Способ проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации Российский патент 2018 года по МПК B61L25/00 

Описание патента на изобретение RU2645494C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на контрольных пунктах железнодорожных депо для проверки работоспособности локомотивных устройств автоматической локомотивной сигнализации.

Известен способ проверки параметров чувствительности и работоспособности аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации по величине ЭДС, которая наводится в локомотивных приемных катушках, установленных на заданном расстоянии над поверхностью головки рельса, в результате воздействия электромагнитного поля от сигнального тока испытательного проводного шлейфа, имитирующего рельсовую цепь на контрольном пункте. Проверяемые характеристики аппаратуры являются пороговыми, нормируются применительно к величине и частоте сигнального тока шлейфа, определяют помехоустойчивость приема сигналов автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) в диапазоне 25-325 Гц и другие показатели безопасности железнодорожного движения (Инструкция по техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста» ЦТ-ЦШ-857, - 2001). Известное техническое решение принято в качестве прототипа.

Недостатком известного технического решения является невозможность качественной проверки аппаратуры непосредственно по нормативному значению тока шлейфа из-за экранирования сигнала материалом конструкции смотровых канав контрольных пунктов железнодорожных депо, которые могут существенно отличаться друг от друга по насыщенности металлическими и железобетонными элементами. При этом имеют место неоднозначность и неопределенность в учете плотности и направлений канализации магнитного потока вдоль рельса и стенок канавы, степени рассеивания потока массой локомотива и той доли потока {Ф}, которая участвует в формировании напряжения в катушке:

Е=2πf⋅W⋅Ф,

где f - частота переменного тока, Гц;

W - число витков катушки.

Очевидно, что на разных смотровых канавах даже однотипные проверки будут производиться в условиях отличных от единых метрологических требований, а разброс контролируемых напряжений ЭДС не позволит судить об истинном состоянии проверяемого оборудования. В результате создаются объективные предпосылки для появления сбоев работы аппаратуры АЛС из-за нарушения режима приема сигналов из рельсовых цепей при следовании локомотива по реальному железнодорожному пути.

Таким образом, в известном техническом решении оценки напряжения ЭДС приемных локомотивных катушек от сигнального тока в рельсе являются приближенными, поскольку не учитывают степени ослабления магнитного поля из-за металлизации среды смотровых канав, имеют ряд спорных допущений и ограничений ввиду жесткой функциональной зависимости от многих конструктивных параметров и электрических характеристик катушек.

Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации за счет компенсации дополнительных потерь испытательного сигнала, обусловленных экранированием проводного шлейфа, рядом расположенными с ним элементами.

Технический результат достигается тем, что в способе проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации, заключающемся в подаче испытательного сигнала в проводной шлейф, прикрепленный к рельсу, над поверхностью головки которого на заданном расстоянии размещена приемная катушка, и измерении ЭДС в приемной катушки, согласно изобретению предварительно определяют расчетное значение напряженности магнитного поля в зоне размещения приемной катушки по формуле , где Iс - заданная величина тока в шлейфе, R - расстояние между шлейфом и центральной осью приемной катушки, а после подачи в проводной шлейф испытательного сигнала с заданной величиной тока измеряют напряженность магнитного поля в зоне размещения приемной катушки и изменяют величину напряженности магнитного поля в этой зоне путем изменения величины тока в проводном шлейфе до значения, при котором измеряемая напряженность магнитного поля сравняется с расчетным значением, после чего устанавливают приемную катушку в зону ее размещения и осуществляют измерение наведенной в ней ЭДС и фиксацию воспринятого ею кода испытательного сигнала, по которому судят о правильной работе аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации.

Способ проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации реализуют следующим образом.

Для проведения проверки на контрольном пункте железнодорожного депо уточняют исходные условия:

- тип рельса (Р43, Р50, Р65, Р75) и требования к шлейфу;

- частотный диапазон проверки (25 Гц, 50 Гц, 75 Гц, 175 Гц);

- величину сигнального тока для заданной частоты, нормированную в соответствии с требованиями технической документации;

- тип приемной катушки (КПУ-1/КП, ПЭ/ПТ и т.д.) и расстояние от приемной катушки до поверхности головки рельса, нормированное в соответствии с требованиями технической документации.

Предварительно определяют расчетное значение напряженности магнитного поля в зоне размещения приемной катушки по формуле , где Iс - заданная величина тока в шлейфе, R - расстояние между шлейфом и центральной осью приемной катушки. Далее осуществляют подачу в проводной шлейф испытательного сигнала с заданной величиной тока и измеряют напряженность магнитного поля в зоне размещения приемной катушки. Для получения требуемой величины напряженности магнитного поля в зоне размещения приемной катушки изменяют величину тока в проводном шлейфе до значения, при котором измеряемая напряженность магнитного поля сравняется с расчетным значением. После получения требуемой величины напряженности магнитного поля, равной расчетному значению, устанавливают приемную катушку в зону ее размещения и осуществляют измерение наведенной в ней ЭДС и фиксацию воспринятого ею кода испытательного сигнала, по которому судят о правильной работе аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации.

