВАКУАЦИИ КОСМОНАВТОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ ИХ ПОСАДКИ В КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ 2017
  • Плотников Виктор Васильевич
  • Украинский Антон Юрьевич
  • Скоринов Александр Александрович
  • Дворянинов Александр Александрович
  • Рыжов Александр Игоревич
RU2671439C1
ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Корчагин Павел Владимирович
  • Корчагина Марина Евгеньевна
  • Тирский Андрей Григорьевич
RU2355623C2
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Киселев Владимир Владимирович
RU2436715C2
СПОСОБ ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПУСКА МНОГОБЛОЧНЫХ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОСТАВЛЕННЫХ ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ РАКЕТНЫХ МОДУЛЕЙ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Климов Владимир Николаевич
  • Желтухин Леонид Григорьевич
RU2457987C1
АКВААЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2012
  • Киселев Владимир Владимирович
  • Вагулин Владимир Викторович
RU2626418C2
Инженерная луномашина и способ её эксплуатации 2021
  • Цыганков Олег Семёнович
RU2770387C1
ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ 2001
  • Семенов Ю.П.
  • Брюханов Н.А.
  • Болотин В.А.
  • Макарьев О.Е.
  • Петров Н.К.
  • Решетин А.Г.
  • Сотников Б.И.
  • Цветков В.В.
RU2220077C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 641 576 C1

Реферат патента 2018 года Наземный агрегат посадки и эвакуации космонавтов

Изобретение относится к области предохранительных и аварийных устройств космических кораблей (КК), применяемых на стартовой позиции космодрома. Предлагаемое устройство содержит башню (1), устройство подъема (2), галерею эвакуации (3), силовые опоры (4), защитное сооружение (5), кабину посадки экипажа (не показана), поворотную кабину (7), стационарный чехол (8) и гидропривод (9). В исходном положении устройство подъема (2) находится внизу, а кабина (7) с чехлом (8) подведена к кабине КК. Прибывший экипаж поднимается на уровень посадки устройством (2) и через лифтовой холл, техническую зону, зоны предварительной очистки и зону чистоты проходит в кабину КК. При штатной ситуации после пуска двигателей по датчику контакта поворотные секции чехла (8) смыкаются, и кабина (7) отводится в крайнее положение. При аварийной ситуации непосредственно перед пуском кабина (7) гидропневмоприводом (9) подводится к головной части носителя, откуда экипаж по галерее (3) перемещается в защитное сооружение (5). Техническим результатом является обеспечение защиты кабины КК от неблагоприятных факторов внешней среды, повышение безопасности эвакуации космонавтов в аварийных ситуациях и повышение качества очистки экипажа, расчета, переносного оборудования и оснастки перед обслуживанием кабины КК. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 641 576 C1

Наземный агрегат посадки и эвакуации космонавтов, содержащий башню с лифтами, поворотную кабину, кабину посадки экипажа, устройство эвакуации, защитное сооружение с тормозными устройствами, причем указанная башня установлена и закреплена на стартовой позиции космодрома, кабина посадки экипажа соединена с названной башней, а устройство эвакуации соединено с поворотной кабиной и защитным сооружением, отличающийся тем, что введен стационарный чехол, выполненный в виде ферменной металлоконструкции, содержащий неподвижную часть и две поворотные секции и функционально соединенный с поворотной кабиной, при этом кабина посадки снабжена камерой предварительной очистки экипажа и расчета и камерой предварительной очистки переносного оборудования и оснастки, а устройство эвакуации выполнено в виде галереи эвакуации, содержащей желоб цилиндрической формы, в котором смонтированы металлический склиз, лестница и смачивающее устройство.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2641576C1

Стартово-посадочные комплексы для МТКК "Спейс-Шаттл"
М., ЦНТИ "Поиск", серия Ш, N2, ГОНТИ-12, 1979, листы 18, 21-23
US 5564653 A1, 15.10.1996
Аппарат для извлечения олова из обрезков белой жести 1927
  • Мазель В.А.
SU11322A1
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 2009
  • Дегтярь Владимир Григорьевич
  • Данилкин Вячеслав Андреевич
  • Сабуренко Валерий Васильевич
RU2401779C1
Конвертерный плавильный агрегат 1961
  • Государственный Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Цементной Промышленности Госэкономсовета Ссср
  • Проектный Научно-Исследовательский Институт Госэкономсовета Ссср
SU141797A1
CN 104645531 A, 27.05.2015.

RU 2 641 576 C1

Авторы

Алеханов Юрий Александрович

Волков Андрей Вячеславович

Марков Олег Юрьевич

Первушин Андрей Алексеевич

Полянский Владимир Иванович

Даты

2018-01-18Публикация

2016-09-21Подача