Для каждой смотровой канавы контрольного пункта железнодорожного депо может быть определен коэффициент экранирования, который показывает, насколько следует изменять ток в шлейфе данной смотровой канавы из-за влияния металлизации по сравнению с нормативными требованиями проверки на заданной частоте. Этот коэффициент определяется по формуле:

,

где Iраб - величина тока в проводном шлейфе, при котором измеряемая напряженность магнитного поля равна расчетному значению. Этот ток определяет идентичность условий проведения последующих проверок для данной смотровой канавы (месте проведения проверки) в соответствии с нормативными документами по критерию равенства горизонтальных составляющих напряженности магнитного поля в заданной точке пространства над рельсом.

Похожие патенты RU2645494C1

название год авторы номер документа
Способ измерения коэффициента экранирования на испытательных участках контрольных пунктов автоматической локомотивной сигнализации и устройство для его осуществления 2022
  • Грачев Гаврил Николаевич
  • Щукин Олег Ильич
  • Головин Алексей Николаевич
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Меркулов Павел Михайлович
RU2780712C1
Устройство проверки бортовой аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации (варианты) 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Меркулов Павел Михайлович
RU2726839C1
Измерительный комплекс для экспресс-контроля параметров приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации 2016
  • Моисеев Виктор Васильевич
  • Тюпин Сергей Владимирович
RU2627250C1
Устройство для проверки автоматической локомотивной сигнализации с индуктивным каналом передачи информации 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2735147C1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЛОКОМОТИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ (АЛС) И ПРИЕМНАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ КАТУШКА 2008
  • Абрамов Валерий Михайлович
  • Соколов Андрей Николаевич
  • Никифоров Борис Данилович
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Правдолюбов Андрей Эвальдович
  • Гаврилов Леонид Борисович
  • Чегуров Андрей Борисович
RU2383460C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЛОКОМОТИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Воробьев Андрей Владимирович
RU2588286C2
Устройство для диагностики релейной локомотивной аппаратуры АЛСН 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Барышев Юрий Алексеевич
  • Титова Наталия Николаевна
RU2725829C1
Устройство для проверки автоматической локомотивной сигнализации 1990
  • Леушин Витаний Бениаминович
  • Рязанцева Светлана Николаевна
  • Смирнова Лариса Борисовна
SU1717453A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОКОМОТИВ С ПОМОЩЬЮ ШЛЕЙФА 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2717279C1
СПОСОБ ПРИЕМА СИГНАЛОВ ИЗ ЛИНИИ ИНДУКТИВНОЙ СВЯЗИ С КОМПЕНСАЦИЕЙ ПОМЕХИ ОТ ТЯГОВОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Рядчиков Руслан Олегович
  • Титова Наталия Николаевна
RU2768302C1

Реферат патента 2018 года Способ проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к области железнодорожной техники для проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации. В способе подают испытательный сигнал в проводной шлейф, прикрепленный к рельсу, над поверхностью головки которого на заданном расстоянии размещена приемная катушка, и измеряют ЭДС в приемной катушке, при этом предварительно определяют расчетное значение напряженности магнитного поля в зоне размещения приемной катушки, используя заданную величину тока в шлейфе и расстояние между шлейфом и центральной осью приемной катушки. Причем после подачи в проводной шлейф испытательного сигнала с заданной величиной тока измеряют напряженность магнитного поля в зоне размещения приемной катушки и изменяют величину напряженности магнитного поля в этой зоне путем изменения величины тока в проводном шлейфе до значения, при котором измеряемая напряженность магнитного поля сравняется с расчетным значением, после чего устанавливают приемную катушку в зону ее размещения и осуществляют измерение наведенной в ней ЭДС и фиксацию воспринятого ею кода испытательного сигнала, по которому судят о правильной работе аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации. Достигается повышение достоверности проверки АЛС.

Формула изобретения RU 2 645 494 C1

Способ проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации, заключающийся в подаче испытательного сигнала в проводной шлейф, прикрепленный к рельсу, над поверхностью головки которого на заданном расстоянии размещена приемная катушка, и измерении ЭДС в приемной катушке, отличающийся тем, что предварительно определяют расчетное значение напряженности магнитного поля в зоне размещения приемной катушки по формуле , где Iс - заданная величина тока в шлейфе, R - расстояние между шлейфом и центральной осью приемной катушки, а после подачи в проводной шлейф испытательного сигнала с заданной величиной тока измеряют напряженность магнитного поля в зоне размещения приемной катушки и изменяют величину напряженности магнитного поля в этой зоне путем изменения величины тока в проводном шлейфе до значения, при котором измеряемая напряженность магнитного поля сравняется с расчетным значением, после чего устанавливают приемную катушку в зону ее размещения и осуществляют измерение наведенной в ней ЭДС и фиксацию воспринятого ею кода испытательного сигнала, по которому судят о правильной работе аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2645494C1

0
SU153535A1
Приемник колебаний и звуков 1941
  • Лидих А.К.
SU67052A1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЕЁ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ 2014
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Горенбейн Евгений Вячеславович
  • Коротаев Дмитрий Владимирович
RU2578627C1
JP 4526686 B2, 18.08.2010.

RU 2 645 494 C1

Авторы

Батраев Владимир Петрович

Маршов Сергей Владимирович

Даты

2018-02-21Публикация

2017-04-06Подача